Напоминание

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе "Ярмарка"


Автор: Фомина Людмила Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад ОВ с Рыбалово" Томского района Томской области
Населённый пункт: Томская область, Томский район, село Рыбалово
Наименование материала: Конспект открытого занятия
Тема: Сюжетно-ролевая игра в старшей группе "Ярмарка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с. Рыбалово» Томского района
Сюжетно-ролевая

игра в старшей группе

«Ярмарка»
Конспект открытого занятия Музыкальный руководитель: Фомина Л. В. Воспитатель: Энцменгер Г. И. 2017 г. 1

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе «Ярмарка»

Цели.
1. Формирование у детей целостного представления о ярмарочных гуляниях на Руси. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, создавать у них радостное настроение. 2. Поддерживать интерес детей к русским народным традициям.
Задачи:

Обучающие:
1. Формировать систему знаний о русской народной традиции, проведения ярмарочного гуляния. 2. Познакомить детей с традиционными героями ярмарок. 3. Учить ритмично играть на деревянных ложках. 4. Закрепить знания русской народной песни «Где был Иванушка?». Продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, напевно. 5. Продолжать учить выразительно двигаться под музыку. 6. Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей.
Развивающие:
1. Развивать музыкальные способности детей. 2. Развивать эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность, позитивный тон к восприятию. 3. Развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре. 4. Использовать игру для формирования новых интересов и способностей детей.
Воспитывающие:
1. Воспитывать интерес и любовь к русским народным традициям и обычаям. 2. Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желание товарищей.
Материал.
1. Русская народная песня «Русская ярмарка»; 2. Танец с ложками. Русская народная мелодия «Вологодский краковяк»; 3. Русская народная песня «Где был, Иванушка»; 4. Хоровод «Как у наших у ворот» слова Л. Некрасовой, русская народная мелодия. 5. Шапки для скоморохов, лотки, платки, пряники и калачи, бубны и игрушки, русские народные костюмы.
Игровые роли.
Скоморохи Фома и Ерема, Петрушка, латошники, покупатели.
Предварительная работа.
Беседы о русских народных традициях, рассматривание иллюстраций с изображением праздников в старину, чтение русских народных сказок, разучивание старинных закличек и игр, индивидуальная работа по подготовке скоморохов.
Работа с родителями.
Помощь в оформлении лотков для ярмарки и шапок для скоморохов.
Декорация:
зал оформлен под ярмарочную площадь. Стены украшены предметами народного прикладного искусства. 2

Ход игры.

1.

Звучит песня «Русская ярмарка».
Дети входят в музыкальный зал змейкой, одетые в русские народные костюмы, встают в полукруг, здороваются с гостями.
Дети:
Здравствуйте гости!
Гости:
Здравствуйте!
Музыкальный

руководитель:
Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга весёлой игрой. Словесно-двигательная игра О. Арсеневская «Добрый день». В этот день чудесный, - поочерёдно руки вперёд, ладонями вверх Добрый день! - 2 хлопка + 1 шлепок по коленкам Дружно поздороваться - поочерёдно руки вперёд… Нам не лень! - 2 хлопка + 1 шлепок по коленкам Руки ты протягивай, - Движения повторяются… Не зевай! И в игру весёлую Поиграй!
Музыкальный руководитель:
Ребята, издавна люди на Руси после хорошей работы любили повеселиться. Много любимых праздников было на Руси. А какие праздники вы знаете? Ответы детей. Но были и особые праздники, на которых могли люди на других посмотреть и себя показать, товары продать и купить что-нибудь для хозяйства, посмотреть весёлые представления. Выступали бродячие актёры-скоморохи, там можно было познакомиться с весёлым Петрушкой, увидеть настоящего живого медведя, исполнить любимые песни, принять участие в забавах, играх и состязаниях. Праздник этот называется «Ярмарка». Скоморохи зазывали народ на ярмарку, устраивали театрализованные представления. Сегодня мы поиграем с вами в весёлую игру «Ярмарка». А какая же ярмарка без скоморохов? Эй, скоморохи, выходите, себя показать да людей повеселить! Выходят два скомороха.
Скоморох Фома:
Эй, не стойте у дверей, Заходите к нам скорей! Народ собирается - Наша ярмарка открывается!
Скоморох Ерема:
Слушайте, люди добрые! Сообщаю сей же час Губернаторский указ! «Что бы было всё, как подобает: Ярмарке – шуметь, Горожанам – песни петь, Силою богатырскою мериться, Торговать, меняться! 3
Веселью, шуткам быть! Повелеваю, ярмарку открыть!» Идёт латошник (воспитатель), предлагает ложки деревянные.
Лотошник (воспитатель):
Тары-бары, растабары, расторгуем все товары! Становитесь в ряд, выбирайте подряд: Ложки деревянные, Очень музыкальные. Отбивают ритм такой. Сразу в пляс пойдёт любой. Раздаёт детям по две ложки.
Музыкальный руководитель:
Как на ярмарке весёлой Музыкант играет соло! - Окружил его народ, Музыканту ведь почёт! Мы помочь ему решили, Игру подхватили! 2.
Танец с ложками. русская народная мелодия «Вологодский краковяк».

