Автор: Зубкова Валентина Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ СОШ им. В.С.Юдина с.Новый Буян Населённый пункт: Самарская область, Красноярский район, п.Новый Буян Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Органы чувств" Раздел: начальное образование
Тема
Органы чувств
Цель
показать роль и специфику разных органов чувств, связь между своими ощущениями и
теми органами чувств, которые их обеспечивают
Задачи
Образовательные: познакомить детей с органами чувств и их значением для
человека;
расширить знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований к
охране органов чувств.
Развивающие: развивать исследовательские умения, речь, логическое мышление,
познавательную активность учащихся.
закреплять умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью
которых они узнаются; совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, навыки
работы в парах;
Воспитательные: содействовать развитию творческих способностей личности;
формировать эмоционально-положительное отношение к предмету.
УУД
Личностные УУД:
- положительное отношение и интерес к изучению человека
– познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;
– способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;
–– желание вести здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД:
– осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной
работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;
– по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и
принимать учебную задачу (перед чтением текста, перед выполнением задания, перед
проверкой знаний и умений в рабочей тетради и тетради для тестовых заданий);
– планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью
учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;
– проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе
решения поставленных задач;
– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и
умений;
– оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).
Коммуникативные УУД:
– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры
речи;
– высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся,
отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы,
если оно оказывается более правильным;
– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять
совместную деятельность в больших и малых группах, осваивая различные способы
взаимной помощи партнёрам по общению
Познавательные УУД:
- воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения
информации (заголовки с установками на цель чтения и вопросы после текста для
осмысления прочитанного);
– понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной,
схематической, модельной, условно-знаковой;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
– осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с
ранее полученными знаниями, собственным опытом;
– использовать словари и другую справочную литературу;
– выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,
обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;
– представлять результаты учебной работы в разных формах.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать названия органов обоняния и вкуса.
Уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они
узнаются.
Личностные: формирование чувства ответственности и заботы о собственном здоровье
Метапредметные: умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,
участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять
взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам
Основные понятия
Органы чувств
Исследование
Восприятие
Ресурсы:
основные
дополнительные
Электронная презентация, наборы для практической работы.
Карточки с названиями органов чувств, система голосования и опросов PROClass;
мандарины.
Формы урока
фронтальная, групповая
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Материалы и
оборудование
Результаты:
формируемые УУД
1.Организационны
й момент
-Рада всех вас видеть на уроке
окружающего мира. Давайте
поприветствуем наших гостей.
Сегодня копилка знаний каждого
из вас вновь пополнится новым
знанием. Для этого вы должны
постараться.
;
Включаются в
учебную
деятельность.
Цель: Включение в
учебную деятельность
на личностно-значимом
уровне.
Формируемые УУД:
Личностные:
самоопределение
2.Актуализация
знаний учащихся
-
1.Ведёт подводящий диалог.
(Активизирует у учащихся
мыслительные операции,
внимание, память)
— Давайте вспомним, с каким
разделом мы начали
знакомиться на прошлом
уроке?
— Для чего же нам надо знать
свой организм?
Для проверки ваших знаний,
полученных на прошлом уроке,
мы с вами сейчас поработаем с
тестом.
Пульты системы
голосования и опроса PROClass
лежат у вас на партах..
На выполнение теста у вас 3
минуты.
Участвуют в
диалоге:
Отвечают на
вопросы
— Организм
человека.
— Чтобы
мыслить,
трудиться,
правильно
использовать
свои силы.
Дети работаю с
пультами.
Презентация
Цель: Готовность
мышления и
осознания
потребности к
построению нового
способа действий.
Формируемые УУД:
Познавательные:
общеучебные;
логические;
Коммуникативные:
Умение вступать в
диалог и участвовать в
коллективном
обсуждении проблемы,
умение работать в
парах
Приступаем к работе.
Спасибо.
3.Постановка
учебной задачи.
Создание
проблемной
ситуации.
1.Ведет диалог
Человек сложный организм в
нем все нужное и необходимое
На прошлом уроке мы с вами
только начали знакомиться …и
уже знаем, сколько нужных
органов существует в нем.
