Автор: Смайловских Юлия Алексеевна Должность: педагог-организатор Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 Населённый пункт: город Туран, республики Тыва Наименование материала: учебная программа Тема: Программа элективного курса "В ритме танца" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Туранская средняя общеобразовательная школа №1 Республики Тыва
"Рассмотрено"
На заседании
методобъединения
протокол № ___
от "____" __________201__г .
"Согласовано"
Зам.директора по УВР
Матина Н.А.
__________________
"____" __________201__г.
"Утверждаю"
Директор
МБОУ Туранской СОШ№1
Лисина Л.А. ______________
"____" __________201__г.
Рабочая программа основного общего образования
элективный курс
"В ритме танца"
для учащихся 9классов
срок реализации программы - 1 год
Составитель: Смайловских Юлия Алексеевна
г.Туран. 2015 г.
1
Пояснительная записка
Статус документа
Программа составлена и адаптирована на основании примерной программы
общего образования "Учите детей танцевать"(авторы – Пуртова Т.В.,
Беликова А.Н.), составленной в соответствии с Федеральным компонентом
Государственного стандарта, утверждённым в 2004 г. приказом
Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004.
Программа соответствует основной образовательной программе МБОУ
Туранской СОШ № 1 Республики Тыва.
Рабочая программа конкретизирует содержание курса о курсе хореографии
дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и
последовательность изучения разделов с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики представления учебного материала,
возрастных особенностей учащихся.
Нормативная база
•
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014)
"Об образовании в Российской Федерации"
•
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
•
Распоряжение Правительства РФ от 07.04.2011 г. №163-р "О концепции
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы".
•
Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении
Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников»
•
Приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2010г №986 «Об утверждении
федеральных требований к образовательным учреждениям в части
минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных
помещений» .
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10….»
•
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010 г. №761н "Об утверждении единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.."
•
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
31.05.2011 г. №448н "О внесении изменения в Единый квалификационный
справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
"Квалификационные характеристики должностей работников образования""
Программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России и Стратегии развития
воспитания на 2015-2025 гг.
2
Цели: формирование творческой личности посредством обучения детей
языку танца, приобщение к миру танцевального искусства, являющегося
достоянием общечеловеческой и национальной культуры.
Задачи:
в области хореографии:
•
расширение знаний в области современного хореографического
искусства;
•
выражение собственных ощущений, используя язык хореографии,
литературы, изобразительного искусства;
•
умение понимать «язык» движений, их красоту;
в области воспитания:
•
содействия гармоничному развитию творческой личности ребенка;
•
развития чувства гармонии, чувства ритма;
•
совершенствования нравственно- эстетических, духовных и
физических потребностей;
в области физической подготовки:
•
развитие гибкости, координации движений;
•
развитие психофизических особенностей, способствующих успешной
самореализации;
укрепление физического и психологического здоровья.
Содержание курса:
В
духовной
культуре
человечества
хореографическое
искусство
занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних
видов
искусства,
появившись
с
рождением
человечества,
танец
всегда
неразрывно связан с жизнью.
Изменялось общество - изменялось и
танцевальное искусство. XX век принёс с собой новую, более сложную
технику,
новые
специальности,
и
новое
отношение
к
хореографическому
искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление, он
раскрывает
духовно-нравственный
потенциал
человека,
его
способность
ценить
красоту,
совершенство
мира
природы
и
г а рм о н и ч н о
взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды и жизни, танец
есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам
свободного творчества. И именно потому, что в танце есть нечто от искусства,
и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая
сковывает творчество жизни со свободным творчеством...»
Танец
пронизывает
самые
разнообразные
области
культуры
и
искусства.
Танец
-
искусство
-
многогранное,
объединяющее
искусство
действия
с
музыкой, художественными образами, произведениями литературы.
3
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями
федерального
государственного
образовательного
стандарта,
что
делает
возможным
выстроить
индивидуальный
маршрут
развития
каждого
обучающегося,
который
будет
пронизывать
самые
разнообразные
образовательные области.
На
современном
этапе
развития
российское
общество
осознало
необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России
через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения,
что
повлекло
за
собой
повышение
интереса
к
созданию
и
реализации
программ, сориентированных на изучение культуры, истории и искусства,
изучения народного творчества и охрану здоровья детей.
Формы образовательных технологий:
1)
Здоровьесберегающие образовательные технологии;
2)
Эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные
(формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН);
3)
Групповая работа;
4)
Современные информационные технологии;
5)
Технология саморазвития (формирование самоуправляющих
механизмов личности - СУМ);
6)
Эвристические технологии(развитие творческих способностей).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Вводное занятия.
Педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства -хореографией
и содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о
4
№
п/п
Разделы
Количество
часов
1 год
1
В в од н ы е
з а н я т и я .
П р а в и л а
т е х н и к и
безопасности.
1
2
Танцы мира.
4
3
Репитиционно-постановочная работа.
19
4
Азбука классического вальса.
6
5
Концертная деятельность
5
Всего:
34
технике безопасности во время пользования техническими средствами и
особенностях внешнего вида учащегося.
Танцы мира.
Цикл бесед знакомит с разнообразными видами и жанрами хореографии:
-Народные танцы - русские народные, тувинские народные танцы, Китая,
Кореи.
- Современные танцы XXI века - танец модерн, хип-хоп, брейкданс,
контемпорариданс и другие.
Репетиционно-постановочная работа .
Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку
сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр
видео и работу с отстающими детьми.
Современная жизнь также предоставляет разнообразный интересный
материал.
Известно, что увлечения детей современными зажигательными ритмами
разнообразных танцевальных жанров с использованием трюков не менее
сильно, чем классическим танцем. Поэтому в нашем репертуаре есть и
современные танцы.
Вынашивая ту или иную тему, обдумывая хореографические средства,
какими будет решаться номер, всегда необходимо помнить: для кого именно
предназначена постановка.
Дело в том, что для того чтобы поставить танец, необходимо учитывать
физические данные, возраст ребенка, тип характера. Так, например, если
занятие проводится с «меланхоликом», то танец будет выбран на медленную
музыку, которая будет являться отражением лирического образа, но такой
танец противопоказан «холерикам». Не менее важно, чтобы заложенные в
танец мысли, воссозданные реальные события или сказка волновали детей,
были очень близки к их душевному миру. Ведь дети чутки не только к
внешней стороне танца, но и к идеям, к нравственному заряду каждой
картины, потому что они хотят и делают это для себя, для своей души.
Азбука классического вальса.
Изменение позиции рук и ног. Pile , Port de bra , Releve ,Battemen ,Grand
plie ,Rond de jambe, основные движения " Allegro ", расширение знаний в
области классических терминов «па», изучение и исполнение классического
экзерсиса. Выполняя движение классического экзерсиса, дети приобретают
aplomb , выразительность и четкость в движениях, что важно для любого
5
танцовщика. ознакомление с основными элементами танца "балансе",
"зеркало", "вальсовая дорожка", "фигурный вальс".
Концертная деятельность.
Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время
выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению
и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с
актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы.
В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-
творческой работы коллектива, определяется новый репертуар.
Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов
Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся,
конечно, должен быть сам руководитель с помощью метода наблюдения и
метода включения детей в хореографическую деятельность.
Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь»
обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой
обучающийся и коллектив: а также достижения не только творческого
характера, но и личностного.
Если «обратная связь» от участника передает готовность продолжать учиться,
участвовать и это находит выражение в труде и настойчивости, а при этом
уровень притязаний личности растет соответственно достижениям, значит с
личностью все в порядке, она растет и развивается.
А поскольку танец - творчество коллективное и, если коллектив с
удовольствием работает и отдыхает, то его деловое и неформальное общение
«здоровое». Если зритель стремиться посмотреть выступления, творческий
организм живет и развивается успешно.
Одной из «экспертных оценок» являются выступления на концертах, участие
в конкурсах.
Требования к подготовке учащихся
В результате освоения программы обучения учащиеся должны овладеть
коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе,
должны
знать:
•
позиции рук и ног;
•
названия классических движений;
•
первичные сведения об искусстве хореографии.
уметь:
•
воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа
самовыражения;
6
•
соединять отдельные движения в хореографической композиции;
•
исполнять движения классического вальса и современной хореографии.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса :
- Д – демонстрационный материал (не менее 1 экземпляра на класс);
- К – полный комплект (на каждого ученика класса);
- Г – комплект, необходимый для работы в микрогруппе (1 экземпляр на
2 – 6 человек).
Вид
образовательных
ресурсов
Наименование
объектов и средств
организации учебной
деятельности
Количеств
о
Примечания
Средства ИКТ
Компьютер. (ноутбук)
Д
Обязательно
–
на
р а б о ч е м
м е с т е
учителя.
Колонки.
Д
Мультимедийный
проектор.
Д
Принтер.
Д
Сканер.
Д
Цифровой фотоаппарат
Д
Видеокамера
Д
Цифровые
образовательные
ресурсы
Электронные
х р е с т о м а т и и
и
энциклопедии.
Д
Перечень
поисковых
систем.
Д
yandex.r
u/
google.r
u/
mail
Перечень
Интернет-
сайтов.
Д
horeograf
dance -
helper .ya
mir- todes
7
sov-dance
Коллекция цифровых
образовательных
ресурсов.
