Напоминание

Осебенности интеллектуального и психического развития, ребенка с ДЦП


Автор: Комиссарова Ольга Анатольевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Детская клиника Здоровёнок
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Осебенности интеллектуального и психического развития, ребенка с ДЦП
Раздел: дополнительное образование





Назад





Особенности

интеллектуального и психического

развития детей дошкольного возраста, с детским

церебральным параличом.

Автор

:

Социальный

педагог

,

Руководитель



медицинского

центра

Здоровёнок

.

г

.

Оренбург

Комиссарова

Ольга

Анатольевна


От

тяжелых

болезней

никто

не

застрахован

.

И

если

в

семье

случилась

беда



родился

ребенок

с

детским

церебральным

параличом

,

каждый

родитель

хочет

знать

все

о

заболевании

и

о

том

,

как

он

развивается

.

Рассмотрим

некоторые

особенности

развития

детей

с

диагнозом

ДЦП

Психоэмоциональное

и

личностное

развитие

ребенка

Степень

отклонения

психоэмоционального

развития

ребенка

от

нормальных

показателей

зависит

от

многих

факторов

.

И

прежде

всего



это

психическое

развитие

ребенка

и

степень

поражения

его

головного

мозга

.

Однако

не

меньшее

значение

имеет

отношение

к

ребенку

окружающих

людей

.

Психоэмоциональный

отклонения

детей

с

ДЦП

могут

проявляться

по

-

разному

.

Так

,

отдельные

дети

излишне

раздражительны

,

возбудимы

,

для

них

характерна

резкая

смена

настроения

на

протяжении

дня

.

Некоторые

же

ребята

наоборот

,

застенчивы

,

боязливы

,

они

с

трудом

идут

на

контакт

с

окружающими

,

не

проявляют

инициативы

в

своих

действиях

.

Для

большинства

детей

характерна

задержка

психического

развития

по

типу

инфантилизма

.

Это

означает

,

что

у

них

обнаруживается

недоразвитость

эмоционально

-

волевой

сферы

личности

.

Интеллект

в

таких

случаях

может

соответствовать

норме

.

Однако

обнаруживается

незрелость

именно

эмоциональной

сферы

.


Характер

поведения

детей

При

нарушениях

психического

развития

,

связанных

с

ДЦП

,

наблюдаются

такие

особенности

в

поведении

детей

:

ребенок

руководствуется

главным

образом

эмоциями

,

связанными

с

удовольствием

;

детям

с

ДЦП

присуща

эгоцентричность

;

они

не

могут

целенаправленно

работать

в

коллективе

;

они

не

умеют

соотносить

собственные

интересы

с

интересами

окружающих

их

людей

;

в

поведении

присущи

элементы

инфантильности

;

даже

в

старшем

школьном

возрасте

таким

детям

присущ

повышенный

интерес

к

играм

;

они

чрезвычайно

внушаемы

,

неспособны

к

волевым

усилиям

над

собой

;

поведение

также

характеризуется

нестабильностью

эмоций

,

расторможенностью

;

дети

,

как

правило

,

быстро

утомляются

;

они

тяжело

адаптируются

к

новым

условиям

,

им

присущи

разные

страхи



чаще

всего

страх

высоты

,

темноты

и

проч

.;

дети

очень

чутко

относятся

к

настроению

и

поведению

других

,

что

отображается

в

повышенной

впечатлительности

:

нейтральные

для

других

детей

происшествия

могут

вызвать

у

них

бурную

реакцию

.

нередки

нарушения

сна

появление

ночных

кошмаров

,

ночной

тревожности

Для

детей

с

церебральным

параличом

характерны

специфические

отклонения

в

психическом

развитии

.

Механизм

этих

нарушений

сложен

и

определяется

как

временем

,

так

и

степенью

и

локализацией

мозгового

поражения

.

Проблеме

психических

нарушений

у

детей

,

страдающих

церебральным

параличом

,

посвящено

значительное

количество

работ

отечественных

специалистов
Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений -- например, тяжелые двигательные расстройства, могут сочетаться с легкой задержкой психического развития а остаточные явления ДЦП -- с тяжелым недоразвитием отдельных психических функции или психики в целом. Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.

Структура

нарушений

познавательной

деятельности

при

ДЦП

имеет

ряд

специфических

особенностей

,

характерных

для

всех

детей

.

