Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с помощью компьютерных программ и игр.
Автор: Салимова Алена Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОБУ Д/С №6 "Черёмушка" Населённый пункт: город Тында Амурской области Наименование материала: статья Тема: Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с помощью компьютерных программ и игр. Раздел: дошкольное образование
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с
помощью компьютерных программ и игр.
Принято называть игру «спутником детства». У детей дошкольного возраста она
составляет
основное
содержание
жизни,
выступает
как
ведущая
деятельность,
тесно
переплетаясь с трудом и учением. При этом игра понятие многообразное. Каждый вид
игровой деятельности является важным для дошкольника.
Любой
вид
игровой
деятельности,
будто
то
сюжетно-ролевая игра,
строительная,
подвижная, игра-драматизация, способствует всестороннему развитию ребенка.
В
условиях
Дальнего
Востока,
где
основное
время
года
на
улице
отрицательная
температура воздуха, что не позволяет детям развиваться с помощью подвижных игр на
улице
–
особую
роль
играет
развитие
ребенка
при
помощи
компьютерных
игр
и
обучающих программ.
С е год ня
по го во р им
о б основных
компьютерных
программах
для
развития
интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными
методами
обучения.
Они
обеспечивают развитие
интеллектуальных
способностей
обучающихся,
активизируют
их
творческий
потенциал.
Это программы, которые
сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности,
обеспечивая необходимый уровень усвоения.
Существует три основные программы для развития интеллектуальных способностей:
- Обучающие программы
- Тренажеры
- Учебно-игровые
Классифицировать обучающие детские программы, с точки зрения пользователя, можно по
огромному множеству критериев, которые необходимо учитывать при выборе программы.
Специалисты выделяют 5 направлений:
- логика и память;
- мелкая моторика рук;
- счет и чтение;
- объемное восприятие и фантазия;
- музыкальный слух и художественный вкус.
Логическое
мышление
малыша
могут
развивать
программы,
в
которых
необходимо
оперировать не просто вещами, но и их видоизмененными «копиями», силуэтами. При
этом используется память. Это могут быть пазлы или игра «собери предметы», где нужно
будет запомнить предметы, а затем отыскать их в каком-то пространстве. Примером таких
программ может быть «Логика для малышей», "Противоположности", «Дополни рисунок»,
«Ассоциации» и т. д.
Моторику рук развивают все программы, где управление происходит при помощи нажатия
определенных
клавиш
или
отклонения
мыши
в
определенную
сторону.
Особенно
полюбятся малышам красочные обучающие программы вроде «Русалочка», «Синичка и
рябина» и т. д.
Счет и чтение – это, пожалуй, самая развитая категория. Это «Занимательная арифметика»
«Математическое домино» «Яблоневый сад» и многие другие флэш и онлайн игры.
Объемное восприятие и фантазию разовьют обучающие программы, где нужно собрать
персонажа
или
нарисовать
что-то
определенное.
Хороший
пример
–
«Пазлы»,
где
выданные
предметы
нужно
сложить
определенным
образом,
или
«Попугай»,
где
необходимо собрать мозаику.
Музыкальные и художественные программы позволят ребенку без труда выучить ноты,
цвета,
тона,
научиться
воспринимать
искусство.
Хорошо
подойдут
музыкальные
редакторы и раскраски, которых во всемирной сети огромное множество. "Раскраски" —
простейший
редактор,
который
рекомендуется
включать
в
обучение
первым
навыкам
работы
с
графической
информацией.
С
помощью
курсора,
принимающего
несколько
различных форм и способного менять размер, можно рисовать контурные и закрашенные
рисунки. Программа способна помнить историю рисунка. Это позволяет использовать ее
как инструмент простейшей мультипликации.
Программы, предназначенные для отработки разного рода умений и навыков.
