Напоминание

Музыкотерапия


Автор: Приходько Раиса Саитовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Рябинушка"
Населённый пункт: пгт.Селенгинск, Кабанский район, Республика Бурятия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Музыкотерапия
Раздел: дошкольное образование





Назад





Музыкотерапия в детском саду
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально- экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства. В последнее время наметилась тенденция возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активной его пропаганды в средствах массовой информации. О необходимости повышенного внимания к здоровью детей говорится в уставе Всемирной организации здравоохранения, в законе РФ «Об образовании», Санитарных нормах и правилах, утвержденных совместным Постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзора. Об этом говорится в Программе «От рождения до школы», сооответствующей ФГОС: одной из отличительных особенностей данной программы является направленность на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе к здоровому питанию, потребности к двигательной активности. Но понятие «здоровые дети» - это не только физическое здоровье но и духовно – нравственное. Нравственное воспитание – это, своего рода, экология души современного общества. Что такое музыка? Каждый человек на этот вопрос ответит по- своему. Один скажет, что это вид искусства, второй, что это - ноты и звуки, третий - мелодии и ритмы. И все будут правы. Музыка - это вид искусства, в котором художественные образы воплощаются через звуки.
Музыкотерапия - это, так сказать, лечение ушами. Создавать ничего не нужно, только созидать. Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья. (В.М.Бехтерев). Согласно ФГОС в ДОУ введено инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Это: - дети с ОВЗ; - дети-мигранты; - одаренные дети; - дети-билингвы (вынужденные говорить на двух языках); - дети разных конфессий и вероисповеданий; - дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Музыкотерапия противопоказана: Детям с предрасположением к судорогам. Детям, страдающим отитом. Детям, у которых резко повышается внутричерепное давление. Музыкотерапия: - Воздействует на эмоциональную разрядку; - Регулирует эмоциональное состояние; - Облегчает осознание собственных переживаний.
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья. Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
Музыкотерапия –
важная составляющая музыкально - оздоровительной работы в нашем ДОУ «Рябинушка». Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. В нашем ДОУ помимо воспитывающего фактора музыки в воспитательно-образовательном процессе используется целительное воздействие музыки на дошкольников. Какие формы музыкотерапии можно использовать при работе с детьми. Пассивная музыкотерапия- когда ребенок слушатель. Для прослушивания предлагаются музыкальные произведения, близкие психическому состоянию ребенка. Этот метод направлен на
формирование положительного эмоционального состояния ребенка. Она оказывает благотворное воздействие на его психическое состояние. Активная музыкотерапия - это: 1. Вокалотерапия - повышение положительного эмоционального состояния с помощью пения; 2. Инструментальная музыкотерапия-формирование оптимизма при помощи игры на музыкальных инструментах; 3. Сочетание песни и танца; 4. Импровизация, т.е. творчество. Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может “выговориться”; выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме. И здесь, я думаю, будет очень кстати музыкально- театральная деятельность. Многие из нас считают (и это правильно), что данная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа,у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Музыкально-театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Именно через театрализованную деятельность каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. Музыкально- театральная деятельность осуществляет и оздоровительные задачи - сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка. Об этом говорится в Программе «От рождения до школы», сооответствующей ФГОС: одной из отличительных особенностей данной программы является направленность на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе к здоровому питанию, потребности к двигательной активности. Вся работа по музыкально-театральной деятельности строится с учетом их возраста, индивидуальных физических и творческих возможностей. На протяжении 15 лет я веду музыкально- театральный кружок «Веселые нотки». Каждое занятие кружка начинается с пения валеологической песенки-распевки. Несложные тексты и мажорная мелодия задают позитивный тон восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению. Перед пением проводится дыхательная гимнастикапо Б. Толкачеву и А. Стрельниковой. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. В результате проведения на каждом занятии дыхательных упражнений повысились показатели диагностики развития дыхательной системы, певческих способностей детей.
Сели бегемотики, Потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). Артикуляционная гимнастика необходима для выработки качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовки к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом. Артикуляционная гимнастика Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного способствует тренировке мышц речевого аппарата, повышению уровня развития речи детей, певческих навыков.
«Самовар»
Иван Иваныч Самовар - надувают обе щеки и удерживают в таком положении 3 -5 секунд Был пузатый самовар, Трехведерный самовар. В нем качался кипяток - поочередно надувают правую и левую щеки, Пыхтел паром кипяток - как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую Разъяренный кипяток, Лился в чашку через кран - сжимают губы, надувают щеки, удерживают воздух 2 – 3 секунды и выпускают через губы, - Через дырку прямо в кран, Прямо в чашку через кран. - произносят «Пых!»
Интонационно-фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком В. Емельянова, М. Картушиной развивают дыхание, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга. Придумано кем - то просто и мудро : При встрече здороваться : » Доброе утро !» Доброе утро – солнцу и птицам . Доброе утро – улыбчивым лицам . И каждый становится Добрым , доверчивым … Пусть доброе утро длится до вечера ! Обучая детей , как двигается и поет курочка и цыплята , использую собственную попевку : Мама Курица ( низким голосом , шагает степенно ): Доброе утро , будьте все здоровы ! Цыплята ( высоким голосом , машут крылышками ): Доброе утро , здоровья и вам ! Для снятия мышечного тонуса проводится следующее упражнение: Сосулька У нас под крышей Белый гвоздь висит. (руки над головой) Солнце взойдет – Гвоздь упадет ! ( уронить расслабленные руки) присесть) Вы почувствовали, что стали более расслабленными, менее напряженными?
Делая
самомассаж
определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Игровые массажи-песенки А. Уманской, А. Галанова повышают защитные свойства верхних дыхательных путей, всего организма, нормализуют вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Игра-массаж «Одеваемся теплее»: Купили нам варежки И, конечно, валенки. Шубу теплую оденем, Шапку потеплее И пойдем все вместе Мы гулять скорее! Мы шагаем по сугробам, По сугробам крутолобым. Поднимай повыше ногу, Проложи другим дорогу. Очень долго мы шагали, Наши ноженьки устали. Сейчас все мы отдохнем, Дружно песенку споем!
Пальчиковые игры и сказки
исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму). Пальчиковая игра: Дружно пальчики живут –
И танцуют, и поют. А сейчас, а сейчас Пальчики пустились в пляс. Игра «Баба-Яга: Суп варить Яга решила. Змей сушеных накрошила. Развела большой костер И поставила котел. Между сосен и полянок Собрала ведро поганок. Поскакала за бугор – Отыскала мухомор. Притащила свежей тины, Волчьих ягод три корзины, Для приправы – бузины, Для отравы – белены. Вышел супчик- то, что надо: Целых двадцать литров яда!
Речевые игры
позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки, эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст ритмично декламируется, сопровождается звучанием музыкальных инструментов, звучащими жестами, ритмическими движениями.
«Тюшки –тютюшки» - ритмическая разминка: --------------------- сделаем хлопушки, --------------------- -------- шлепушки, --------------------- ---------щелкушки, --------------------- бомбушки – топотушки.
Музыкотерапия
способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня – детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности. Эффективность музыкально-валеологического и духовно- нравственного воспитания – это не только труд сотрудников ДОУ, но и отношение к музыкальному и нравственному воспитанию в семье. Ведь именно у родителей есть широкие возможности духовно обогатить своих детей. Анкетирование, проводимое в начале учебного года, помогает выбрать необходимые формы взаимодействия: открытые показы музыкальных занятий, Дни открытых дверей, индивидуальные беседы, консультации по пропаганде ЗОЖ, обучение различным методам профилактики заболеваний, совместные занятия, организация клубов, «Музыкальные странички» в родительских уголках, привлечение родителей к изготовлению костюмов и декораций. Составляется план работы, выполнение которого зависит от активности и инициативы со стороны родителей, целенаправленности и дифференцированного подхода к сотрудничеству со стороны ДОУ.
Результативность опыта

