Напоминание

Урок жизни в гуманной технологии


Автор: Кутукова Татьяна Дмитриевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Балыксинская СОШ
Населённый пункт: Аскизский район Республики Хакасия
Наименование материала: Статья и методическая разработка урока
Тема: Урок жизни в гуманной технологии
Раздел: начальное образование





Назад





Технология педагогических мастерских в проектировании гуманного урока.
Ты хочешь идти со всеми? Или впереди? Или идти сам по себе? Нужно знать, чего хочешь, И знать, что ты этого хочешь… Ф.Ницше Гуманный урок – это совместное коллективное действие, направленное на самосовершенствование и учителя, и ученика. В нём учитель не выступает как некий идеальный образ, которому всё известно. Он сам рассуждает, мыслит, переживает, радуется вместе с детьми, ищет ответы на сложные вопросы и тем самым побуждает к подобным действиям учеников. Педагогическое мастерство учителя заключается в том, чтобы проживать и эмоционально переживать содержание урока вместе с детьми. Если удаётся обратить взгляд ребёнка внутрь себя, то это создаёт основную мотивационную ситуацию на уроке и настраивает детей прилагать усилия, чтобы они собственным напряжением приобретали знания. В этом случае ученик пытается не просто усвоить содержание урока, а с помощью учителя (мастера) ответить на самые важные для себя вопросы: «Каков мир вокруг него? Каково его место в этом мире? Как ему жить в нём?». Педагогическая технология «мастерская» появилась в педагогике сравнительно недавно. Поначалу её называли французской. И не только потому, что узнали мы о ней от французов. Педагогические мастерские – необычная система обучения, зародилась во Франции в 20-х годах прошлого века. Это был «демарш» французских педагогов- новаторов. «Демарш» (с франц. – протест, выступление) - заявление о несогласии с устоявшимися взглядами, идеями, положениями, формами работы. Позже демарш стал основополагающим методом педагогики ЖФЕН. У истоков этого движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевьен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. Французские педагоги заявили во всеуслышание о новых методиках обучения, создав Группу Нового Образования (ЖФЕН). Президентом ЖФЕН стал Одетт Бассис, его заместителями – Мишель Дюк и Пьер Колен. В деятельности Группы активное участие принимали современные французские педагоги, психологи и теоретики. Примечательно, что и в России тогда нашлись сторонники этого движения. Взгляды французов разделяли в разное время Л.Толстой и Л.С.Выготский, однако, по ряду причин эта передовая образовательная система не нашла должного применения в России. Целью движения стало внедрение в практику образования эффективных методов обучения и развития ребёнка. Не к этому ли российские педагоги стремятся и в наши дни? Основные идей ЖФЕН: Образование должно стать новым, иным. Сама личность способна строить новое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни.
Гражданин – личность самостоятельная, творческая, социально-ответственная и конструктивно-вооружённая, способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. Каждый человек (ребёнок) обладает способностями практически по всем видам человеческой деятельности. Концептуальный лозунг организации «Все способны!» ярко отражает одну из основных идей ЖФЕН. Для методов ЖФЕН было характерно: Отношение учителя к ученику как к себе равному; Самостоятельное «строительство» знаний учеником методом критического отношения к существующей информации; Учитывание разных мнений, подходов, уважительное отношение к позиции каждого. Считаю, что с методологической точки зрения педагогическая мастерская как технология близка «по духу» гуманной педагогике и соответствует её основным принципам. «Устроить окружающий мир и педагогический процесс так, чтобы в них: 1.
Ребёнок познавал и усваивал истинно человеческое
. «Истинно человеческое» – иначе правдивое, справедливое, научное, нравственное, доброе, полезное. 2.
Ребёнок познавал себя как человека
. «Как человека» – то есть, как созданного для людей (прошлых, настоящих, будущих), для себя, для Природы, для добрых человеческих дел, для заботы, для созидания, творчества и труда, для обогащения, украшения, очеловечивания жизни… 3.
Проявлял свою истинную индивидуальность
. «Истинная индивидуальность» – значит единственность и неповторимость, и потому с особой миссией от Природы. 4.
Находил общественный простор для развития своей истинной Природы
. «Общественный простор» – то есть очеловеченные условия и человеческое, поощряющее содействие для своевременного и всестороннего развития задатков…. 5
. Интересы ребёнка совпадали с общечеловеческими интересами
. Интересы ребёнка – его потребности, тенденции, хотения, увлечения, желания, опыт, знания; «общечеловеческие интересы» – значит общечеловеческие ценности, культура, знания, опыт, науки, нравственность…. Носителями общечеловеческих интересов являются для ребёнка взрослые, окружающие его, особенно же – учителя. 6.
Были

