Роль и значение традиций и обычаев Дагестана в воспитании детей
Автор: Магомедов Насир Исаевич Должность: директор Учебное заведение: МКОУ "Верхне- Мулебкинская СОШ" Населённый пункт: МО "Акушинский район" Республики Дагестан Наименование материала: Методическая разработка Тема: Роль и значение традиций и обычаев Дагестана в воспитании детей Раздел: дополнительное образование
МКОУ «Верхне- Мулебкинская средняя общеобразовательная
школа»
МО «Акушинский район» РД
Магомедов Насир Исаевич
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ ДАГЕСТАНА
В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
В. Мулебки - 2017
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
1.
Духовные ценности в Дагестане…………………………...4-5
2.
Роль и значение традиций и обычаев Дагестана в
воспитании детей…………………………………………….6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………7
1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Актуальность исследования обусловлена
недостаточной освещенностью традиций и обрядов, а также необходимостью
научного подхода к разработке этой проблемы.
Необходимость изучения этой темы подкрепляется также большим
интересом к своим обычаям и традициям, влиянием традиций на воспитание
детей.
Цель и задачи исследования. Целью работы- освещение традиций и
обычаев народов Дагестана, выявление его роли и значения в воспитании
детей.
В рамках этой цели определены следующие задачи:
1. Исследовать духовную культуру Дагестана.
2. Оценить роль и значение традиций в воспитании детей.
Объектом исследования является семья, школа и их воспитательные
функции.
Предметом исследования - традиционная культура воспитания детей.
Воспитание детей является одной из основных проблем, от ее решения
зависят их судьбы. Целью воспитания является всестороннее и
гармоническое воспитание личности. Для повышения эффективности
воспитания людям приходится «смотреть назад», т.е. обращаться к прошлым
традициям предков, духовное богатство которых дает нам образцы
дисциплинированной прошлой жизни и примеры на сегодняшний день. Так
как они затрагивали все стороны жизни: взаимоотношения людей, отношения
человека к обществу, к труду, к семье, к религии. Они оставляют свой
отпечаток правдивости и истины.
1
Духовные ценности в Дагестане
Дагестан- это своеобразная республика со своими духовными ценностями.
Характер, психология горцев раскрывается в традициях и обычаях.
Литература Дагестана всегда выражала мысли своего идеального горца,
рисовала его образ жизни, его умения и навыки.
Все ценное в истории Дагестана всегда сохраняется как идеал что
оказывает влияние на воспитание детей в духе уважительного отношения к
традициям и обычаям. Память о героических подвигах предков является
важным средством нравственного воспитания.
На формирование дагестанских традиций и обычаев влияла мусульманская
религия, а также большую роль сыграли и природно-климатические и
социально- экономические условия.
Горцы трудолюбивы- это замечательная традиция. Горцы говорят:
«Увиденное и выполненное самим- полезнее, чем услышанное».
Худшим пороком в Дагестане считали лень: « Погибшая на ногах собака-
лучше, чем сдохшая лежа лев», «У лентяя не бывает чести».
Горцы не любили допускать ошибки в воспитании своих детей. Они делали
все чтобы формировать детей в труде. Суровые условия жизни наложили
свой отпечаток на содержание воспитания молодого поколения. Горцы особое
внимание уделяли физическому развитию детей, считая что здоровье дороже
всякого богатства. Следили чтобы дети в свободное время уделяли
физической подготовке: борьбе, прыжкам, метанию камней, бегу, верховой
езде и лазанию по горам. Физическое воспитание и труд были неотделимы
друг от друга.
В горах также особое место придавалось мужеству, храбрости и смелости.
Храбрых не забывали веками. Истории о храбрых людях часто нам кажутся
легендами. В характере каждого горца заложена необходимость в славе, быть
храбрецом в селении или в республике.
Дагестанцы очень дисциплинированные. Эта дисциплина идет от
дагестанского склада жизни. Горцы любят поощрять дисциплинированность.
В Дагестане до сих пор сохранились специфические формы родства- тухум,
аталычество, побратимство, молочное братство, куначество, основной целью
которой являлось расширение социальной базы влияния на людей.
Сохранился прекрасный древний обычай гостеприимства, который поражает
каждого впервые появившегося в Дагестане. Им восхищались
путешественники и ученые, художники и писатели. Горцы считают что:
«Гость- посланник Аллаха».