К

ним

относятся

:
- неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП; - выраженность астенических проявлений -- повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы; - сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами: - вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения; - затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно- практической деятельности Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные взаимоотношения, у них нарушен целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое -- собрать разрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек или строительного материала). Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать. Часто выражена недостаточность фонематического восприятия, стереогноза, всех видов праксиса (выполнение целенаправленных автоматизированных движений). У многих отмечаются нарушения в формировании мыслительной деятельности. У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других -- наоборот, особенно страдает наглядно- действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического. Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений -- замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. Большое количество детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в
пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Ряд нарушений познавательной деятельности характерен для определенных клинических форм заболевания. При спастической диплегии наблюдается удовлетворительное развитие словесно-логического мышления при выраженной недостаточности пространственного гнозиса и праксиса. Выполнение заданий, требующих участия логического мышления, речевого ответа, не представляет для детей с данной формой ДЦП особых трудностей. В то же время они испытывают существенные затруднения при выполнении заданий на пространственную ориентировку, не могут правильно скопировать форму предмета, часто зеркально изображают асимметричные фигуры; с трудом осваивают схему тела и направление. У этих детей часто встречаются нарушения функции счета, выражающиеся в трудностях глобального восприятия количества, сравнении целого и частей целого, в усвоении состава числа, в нарушении восприятия разрядного строения числа и усвоении арифметических знаков. Важно подчеркнуть, что отдельные локальные нарушения высших корковых функций (пространственного гнозиса и праксиса, нарушение функции счета, доходящее иногда до выраженной акалькулии) могут наблюдаться и при других формах ДЦП, однако, несомненно, что эти нарушения чаще всего отмечаются при спастической диплегии.
Структура

интеллектуальных

нарушений

при

гиперкинетической

форме

ДЦП

отличается

своеобразием

.

У

большинства

детей

в

связи

с

преимущественным

поражением

подкорковых

отделов

мозга

интеллект

потенциально

сохранный

.
Ведущее место в структуре нарушений занимают недостаточность слухового восприятия и речевые нарушения (гиперкинетическая дизартрия). Дети испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих речевого оформления, и легче выполняют визуальные инструкции. Для гиперкинетической формы ДЦП характерно удовлетворительное развитие праксиса и пространственного гнозиса, а трудности обучения чаще связаны с нарушениями речи и слуха. Особенности мышления у детей с церебральным параличом наиболее четко обнаруживаются при выполнении заданий, требующих симультанного характера интеллектуальных процессов, т.е. целостной интеллектуальной операции, основанной на взаимодействии анализаторных систем. У детей с церебральным параличом обычно отмечаются не только малый запас знаний и представлений, за счет бедности их практического опыта, но и
специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе предметно-практической деятельности. Эти специфические особенности мышления часто сочетаются с нарушенной динамикой мыслительных процессов. Наиболее часто наблюдается замедленность мышления, некоторая его инертность. У отдельных детей отмечается недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, иногда со склонностью к резонерству и побочным ассоциациям. Замедленность мышления обычно сочетается с выраженностью церебрастенического синдрома. Во всех случаях наблюдается взаимосвязь нарушений мышления и речевой деятельности. По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни. Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала.
При

адекватной

коррекционно

-

педагогической

работе

дети

часто

догоняют

сверстников

в

умственном

развитии

.
Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие и своеобразие в формировании познавательных процессов, хотя оно идет по тем же законам, что и развитие познавательной сферы нормально развивающихся детей. Нарушения развития отдельных психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, речь) тормозят психическое развитие ребенка в целом. По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной
деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни. Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии. Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие и своеобразие в формировании познавательных процессов, хотя оно идет по тем же законам, что и развитие познавательной сферы нормально развивающихся детей. Нарушения развития отдельных психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, речь) тормозят психическое развитие ребенка в целом.

ПРАКТИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ

ИЗУЧЕНИЯ

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

С

ДЕТСКИМ

ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ

ПАРАЛИЧОМ
Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений нарушений двигательного, психического и речевого развития этих детей. Двигательные нарушение в сочетании с нарушениями зрения и слуха, неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребенка и ограничивают возможности применения экспериментальных методик и тестовых заданий. Для определения уровня умственного развития у детей с ДЦП дошкольного возраста используются диагностические методики, широко применяемые в отечественной и зарубежной психологии. Но психологическое обследование детей с ДЦП является чрезвычайно сложным. Поэтому обследование детей с ДЦП должно быть направлено на качественный анализ полученных данных. Учитывая тормозящую роль сенсорных дефектов в умственном развитии детей с ДЦП, основное внимание при психологическом обследовании следует уделять уровню развития сенсорно-перцептивной деятельности. На первых этапах обследования рекомендуется исследовать особенности развития зрительного восприятия: восприятия формы, цвета, величины и пространственных отношений предметов; уровень развития осязательного восприятия предметов: формы, фактуры, веса; уровень сформированности конструктивных и графических навыков и умений. Обязательно в обследования необходимо включить изучение процессов анализа, синтеза и обобщений предметов, а также уровень развития количественных представлений. При исследовании особенностей интеллектуального развития дошкольников с ДЦП важен не только сам результат выполнения заданий, а главное - способ их выполнения. Предъявляемые ребенку задания должны быть не только адекватны его биологическому возрасту, но и уровню его сенсорного, моторного и интеллектуального развития. Процесс обследования необходимо проводить в игровой форме, доступной ребенку. Дифференциальная диагностика умственного развития при ДЦП очень сложна, так как необходимо учитывать все факторы, определяющие психическое развитие этих детей, в том числе сенсорную и социальную депривацию, трудности организации речевого общения, моторные затруднения. Унифицированная система дифференциальной диагностики детей с ДЦП в настоящее время не разработана, попытки ее создания у нас в
стране также не имели успеха -- слишком велико число факторов, которые необходимо учесть при создании такой системы. Наиболее объективной остается диагностика, опирающаяся на длительное наблюдение в сочетании с экспериментальными исследованиями отдельных психических функций и изучением темпа приобретения новых знаний и навыков. Такой подход к изучению психолого-педагогических особенностей ребенка с ДЦП и его потенциальных возможностей требует, во-первых, больших затрат времени, а во-вторых, высокой квалификации специалистов, осуществляющих диагностику, глубокого знания клиники заболевания и особенностей психического и речевого разбития детей с церебральным параличом. Знание клинической картины динамики изменения состояния ребенка под влиянием лечения, формы ДЦП, сопутствующих синдромов помогает специалисту правильно определить стратегию обследования, подобрать наиболее подходящие методики и материалы для предъявления ребенку, учесть клинические характеристики при качественном анализе результатов психолого-педагогического обследования. Кроме того, задачей психолого-педагогической диагностики детей с церебральным параличом являются этапные исследования, позволяющие оценить изменения в состоянии ребенка под воздействием лечебных, коррекционных и воспитательных мероприятий. Такие исследования позволяют увидеть не только положительные динамические изменения, но и недостаточный темп формирования новых умений и навыков, отсутствие положительной динамики в развитии психических процессов. Это даст возможность своевременно внести изменения в программу коррекционной работы с ребенком. Основным методом изучения является педагогическое наблюдение, в ходе которого ребенку могут быть даны различные задания. Желательно проводить обследование в присутствии матери, так как многие дети с этим заболеванием боятся новых людей и новой обстановки. При обследовании детей дошкольного возраста наряду с наблюдением широко используются другие экспериментально-психологические методики, направленные на выявление нарушений в формировании восприятия, пространственных и временных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Для подбора методических приемов и правильной интерпретации результатов специалист должен хорошо знать и учитывать клинические особенности детей и структуру речевых и интеллектуальных нарушений при разных формах церебрального паралича.
В схему обследования детей дошкольного возраста, страдающих церебральным параличом, необходимо включать задания на изучение всех видов восприятия, конструирования, пространственных и временных представлений, графических навыков. Основной научной категорией, направляющей решения о направлении психокоррекционного воздействия, является категория нормы психического развития, которая позволяет обосновать подход в практической деятельности. Таким образом, сталкиваясь с проблемой системный узконаправленной в коррекционной работе, необходимо исходить из стратегической позиции комплексного подхода в её решении. Так, при задаче коррекции мнестических функций ребёнка необходимо иметь в виду специфику тех связей и проекций, которые проявляются в ряде других познавательных, личностных и психодинамических особенностях ребёнка.
Представляется

существенно

важным

выделить

в

этой

категории

следующие

уровни

коррекционного

анализа

:
 нейропсихологический (предполагает знание о функциональной организации мозга и основных принципах локализации функций позволяет выбрать адекватные средства и способы воздействия в коррекционной работе).  общепсихологический уровень анализа содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека;  возрастно-психологический уровень анализа содержания нормы психологического развития позволяет конкретизировать общепсихологические данные и индивидуализировать их изучение. Остановимся на основных методах психокоррекционного воздействия. Они классифицируются на две большие группы: психолого-педагогические и психотерапевтические. В группе психолого-педагогических методов остановимся на методе коррекции умственной работоспособности, методе коррекции восприятия, методе коррекции аналитико-синтетической деятельности, методе коррекции нарушений характера, методе коррекции заострения отдельных характерологических особенностей.