предотвращены

источники,

способные

провоцировать

ребёнка

на

асоциальные проявления.
Такими источниками могут быть: грубость во взаимоотношениях людей, среди которых живёт ребёнок, грубость в отношении ребёнка, ущемление его личности и достоинства, противостояние его жизненным интересам, природным тенденциям; авторитаризм и принуждения, несправедливость в отношении к нему, материальная недостаточность» Раскроем некоторые аспекты мастерских, заслуживающие внимания
Получение знаний в мастерской – поиск-исследование, поиск-открытие, путешествие со своими открытиями индивидуально и в коллективе;  Демарш – это цепочка творческих заданий, которые предлагается решить сначала одному и от которых каждый не сможет уйти;  Демарш – это занятие-действие по самообучению и социализации (обобществлении знаний в коллективе);  Лозунг «Все способны!» понимается как завоевание, перелом, разрыв с самим собой;  В центре внимания проблемная ситуацию, которая стимулирует детей к постановке множества вопросов, ответы на которые они получают, работая как индивидуально, так и коллективно; К тому же, педагогические мастерские можно проводить для учащихся, для педагогов, для учителей. Педагогические мастерские по праву можно считать инновационной технологией, поскольку она готовит личность к сознательному построению своей жизни, к активному участию в жизни коллектива и общества. Феномен новой образовательной технологии заключается в подходе к образованию как к процессу открытия себя, своего отношения к себе и другим, открытие собственных средств взаимодействия с миром и людьми. Мастерская – это совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого. В мастерской ребёнок приобретает жизненный опыт, открывает истину, сам устанавливает ценности, выстраивает собственные знания, культуру. Работа в мастерской построена на принципах свободы выбора, индивидуального и коллективного взаимодействия, нравственной ответственности за свой выбор. Свободно и независимо выстраивая свои мысли, свою деятельность, ребёнок учится по-своему, индивидуально реагировать на то, что происходит вокруг. Особая ценность технологии в разрыве (наличии разных точек зрения), в создании собственного продукта творчества, в подъёме на вершину открытия. Незавершённость мастерской, когда итогом оказываются новые вопросы, темы для размышления, формирует собственную культуру действия, мысли. «Задача мастерских состоит в том, чтобы сформировать в ребёнке институт мыслительного продолжения…» А.М.Пятигорский, профессор истории культуры. Уважаемые коллеги, гуманная педагогика – это теория и творческая практика гуманного педагогического процесса, которая расширяется и дополняется самим учителем, творящим в субъективном образовательном поле, поэтому предложенные выше тезисы являются лишь основой, на которой каждый из нас может самостоятельно творить и дополнять своё образовательное поле.
Раскроем некоторые Особенности технологии мастерских Педагогические мастерские – нестандартная форма организации учебно- воспитательного процесса, которая создаёт творческую атмосферу, психологический комфорт; способствует росту личности учителя и ученика; дарит радость сотворчества. В мастерской ребёнок способен строить свои знания самостоятельно в совместном поиске, организованном и продуманном мастером. Принципы работы мастерской  Атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.  Включение в изучение проблемы эмоциональной сферы ребёнка.  Работа мастера и ученика на равных.  Неспешность рассуждения и обдуманность ответов на вопросы.  Подача информации малыми дозами, по потребности.  Социализация, афиширование работ.  Чередование индивидуальной и коллективной работы в атмосфере сотрудничества, взаимопонимания.  Повышение уровня коммуникативной культуры (диалогический способ восхождения к истине).  Построение процесса по законам проблемного обучения.  Принцип выбора: мастера, вида деятельности, способа предъявления результата. Главным условием проведения гуманного урока является выращивание духовной общности между учителем и учениками в ходе каждодневной учебной деятельности. В ходе гуманного урока в детях взращиваются человеческие качества: чуткость, доброжелательность, правдивость, сопереживание, отзывчивость, сочувствие, чистота. Они или есть или их нет. Эти человеческие качества не подлежат статистической обработке, тестированию, и потому их нельзя сделать объектом анализа, рейтинговой оценки или соревнований. Считаю, что принципы мастерских близки основным характеристикам гуманного урока
Алгоритм процесса работы мастерской
Технология педагогических мастерских включает семь этапов, каждый из которых решает определённые задачи на содержательном, коммуникативном, личностном уровнях и логически связан с последующим этапом. ИНДУКЦИЯ» (ИНДУКТОР): создание эмоционального настроя, включение чувств ученика (ребёнка), создание личного отношения к предмету обсуждения. Учитель на этом этапе предлагает детям записать или произнести вслух ассоциации (вопросы, рисунки) по определённой теме (явлению, понятию, событию, ситуации). Важно предложить такое задание, чтобы включить в работу каждого ребёнка на уровне его знаний и умений. Заметим, что дети имеют достаточный жизненный опыт для того, чтобы ассоциировать предметы или явления.