Обычаем является и уважение старшего. Авторитетом считали того, кто
много прожил, много видел, много полезного сделал. Издревле все было
ориентировано на уважение чести и достоинства человека. Доброе слово
оценивали высоко: «От хорошего слова и камень добреет». Честность и
правдивость были самыми высокими ценностями, а ложь и обман- самые
низкие поступки. «Говори правду, если даже она против тебя»- такова норма
горца.
1
В Дагестане сложились такие традиции как взаимопомощи. Есть такая
пословица: «Горе и радость одного многих касаются». Народные пословицы
говорят: «Кто не живет для других,- тот не живет и для себя».
Воспитание в Дагестане ориентировано в основном на духовно-
нравственное развитие личности. Основное правило горцев: «Продай поле и
дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека».
Главной духовно- нравственной ценностью культуры Дагестана является
намус- эталон чести и порядочности, образец безупречной репутации,
критерий оценки духовно- нравственной зрелости и целостности личности.
Обязательным требованием являлось воспитание в детях любви к родине, что
предполагает формирование патриотических чувств и сознания с малых лет.
Культура Дагестана не смотря на воздействие других культур развивалась
изнутри, вырабатывая свои универсальные методы воспитания, подбирая для
себя только приемлемые по духу и менталитету.
1
Роль и значение традиций и обычаев Дагестана в воспитании
детей
Традиции и обычаи сформированы временем, опытом народа, т.е на практике
жизни. Они являются эффективными средствами и методами воспитания
детей. Недооценка роли традиций и обычаев в воспитании детей ведет к
негативным последствиям. Например, сегодня многие игнорируют роль
культуры в обществе, проявляют жестокость по отношению к ближнему.
Среди подростков есть и такие, которые не проявляют должного внимания к
советам своих родителей и учителей. Это обуславливает их оторванностью от
родных духовных корней- от традиций, обычаев.
Поэтому основной задачей стоящей перед нами является раскрытие
подрастающему поколению духовных ценностей народа во всем богатстве,
многообразии и эстетической привлекательности их, формирования у них на
этой основе твердого убеждения в необходимости усвоения духовного
наследия народа и его актуализации в целях правильного решения
нравственных, трудовых, бытовых проблем личной жизни, гуманизации
межличностных отношений в современном и будущем обществе.
Подросткам, стоящим на пороге самостоятельной жизни, нужен умный,
добрый, опытный, авторитетный старший товарищ, чье слово и мнение для
них были непререкаемы, весомы и значительны.
Установление между педагогом и учащимися доброжелательных,
доверительных, искренних отношений, взаимного уважения, чувство
причастности к одному большому делу во многом решают успех принятия
нового курса старшеклассниками. Недаром народная мудрость гласит:
«Советуйся даже с камнем, если он старше тебя», «Сам сделал добро- забудь,
тебе сделали- помни всегда».
Многие не осознают позитивной роли в воспитании детей прогрессивных
народных традиций. Не понимают что они могут подсказать нам много
полезного для решения многих проблем. Не понимают, что одним из
способов преодоления конфликтов и войн является путь, связанный с
духовностью. Вековые народные традиции содержат в себе великую
мудрость, лучший опыт сотен поколений. Они оказывали и оказывают
эмоциональное воздействие на психику людей. Их соблюдение всегда
обеспечивается силой общественного мнения. Пословицы утверждают:
«Одно дерево- не сад, один камень не стена».
Благодаря традициям нравственный опыт, знания, культура, накопленные
человеческим обществом, становятся достоянием нового поколения.
Ценность народных традиций, обычаев и обрядов заключается в том что они
привлекают внимание мудростью, жизненностью, правдой, интересом,
весельем, развлекательностью и игровой формой, чем объясняется их
воздействие на умы и сердца людей.
1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общественно- экономические изменения в обществе и переход к рыночным
отношениям обострили проблемы воспитания подростков, многие потеряли
интерес к народным традициям и обычаям, игнорируют роль культуры в
обществе не понимая ее важного значения. Глобальными остаются проблемы
нравственности и духовности.
Основой развития личности является стремление к совершенствованию
своего духа, самовоспитание культуры, дисциплины, воли и мысли.
Духовность достигается чистотой души и мысли. Детей нужно подготовить к
жизни в атмосфере любви, доброты, научить их выражать любовь, находить
истину самостоятельно.
Для повышения эффективности воспитания нужно разработать механизмы
взаимодействия народных традиций в воспитании, методы и средства
воспитания из опыта старших поколений дагестанцев, тенденции и
перспективы повышения эффективности воспитания средствами
дагестанской культуры.
Воспитание через народные традиции осуществляется на основе принципа
культуросообразности воспитания, основными составляющими которого
выступают родной язык, народные традиции, обычаи и обряды.