Напоминание

Внеурочная деятельность в начальной школе Кружок "Умное перышко" - как средство социализации младших школьников вне учебного процесса


Автор: Гордеева Анастасия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №119 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Внеурочная деятельность в начальной школе Кружок "Умное перышко" - как средство социализации младших школьников вне учебного процесса
Раздел: начальное образование





Назад




Статья Гордеева А.Н.
Внеурочная деятельность в начальной школе

Кружок «Умное перышко» - как средство социализации

младших школьников вне учебного процесса
(Составитель - Н.А.Страхова, учитель начальных классов МОУ «Новинская СОШ», Богородского района) В рамках ФГОС внедряется программа по внеурочной деятельности. Очень много выпущено всевозможной литературы по данной теме. Но гораздо меньше лицензированных и сертифицированных программ, которые учителя могут взять для своей внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность – это концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, состоящая их двух больших направлений - духовно-нравственное воспитание; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Данные программы дают большое поле деятельности каждому педагогу.  интегрирована в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей;  основа для разработки и реализации собственной программы воспитания и социализации учащихся начальной школы;  для реализации требуются согласованные усилия многих социальных субъектов. Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся н а ч а л ь н о й ш к о л ы – это национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Ро ссии, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Через какие сферы деятельности должен происходить процесс воспитания? Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников будут передаваться с помощью науки, семьи, социальной солидарно сти, гражданственности, патриотизма, человечества, природы, искусства, труда и творчества. Модель внеурочной деятельности в начальной школе МБОУ СОШ №119 основана на 5 основных пунктах. Мы стараемся воспитывать разностороннюю адаптированную личность к настоящему времени и его прогрессивным взглядам и веяниям. Основными направления внеурочной деятельности являются:  Спортивно-оздоровительное;
 Культурное;  Духовное;  Интеллектуальное;  Социальное, в которое включен кружок «Умное перышко». Подробно о кружке «Умное перышко». Цель программы развитие социальных умений младших школьников в процессе усвоения ими основ журналисткой деятельности, воспитание ответственности за реализацию гражданской позиции, имеющей общественную значимость. Задачи программы: 1. Сформировать информационную компетентность учащихся. Научить их использовать различные способы работы с источниками. 2. Познакомить детей с ролью журналистов в современном мире. 3. Создавать условия для развития успешной личности, самореализации каждого учащегося, развития его творческих способностей с учётом индивидуальных. 4. Формировать умения соблюдать нормы и н ф ормац и он н ой избирательности, этики и этикета. С поступлением в школу ребёнок попадает в социально значимую деятельность. Поэтому данная программа предусматривает развитие навыков сотрудничество, сверстниками и со взрослыми в разных социальных ситуациях. Формирует готовность слышать и слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения. Программа опирается на коллективные формы обучения. Младшие школьники учатся рассуждать, доказывать, взаимодействовать. Программа ориентирована на личностный подход, спо собствует самоопределению младшего школьника. Развитие происходит в сфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний. Программа не только позволяет познакомить с процессом создания газеты, но и на развитие речевой деятельности. Уроки организуются так, чтобы ребёнок оказался в ситуации, где он должен добывать необходимые ему знания и активно их применять. Такая работа содействует расширению лингвистического кругозора, развивает стилистическое чутьё, развивает и совершенствует способности создавать и оценивать тексты различной стилевой направленности. В ходе работы решаются и межпредметные задачи, а именно формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи. Курс разработан на основе требований новых ФГОС и предназначен для использования во внеурочной деятельности учеников 1 – 4 классов. Он рассчитан на 2 года обучения - 1 час в неделю. (34 часа в год) Основные принципы, подходы, реализуемые в программе  Принцип сотрудничества  Принцип индивидуализации
 Коммуникативно-деятельностный подход  Личностно-ориентированный подход Содержание программы 1.Средства массовой информации. Телевидение, радио, газеты, Интернет. Значение СМИ в жизни общества. 2. Печатные средства массовой информации. Газета, журнал. История возникновения газеты. Создание газеты и журнала. 3. Современные детские газеты и журналы. Общее знакомство. 4. Выпуск газеты. Редактор. Обязанности редактора. Редакционная коллегия. Навыки оформления. 5. Основные жанры газеты. Общее знакомство, отличительные признаки. 6. Заметка. Статья. 7. Репортаж. Формы репортажей. Подготовка репортажей. Отличительные признаки репортажей. 8. Интервью. Нормы культурного общения. Упражнения в подготовке интервью. 8. Редактирование текстов. 10. Очерки. 11 Эссе. Достижению поставленных целей может способствовать использование записных книжек и блокнотов корреспондентов. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует фиксировать слова, фразеологизмы, которые понадобятся для раскрытия темы. Целесообразно предложить обучающимся сделать синтаксические заголовки, словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; выделить предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания. Особое внимание обучающихся следует обратить на взаимосвязь жанра и стиля. Учащиеся должны помнить о том, что существуют газетные жанры, с которыми необходимо познакомиться , непосредственно изучая программу. Это жанры информационной группы: хроника, интервью, репортаж, статья, заметка, эссе. Особенностью проведения занятий является объединение практической и теоретической работы, посредством метода проектов, ролевых игр, решения проблемных ситуаций. Организация выполнения практических занятий предполагает использование коллективных и индивидуальных форм работы. Большое значение для формирования самостоятельности имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Необходимо выработать привычку в трудных случаях обращаться к словарям и справочникам. В основе работы кружка лежит педагогика сотрудничества. Работа по программе организуется с учётом познавательной инициативы ребёнка и включает
диспуты, поисковые и научные исследования, сбор информации, её обработку, обсуждение и интерпретацию. На практических занятиях происходит закрепление полученных знаний, выполняются упражнения, проводятся дидактические игры, помогающие группам в приготовлении их творческих работ. В рекомендуемую структуру занятий могут быть включены: эмоционально – творческая разминка; создание проблемной ситуации; работа с источниками информации; их анализ и интерпретация, создание речевых высказываний, презентация работ, рефлексия. К концу 2 года обучения должны Овладеть такими социальными умениями, как правилами вежливого общения со сверстниками и взрослыми. Знаниями этикета публичных выступлений и общения Умением работать с информацией, сравнивать её. Умением различать основные газетные жанры: статья, интервью, фоторепортаж Знанием о структуре создания газет и журналов Создавать школьную газету Опыт взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Формой отчётности
к концу 2 года обучения года будет являться создание стенных газет, в которых будут присутствовать фотографии и статьи , написанные детьми в течении года. Как и у каждой программы, у нашей программы клуба юных журналистов есть свои плюсы и минусы. развитие ребенка + умение работать с информацией + знание основ профессии журналиста + самореализации обучающегося + развивается коммуникативная личность, способная вести диалог, аргументировать свою точку зрения. занимаются все ребята класса, - не всем интересно - нет продолжения в среднем звене Воспитательный результат внеурочной деятельности непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Эффекты воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности Нашими достижениями можно считать:  Проект «Дерево загадок»;  Сочинение на тему «Как я провел зимние каникулы»;  Экскурсия в планетарий «Заметка для портфолио»;
 Коллективная газета к празднику «День защитников Отечества»;  Знания о СМИ, трудности профессии журналиста;  Проект «Красная книга»  Проект «Занимательные странички по русскому языку».


В раздел образования