Напоминание

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии


Автор: Жигалова Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель географии
Учебное заведение: ГБПОУ КК "Усть-Лабинский социально-педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Усть-Лабинск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии
Раздел: среднее профессиональное





Назад





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОН БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО2ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ТЕМА:

«Применение здоровьесберегающих технологий на

уроках географии
» Подготовила: Жигалова Татьяна Владимировна, преподаватель географии ГБПОУ КК УСПК

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии».

Введение
Проблемы здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства государственных организаций, общества и самих граждан. Сегодня происходят качественные изменения в осознании обществом ценностей жизни и здоровья каждого ребенка. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся детей. Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить студенту возможность сохранения здоровья за период обучения в колледже, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Ухудшение здоровья подростков в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. По статистике состояния здоровья большую группу составляют подростки, находящиеся «между здоровьем и болезнью». В процессе обучения подростки, юноши и девушки пытаются привыкнуть жить в условиях ограниченной свободы и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых. Содержание 1. Здоровьесберегающие технологии на уроках географии. 2. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения. 3. Создание благоприятного психологического климата на уроке. 4. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. 5. Комплексное использование личностно ориентированных технологий. 6. Использование ТСО как средства интерактивного обучения.
1. Здоровьесберегающие технологии на уроках географии
Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья обучающихся и педагогов. Состояние здоровья подрастающего
поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. В арсенале каждого педагога должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему подростков, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье обучающихся. Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки студент а, право свободного выбора, ком ф о рт н а я пространственная среда, то это будет способствовать адаптации участников образовательного процесса на уроке. Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания для развития личности обучающегося и, в конечном счете, снижают риск стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье подростков. Я считаю одной из самых важных задач преподавателей колледжа, чтобы наше подрастающее поколение было здоровым, жизнерадостным, а значит успешным. Тогда наши студенты с удовольствием каждый день будут приходить в колледж, где их ждут. Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей. В процессе воспитания человека в семье, детском саду, в школе, в колледже здоровье либо формируется и развивается, либо утрачивается. Причин много. Профессионализм педагогов, позволяющий дать знания подрастающему поколению, должен быть дополнен осознанным желанием сохранить и укрепить здоровье ребёнка, защитить его от страданий, унижения личности, изгнав боль и страх. Забота о будущем обучающегося предполагает уважение к его эстетическому чувству, поддержку его тяги к прекрасному, являющейся фундаментальным качеством человека разумного.
2. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Использование игровых технологий. Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п. Если на начальном этапе обучения географии это могут быть игровые задания для обобщения знаний ( «физические сказки», кроссворды, задачи- загадки и т.д.). Для обучающихся колледжа можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие
творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного явления, процесса или закона. Очень успешно и эффективно проходят в группах уроки в форме игры, например Урок-суд при изучении темы «Экологическая проблема человечества». Или, например, при изучении политической карты и типологии стран современного мира можно предложить Эстафету на скорость мышления с перемещениями по классу. На доске размещены три магнитных планшета с указанием названий стран. Ученики по желанию условно делятся на три команды. Каждая получает конверт с заданием, где могут быть наименования столиц, шаблоны самих государств, государственных атрибутов, условные знаки полезных ископаемых и т.д. По сигналу каждый участник эстафеты вскрывает конверт у доски и прикрепляет шаблон к указанному названию государства. Побеждает команда, которая быстро и правильно разместит шаблоны. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, например: при формировании экологической культуры с помощью поэтических образов иллюстрирующих то или иное воздействие человека на природу. В теме « Глобальные проблемы человечества» уместно стихотворения И.И. Ландо «Будь милосерден человек», в результате анализа которого происходит повторение темы, затрагиваются вопросы взаимодействия человека и природы и т.д. В этот момент процесс обучения как бы скрыт от обучающихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же, введение в урок литературных или исторических отступлений служит не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.
3. Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт обучающихся во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого студента. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция преподавателя на желание студента выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого обучающегося. Обучающиеся входят в аудиторию не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои
знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда студент с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же, каждый студент уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, юноши и девушки сразу же видят и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и на уроке. Педагог поощряет стремление студента к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность группы заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока студенты покидают аудиторию с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
4. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Охрана здоровья студента предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека с юнных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать студенту, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. На уроках географии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения молодых людей к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением подростков в окружающей среде. Говоря о климате, целесообразно коснуться вопроса о выявлении особенностей погоды на здоровье, для условий жизни и хозяйственной деятельности населения. При изучении глобальных проблем человечества очень полезными оказываются факты, иллюстрирующие опасное влияние
низких звуковых частот (к примеру, в рок-музыке, так популярной у подростков) на функционирование внутренних органов. В урок, посвященный водным ресурсам, обязательно включаются вопросы, воздействия связанных с ними опасных природных явлений на живые организмы.
5. Комплексное использование личностно ориентированных технологий.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого обучающегося и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии (о них уже шла речь выше). Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед преподавателем встают новые задачи: создания атмосферы заинтересованности каждого студента в работе группы; стимулирования обучающихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения каждого студента. Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты: 1.Создание положительного эмоционального настроя на работу всех обучающихся в ходе урока 2.Использование проблемных творческих заданий 3.Стимулирование обучающихся к выбору и само стоятельному использованию разных способов выполнения заданий 4. Применение заданий, позволяющих студенту самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую) 5.Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены. Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья студентов, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому обучающемуся, учесть индивидуальные особенности каждого студента, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
6. Использование ТСО как средства интерактивного обучения.

