Напоминание

Программа элективного курса "В ритме танца"


Автор: Смайловских Юлия Алексеевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Туран, республики Тыва
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа элективного курса "В ритме танца"
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Туранская средняя общеобразовательная школа №1 Республики Тыва

"Рассмотрено"
На заседании методобъединения протокол № ___ от "____" __________201__г
.

"Согласовано"
Зам.директора по УВР Матина Н.А. __________________ "____" __________201__г.
"Утверждаю"
Директор МБОУ Туранской СОШ№1 Лисина Л.А. ______________ "____" __________201__г.
Рабочая программа основного общего образования

элективный курс

"В ритме танца"
для учащихся 9классов срок реализации программы - 1 год
Составитель: Смайловских Юлия Алексеевна
г.Туран. 2015 г. 1

Пояснительная записка

Статус документа
Программа составлена и адаптирована на основании примерной программы общего образования "Учите детей танцевать"(авторы – Пуртова Т.В., Беликова А.Н.), составленной в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта, утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004. Программа соответствует основной образовательной программе МБОУ Туранской СОШ № 1 Республики Тыва. Рабочая программа конкретизирует содержание курса о курсе хореографии дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.
Нормативная база
• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". • Распоряжение Правительства РФ от 07.04.2011 г. №163-р "О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы". • Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» • Приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2010г №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» . • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10….» • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. №761н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.." • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.05.2011 г. №448н "О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"" Программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Стратегии развития воспитания на 2015-2025 гг. 2

Цели:
формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.
Задачи:

в области хореографии:
• расширение знаний в области современного хореографического искусства; • выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства; • умение понимать «язык» движений, их красоту;
в области воспитания:
• содействия гармоничному развитию творческой личности ребенка; • развития чувства гармонии, чувства ритма; • совершенствования нравственно- эстетических, духовных и физических потребностей;
в области физической подготовки:
• развитие гибкости, координации движений; • развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации; укрепление физического и психологического здоровья.
Содержание курса:
В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство. XX век принёс с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление, он раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и г а рм о н и ч н о взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды и жизни, танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества. И именно потому, что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая сковывает творчество жизни со свободным творчеством...» Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец - искусство - многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы. 3
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области. На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ, сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей. Формы образовательных технологий: 1) Здоровьесберегающие образовательные технологии; 2) Эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН); 3) Групповая работа; 4) Современные информационные технологии; 5) Технология саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); 6) Эвристические технологии(развитие творческих способностей).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Вводное занятия.
Педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства -хореографией и содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о 4


п/п

Разделы

Количество

часов

1 год
1 В в од н ы е з а н я т и я . П р а в и л а т е х н и к и безопасности. 1 2 Танцы мира. 4 3 Репитиционно-постановочная работа. 19 4 Азбука классического вальса. 6 5 Концертная деятельность 5
Всего:

34

технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося.
Танцы мира.
Цикл бесед знакомит с разнообразными видами и жанрами хореографии: -Народные танцы - русские народные, тувинские народные танцы, Китая, Кореи. - Современные танцы XXI века - танец модерн, хип-хоп, брейкданс, контемпорариданс и другие.
Репетиционно-постановочная работа .
Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр видео и работу с отстающими детьми. Современная жизнь также предоставляет разнообразный интересный материал. Известно, что увлечения детей современными зажигательными ритмами разнообразных танцевальных жанров с использованием трюков не менее сильно, чем классическим танцем. Поэтому в нашем репертуаре есть и современные танцы. Вынашивая ту или иную тему, обдумывая хореографические средства, какими будет решаться номер, всегда необходимо помнить: для кого именно предназначена постановка. Дело в том, что для того чтобы поставить танец, необходимо учитывать физические данные, возраст ребенка, тип характера. Так, например, если занятие проводится с «меланхоликом», то танец будет выбран на медленную музыку, которая будет являться отражением лирического образа, но такой танец противопоказан «холерикам». Не менее важно, чтобы заложенные в танец мысли, воссозданные реальные события или сказка волновали детей, были очень близки к их душевному миру. Ведь дети чутки не только к внешней стороне танца, но и к идеям, к нравственному заряду каждой картины, потому что они хотят и делают это для себя, для своей души.
Азбука классического вальса.
Изменение позиции рук и ног. Pile , Port de bra , Releve ,Battemen ,Grand plie ,Rond de jambe, основные движения " Allegro ", расширение знаний в области классических терминов «па», изучение и исполнение классического экзерсиса. Выполняя движение классического экзерсиса, дети приобретают aplomb , выразительность и четкость в движениях, что важно для любого 5
танцовщика. ознакомление с основными элементами танца "балансе", "зеркало", "вальсовая дорожка", "фигурный вальс".
Концертная деятельность.
Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно- творческой работы коллектива, определяется новый репертуар.
Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов
Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся, конечно, должен быть сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность. Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив: а также достижения не только творческого характера, но и личностного. Если «обратная связь» от участника передает готовность продолжать учиться, участвовать и это находит выражение в труде и настойчивости, а при этом уровень притязаний личности растет соответственно достижениям, значит с личностью все в порядке, она растет и развивается. А поскольку танец - творчество коллективное и, если коллектив с удовольствием работает и отдыхает, то его деловое и неформальное общение «здоровое». Если зритель стремиться посмотреть выступления, творческий организм живет и развивается успешно. Одной из «экспертных оценок» являются выступления на концертах, участие в конкурсах.
Требования к подготовке учащихся
В результате освоения программы обучения учащиеся должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должны
знать:
• позиции рук и ног; • названия классических движений; • первичные сведения об искусстве хореографии.
уметь:
• воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения; 6
• соединять отдельные движения в хореографической композиции; • исполнять движения классического вальса и современной хореографии.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
: - Д – демонстрационный материал (не менее 1 экземпляра на класс); - К – полный комплект (на каждого ученика класса); - Г – комплект, необходимый для работы в микрогруппе (1 экземпляр на 2 – 6 человек).
Вид

