Автор: Добрякова Ольга Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ д/с №3 Населённый пункт: город Кириши, Ленинградская область Наименование материала: Конспект по познавательному развитию. Тема: "Путешествие в страну экономики" Раздел: дошкольное образование
Предшествующая работа .
Чтение художественной литературы: В. Крючкова «Путешествие Экономика и
его друзей», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь», В. Даль «Пословицы и
поговорки», К. Чуковский «Муха-цокотуха».
Сюжетно – ролевые игры : «Супермаркет», «Рекламное агентство»,
«Парикмахерская». Дидактические игры «Кто трудится, кто играет», «Какие
бывают доходы? », «наоборот», «Какое слово лишнее? »
Цель: развивать у детей интерес к экономике.
Задачи:
1.
Поупражнять детей в умении сопоставлять цену товара с имеющимися в
наличии денежными средствами;
2.
Уточнить с детьми следующие экономические понятия: расход, доход, цена,
товар, бюджет, премия, бартер;
3.
Побуждать на наглядной основе решать простые арифметические задачи на
сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий,
сравнивать числа с помощью знаков: <, >, =.
4.
Развивать способность к моделированию пространственных отношений
между объектами в виде рисунка, плана, схемы;
5.
Развивать у детей логическое мышление, внимание и память;
6.
Воспитывать бережное отношение к вещам и деньгам;
7.
Развивать умение работать малыми группами (в парах);
8.
Пополнять литературный багаж детей пословицами;
9.
Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между
детьми; побуждать быть доброжелательными и корректными собеседниками.
Ход НОД .
Воспитатель : ребята, помните, мы с вами рассуждали о том. Что такое
экономика, зачем она нужна для людей. А не хотели бы вы сегодня
отправиться в путешествие, в страну Экономику. (Ответы детей).
А как нам туда попасть?
Ответы Детей : автобус, поезд, корабль, вертолет, машина, самолет.
Воспитатель : а на чем, как вы думаете, мы доберемся быстрее. (Ответы и
рассуждения детей). Правильно, летим туда на самолете. Уважаемый гном,
нам необходимы билеты на рейс Кириши - Экономика.
Гном : хорошо. Расскажите, что вы знаете об этой стране? А помогут вам в
этом мои вопросы.
1.
Как называются деньги, полученные за работу? (Зарплата)
2.
Деньги дополнительные к заработной плате за успехи в работе?
(Премия)
3.
Что такое семейный бюджет?
4.
Что такое товар?
Гном : молодцы, разбираетесь в экономике. Теперь пройдемте за билетами.
Воспитатель : ребята, а чтобы купить билет на самолет, что нам необходимо
узнать у кассира?
Дети : деньги, цену, сколько стоит билет.
Воспитатель : правильно, давайте спросим у гнома, сколько стоит билет.
Гном : цена одного билета 1 рубль.
Воспитатель : посчитайте, пожалуйста, сколько у нас рублей? И сколько нас
должно лететь? Ребята хватит ли нам денег на билеты? (дети сопоставляют
количество денег и количество билетов)
Дети : Нет / Да
Воспитатель : почему?
Дети : денег меньше, чем людей.
Воспитатель : как нам решить эту проблему? (ситуацию)
Дети : договориться, кто-то не поедет, обменяться…
Воспитатель : как называется обмен?
Дети : бартер
Воспитатель : уважаемый гном, что бы Вы хотели получить взамен лишнего
билета?
Гном : обменяю за пословицы. Вы знаете пословицы про экономику?
Дети : деньги легче прожить, чем нажить. Раз ты бездельник, сиди без денег.
Копейка рубль бережет. Покажи товар лицом.
Гном : хорошо. Получите ваш недостающий билет.
Физминутка.
Руки в стороны, в полёт,
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед
Левое крыло вперед
Раз, два, три, четыре
Полетел наш самолет
Воспитатель : мы прилетели с вами в страну Экономику. Первая станция
называется «Семейный бюджет».
Воспитатель : рассказывает сказку «Семья крокодила Гены». Подружились
как-то старуха Шапокляк, Крокодил Гена и Чебурашка. Стали они жить
вместе. Крокодил Гена работал в зоопарке и получал зарплату 3 рубля.
Старуха Шапокляк не работала, она занималась домашним хозяйством и
получила пенсию 1 рубль. Чебурашка ходил в школу и ничего не получал.
Сосчитайте, какой семейный бюджет в этой семье?
Подумайте, похожа ли эта сказка на задачу? Попробуйте назвать условие
задачи, вопрос и решение? (Ответы детей).
Дети: работают с раздаточным материалом.
Воспитатель : Ванечка, что ты считаешь? Как ты узнал сумму семейного
бюджета? Сколько у тебя получилось? Молодец!
Воспитатель : нам пора дальше. Занимайте свои места, и в полет.
Физминутка
Руки в стороны, в полёт,
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед
Левое крыло вперед
Раз, два, три, четыре,
Полетел наш самолет.
Воспитатель : станция называется: «Расход и доход». Здесь живут три
поросенка. И у них всегда возникают, какие-то проблемы, они хотят знать
свой доход и расход. Давайте им поможем. Попробуем разделиться на
подгруппы. В этом нам поможет чудесный мешочек К кому попадется
картинка с соломинкой, тот пойдёт в команду Ниф-Нифу. Если попадется
прутик, то в команду Нуф-Нуфу. Ну а если кирпич, то тогда в команду Наф-
Нафа.
Первая подгруппа - У Ниф-Нифа доход составляет 3 нифа, раход 4 нифа.
Вторая подгруппа – У Нуф-Нуфа доход составляет 4 нуфа, расход 4 нуфа.
Третья подгруппа – У Наф-Нафа доход составляет 4 нуфа, расход 2 нафа.
Дети работают с раздаточным материалом. (Определяют доход, расход и
разницу). Определили.
Вывод – остались ли деньги у Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа.
Дети : отвечают. У Ниф-Нифа расход превышает доход. У Нуф-Нуфа расход и
доход одинаковый. У Наф-Нафа доход больше расхода.
Воспитатель : замечательно. Помогли мы нашим поросятам. Полетели
дальше.
Физминутка.
Руки в стороны, в полёт,
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед
Левое крыло вперед
Раз, два, три, четыре,
Полетел наш самолет.
Воспитатель : третья станция: «Остров сокровищ». Рассказывает историю
острова. На острове найден запечатанный сундук с большим количеством
камней изумрудов. Посмотрите, пираты оставили здесь карточки, которые
помогут вам найти свой изумруд.
Дети работают с карточками-схемами.
Воспитатель : ребята, найденные изумруды - теперь ваш товар. Подумайте,
что можно с товаром сделать?
Дети : продать, обменять, заложить.
Воспитатель : правильно. Я вам предлагаю взять изумруды с собой домой в
город Кириши, где мы сможем их на что-нибудь обменять.
Физминутка.
Руки в стороны, в полёт,
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед
Левое крыло вперед
Раз, два, три, четыре,
Полетел наш самолет.
Воспитатель: прилетели в город Кириши.
Вывод. Где мы с вами сегодня побывали.
Дети : в стране «Экономике».
Воспитатель : а что мы там делали?
Дети : определили доходы и расходы поросят, считали семейный бюджет,
искали свои изумруды.
Молодцы!!!