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача всех ДОУ. Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Результатами организация в нашем ДОУ «Рябинушка» музыкальных занятий с использованием этих технологий стали: 1.
Снижение уровня заболеваемости.
Наблюдается тенденция к снижению заболеваниями верхних дыхательных путей с 8 случаев в 2014–20145уч. г. до 2–3 в 2015–2016уч. г., уменьшилось количество заболевших ОРЗ с 10 случаев до 4. Уровень общего физического развития детей значительно вырос по сравнению с 2014–2015 учебным годом. 2.
Развитие музыкальных способностей и творческого

потенциала каждого ребенка.
Дети стали лучше и выразительнее петь, чисто интонировать несложные мелодии, сохраняя во время исполнения правильную осанку и дыхание. Улучшились двигательные способности: пластичность, координация, ориентирование в пространстве. Дети научились не только слушать, но и рассказывать о музыке, ее средствах выразительности, форме, характере. В большей степени раскрылся творческий потенциал детей в различных видах музыкальной деятельности: дети сочиняют небольшие попевки, импровизируют в движении, сами придумывают танцевальные миниатюры, предлагают свои варианты аккомпанемента на выбранных ими же музыкальных инструментах. 3.
Повышение интереса детей к вопросам

здоровьесбережения.
Дети стали проявлять интерес к содержанию бесед о здоровье, к своему здоровью, к здоровому образу жизни. Интерес ребёнка проявляется как в специально организованной деятельности, так и в игре. В ходе дидактических игр и проблемных ситуациях ребёнок даёт адекватные ответы, не допускает ошибок, умеет объяснить свой выбор. Валеологические знания и умения закреплены и отражаются в повседневной деятельности ребёнка. 4.
Развитие духовно-нравственного потенциала.
Дети стали
понимать, что значит доброта и быть добрым; что значит внимательность и быть внимательным; что значит делиться с друзьями и добиваться всего вместе. Дети научились осознавать, что такое семья и семейные традиции, что такое Родина и любовь к ней. Все полученные знания и навыки они успешно применяют в жизни. Таким образом, внедрение системы музыкально-валеологического и духовно-нравственного воспитания в нашем ДОУ показало, что музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического и нравственного развития ребенка. С другой стороны, здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, игровой массаж, элементы танцетерапии), используемые на занятиях музыкой, помогают развитию музыкальных способностей дошкольников (в среднем, на 10 %), снижают заболеваемость детей простудами и ОРЗ (примерно на 6–10 %), творческого потенциала, речи, памяти, внимания. Валеологические знания приучают ребенка заботиться о своем здоровье, жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.


В раздел образования