Психолого-педагогическая модель обучения на уроке с компьютерной поддержкой реализует личностно ориентированный подход, а основное внимание уделяется интерактивной деятельности обучающихся. В современном понимании наглядность должна быть интеллектуальна, то есть через чувственно-образную форму усиливать, подчёркивать теоретическую сущность изучаемого. Новое теоретическое содержание обучающиеся выявляют в ходе организованного преподавателем активного восприятия материала. Экранная форма компьютерной (и аудиовизуальной) информации даёт редкую пока возможность преподавателю и группе совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному подростку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как обучающиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию нелинейно, с возвратом к нужному фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих обучающихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним обучающимся или группой студентов мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. В последнее время компьютерные презентации стали популярны среди педагогов, активно использующих современные технологии в процессе обучения. В этом случае перед преподавателем открывается широкое поле деятельности с огромными возможностями. Здесь, в отличие от обучающей программы, преподаватель сам волен выбирать форму и последовательность представления материала, расширить содержание и иллюстрировать его как готовыми, так и самостоятельно выполненными рисунками, фотографиями, анимациями и видеофрагментами. Однако здесь важно соблюдать принцип разумного использования компьютера, поскольку нерациональное применение ТСО в ходе урока может привести к обратным результатам – повышенному утомлению и психоэмоциональному напряжению. Кроме того, неправильно установленный уровень звука и освещения могут негативно воздействовать на слух и зрение обучающихся. При подготовке компьютерных презентаций необходимо руководствоваться принципами оптимизации подачи материала: не злоупотреблять ненужной анимацией объектов, подбирать нейтральный фон, не раздражающий глаза, избегать “режущих” глаз цветов и их сочетаний.
Компьютер на уроке позволяет учителю-предметнику реализовать в обучении современные технологии. При этом персональный компьютер следует рассматривать как современное техническое средство обучения, помогающее преподавателю решать насущные задачи активизации познавательной деятельности и развития нестандартного, творческого мышления обучающихся в сочетании с мероприятиями, направленными на охрану физического и психического здоровья подростков. Результаты: • активность обучающихся; • «слабые» студенты чувствуют уверенность в своих силах; • «сильные» студенты ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу; • умение взять ответственность на себя; • умение молодых людей самостоятельно решать небольшие, проблемы, самостоятельно исследовать их, • стремление аргументировать свои решения; • более легкое и прочное усвоение программного материала; • доброжелательное отношение друг к другу; • тщательность и добросовестность в выполнении роботы; • умение работать с разными источниками информации; А самый главный результат – это услышать от подростка: «В наших сердцах есть добро, его в нас поселили Вы…» Важнейшим направлением в работе каждого педагога должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья. Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждом учебном заведении: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!» Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели – сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.
Заключение
В настоящее время общество в большой степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, для чего перед образованием ставится задача сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.
При комплексном использовании различных т ех н ол о г и й , ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья обучающихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели. Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.
Список использованной литературы
1. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26. 2. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87. 3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.: Вако, 2007. 4. Львова ИМ. Физкультминутки//«Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86 5. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.- 2005.-№6.-С.37-44. 6. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22. 7. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207. 8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с. 9. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.


В раздел образования