Скоморох Ерема:
А ну, честной народ, Подходи смелей, Покупай товар, не робей! Ребята, не зевайте, Кто что хочет, покупайте! На середину зала выходит мальчик с корзиной в руках, вздыхает. К нему подбегают дети и встают полукругом.
Музыкальный руководитель.
Где был, Иванушка?
Иванушка.
На ярмарке!
Дети.
На ярмарке?.. Смеются. 3.
Дети разыгрывают русскую народную песню «Где был, Иванушка
?».
Где был, Иванушка?

Роли:
Иванушка, девочки с ложками, мальчики-гармонисты с бумажными гармошками.
Реквизит:
русские костюмы для мальчиков и девочек. В руках у Иванушки – корзина, с игрушками: курочкой, уточкой, барашком, коровушкой.
Ход игры:
Пружинящим шагом выходят дети. Первым идёт Иванушка, за ним парами идут дети: сначала 2 гармониста, за ними девочки. Дети выстраиваются полукругом.
1. - Где был, Иванушка?
(Поют девочки, чуть наклонившись, и заглядывая Иванушке 4
в глаза. Одновременно девочки разводят руки в стороны.)
- На ярмарке.
(Поёт Иванушка. Девочки, выпрямляясь, ставят кулачки на пояс).
- Что купил, Иванушка?
(Поют девочки, движения такие же, как и на первую строку.)
- Курочку.
(Поёт Иванушка, показывая курочку. Девочки опять выпрямляются, ставят кулачки на пояс.)
Припев:

Курочка по сеничкам
(Девочки стучат ложками четвертыми долями.)
Зёрнышки клюёт
. (Гармонисты «играют» на гармошках. Иванушка любуется собой, выставив правую ногу на пятку, покачивая носком правой ноги вправо-влево большие пальцы рук заложены на пояс.)
Иванушка
(Поют девочки, одновременно разводя руки в стороны;)
В горенке
(ставят кулачки на пояс;)
Песенки
(разводят руки в стороны;)
Поёт.
(ставят кулачки на пояс). Музыка припева повторяется. Иванушка пружинящим шагом идёт по кругу, широко раскрыв руки в стороны. Возвратившись на своё место с окончанием последней музыкальной фразы, Иванушка делает энергичный притоп одновременно поднимая руки в стороны - верх. Эту проходку Иванушка выполняет либо с корзинкой в руке, либо оставив её на полу. Девочки стучат ложками. 16 раз четвертными долями.
2. - Где был, Иванушка?
(Поют девочки, чуть наклонившись, и заглядывая Иванушке в глаза. Одновременно девочки разводят руки в стороны.)
- На ярмарке.
(Поёт Иванушка. Девочки, выпрямляясь, ставят кулачки на пояс).
- Что купил, Иванушка?
(Поют девочки, движения такие же, как и на первую строку.)
- Уточку.
(Поёт Иванушка, показывая уточку. Девочки опять выпрямляются, ставят кулачки на пояс.)
Припев:

Уточка по лужице, взад-вперёд плывёт,
(Девочки делают скользящие движения ложкой по ложке).
Курочка по сеничкам