образовательных

ресурсов

Наименование

объектов и средств

организации учебной

деятельности

Количеств

о

Примечания

Средства ИКТ
Компьютер. (ноутбук) Д Обязательно – на р а б о ч е м м е с т е учителя. Колонки. Д Мультимедийный проектор. Д Принтер. Д Сканер. Д Цифровой фотоаппарат Д Видеокамера Д
Цифровые

образовательные

ресурсы
Электронные х р е с т о м а т и и и энциклопедии. Д Перечень поисковых систем. Д yandex.r u/ google.r u/ mail Перечень Интернет- сайтов. Д horeograf
dance
-
helper
.ya mir-
todes
7
sov-dance Коллекция цифровых образовательных ресурсов. Д Н а ц и ф р о в ы х носителях
Учебно-

практическое и

лабораторное

оборудование

Экранно-звуковые

средства
А у д и о з а п и с и в с о о т в е т с т в и и с программой обучения Д Н а ц и ф р о в ы х носителях CD- д и с к и с художественными номерами соответствующими т е м а т и к е у ч е б н ы х курсов. Д Слайды (мультимедийные презентации), соответствующие т е м а т и к е у ч е б н ы х курсов. Д Н а ц и ф р о в ы х носителях
Собственно

учебные средства:

Информационные

материалы
(програ ммно-методическое обеспечение) Д
Дидактические

материалы:

(литература,

развивающая

познавательный

интерес учащихся)
Д
Список литературы.
8

Т.В.Пуртова,

А.Н.

Беликова,

О.В.

Кветная

Учите

детей

танцевать. - Москва: Гуманитарный издательский центр "Владос",

2004.
1. Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия холдинг, 2004. 2. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997. 3. Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -Просвещение, 1991. 4. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М., 2001. 5. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988. 6. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985. 7. Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988. 8. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990. 9. Хаустов В.В. Методическое пособие для начальной стадии преподавания акробатического рок-н-ролла. - Ростов-на-Дону, 1999. Дополнительная литература: 10. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999. 11. Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 12. Игры в школе. - М.: ACT, 2000. 13. Минский Е.М. От игр к занятиям. - М., 1982. 14. Новиков С.Ю. Любимые праздники. - М.: ACT - ПРЕСС СКД, 2003. 15. Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением. - Ростов-на-Дону, 2002. 16. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен. - Санкт- Петербург, 2003. 17. Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992. 9
10

Календарно-тематическое планирование элективного курса "В ритме танца" для 9

классов



Название темы

Час.