А сегодня мы продолжим
знакомство с организмом
человека, и познакомимся еще с
одной группой органов «Органы
Участвуют в
диалоге
Цель: Выявление
места и причины
затруднения,
постановка цели
урока.
Формируемые УУД:
Познавательные:
постановка и
формулирование
проблемы; поиск и
выделение
необходимой
чувств». Роль их в нашей жизни
огромна. Без работы этих
органов мы не можем обойтись
в повседневной жизни.
- Так кто же они, наши
помощники, без которых нам не
обойтись в окружающем мире?
Какова их «профессия»?
— А чтобы ответить на все
эти вопросы, нам предстоит
провести настоящее
исследование. И мы с вами
сегодня будем исследователями.
А кто такие исследователи?
А работать мы будем с
предметами, которые вы
будете исследовать при
помощи этих незаменимых
помощников, органов чувств.
Нам предстоит с вами понять,
на сколько важны эти органы.
Ну что…приступаем к работе?
(Ответы
учащихся)
информации
Регулятивные:
целеполагание;
Коммуникативные:
умение выражать свои
мысли, инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации
2. Организует деятельность
Для работы, я разделила вас на
пять групп. У каждой группы
предмет для изучения находится
в черном ящике.
Обратите внимание, что у
каждой группы на столе, кроме
черного ящика имеется бланк. В
этот бланк вы будете
вписывать результаты своего
исследования. И в зависимости
от того, насколько правильно,
четко и подробно вы опишите
свой предмет, и будет
успешность вашего
исследования. Постарайтесь,
чтобы ваш предмет остался
загадкой для остальных ребят.
Так как в конце исследования мы
постараемся разгадать его по
описанию, которое нам
предоставит каждая группа.
Высказывают
свои мнения
-Представьте, что мы в научной
лаборатории. Позвольте мне
быть её научным руководителем,
а вы – пять групп молодых
учёных. Чтобы исследование
прошло успешно, нужно
соблюдать правила работы в
группе.
Повторим правила работы в
группе.
Ответы учащихся
Ответы
учащихся:
1.Умей выслушать
собеседника, не
перебивай.
2. Не согласен –
объясни, почему.
3. Доказывай своё
мнение спокойно,
вежливо.
4. Говори только по
делу.
5. Работайте
дружно, помогайте
друг другу.
Распределяют
роли в группе;
планируют свою
деятельность;
Ответ по плану
Приложение 1
4.Физминутка
(снятие
напряжения)
Зарядка для глаз
Выполняют
упражнения
Музыкальная
презентация для
глаз
5.Изучение нового
материала
— Сегодня на урок к нам пришёл
очень странный человек. И мы
(На доске плакат
Цель: Построение
детьми нового способа
действий и
Первичное
закрепление
материала
должны ему помочь.
По ходу работы мы превратим
этого манекена в настоящего,
полноценного человека.
1. Орган зрения
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам... (глаза)
Глаза –это орган зрения.
Какую помощь нам оказывают
глаза?
В чем их важность и
необходимость?
Глаза прикрепляются на
человека
– Какие правила охраны зрения
вы знаете?
А теперь давайте вместе с вами
попробуем провести
исследование вот этого
предмета (мяч) с помощью
нашего помощника, органа
с изображением
человека, но без
лица). Карточки
с названиями
органов чувств.
формирование
способности к его
выполнению
Формируемые УУД:
Познавательные:
Построение
логической цепи
рассуждений;
самостоятельное
создание способов
решения проблем
поискового характера;
Коммуникативные:
зрения.
Мяч- форма, цвет, размер
Приступаем к исследованию.
Откройте свои коробки.
Посмотрите, что за предмет у вас
там находится. Найдите на
бланке строчку с надписью
«Орган зрения». И проведите
исследование вашего предмета.
Какие признаки предмета с
помощью зрения мы можем
определить.
2. Орган обоняния
Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет ... (нос)
Что же мы чувствуем благодаря
этому органу ?
