Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии
Автор: Жигалова Татьяна Владимировна Должность: преподаватель географии Учебное заведение: ГБПОУ КК "Усть-Лабинский социально-педагогический колледж" Населённый пункт: г. Усть-Лабинск, Краснодарский край Наименование материала: статья Тема: Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии Раздел: среднее профессиональное
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии».
Введение
Проблемы здоровья населения России, в частности здоровья
подрастающего
поколения,
является
причиной
для
беспокойства
государственных
организаций,
общества
и
самих
граждан.
Сегодня
происходят
качественные
изменения
в
осознании
обществом
ценностей
жизни
и
здоровья
каждого
ребенка.
Поэтому
одним
из
приоритетных
направлений государственной политики в сфере образования является работа
по сохранению и укреплению здоровья обучающихся детей.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить студенту
возможность
сохранения
здоровья
за
период
обучения
в
колледже,
сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить
использовать полученные знания в повседневной жизни.
Ухудшение здоровья подростков в России стало не только медицинской, но и
серьезной
педагогической
проблемой.
По
статистике
состояния
здоровья
большую группу составляют подростки, находящиеся «между здоровьем и
болезнью». В процессе обучения подростки, юноши и девушки пытаются
привыкнуть жить в условиях ограниченной свободы и очень нуждаются в
понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых.
Содержание
1.
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии.
2.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
3.
Создание благоприятного психологического климата на уроке.
4.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
5.
Комплексное использование личностно ориентированных технологий.
6.
Использование ТСО как средства интерактивного обучения.
1. Здоровьесберегающие технологии на уроках географии
Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и
методов
организации
учебно-воспитательного
процесса
без
ущерба
для
здоровья
обучающихся
и
педагогов.
Состояние
здоровья
подрастающего
поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не
только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника.
В
арсенале
каждого
педагога
должны
быть
такие
средства
и
методики,
которые
позволяют
параллельно
с
главной
задачей
–
качественным
обучением
–
решать
проблемы
сохранения
и
укрепления
здоровья
обучающихся,
сберечь
нервную
систему
подростков,
снять
стрессы
и
напряжение,
пагубно
влияющие
на
здоровье
обучающихся.
Если
для
участников
учебного
процесса
будут
созданы
оптимальные
условия:
гуманизация
содержания
урока,
целесообразные
формы
организации
учебного
процесса,
эффективные
методы
обучения,
разнообразные
виды
поддержки
студент а,
право
свободного
выбора,
ком ф о рт н а я
пространственная среда, то это будет способствовать адаптации участников
образовательного процесса на уроке.
Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать
на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания для развития личности
обучающегося
и,
в
конечном
счете,
снижают
риск
стрессов,
которые
отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье
подростков.
Я считаю одной из самых важных задач преподавателей колледжа, чтобы
наше подрастающее поколение было здоровым, жизнерадостным, а значит
успешным.
Тогда
наши
студенты
с
удовольствием
каждый
день
будут
приходить в колледж, где их ждут.
Ещё
в
глубокой
древности
существовали
медицинские
рекомендации,
направленные на создание условий, содействующих развитию детей.
В процессе воспитания человека в семье, детском саду, в школе, в колледже
здоровье либо формируется и развивается, либо утрачивается. Причин много.
Профессионализм
педагогов,
позволяющий
дать
знания
подрастающему
поколению,
должен
быть
дополнен
осознанным
желанием
сохранить
и
укрепить здоровье ребёнка, защитить его от страданий, унижения личности,
изгнав боль и страх. Забота о будущем обучающегося предполагает уважение
к его эстетическому чувству, поддержку его тяги к прекрасному, являющейся
фундаментальным качеством человека разумного.
2. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Использование
игровых
технологий.
Этот
прием
позволяет
решить
одновременно несколько различных задач: позволяют снять эмоциональное
напряжение, обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, дать им
сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую
значимость
изучаемой
темы,
побудить
к
активизации
самостоятельной
познавательной деятельности и т.п.
Если на начальном этапе обучения географии это могут быть игровые
задания для обобщения знаний ( «физические сказки», кроссворды, задачи-
загадки и т.д.). Для обучающихся колледжа можно использовать задания
фантастического
или
детективного
содержания,
также
активизирующие
творческий
потенциал.
