Напоминание

Роль и значение традиций и обычаев Дагестана в воспитании детей


Автор: Магомедов Насир Исаевич
Должность: директор
Учебное заведение: МКОУ "Верхне- Мулебкинская СОШ"
Населённый пункт: МО "Акушинский район" Республики Дагестан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Роль и значение традиций и обычаев Дагестана в воспитании детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МКОУ «Верхне- Мулебкинская средняя общеобразовательная

школа»

МО «Акушинский район» РД

Магомедов Насир Исаевич

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ ДАГЕСТАНА

В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

В. Мулебки - 2017

1
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3

1.

Духовные ценности в Дагестане…………………………...4-5

2.

Роль и значение традиций и обычаев Дагестана в

воспитании детей…………………………………………….6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………7

1
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной освещенностью традиций и обрядов, а также необходимостью научного подхода к разработке этой проблемы. Необходимость изучения этой темы подкрепляется также большим интересом к своим обычаям и традициям, влиянием традиций на воспитание детей.
Цель и задачи исследования.
Целью работы- освещение традиций и обычаев народов Дагестана, выявление его роли и значения в воспитании детей. В рамках этой цели определены следующие задачи: 1. Исследовать духовную культуру Дагестана. 2. Оценить роль и значение традиций в воспитании детей.
Объектом исследования
является семья, школа и их воспитательные функции.
Предметом исследования
- традиционная культура воспитания детей. Воспитание детей является одной из основных проблем, от ее решения зависят их судьбы. Целью воспитания является всестороннее и гармоническое воспитание личности. Для повышения эффективности воспитания людям приходится «смотреть назад», т.е. обращаться к прошлым традициям предков, духовное богатство которых дает нам образцы дисциплинированной прошлой жизни и примеры на сегодняшний день. Так как они затрагивали все стороны жизни: взаимоотношения людей, отношения человека к обществу, к труду, к семье, к религии. Они оставляют свой отпечаток правдивости и истины.
1
Духовные ценности в Дагестане
Дагестан- это своеобразная республика со своими духовными ценностями. Характер, психология горцев раскрывается в традициях и обычаях. Литература Дагестана всегда выражала мысли своего идеального горца, рисовала его образ жизни, его умения и навыки. Все ценное в истории Дагестана всегда сохраняется как идеал что оказывает влияние на воспитание детей в духе уважительного отношения к традициям и обычаям. Память о героических подвигах предков является важным средством нравственного воспитания. На формирование дагестанских традиций и обычаев влияла мусульманская религия, а также большую роль сыграли и природно-климатические и социально- экономические условия. Горцы трудолюбивы- это замечательная традиция. Горцы говорят: «Увиденное и выполненное самим- полезнее, чем услышанное». Худшим пороком в Дагестане считали лень: « Погибшая на ногах собака- лучше, чем сдохшая лежа лев», «У лентяя не бывает чести». Горцы не любили допускать ошибки в воспитании своих детей. Они делали все чтобы формировать детей в труде. Суровые условия жизни наложили свой отпечаток на содержание воспитания молодого поколения. Горцы особое внимание уделяли физическому развитию детей, считая что здоровье дороже всякого богатства. Следили чтобы дети в свободное время уделяли физической подготовке: борьбе, прыжкам, метанию камней, бегу, верховой езде и лазанию по горам. Физическое воспитание и труд были неотделимы друг от друга. В горах также особое место придавалось мужеству, храбрости и смелости. Храбрых не забывали веками. Истории о храбрых людях часто нам кажутся легендами. В характере каждого горца заложена необходимость в славе, быть храбрецом в селении или в республике. Дагестанцы очень дисциплинированные. Эта дисциплина идет от дагестанского склада жизни. Горцы любят поощрять дисциплинированность. В Дагестане до сих пор сохранились специфические формы родства- тухум, аталычество, побратимство, молочное братство, куначество, основной целью которой являлось расширение социальной базы влияния на людей. Сохранился прекрасный древний обычай гостеприимства, который поражает каждого впервые появившегося в Дагестане. Им восхищались путешественники и ученые, художники и писатели. Горцы считают что: «Гость- посланник Аллаха». Обычаем является и уважение старшего. Авторитетом считали того, кто много прожил, много видел, много полезного сделал. Издревле все было ориентировано на уважение чести и достоинства человека. Доброе слово оценивали высоко: «От хорошего слова и камень добреет». Честность и правдивость были самыми высокими ценностями, а ложь и обман- самые низкие поступки. «Говори правду, если даже она против тебя»- такова норма горца.
1 В Дагестане сложились такие традиции как взаимопомощи. Есть такая пословица: «Горе и радость одного многих касаются». Народные пословицы говорят: «Кто не живет для других,- тот не живет и для себя». Воспитание в Дагестане ориентировано в основном на духовно- нравственное развитие личности. Основное правило горцев: «Продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека». Главной духовно- нравственной ценностью культуры Дагестана является намус- эталон чести и порядочности, образец безупречной репутации, критерий оценки духовно- нравственной зрелости и целостности личности. Обязательным требованием являлось воспитание в детях любви к родине, что предполагает формирование патриотических чувств и сознания с малых лет. Культура Дагестана не смотря на воздействие других культур развивалась изнутри, вырабатывая свои универсальные методы воспитания, подбирая для себя только приемлемые по духу и менталитету.
1
Роль и значение традиций и обычаев Дагестана в воспитании