САМОКОНСТРУКЦИЯ: индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Учитель расширяет сферу актуализации знаний на индивидуальном уровне и просит записать (сказать) всё то, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно даётся задание по определению признаков понятия, проблемы и пр.) СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ: работа учащихся в парах по построению определённых элементов. Учитель организует эту работу (просит поменяться тетрадями и обсудить, что получилось, подумать вместе над заданием и др.) Следует отметить, что дети любого возраста любят и даже пробуют спорить, высказывая своё мнение. СОЦИАЛИЗАЦИЯ: выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция полученных результатов). Учитель просит поделиться и обсудить полученные результаты, прийти к общему мнению, подготовить выступление от группы; при необходимости предлагает дополнительные задания. АФИШИРОВАНИЕ: предъявление коллективных работ учеников (текстов, проектов, рисунков, схем) всему классу (группе), ознакомление с результатами групповой работы. Учитель организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, даёт необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий. «РАЗРЫВ»: внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания (умения) новому. Учитель предлагает детям задание, которое они не могут выполнить в силу неполноты своего знания (умения) на данном этапе (проблемная ситуация, противоречивая информация). Ученики (дети) на этом этапе осознают возникшие познавательные противоречия, предлагают свои способы и пути решения, работая с предложенным источником информации, находят оптимальный вариант решения проблемы, закрепляют и применяют полученные знания. РЕФЛЕКСИЯ: Учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях. Рассмотрев и сопоставив основные принципы, характеристики, идеи и особенности технологии педагогических мастерских с критериями гуманного урока Валерии Гивиевны Ниорадзе , я уже не первый год пробую строить уроки гуманной направленности в технологии мастерских Гуманный урок строится по определённым законам. Он представляет собой модель жизни, отрезок пространства, в котором проживаются многие события в сжатом виде для того, чтобы из всего многообразия мира постичь лишь малую его часть. Школьные уроки – это различные вариации на главные темы жизни: «Что такое мир вокруг меня? Кто такой я в этом мире? Каково мое место в нем?». Урок не бывает безличным, он несет отпечаток мыслей, чувств учителя и его мировоззрения. Духовный мир учителя может наполнить урок многомерной красочной жизнью или превращать его в плоский и тоскливый отрезок времени.
И в мастерской учеников ждут открытия. Сверяя свои старые знания с новым знанием, которое ученик выстроил сам, он испытывает внутреннее осознание их неполноты или несоответствия, ощущает внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий его к углублённому изучению темы или проблемы, к поиску ответов на важные жизненные вопросы. Предлагаю участникам конференции попробовать проектировать гуманный урок в технологии мастерских, создавая духовную общность между педагогом и ребёнком, открыть умение слышать и слушать ребёнка, подарить ему вдохновение, напитать жизненными силами и научить человечности. В ходе мастер-класса участники получат возможность познакомиться с предложенными уроками «Подкова на счастье», «Ходит наша бабушка», «Именинный обед», «Дарить тепло людям», «Что есть истинная красота человека»; участниками в процессе творческой работы будет спроектирован гуманный урок (или фрагмент урока) на заданную тему или понятие в технологии педагогической мастерской.
Тема урока
«Спешите делать добро»
Тип урока
Систематизации и обобщения знаний и умений
Технологии
Педагогическая мастерская, проектная деятельность. Работа в парах, групповая работа над коллективным проектом, здоровьесберегающая
Цель урока
формированиепозитивного, уважительного отношения к людям старшего поколения через разъяснение значения мудрости и доброты пожилого человека на основе рассказа В.А Осеевой «Бабка»
Задачи урока
Образовательные: 1) познакомить учащихся с понятиями «нравственный, безнравственный»; 2 формировать умение анализировать текст художественного произведения, оценивать поступки героев, рассуждать, делать выводы Развивающие: 1) развивать умение выразить свои мысли грамотно, чётко, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы; 2) развивать коммуникативные навыки; 3) развивать культуру речи школьников, работать над выразительным чтением учащихся; Воспитательные: 1) способствовать развитию нравственных качеств на примере личности главной
героини рассказа; 2) воспитывать уважение к мнению выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки;