зёрнышки клюёт
. (Девочки стучат ложками четвертыми долями. Гармонисты «играют» на гармошках. Иванушка любуется собой, выставив правую ногу на пятку, покачивая носком правой ноги вправо-влево большие пальцы рук заложены на пояс.).
Иванушка
(Поют девочки, одновременно разводя руки в стороны;)
В горенке
(ставят кулачки на пояс;)
Песенки
(разводят руки в стороны;)
Поёт.
(ставят кулачки на пояс).
3. - Где был, Иванушка?
(Поют девочки, чуть наклонившись, и заглядывая Иванушке в глаза. Одновременно девочки разводят руки в стороны.)
- На ярмарке.
(Поёт Иванушка. Девочки, выпрямляясь, ставят кулачки на пояс).
- Что купил, Иванушка?
(Поют девочки, движения такие же, как и на первую строку.)
- Барашека.
(Поёт Иванушка, показывая барашка. Девочки опять выпрямляются, ставят кулачки на пояс.) 5

Припев:

Барашек в садике травушку жуёт,
(дети стучат ложками, держа их вертикально.)
Уточка по лужице, взад-вперёд плывёт,
(Девочки делают скользящие Лужице плывёт, движения ложкой по ложке).
Курочка по сеничкам

зёрнышки клюёт
. (Девочки стучат ложками четвертыми долями. Гармонисты «играют» на гармошках. Иванушка любуется собой, выставив правую ногу на пятку, покачивая носком правой ноги вправо-влево большие пальцы рук заложены на пояс.).
Иванушка
(Поют девочки, одновременно разводя руки в стороны;)
В горенке
(ставят кулачки на пояс;)
Песенки
(разводят руки в стороны;)
Поёт.
(ставят кулачки на пояс).
4. - Где был, Иванушка?
(Поют девочки, чуть наклонившись, и заглядывая Иванушке в глаза. Одновременно девочки разводят руки в стороны.)
- На ярмарке.
(Поёт Иванушка. Девочки, выпрямляясь, ставят кулачки на пояс).
- Что купил, Иванушка?
(Поют девочки, движения такие же, как и на первую строку.)
- Коровушку.
(Поёт Иванушка, показывая корову. Девочки опять выпрямляются, ставят кулачки на пояс.)
Припев:

Коровушка деткам молочко даёт.
(Стучат ложками то справа, то слева от себя).
Барашек в садике травушку жуёт,
(дети стучат ложками, держа их вертикально.)
Уточка по лужице, взад-вперёд плывёт,
(Девочки делают скользящие Лужице плывёт, движения ложкой по ложке).
Курочка по сеничкам