детей
Традиции и обычаи сформированы временем, опытом народа, т.е на практике жизни. Они являются эффективными средствами и методами воспитания детей. Недооценка роли традиций и обычаев в воспитании детей ведет к негативным последствиям. Например, сегодня многие игнорируют роль культуры в обществе, проявляют жестокость по отношению к ближнему. Среди подростков есть и такие, которые не проявляют должного внимания к советам своих родителей и учителей. Это обуславливает их оторванностью от родных духовных корней- от традиций, обычаев. Поэтому основной задачей стоящей перед нами является раскрытие подрастающему поколению духовных ценностей народа во всем богатстве, многообразии и эстетической привлекательности их, формирования у них на этой основе твердого убеждения в необходимости усвоения духовного наследия народа и его актуализации в целях правильного решения нравственных, трудовых, бытовых проблем личной жизни, гуманизации межличностных отношений в современном и будущем обществе. Подросткам, стоящим на пороге самостоятельной жизни, нужен умный, добрый, опытный, авторитетный старший товарищ, чье слово и мнение для них были непререкаемы, весомы и значительны. Установление между педагогом и учащимися доброжелательных, доверительных, искренних отношений, взаимного уважения, чувство причастности к одному большому делу во многом решают успех принятия нового курса старшеклассниками. Недаром народная мудрость гласит: «Советуйся даже с камнем, если он старше тебя», «Сам сделал добро- забудь, тебе сделали- помни всегда». Многие не осознают позитивной роли в воспитании детей прогрессивных народных традиций. Не понимают что они могут подсказать нам много полезного для решения многих проблем. Не понимают, что одним из способов преодоления конфликтов и войн является путь, связанный с духовностью. Вековые народные традиции содержат в себе великую мудрость, лучший опыт сотен поколений. Они оказывали и оказывают эмоциональное воздействие на психику людей. Их соблюдение всегда обеспечивается силой общественного мнения. Пословицы утверждают: «Одно дерево- не сад, один камень не стена». Благодаря традициям нравственный опыт, знания, культура, накопленные человеческим обществом, становятся достоянием нового поколения. Ценность народных традиций, обычаев и обрядов заключается в том что они привлекают внимание мудростью, жизненностью, правдой, интересом, весельем, развлекательностью и игровой формой, чем объясняется их воздействие на умы и сердца людей.
1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общественно- экономические изменения в обществе и переход к рыночным отношениям обострили проблемы воспитания подростков, многие потеряли интерес к народным традициям и обычаям, игнорируют роль культуры в обществе не понимая ее важного значения. Глобальными остаются проблемы нравственности и духовности. Основой развития личности является стремление к совершенствованию своего духа, самовоспитание культуры, дисциплины, воли и мысли. Духовность достигается чистотой души и мысли. Детей нужно подготовить к жизни в атмосфере любви, доброты, научить их выражать любовь, находить истину самостоятельно. Для повышения эффективности воспитания нужно разработать механизмы взаимодействия народных традиций в воспитании, методы и средства воспитания из опыта старших поколений дагестанцев, тенденции и перспективы повышения эффективности воспитания средствами дагестанской культуры. Воспитание через народные традиции осуществляется на основе принципа культуросообразности воспитания, основными составляющими которого выступают родной язык, народные традиции, обычаи и обряды.


В раздел образования