Задания
на
обобщение
материала
могут
быть
представлены в виде рекламы того или иного явления, процесса или закона.
Очень успешно и эффективно проходят в группах уроки в форме игры,
например
Урок-суд
при
изучении
темы
«Экологическая
проблема
человечества».
Или, например, при изучении политической карты и типологии стран
современного мира можно предложить Эстафету на скорость мышления с
перемещениями по классу. На доске размещены три магнитных планшета с
указанием названий стран. Ученики по желанию условно делятся на три
команды. Каждая получает конверт с заданием, где могут быть наименования
столиц, шаблоны самих государств, государственных атрибутов, условные
знаки полезных ископаемых и т.д. По сигналу каждый участник эстафеты
вскрывает конверт у доски и прикрепляет шаблон к указанному названию
государства.
Побеждает
команда,
которая
быстро
и
правильно
разместит
шаблоны.
Здесь
же
можно
отметить
и
прием
использования
литературных
произведений,
например:
при
формировании
экологической
культуры
с
помощью поэтических образов иллюстрирующих то или иное воздействие
человека на природу.
В теме « Глобальные проблемы человечества» уместно стихотворения
И.И.
Ландо
«Будь
милосерден
человек»,
в
результате
анализа
которого
происходит
повторение
темы,
затрагиваются
вопросы
взаимодействия
человека и природы и т.д. В этот момент процесс обучения как бы скрыт от
обучающихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что
позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же, введение в
урок
литературных
или
исторических
отступлений
служит
не
только
психологической
разгрузке,
но
и
установлению
и
укреплению
межпредметных связей, а также и воспитательным целям.
3. Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Пожалуй,
одним
из
важнейших
аспектов
является
именно
психологический комфорт обучающихся во время урока. С одной стороны,
таким образом решается задача предупреждения утомления обучающихся, с
другой
стороны,
появляется
дополнительный
стимул
для
раскрытия
творческих возможностей каждого студента.
Доброжелательная
обстановка
на
уроке,
спокойная
беседа,
внимание
к
каждому
высказыванию,
позитивная
реакция
преподавателя
на
желание
студента выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных
ошибок,
поощрение
к
самостоятельной
мыслительной
деятельности,
уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не
весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию
способностей каждого обучающегося.
Обучающиеся входят в аудиторию не со страхом получить плохую оценку
или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои
знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает
эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда студент с чем-то не
справился,
что-то
не
смог
выполнить.
Более
того,
отсутствие
страха
и
напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных
психологических
барьеров,
смелее
высказываться,
выражать
свою
точку
зрения.
К тому же, каждый студент уже более спокойно реагирует на полученную
оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки,
юноши и девушки сразу же видят и пути их исправления. Неудача на уроке,
воспринимаемая
как
временное
явление,
становится
дополнительным
стимулом для более продуктивной работы дома и на уроке. Педагог поощряет
стремление
студента
к
самоанализу,
укрепляет
его
уверенность
в
собственных возможностях.
Следует
заметить,
что
в
обстановке
психологического
комфорта
и
эмоциональной
приподнятости
работоспособность
группы
заметно
повышается,
что,
в
конечном
итоге,
приводит
и
к
более
качественному
усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока студенты покидают аудиторию с хорошим настроением,
поскольку
в
течение
этого
времени
отрицательные
факторы
практически
отсутствовали.
4. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Охрана
здоровья
студента
предполагает
не
только
создание
необходимых гигиенических и психологических условий для организации
учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также
пропаганду здорового образа жизни.
Как
показывают
исследования,
наиболее
опасным
фактором
для
здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить
человека с юнных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в
будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень
важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит
не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи,
но
и
показать
студенту,
как
связан
изучаемый
материал
с
повседневной
жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
На уроках географии практически любая изучаемая тема может быть
использована
для
освещения
тех
или
иных
фактов,
способствующих
формированию правильного отношения молодых людей к своему здоровью.
Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных
случаев, связанных с неправильным поведением подростков в окружающей
среде.