зёрнышки клюёт
. (Девочки стучат ложками четвертыми долями. Гармонисты «играют» на гармошках. Иванушка любуется собой, выставив правую ногу на пятку, покачивая носком правой ноги вправо-влево большие пальцы рук заложены на пояс.).
Иванушка
(Поют девочки, одновременно разводя руки в стороны;)
В горенке
(ставят кулачки на пояс;)
Песенки
(разводят руки в стороны;)
Поёт.
(ставят кулачки на пояс). Музыкальный проигрыш для проходки Иванушки звучит всегда после слов: «Иванушка в горенке песенки поёт».
Музыкальный руководитель
На гармонике играет, Глазками моргает. Посмотрите-ка, ребята, Кто вас завлекает.
Петрушка (воспитатель):
Привет, шалунишки, девчонки и мальчишки! Я – Петрушка с погремушкой (громко) Расскажу тебе на ушко (шёпотом, загадочно, игриво) Как на празднике я был (громко) Что на ярмарке купил! 6
(Все свои покупки Петрушка достаёт из-за ширмы и показывает, музыкальный руководитель кладёт их в корзину) Взял я чудо-лапоточки Не себе, любимой дочке, Вот бараночек вязанка, Для гостей моих приманка! Полушалочек цветной! Это – мамочке родной! Алый сказочный цветок Хочет маленький сынок. Доброй бабушке давно Я купил веретено. По платочку двум сестричкам, Чтоб у них не вышел спор. Все заказы я исполнил И себя не позабыл! (достаёт из-за ширмы балалайку) Про себя я тоже помню: Балалаечку купил! Петрушка «играет» на балалайке, все аплодируют.
Петрушка:
Ребятишки, а вы любите играть? А ну, смельчаки, выходите! А игра называется «Петушиные бои».
Подвижная игра «Петушиные бои».
(На пол кладём 4 больших обруча). Из каждой команды по одному участнику входят в круг и, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга.
Музыкальный руководитель:
Ребята, какие вы молодцы, здорово играли, давайте поблагодарим Петрушку за то, что позабавил и повеселил нас. Дети благодарят Петрушку.
Петрушка:
Спасибо, спасибо, спасибо! (кланяется) Пока, пока!
Музыкальный руководитель:
Ребята, так как мы на ярмарке, значит нам нужны продавцы-латошники и покупатели. Давайте выберем кто будет латошниками, а кто покупателями. Нам нужен продавец музыкальных инструментов, продавец выпечки и продавец платков. Остальные покупатели. (Дети распределяют роли.)
Скоморох Ерёма:
Тары-бары, растабары - есть хорошие товары, Не товар, а сущий клад, Разбираем нарасхват! Звучит музыка «Русская ярмарка». Дети чинно гуляют по ярмарке, в это время выходит лотошник с музыкальными инструментами и зазывает покупателей.
1 лотошник:
Дудки, хлопушки, бубны, побрякушки! Красиво, приятно, для детей занятно! Подходит покупатель, покупает что ему понравится, остальные встают в сторонку и наблюдают за лотошником и покупателем. Латошник уходит, дети снова гуляют 7
по ярмарке. Выходит 2 лотошник с выпечкой.
2 лотошник:
Баранки, калачи, с пылу, с жару, из печи! Как куснёшь, так уснёшь! Как вскочишь, так захочешь! Подходит покупатель, покупает что ему понравится, остальные встают в сторонку и наблюдают за лотошником и покупателем. Лотошник уходит, дети гуляют. Выходит третий латошник с платками, гребешками, лентами.
3 латошник:
Платки, гребешки! Небольшой расход, подходи, честной народ! Стаю на краю, чуть не даром отдаю: За загадки и шутки, за песни, прибаутки!
Исполняется хоровод «Как у наших у ворот».
ХОРОВОД «КАК У НАШИХ У ВОРОТ» сл. Л. Некрасовой, русская народная мелодия
Текст

Движения
1. Как у наших у ворот, Завели мы хоровод. Ай, люли, у ворот, Завели мы хоровод. Хороводным семенящим шагом по кругу, держась за руки. 2. Вот как тянем мы носок, Ровно держится кружок. Ай, люли, мы носок, Ровно держится кружок. Хороводным шагом, вытягивая носочек, по кругу, держась за руки. 3. Посмотрите все вокруг, Как девицы в пляс идут. Ай, люли, все вокруг, Как девицы в пляс идут. С открытой позицией рук девочки идут в центр круга; возвращаются. Мальчики, притопывая ногой, хлопают в ладоши. 4. М
о
лодцы не отстают, Приседают да встают. Ай, люли, не отстают, Приседают да встают. Мальчики выполняют «присядку». Девочки хлопают в ладоши, пружиня ногами вполоборота вправо-влево. 5. Ближе встал ко мне дружок, Потеснее стал кружок, Ай, люли, мой дружок, Потеснее стал кружок. Сужая круг в центр, кладут руки на пояс рядом стоящим детям: «плетень». Двигаются по кругу семенящим шагом на носочках. 6. Мы веночек заплетём, Посмотрите, как идём. Ай, люли, заплетём, Посмотрите, как идём. Кладут правую руку на своё левое плечо; левую руку вытягивают вперёд и кладут её на левое плечо впереди стоящего. Двигаются по кругу. 7. Шире стал наш хоровод, И любуется народ. Взяв друг друга за руки, расходятся из центра, двигаясь по кругу 8
Ай, люли, хоровод, И любуется народ. Ай, люли. Ай, люли, Поклонимся до земли. хороводным шагом, вытягивая носочек. Правая рука на левое плечо. Во время низкого поклона рука плавно двигается вниз.
Скоморохи:
Вот и солнце закатилось - Наша ярмарка закрылась! Приходите снова к нам, Рады мы всегда гостям!
Звучит песня «Русская ярмарка», дети делают круг по залу машут рукой гостям и

выходят из зала.
9
10


В раздел образования