Метод

коррекции

аналитико

-

синтетической

деятельности
1. Надо представить и описать ситуацию с измененными привычными характеристиками временных связей (следование, предшествование, совпадение), например, надо представить и описать ситуацию молнии без грома. 2. Надо представить и описать ситуацию с заменой привычного временного порядка на прямо противоположный, например, поменять местами причину и следствие. 3. Резко сократить интервалы времени между некоторыми событиями, например, человек – однодневка (вся жизнь человека равна одному дню) 4. Перемещение вдоль временной оси существования некоторого предмета или его свойств, например, телевизор в прошлом, настоящем, будущем. 5. Совмещение в одном объеме тех, которые пространственно разведены, и описание предмета с этими новыми свойствами, например, травинки и авторучки. 6. Прием разведения обычно связанных в пространстве объектов, например, надо представить рыбу без воды. 7. Изменение привычной логики действий, например, не дым ядовит для человека, а человек ядовит для дыма. 8. Многократно усиливается свойство объекта, например, свойство автобуса перевозить людей многократно усиливается – перевозить очень много людей.
Метод

коррекции

концентрации

внимания

.
В методику включаются специально подобранные упражнения, составленные по мере увеличения количественных заданий и их сложности. Основным условием эффективности будет регулярность проведения упражнений и их положительная эмоциональная окраска для ребёнка.
Метод

коррекции

восприятия

.
Возможны виды психокоррекционных заданий.
1. “Нарисуй, чтобы я догадался, где, например, мишка, а где обезьянка”- это тип задания, где ребёнок должен по инструкции взрослого воспроизвести графически образец, заданный в слове. 2. Нарисуй на отдельном листе деталь предмета, например, одну лапу или один нос. 3. Изображение фантастических персонажей, например, жар-птицу в волшебном саду. 4. Рисовать точки в разных комбинациях. 5. Рисовать для ребёнка точками контур рисунка и просить его обводить. 6. Рисование дорожек – взрослый рисует сложную линию дороги – ребёнок проводит параллельную ей. 7. Рисование прямых линий без отрыва карандаша. 8. Лепка различных форм из пластилина. 9. Построение в игре планов – квартиры, улицы, города и др. 10.Обсуждение с ребёнком его предстоящих действий, планирование их словами и движениями. 11.Рисование с натуры.
Метод

коррекции

нарушений

характера
При использовании данного метода важным является соблюдение следующих условий: 1. Урегулировать питание, сон, пребывание на свежем воздухе, затрату мышечной энергии, а также и отдых. 2. Крайне целесообразно физическое воспитание (естественные движения, игры, экскурсии, спорт)
Метод

игнорирования
применим во всех тех случаях, в которых ребёнок до тех пор был предметом чрезмерного внимания, и когда существуют ипохондрические признаки. В подобных случаях заранее говорят ребёнку, что не признают у него никаких особенностей, что все это его воображение и притворство. Лучше и вернее, не говоря об этом воспитаннику, не обращать внимания на его заявления, что он не такой, как другие дети.

Метод

фиктивной

,

мнимой

коррекции
особенно пригоден в раннем детском возрасте в тех случаях, когда симулируются (выдумываются) отдельные расстройства. Он состоит в том, что ребёнка уверяют, что если он выпьет это лекарство (вместо которого дается соленая или сладкая вода) (эффект Плацебо), то он будет совершенно здоров.
Метод



заставания

врасплох

”,

или

метод

ошеломления


состоит в том, что на ребёнка воздействуют путем энергичных требований и запретов, например, : “Подними руку. Ходи. Стой. Не говори шепотом, говори громко” и т.п. Вследствие этого у ребёнка остается меньше времени, чтобы заострять внимание на своем состоянии, и он приучается адекватно реагировать на просьбы и указания. Стоит отметить важный аспект регулярных занятий, с педагогам и психологам, ребенок становится внимательным, размышляет ход своих действий, целенаправлен на самостоятельность, что очень важно для ребенка с особенностями. Социальный педагог, кондуктолог : Комиссарова Ольга Анатольевна Медицинский центр Здоровенок г.Оренбург


В раздел образования