Обсуждение в
группах
Инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации со
сверстниками и с
учителем
Познавательные:
Извлечение из текста
необходимой
информации
Познавательные:
поиск и выделение
необходимой
информации
Личностные:
То, что мы не видим и не
слышим, мы можем различить
по запаху
А умение человека различать
запахи получило название
«обоняние».
– Скажите, необходимо ли
беречь нос?
– А как это можно сделать?
Картинка нос перемещается на
манекена.
Найдите, пожалуйста, строку
«Органы обоняния» и
продолжаем исследование.
3. Орган вкуса
Первым пробовать привык
Угощенья все…(язык)
А в чем заключается его
помощь?
- Какие ещё качества пищи
различает язык?
(горячее и холодное, твёрдое и
мягкое, жидкое и густое)
Орган вкуса помогает нам
познакомиться со свойствами
предмета, когда не могут помочь
органы зрения, обоняния, слуха.
следование моральным
нормам и этическим
требованиям
Коммуникативные:
— выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и
точностью
Самостоятельная
работа учащихся.
Оформление
результатов и
подготовка отчета.
Делают вывод о
значении и важности
органов чувств для
человека.
Коробочки с
предметами, (для
проведения
исследования),
бланки для ответов.
Коммуникативные:
(инициативное
сотрудничество:умение
работать в группе –
распределять между собой
работу и роли, выполнять
свою часть работы и
встраивать ее в общее
рабочее поле)
Познавательные
(самостоятельное создание
способов решения проблем
поискового характера,
практические действия,
умение работать с
несколькими источниками
информации: учебниками,
текстами и иллюстрациями).
Личностные (развитие
-Давайте дадим определение
этому органу. Язык-это орган
(чего?) вкуса.
(Появляется запись «орган
вкуса» .)
Рисунок языка перемещается
на изображение человечка.
– Какие правила можно
составить?
Кто знает, что слово язык
обозначает ещё?
г) Язык - слово многозначное.
Язык омоним. (Картинки- язык
орган человека, языки пламени,
язык колокола, русский язык),
Найдите на бланке строку
«Органы вкуса» и исследуйте
свой предмет.
4. Орган слуха
Маша слушает в лесу, как кричат
кукушки,
А для этого нужны нашей
Маше…(ушки)
Для чего нам нужны наши уши?
самостоятельности и личной
ответственности за свою
часть работы)
Коммуникативные (полные
ответы уч-ся, готовые
речевые высказывания,
использование средств
языка и речи для получения
и передачи информации)
Личностные (развитие
самостоятельности и личной
ответственности за свою
часть работы)
Коммуникативные
(самовыражение:
монологические
высказывания разного типа)
Регулятивные (контроль,
коррекция, оценка).
Коммуникативные:
умение выражать свои
мысли
Регулятивные: овладение
новыми понятиями, умение
анализировать
Чем они нам помогают?
Уши – это орган чего? (Орган
слуха)
- Правильно.
Вывод: Уши - орган слуха.
Именно он помогает нам
ориентироваться в мире звуков.
(На доске появляется запись «
орган слуха»).
– Как вы думаете, какие правила
надо соблюдать, чтобы ушки не
болели?
Рисунок уши перемещается на
человека.
6. Физминутка (двигательная)
5. Орган осязания
Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это…(кожа)
(На доске появляется запись
«кожа».)
Что же может нам рассказать
кожа о том, что нас окружает?
Осяз
а́
ние (такт
и́
льное чувство)
— одно из пяти основных видов
чувств, к которым способен
человек, заключающееся в
способности ощущать
прикосновения, воспринимать
что-либо рецепторами,
расположенными в коже,
мышцах...
На коже нашего тела находится
множество чувствительных
клеток, которые воспринимают
действие тепла, форму, величину
предметов, их поверхность.
Кожа- это орган осязания.
( Напротив слова «кожа»
появляется запись «орган
осязания».)
Правила гигиены…..