Д
Н а
ц и ф р о в ы х
носителях
Учебно-
практическое и
лабораторное
оборудование
Экранно-звуковые
средства
А у д и о з а п и с и
в
с о о т в е т с т в и и
с
программой обучения
Д
Н а
ц и ф р о в ы х
носителях
CD- д и с к и
с
художественными
номерами
соответствующими
т е м а т и к е
у ч е б н ы х
курсов.
Д
Слайды
(мультимедийные
презентации),
соответствующие
т е м а т и к е
у ч е б н ы х
курсов.
Д
Н а
ц и ф р о в ы х
носителях
Собственно
учебные средства:
Информационные
материалы (програ
ммно-методическое
обеспечение)
Д
Дидактические
материалы:
(литература,
развивающая
познавательный
интерес учащихся)
Д
Список литературы.
8
Т.В.Пуртова,
А.Н.
Беликова,
О.В.
Кветная
Учите
детей
танцевать. - Москва: Гуманитарный издательский центр "Владос",
2004.
1.
Бесова
М.
Весёлые
игры
для
дружного
отряда.
-
Ярославль:
Академия холдинг, 2004.
2. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.
3. Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
-Просвещение, 1991.
4. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной
школы. - М., 2001.
5. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.
6. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.
7. Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.
8. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.
9.
Хаустов
В.В.
Методическое
пособие
для
начальной
стадии
преподавания
акробатического
рок-н-ролла.
-
Ростов-на-Дону,
1999.
Дополнительная литература:
10. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.
11.
Браиловская
Л.В.
Самоучитель
по
танцам.
-
Ростов-на-Дону:
Феникс, 2003.
12. Игры в школе. - М.: ACT, 2000.
13. Минский Е.М. От игр к занятиям. - М., 1982.
14. Новиков С.Ю. Любимые праздники. - М.: ACT - ПРЕСС СКД,
2003.
15.
Программы
для
социально-психологического
сопровождения
детей с отклоняющимся поведением. - Ростов-на-Дону, 2002.
16.
Суртаев
В.Я.
Игра
как
социокультурный
феномен.
-
Санкт-
Петербург, 2003.
17. Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.
9
10
Календарно-тематическое планирование элективного курса "В ритме танца" для 9
классов
№
Название темы
Час.
Планируемые результаты
(личностные, предметные,
метапредметные)
Дата
Дата по
факту
1
Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности.
Танец как вид искусства
1
личностные результаты:
1
) Основы
р о с с и й с ко й
гражданской идентичности; чувство
г о р д о с т и
з а
с в о ю
Р о д и н у ,
российский народ и историю России;
осознание
своей
этнической
и
национальной
принадлежности,
ценности
многонациона льного
р о с с и й с к о г о
о б щ е с т в а ;
гуманистические и демократические
ценностные
ориентации,
через
изучение танцев народов России.
2
) целостный,
социально
ориентированный
взгляд
на
мир
в
его органичном единстве.
3 )
ф о р м и р о в а н и е
уважительного отношения к иному
мнению, истории и культуре других
народов,
через
изучение
танцев
народов мира.
4
) н ач а л ь н ы е
н а в ы к и
а д а п т а ц и и
в
д и н а м и ч н о
изменяющемся
и
развивающемся
мире.
5
) принятие
и
о с во е н и е
социальной
роли
обучающегося,
р а з в и т и е
м о т и в о в
у ч е б н о й
деятельности
и
формирование
личностного смысла учения.
6) развитие самостоятельности
и
личной
ответственности
за
свои
п о с т у п к и ,
в
т о м
ч и с л е
в
информационной
деятельности,
на
о с н о в е
п р е д с т а в л е н и й
о
нравственных
нормах,
социальной
справедливости и свободе.
7 ) эстетические
потребности,
ценности и чувства.
8
) этиче ские
ч у в с т в а ,
д о б р о ж е л а т е л ь н о с т ь
и
эмоционально-нравственная
5.10
2
Танцы мира.Постановка танца
"Осенний дождь" в стиле
контемпорариданс
1
12.10
3
Постановка и изучение танца
"Осенний дождь" в стиле
контемпорариданс
1
19.10
4
Концертная деятельность
"Осенний бал"
танец"Осенний дождь"
1
26.10
5
Танцы мира . Постановка
танца "Колдовала зима" в
стиле хип-хоп.
1
2.11
6
Постановка и изучение танца
"Колдовала зима" в стиле хип-
хоп.
4
9.11
16.11
23.11
30.11
7
Отработка движений танца
"Колдовала зима" в стиле хип-
хоп.
3
7.12
14.12
21.12
8
Концертная деятельность
"Новогодний бал" танец
"Колдовала зима"
1
29.12
9
Танцы мира. "Яблочко".