Говоря
о
климате,
целесообразно
коснуться
вопроса
о
выявлении
особенностей
погоды
на
здоровье,
для
условий
жизни
и
хозяйственной
деятельности населения. При изучении глобальных проблем человечества
очень полезными оказываются факты, иллюстрирующие опасное влияние
низких
звуковых
частот
(к
примеру,
в
рок-музыке,
так
популярной
у
подростков)
на
функционирование
внутренних
органов.
В
урок,
посвященный
водным
ресурсам,
обязательно
включаются
вопросы,
воздействия
связанных
с
ними
опасных
природных
явлений
на
живые
организмы.
5. Комплексное использование личностно ориентированных технологий.
Среди
здоровьесберегающих
технологий
можно
особо
выделить
технологии
личностно
ориентированного
обучения,
учитывающие
особенности
каждого
обучающегося
и
направленные
на
возможно
более
полное
раскрытие
его
потенциала.
Сюда
можно
отнести
технологии
проектной
деятельности,
дифференцированного
обучения,
обучения
в
сотрудничестве, разнообразные игровые технологии (о них уже шла речь
выше).
Личностно
ориентированное
обучение
предполагает
использование
разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом
перед
преподавателем
встают
новые
задачи:
создания
атмосферы
заинтересованности
каждого
студента
в
работе
группы;
стимулирования
обучающихся
к
высказываниям
и
использованию
различных
способов
выполнения
заданий
без
боязни
ошибиться;
создания
педагогических
ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому обучающемуся проявлять
инициативу,
самостоятельность,
избирательность
в
способах
работы;
создание обстановки для естественного самовыражения каждого студента.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
1.Создание
положительного
эмоционального
настроя
на
работу
всех
обучающихся в ходе урока
2.Использование проблемных творческих заданий
3.Стимулирование
обучающихся
к
выбору
и
само стоятельному
использованию разных способов выполнения заданий
4. Применение заданий, позволяющих студенту самому выбирать тип, вид и
форму материала (словесную, графическую, условно-символическую)
5.Рефлексия.
Обсуждение
того,
что
получилось,
а
что
нет,
в
чем
были
ошибки, как они были исправлены.
Исходя
из
вышеизложенного,
становится
очевидным,
что
эти
технологии
позволяют
параллельно
решать
и
задачи
охраны
здоровья
студентов,
как
в
психологическом,
так
и
в
физиологическом
аспектах.
Именно
благодаря
использованию
современных
технологий
оказывается
возможным
обеспечить
наиболее
комфортные
условия
каждому
обучающемуся, учесть индивидуальные особенности каждого студента, а
следовательно,
минимизировать
негативные
факторы,
которые
могли
бы
нанести вред его здоровью.
6. Использование ТСО как средства интерактивного обучения.
Психолого-педагогическая модель обучения на уроке с компьютерной
поддержкой
реализует
личностно
ориентированный
подход,
а
основное
внимание
уделяется
интерактивной
деятельности
обучающихся.
В
современном понимании наглядность должна быть интеллектуальна, то есть
через чувственно-образную форму усиливать, подчёркивать теоретическую
сущность
изучаемого.
Новое
теоретическое
содержание
обучающиеся
выявляют
в
ходе
организованного
преподавателем
активного
восприятия
материала. Экранная форма компьютерной (и аудиовизуальной) информации
даёт
редкую
пока
возможность
преподавателю
и
группе
совместного
наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных
учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки,
позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого
материала.
Разнообразный
иллюстративный
материал,
мультимедийные
и
интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый
уровень.
Нельзя
сбрасывать
со
счетов
и
психологический
фактор:
современному
подростку
намного
интереснее
воспринимать
информацию
именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от
пассивного
усвоения
к
активному,
так
как
обучающиеся
получают
возможность
самостоятельно
моделировать
явления
и
процессы,
воспринимать информацию нелинейно, с возвратом к нужному фрагменту, с
повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными
параметрами.
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих обучающихся к
творческой деятельности, можно предложить создание одним обучающимся
или
группой
студентов
мультимедийной
презентации,
сопровождающей
изучение какой-либо темы курса.