3) воспитывать уважительное отношение к своей семье, чувство сопереживания и сострадания к своим родным и близким; воспитывать желание проявлять заботу о людях пожилого возраста
Планируемые

результаты

обучения
В результате изучения произведения обучающиеся -
познакомятся
с классическим произведением отечественной литературы на тему нравственности;
- научатся:
• принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; • оценивать правильность выполнения действий; •основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов; •осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков. • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; •адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи, проявлять заботу, милосердие, доброту, отзывчивость и уважение к людям старшего поколения
Основные

понятия
Нравственный, безнравственный; доброта, равнодушие, грубость, внимание, чуткость, раздражительность, бессердечие, сострадание, чёрствость, милосердие Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
Организационн ый Мотивация к учебной деятельности (индуктор) Организовать направленное внимание на начало урока Психологический настрой: -Ребята, сегодня у нас вновь необычный урок – урок внеклассного чтения для души. Приветствие гостей -Сядем мы за парты дружно, Нам теперь работать нужно. На доске слова: Ходит………. 1.Демонстрация слайдов «Старость» с муз.сопровождением (Д.Шостакович «Прелюдия») -Какая по характеру музыка звучала? -Почему я выбрала именно такую мелодию? -Какое слово я скрыла за карточкой? 2. Читает стихотворение «Ходит наша бабушка»: -Как девочка относится к своей бабушке? -Как вы это поняли? _А вы как называете свою бабушку? Что делаете вместе? Как к ней относятся ваши родители? Как вы считаете, ваша семья дружная? Самоконтроль готовности. Настрой на работу. Приветствие учителя и присутствующих гостей Рассматривают портреты, делают умозаключение: -Печальная, грустная. -Старость – это завершающий этап жизни человека Общее слово - БАБУШКА Слушают, формулируют мысль, отвечают на вопросы Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Познавательные: - уметь выделять существенную информацию из задания. Коррекция внимания
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний.
-О чём пойдёт речь на уроке? Определение цели урока (Уч.)– Разъяснить вам некоторые сложные понятия и напомнить о том, каким должно быть наше отношение к людям старшего возраста. -Она её любит, заботится о ней. Хочет вернуть её молодость, хочет, чтобы бабушка выздоровела, жалеет её. Ответы ребят При помощи наводящих слов определяют задачи на урок:  Мы узнаем…  Познакомимся…  Я хочу понять…  Я хочу разобраться…  Нам нужно выяснить.. Выяснить значение слов «нравственный, безнравственный» Оценить поведение героев.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме. Р а б о т а с текстом 1.(Разрыв) Создаёт не соответствие м е ж д у и м е ю щ и м и с я познаниями и знанием С л у ш а ю т ч т е н и е
2.Анализ содержания рассказа д л я оценки поведения г е р о е в и формулировки понятий «нравственност ь, безнравственно сть» Динамическая пауза нового: -Я знаю такую семью, в которой не так, как у вас. Послушайте рассказ В.А Осеевой «Бабка» Читает рассказ… Проверка восприятия: -Что хотите сказать? _Какие мысли посетили вашу душу? -Чем обеспокоено ваше сердце? -Кто герои рассказа? -Кто главный герой? Почему ? -Как герои называют друг друга? -Чем занимаются герои рассказа? -Кто в этой семье больше других заботится обо всех? - Кто из героев поступает правильно, проявляет хорошие душевные качества? а кто – не всегда правильно, показывая плохие стороны своего характера? -Автор рассказа – В.А.Осеева была не только писательницей, но и учителем, она хотела, чтобы все дети поступали правильно, по совести, с доброй душой. Она написала для ребят много поучительных рассказов. учителем, читают рассказ в ы б о р оч н о ( р о л е в о е ч т е н и е , ч т е н и е с предварительной подготовкой) Формулируют ответы на вопросы учителя Отвечают на вопросы, стараясь доказать и обосновать своё мнение. Находят подтверждение своих высказываний словами из рассказа Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с по ставленной з а д ач е й , у м е т ь о с у щ е с т в л я т ь актуализацию л и ч н о го жизненного опыта Познавательные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой - уметь осуществлять поиск необходимой информации в тексте для выполнения учебного задания.
Загляните на выставку её книг. Обратите внимание на названия книг- Чему научат ребят эти книги? -
Добру учила своего