Постановка танца "Ты
морячка - я моряк"
1
4.01
10
Постановка и изучение танца
"Ты морячка, я моряк"
4
11.01
18.01
25.01
1.02
11
о т з ы вч и в о с т ь ,
п о н и м а н и е
и
сопереживание
чувствам
других
людей. Развитие самостоятельности
и
личной
ответственности
за
свои
п о с т у п к и ,
в
т о м
ч и с л е
в
информационной
деятельности,
на
о с н о в е
п р е д с т а в л е н и й
о
нравственных
нормах,
социальной
справедливости и свободе.
9)
навыки
сотрудничества
со
взро слыми
и
сверстниками
в
различных
социальных
ситуациях,
умение
не
создавать
конфликтов
и
находить
выходы
из
спорных
ситуаций.
10)
установка
на
безопасный,
здоровый образ жизни, мотивация к
творческому
труду,
к
работе
на
результат,
бережное
отношению
к
м а т е р и а л ь н ы м
и
д у х о в н ы м
ценностям.
метапредметные результаты:
1)
О в л а д е н и е способностью
принимать и сохранять цели и задачи
хореографии, поиска средств для их
осуществления.
2 ) Способы решения проблем
творческого и поискового характера.
3 — 4 ) Умение
планировать,
контролировать и оценивать учебные
д е й с т в и я
в
с о о т в е т с т в и и
с
поставленной
задачей
и
условиями
её реализации; определять наиболее
эффективные
способы
достижения
результата.
Формирование
умения
понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности
конструктивно
действовать
даже
в
ситуации неуспеха.
5)
Освоение
начальных
форм
познавательной
и
лично стной
рефлексии.
6
) Использование
знаково-
с и м в о л и ч е с к и х
с р е д с т в
представления
информации
для
создания
моделей
и зу ч а е м ы х
объектов и процессов.
7)
Активное
использование
речевых средств и средств ИКТ для
решения
коммуникативных
и
познавательных задач.
11
Танцы мира. "Корейский
танец". Постановка танца
"Корейские веера"
4
13
Концертная деятельность "8
марта" танец "Корейские
веера"
1
12.03
14
Танцы мира. Вальс.
2
21.03
28.03
15
Азбука классического вальса.
4
4.04.
11.04
18.04.
25.04
16
Постановка и изучение танца
"Школьный вальс"
3
2.05
16.05.
23.05
17
Концертная деятельность
"Торжественное получение
аттестатов" танец "Школьный
вальс"
1
20.06
12
8)
Использование
различных
способов
поиска
(в
справочных
источниках),
сбора,
обработки,
анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации
в
соответствии с коммуникативными и
познавательными
задачами
и
технологиями учебного предмета, в
том
числе
умение
анализировать
изображения,
звуки,
готовить
своё
выступление и выступать на сцене.
9 )
О в л а д е н и е
н а в ы к а м и
актёрской выразительности;
1 0 )
Гот о в н о с т ь
с л у ш а т ь
собе седника
и
ве сти
д и а л о г ;
готовность признавать возможность
существования
различных
точек
зрения и права каждого иметь свою;
и з л а г а т ь
с в о ё
м н е н и е
и
аргументировать свою точку зрения.
11) Определение общей цели и
путей
её
достижения;
умение
договариваться
о
распределении
функций
и
ролей
в
совместной
д е я т е л ь н о с т и ;
о с у щ е с т в л я т ь
взаимный
контроль
в
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное поведение и поведение
окружающих.
12)
Готовность
конструктивно
разрешать
конфликты
посредством
у ч ё т а
и н т е р е с о в
с т о р о н
и
сотрудничества.
13)
Овладение
начальными
с в е д е н и я м и
о
с у щ н о с т и
и
особенностях объектов, процессов и
я вл е н и й
д е й с т в и т е л ь н о с т и
в
соответ ств ии
с
с од е р ж а н и е м
конкретного учебного предмета.
14)
Овладение
б а з о в ы м и
предметными
и
межпредметными
п о н я т и я м и ,
о т р а ж а ю щ и м и
существенные
связи
и
отношения
между объектами и процессами.
предметные результаты:
1
) Формирование
первоначальных
представлений
о
е д и н с т в е
и
м н о г о о б р а з и и
культурного пространства России.
2)
Понимание
обучающимися
того, что танец представляет собой
13
явление национальной культуры, как
с р е д с т в о
х у д о ж е с т в е н н о й
выразительности;
3) Овладение танцевальными
техниками;
4) Умение воссоздать образы и
движения грамотно и чётко в темпо-
ритмическом, а так же музыкальном
сопровождении;
5)
Овладение
минимальными
знаниями музыкальной грамоты.
Итого
34
14