Планируемые результаты

(личностные, предметные,

метапредметные)

Дата

Дата по

факту

1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Танец как вид искусства
1

личностные результаты:
1 ) Основы р о с с и й с ко й гражданской идентичности; чувство г о р д о с т и з а с в о ю Р о д и н у , российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонациона льного р о с с и й с к о г о о б щ е с т в а ; гуманистические и демократические ценностные ориентации, через изучение танцев народов России. 2 ) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве. 3 ) ф о р м и р о в а н и е уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, через изучение танцев народов мира. 4 ) н ач а л ь н ы е н а в ы к и а д а п т а ц и и в д и н а м и ч н о изменяющемся и развивающемся мире. 5 ) принятие и о с во е н и е социальной роли обучающегося, р а з в и т и е м о т и в о в у ч е б н о й деятельности и формирование личностного смысла учения. 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои п о с т у п к и , в т о м ч и с л е в информационной деятельности, на о с н о в е п р е д с т а в л е н и й о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7 ) эстетические потребности, ценности и чувства. 8 ) этиче ские ч у в с т в а , д о б р о ж е л а т е л ь н о с т ь и эмоционально-нравственная
5.10

2
Танцы мира.Постановка танца "Осенний дождь" в стиле контемпорариданс
1

12.10

3
Постановка и изучение танца "Осенний дождь" в стиле контемпорариданс
1

19.10

4
Концертная деятельность "Осенний бал" танец"Осенний дождь"
1

26.10

5
Танцы мира . Постановка танца "Колдовала зима" в стиле хип-хоп.
1

2.11

6
Постановка и изучение танца "Колдовала зима" в стиле хип- хоп.
4

9.11

16.11

23.11

30.11

7
Отработка движений танца "Колдовала зима" в стиле хип- хоп.
3

7.12

14.12

21.12

8
Концертная деятельность "Новогодний бал" танец "Колдовала зима"
1

29.12

9
Танцы мира. "Яблочко". Постановка танца "Ты морячка - я моряк"
1

4.01

10
Постановка и изучение танца "Ты морячка, я моряк"
4

11.01

18.01

25.01

1.02
11
о т з ы вч и в о с т ь , п о н и м а н и е и сопереживание чувствам других людей. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои п о с т у п к и , в т о м ч и с л е в информационной деятельности, на о с н о в е п р е д с т а в л е н и й о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 9) навыки сотрудничества со взро слыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношению к м а т е р и а л ь н ы м и д у х о в н ы м ценностям.
метапредметные результаты:
1) О в л а д е н и е способностью принимать и сохранять цели и задачи хореографии, поиска средств для их осуществления. 2 ) Способы решения проблем творческого и поискового характера. 3 — 4 ) Умение планировать, контролировать и оценивать учебные д е й с т в и я в с о о т в е т с т в и и с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. 5) Освоение начальных форм познавательной и лично стной рефлексии. 6 ) Использование знаково- с и м в о л и ч е с к и х с р е д с т в представления информации для создания моделей и зу ч а е м ы х объектов и процессов. 7) Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
11
Танцы мира. "Корейский танец". Постановка танца "Корейские веера"
4

8.02

15.02.

29.02

7.03

12
Концертная деятельность "23 февраля" танец "Ты морячка -я моряк"
1

20.02

13
Концертная деятельность "8 марта" танец "Корейские веера"
1

12.03

14
Танцы мира. Вальс.
2

21.03

28.03

15
Азбука классического вальса.
4

4.04.

11.04

18.04.

25.04

16
Постановка и изучение танца "Школьный вальс"
3

2.05

16.05.

23.05

17
Концертная деятельность "Торжественное получение аттестатов" танец "Школьный вальс"
1

20.06
12
8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать на сцене. 9 ) О в л а д е н и е н а в ы к а м и актёрской выразительности; 1 0 ) Гот о в н о с т ь с л у ш а т ь собе седника и ве сти д и а л о г ; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; и з л а г а т ь с в о ё м н е н и е и аргументировать свою точку зрения. 11) Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной д е я т е л ь н о с т и ; о с у щ е с т в л я т ь взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 12) Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством у ч ё т а и н т е р е с о в с т о р о н и сотрудничества. 13) Овладение начальными с в е д е н и я м и о с у щ н о с т и и особенностях объектов, процессов и я вл е н и й д е й с т в и т е л ь н о с т и в соответ ств ии с с од е р ж а н и е м конкретного учебного предмета. 14) Овладение б а з о в ы м и предметными и межпредметными п о н я т и я м и , о т р а ж а ю щ и м и существенные связи и отношения между объектами и процессами.
предметные результаты:
1 ) Формирование первоначальных представлений о е д и н с т в е и м н о г о о б р а з и и культурного пространства России. 2) Понимание обучающимися того, что танец представляет собой 13
явление национальной культуры, как с р е д с т в о х у д о ж е с т в е н н о й выразительности; 3) Овладение танцевальными техниками; 4) Умение воссоздать образы и движения грамотно и чётко в темпо- ритмическом, а так же музыкальном сопровождении; 5) Овладение минимальными знаниями музыкальной грамоты. Итого
34
14


В раздел образования