Ну и в заключении проведите
исследование предмета с
помощью «Органа осязания»
7.Подведение
итогов
РЕФЛЕКСИЯ
Ну что ребята, мы закончили
Коммуникативные:
аргументировать свои
высказывания
Регулятивные:
наше исследование. И сейчас я
попрошу первую группу
определить представителя,
который сейчас огласит нам
результаты исследования
вашего предмета. А вы
постараетесь отгадать, что
это за предмет.
Далее каждая группа выходит
и по алгоритму рассказывает
о своем предмете.
Класс отгадывает, что за
предмет.
Вы молодцы!
Мне очень понравилось, как вы
работали. Какие вы смогли
самостоятельно провести
исследования, используя наших
помощников.
Посмотрите на доску (учитель
показывает на лицо человека )
Оценивают свою
работу
Ответы детей
Смайлы для
оценивания
саморегуляция; самооценка.
коммуникативные
(самовыражение:
монологические
высказывания разного типа)
Есть ли различие с тем, что было
в начале нашего урока?
Но в окружающем нас мире, есть
люди, у которых не все так
хорошо, как у нас с вами. Это
могут быть и врожденные
недостатки и приобретенные в
жизни. Люди теряют зрение,
слух и т.д. Но на этом их жизнь
не останавливается. Они
продолжают смеяться, работать.
И мы должны с уважением
относиться к ним. Они такие -
же как и мы, а во многом даже
сильнее нас.
Итак, перед нами стояла цель
( напомните мне пожалуйста).
Смогли ли мы ответить, на
вопросы, которые ставили перед
собой в начале урока?
Что это были за вопросы?
( ответы учащихся)
- Так кто же они, наши
помощники, без которых нам не
обойтись в окружающем мире?
Глядя на этого
улыбающегося
человека можно
понять, что он
счастлив. У него есть
все. Это полноценный
человек.
Толерантность
Какова их «профессия»?
( ответы учащихся)
Если вы обратили внимание, то у
меня тоже есть черный ящик. Я
тоже провела исследование. А
что внутри этого ящика вы
отгадаете, прослушав мои
признаки, которые я определила
с помощью наших помощников
(органов чувств).
Орган зрения: он яркий.
Орган слуха : не издает ни каких
звуков.
Орган обоняния: ароматный.
Орган осязания : гладкий.
Орган вкуса : очень сладкий,
сочный, состоит из частей ,есть
кожура.
Ответ учащихся!
Посмотрите на мандарин. Какой
орган включается? (Орган
зрения) Потрогайте кожу на
ощупь. (Орган осязания). А
теперь ощутите его запах.
(Орган обоняния).
А сейчас, снимите пожалуйста
салфетку, которой прикрыта
тарелочка у вас на столе.
Возьмите по одной дольке и
съешьте. (Орган вкуса)
Какой орган помог всё
услышать? (Орган слуха).
И все это _
-Назовите их. (Хоровой ответ)
(Органы чувств)
– Как бы оценили своё
настроение после урока? Как
считаете, хорошо ли усвоили
тему урока? Все ли было понятно
и интересно?
Сейчас каждый оценит свою
работу на уроке, если считаете,
что работали в полную силу,
отвечали всегда верно, отнесите
свой смайлик к зеленому
сигналу. Если вы могли работать
лучше, то отнесите к желтому
сигналу. Если вообще ничего не
делали и не усвоили урок, то к
красному сигналу.
Выставление оценок
8.Домашнее
задание
Д/з с. 126-129, РТ с. 73-74
Записывают в
дневники
Группа №1 ( образец бланка)
Предмет
Признаки
«Орган
зрения»
«Орган
обоняния»
«Орган вкуса»
«Орган слуха»
«Орган
осязания»
Яблоко
Моток
шерстяных
ниток
Баночка
кофе
Сок
сахар
Форма, цвет
Ароматный, пахучий,
резкий запах, нежный
запах, фруктовый, без
запаха
Съедобный,
несъедобный.
Издает ли звуки при
встряхивании, при
постукивании о дно
коробки
Гладкий, шершавый,
холодный, горячий,
мягкий, твердый,
Размер, жидкое или
твердое,
Кислый, сладкий,
горький, соленый,
резкий,
Звенит, жужжит, пищит,
трещит, шумит, шуршит.
Не издает звуков.