К таким программам относятся:
Тренажер «Собери бусинки» - тренировать мелкую моторику, мышкой двигать детали по
экрану,
а
также
собирать
элементы
по
заданным
линиям
и
в
определенной
последовательности. Задания специально подобраны по сложности: сначала одного цвета,
потом чередование цвета, потом чередование размера, затем чередование разных фигур, а
уж в конце творческое задание по собиранию собственных бус. Линии располагаются
горизонтально и вертикально, а также по кругу.
Тренажер «Домики» - Тренажер направлен на отработку и самопроверку знаний состава
числа
Учебно-игровые программы
Это компьютерные программы, предназначенные для формирования и развития у детей
общих умственных способностей, целеполагания, фантазии, воображения. В них нет явно
заданной цели — они являются инструментами для творчества и самовыражения ребенка.
К программам этого типа относятся:
-графические
редакторы, «рисовалки», «раскраски»,
конструкторы,
предоставляющие
возможность свободного рисования на экране прямыми и кривыми линиями, контурными
и сплошными геометрическими фигурами, и пятнами, закрашивания замкнутых областей,
вставки готовых рисунков, стирания изображения;
-простые текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печати текста;
- «конструкторы сред» с разнообразными функциональными возможностями свободного
перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые
служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр;
-
«музыкальные
редакторы» для
ввода,
хранения
и
воспроизведения
простых (чаще
одноголосых) мелодий в нотной форме записи;
-
«конструкторы
сказок»,
совмещающие
возможности
элементарных
текстового
и
графического редакторов.
Обучающие игры
Это игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается
решить
одну
или
несколько
дидактических
задач.
К
этому
классу
относятся
игры,
связанные
с
формированием
у детей начальных
математических
представлений;
с
обучением
азбуке,
слого-
и
словообразованию,
письму
через
чтение
и
чтению
через
письмо, родному и иностранным языкам; с формированием представлений по ориентации
на
плоскости
и
в
пространстве;
с
эстетическим,
нравственным
воспитанием;
экологическим
воспитанием;
с основами систематизации
и
классификации, синтеза
и
анализа понятий.
Игры - эксперименты
В играх этого типа цель и правила игры не заданы явно, а скрыты в сюжете или способе
управления. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен
путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия в игре.
Игры-забавы
В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития. Они
просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и
увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика». "В поисках Немо",
"Элька"
Компьютерные диагностические игры
Игры развивающие,
обучающие,
эксперименты,
можно
считать
диагностическими,
поскольку
опытный
педагог
и,
тем
более,
психолог
по способу
решения
компьютерных задач смогут многое сказать о ребенке.
Логические игры.
Данные игры направлены на развитие логического мышления.
К данной категории игр относят:
- Шахматные игры: шашки, шахматы и т. п.
- Логические учебные развивающие игры: лабиринты, угадай число, слово, крестики-
нолики и др.
Использование основных
программ
для
развития
интеллектуальных
способностей
способствует успешной психологической адаптации детей к условиям школы, к успешной
социализации в обществе, повышению своего уровня развития, становление на более
высокий интеллектуальный уровень.
Особенно дети дошкольного возраста с удовольствием обучаются при совместных играх с
родителями. При этом родители становятся ребенку ближе, он видит их чувства, эмоции, и
тоже радуется.
Во время игр родители полностью «погружены», все их внимание направлено на общение
с
малышом,
они
не
отвлекаются
на
посторонние
дела
и
заботы.
А,
значит,
ребенок
п о л у ч а е т
и м е н н о
т о ,
в
ч е м
н у ж д а е т с я .
Если использовать компьютерные игры в разумных пределах (не более 1 часа в сутки с
перерывами через 15-20 минут для ребенка 5-7 лет) и не в ущерб другим сторонам жизни
ребенка, то они могут принести положительный результат: научат детей счету, алфавиту,
усилят концентрацию внимания, улучшат мыслительные операции, процессы принятия
решения, будут способствовать формированию художественного воображения, помогут
развить быстроту реакции.