Совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию обучающихся в условиях социального портнерства в рамках кружка "Русская старина"
Автор: Бачерикова Вера Семёновна Должность: учитель истории Учебное заведение: МБОУ "Школа №119 с углубленным изучением отдельных предметов" Населённый пункт: город Нижний Новгород Наименование материала: статья Тема: Совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию обучающихся в условиях социального портнерства в рамках кружка "Русская старина" Раздел: полное образование
Совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию
обучающихся в условиях социального портнерства в рамках кружка
"Русская старина"
Бачерикова В.с.
Есть такое выражение «Поймать время. Времена есть разные: сшивать
и раздирать время, обниматься и уклоняться, смеяться и плакать». Времена
постоянно меняются. В них живут и умирают. Сейчас время созидания. В
соответствие с эти меняется цель в образовании.
Настоящее и будущее наших детей это постиндустриальное общество.
Если мы хотим построить жизнь достойную человека, нам нужна помощь
всего молодого поколения. Содействие молодежи в том, чтобы она глубоко и
всесторонне училась. Став взрослыми, они смогут жить не в соответствии с
заранее
написанными
сценариями
жизни,
а
перестраиваться
с
учётом
изменившихся условий. Поэтому мне представляется правильным то, что в
сложившихся
условиях,
мы,
учителя,
должны
быть
не
опекунами,
а
организаторами,
уважающими
ребёнка
и
ориентированные
на
его
потребности развития. Ещё в 17 веке Я. А. Коменский сказал: «Всеобщее
правило учить всех всему».
Идея
проста:
объединив
усилия
учителей
и
родителей,
можно
преодолеть
ненавистную
рознь
мира,
глубокое
одиночество
и
личную
слабость
индивидов,
найти своё преодоление, помогая сделать это нашим
детям.
Только
совместно
действуя,
педагоги
и
родители
могут
успешно
решать проблему развития личности. Вот почему важно направить процесс
взаимодействия семьи и школы на активное включение родителей в учебно-
воспитательный
процесс,
во
внеурочную
досуговую
деятельность,
сотрудничество с детьми и педагогами.
Много раз убеждалась, что общие дела очень сближают и детей, и
родителей. В течении четырех лет я являюсь руководителем кружка «Русская
старина».
Костяк
учащихся,
занимающихся
в
кружке,
составляют
ребята
посещающие занятия не первый год. Со многими родителями я неплохо
знакома. В кружке есть ребята, мамы которых работают в нашей школе
(Карпушина Т. А., Гордеева А, Михайловская А. Г…). Беседуя с родителями,
напоминаю им, что нужно поступать так, чтобы интересы детей, мои и
родителей
совпадали.
Чтобы
цели
и
переживания
ребят
стали
нашими
общими, а деятельность к подготовке интересных дел совместной, также, как
и радость от достижения.
За годы работы с родителями я поняла, что очень важным является
изучение семьи. В связи с этим у меня сформировались следующие правила:
1) Родители и дети не должны чувствовать себя объектами для изучения;
2) Изучение должно быть систематическим, а его методы взаимосвязаны с
методами воспитания и применяться в комплексе.
Результаты изучения представляют возможность дифференцированно
строить взаимоотношения используя их нравственный потенциал.
С введением ФГОС на первый план деятельности педагога выступают
действия, которые обеспечивают способность учеников к самостоятельному
усвоению знаний. Выражаясь образно хочется сказать: «голодному лучше
дать удочку и научить ловить, чем просто кормить его». Увы, воспитание
самостоятельности – штучная работа. Сделать это в большом коллективе
сложно, по крайней мере в настоящее время. Поэтому считаю, что для того
чтобы
решить
эту
задачу,
мало
создать
учебную
активизирующую
деятельность. Для того чтобы построить образовательный процесс с учетом
возрастных психологических и физиологических особенностей необходимо
привлечь к этому и родителей.
Занимаясь в кружке, готовясь к уроку, ребята учатся анализировать и
обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы. А вот составлять
текст выступлений простой или сложный план по их собственному выбору
помогают родители. В январе месяце члены кружка, ребята 7-8ых классов
приняли участие в районном конкурсе «История обычной вещи» и заняли
второе место. Во время подготовки к нему, я познакомила учащихся с тем как
составлять проект. Это способствовало формированию академических знаний
и
умений
у
ребят,
а
вот
развитие
навыков
деятельности
в
составлении
проектов они получали уже в семье, осуществляя поиск и отбор информации,
составляя
презентацию
совместно
с
родителями.
Подобная
деятельность,
позволила
обеспечить
непрерывность
и
эффективность
воспитательного
воздействия, формирование нравственных качеств.
Триединство - учитель, ученики и родители, позволило сформировать
такие важные социальные умения как выполнение правил взаимодействия,
формирование
умений
жить
в
коллективе,
готовность
отвечать
за
свои
поступки.
Решению
аналогичных
задач
было
посвящено
выполнение
практикума по теме: «Учимся делать добро», а также создание собственной
книги
по
краеведению.
Совместное
с
родителями
создание
книги
дало
возможность
обеспечить
развитие
интеллектуальных
способностей,
например, оформлять связанные высказывания, расширять свой кругозор,
оценивать результаты своего и чужого труда, осознавать свои возможности,
достоинства и недостатки.
Мир меняется, ученик сегодня должен много знать, чтобы не отставать
от жизни. Информационное пространство огромно. Чтобы переварить такой
поток, мы совместно с родителями должны сформировать мировоззрение,
дать систему ценностей, нравственную шкалу. Только тогда ученик научится
осмысливать любую информацию, оценивать её и ставить на определённое
место. Как мы это осуществляем: традиционно в нашей школе проводится
праздник «Кузьминки», организаторами которого становятся члены кружка
«Русская старина».
Готовимся
к
празднику,
привлекая
родителей.
В
совместной
деятельно сти
о суще ствляется
так
называемое
м еж культурно е
взаимодействие.
Формирование
мотивации
и
целенаправленной
деятельности, ценностно-смысловые установки отражающие гражданскую
позицию.
3-й год участники кружка «Русская старина» участвуют в городском
интеллектуальном конкурсе «Ты – нижегородец».
2013 – 2014 году 2-ое место в районе.
2014 – 2015 году 1-ое место в районе и 2-ое в городе.
2015 – 2016 году 1-ое место в районе с большим преимуществом над такими
командами как 36 лицей, 165 школа, 136 школа, 43 школа, 128 школа и др.
Результаты, считаю, были достигнуты благодаря тому, что изменился
подход.
Сейчас
мы
готовимся
совместно.
Участники
кружка
делятся
на
группы, каждая из которых самостоятельно подбирает материал по заданным
направлениям интеллектуальных заданий, совместно с родителями решаем
творческие задачи.
Как решались эти задачи в кружке, можно проследить на диаграммах.
В результате анкетирования выяснилось, что для ребят, занимающихся в
кружке
характерно
дружеская
атмосфера,
ребята
изъявили
желание
оставаться в кружке, новые люди вливаются в коллектив достаточно легко,
друг с другом общаются с удовольствием, большинство ребят занимаются в
кружке уже второй год, что свидетельствует о благоприятном отношении к
той деятельности, которой они заняты.
В завершении хочется сказать – Мы сталкиваемся с серьёзным вызовом
времени, который нам надо отшлифовать, успеть не ошибиться.