Борюшку и бабка. Учила

не наставлениями и не

упражнениями, а

мудрыми словами.
-Найдите в тексте мудрые высказывания , поясните их. Встают с мест, подходят к доске-выставке книг, читают названия книг -Доброте, добру. Вычитывают поговорки из текста, дают пояснения Коммуникативные: - у м е т ь участвовать в у ч е б н ом д и а л о ге п р и восприятии и обсуждении прочитанного; у м е т ь оформлять свои мысли в устной форме. Актуализация знаний, решение учебной задачи (самоконструкц ия) Словарная Организует работу с высказыванием -В каком порядке вы расставили слова? -Какое слово главнее? -Прочитайте с логическим ударением. -Слова
добро
и
доброта
понятны нам с раннего детства. Попробуем Составляют предложение из предложенных слов ДЕЛАТЬ СПЕШИТЕ ДОБРО Поясняют свой выбор и решение учебной задачи, читают п р ед л оже н и е , соблюдая л о г и ч е с ко е ударение, формулируют вывод: Все слова важные.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме.
работа (с элементами афиширования) разобраться в более сложных понятиях (на доске термины НРАВСТВЕН-НОСТЬ и БЕЗНРАВСТВЕН-НОСТЬ) -
Нравственный

человек
- проявляющий хорошие душевные качества.
Безнравственный человек
– п р о я в л я ю щ и й отрицательные качества характера. -На столах перед вами ка рточ к и с о с л о в а м и , которые могут описать характер человека или литературного героя. - Д а в а й т е п о п р о б у е м р а з о б р а т ь с я , к а к и е человеческие качества мы считаем нравственными, а какие - безнравственными? - Кто же из героев рассказа человек нравственный, а кто –безнравственный? Объясните своё мнение. -
А что же дальше?
Принятие учебной задачи. Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы. Демонстрация знаний, умений. Работа с карточками: доброта, равнодушие, г руб о с т ь , в н и м а н и е , чуткость, раздражительность, бессердечие, сострадание, чёрствость, милосердие Сопоставление внешнего о б л и к а г е р о е в с качествами их личностей Учащиеся распределяют с л о в а п о г р у п п а м , создавая на магнитной д о с к е проект «Качества характера» Дают обоснованные ответы - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Вы деляют геро ев п о названию произведения, и м е н и а в т о р а , предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Отвечают на вопросы. 3 . Р а б о т а с текстом Чтение заключительной части рассказа учителем Какое впечатление вызвал у вас рассказ? -Что понял наконец Борька? -Где он был до позднего вечера, догадались? -Что осталось от бабки в шкатулке? -А что останется у Борьки в сердце? -Нравственный Борька человек или безнравственный ? -В.Осеева даёт читателю надежду, что Борька будет внимательным к людям, потому что его бабушка учила быть добрым. Восприятие информации Наличие эмоциональной реакции на текст, е ё адекватность тексту. Отвечают на вопросы Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; Познавательные: - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
Рефлексия
Настраивает на душевный отклик по прочитанному: - Всем известно, что бабушки любят украшения. -Как вы думаете, какой подарок мечтала получить бабка от своих родных? -У каждого из вас сегодня есть бусина. Давайте Принятие учебной задачи. Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы,
Методика «открытый микрофон» Для продолжения мыслительной деятельности соберём для Борькиной бабушки бусы в подарок. Думаю, она была бы очень рада и счастлива. А нанизывая бусину, будем высказывать пожелания всем пожилым людям. -Выскажите ваши впечатления от урока -Мы прочитали рассказ в сокращении. Полностью вы прочтёте его дома, с родителями. Дарю вам эти мудрые строки В.А.Осеевой. -Благодарю вас за урок, и желаю вам стараться в жизни совершать правильные, нравственные поступки. Выполняют задание. По начальным словам формулируют свой отклик по итогам урока  Меня поразило…  Я не ожидала, что….  Я удивилась…  Меня затронуло за сердце..  Теперь я буду…  Я задумалась… Принимают подарок – рассказ для семейного прочтения. основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;


В раздел образования