В последнее время компьютерные презентации стали популярны среди
педагогов,
активно
использующих
современные
технологии
в
процессе
обучения. В этом случае перед преподавателем открывается широкое поле
деятельности с огромными возможностями. Здесь, в отличие от обучающей
программы, преподаватель сам волен выбирать форму и последовательность
представления материала, расширить содержание и иллюстрировать его как
готовыми, так и самостоятельно выполненными рисунками, фотографиями,
анимациями и видеофрагментами.
Однако
здесь
важно
соблюдать
принцип
разумного
использования
компьютера, поскольку нерациональное применение ТСО в ходе урока может
привести
к
обратным
результатам
–
повышенному
утомлению
и
психоэмоциональному напряжению. Кроме того, неправильно установленный
уровень звука и освещения могут негативно воздействовать на слух и зрение
обучающихся.
При
подготовке
компьютерных
презентаций
необходимо
руководствоваться
принципами
оптимизации
подачи
материала:
не
злоупотреблять ненужной анимацией объектов, подбирать нейтральный фон,
не раздражающий глаза, избегать “режущих” глаз цветов и их сочетаний.
Компьютер на уроке позволяет учителю-предметнику реализовать в
обучении
современные
технологии.
При
этом
персональный
компьютер
следует
рассматривать
как
современное
техническое
средство
обучения,
помогающее
преподавателю
решать
насущные
задачи
активизации
познавательной
деятельности
и
развития
нестандартного,
творческого
мышления обучающихся в сочетании с мероприятиями, направленными на
охрану физического и психического здоровья подростков.
Результаты:
•
активность обучающихся;
•
«слабые» студенты чувствуют уверенность в своих силах;
•
«сильные»
студенты
ощущают
необходимость
и
пользу
в
помощи
товарищу;
•
умение взять ответственность на себя;
•
умение
молодых
людей
самостоятельно
решать
небольшие,
проблемы,
самостоятельно исследовать их,
•
стремление аргументировать свои решения;
•
более легкое и прочное усвоение программного материала;
•
доброжелательное отношение друг к другу;
•
тщательность и добросовестность в выполнении роботы;
•
умение работать с разными источниками информации;
А самый главный результат – это услышать от подростка: «В наших сердцах
есть добро, его в нас поселили Вы…»
Важнейшим
направлением
в
работе
каждого
педагога
должно
стать
формирование
мотивации
на
здоровье,
осознание
социальных
норм
здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья.
Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждом
учебном заведении: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не
навреди!» Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных
планов,
которые
сегодня
по
ряду
объективных
причин
не
могут
быть
выполнены,
а
решать
самые
простые,
но
очень
важные
ежедневные
проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной
цели – сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного
будущего ресурса нации.
Заключение
В настоящее время общество в большой степени заинтересовано в том, чтобы
его
граждане
были
способны
самостоятельно,
активно
действовать,
принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни,
для
чего
перед
образованием
ставится
задача
сформировать
устойчивые
качества
самореализующейся
творческой
личности
и
подготовить
ее
физически,
психофизически
и
духовно
к
предстоящей
самостоятельной
жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.
При
комплексном
использовании
различных
т ех н ол о г и й ,
ориентированных
как
на
развитие
творческого
потенциала,
так
и
на
сохранение здоровья обучающихся, можно добиться хороших результатов в
достижении поставленной цели.
Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей
системы
образования,
они
способствую
грамотному
и
рациональному
использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания.
Основой
современной
педагогики
является
не
только
стремление
к
максимальному
развитию
творческих
и
познавательных
способностей
каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и
нравственно здорового поколения граждан.
Список использованной литературы
1.
Вайнер
Э.Н.
Формирование
здоровьесберегающией
среды
в
системе
общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
2.
Здоровьесберегающая
деятельность
школы
в
учебно-воспитательном
процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. -
М.: Вако, 2007.
4. Львова ИМ. Физкультминутки//«Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86
5. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-
2005.-№6.-С.37-44.
6.
Петров
К.
Здровьесберегающая
деятельность
в
школе//Воспитание
школьников.-2005.-№2.-С.19-22.
7.
Севрук
А.И.
Здоровьесберегающий
урок/
А.И.
Севрук,
Е.А.
Юнина//
Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.
8.
Смирнов
Н.К.
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
в
современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.
9.
Смирнов
Н.К.
Здровьесберегающие
образовательные
технологии
и
психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.