Напоминание

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: "Движение CHILDFREE – прогрессивная или тупиковая "ветвь человечества"?" (обсуждение в форме дебатов)


Автор: Чернова Елена Валерьевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГБПОУ "Медколледж минздрава Магаданской области"
Населённый пункт: г. Магадан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: "Движение CHILDFREE – прогрессивная или тупиковая "ветвь человечества"?" (обсуждение в форме дебатов)
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ»
Методическая разработка

внеклассного мероприятия по теме:

«Движение CHILDFREE – прогрессивная или тупиковая

«ветвь человечества»?»

(обсуждение в форме дебатов)
г. Магадан 2016 г.

Составители:

Чернова Е.В.
Преподаватель учебной дисциплины «История», пре- подаватель высшей квалификационной категории ГБ- ПОУ «Медицинский колледж министерства здраво- охранения и демографической политики Магаданской области».
Власова И.А.
Преподаватель учебной дисциплины: «Иностранный язык», преподаватель высшей квалификационной кате- гории ГБПОУ «Медицинский колледж министерства здравоохранения и демографической политики Мага- данской области».
Содержание 1. Пояснительная записка. - цели дебатов; - структура дебатов; - методическое обеспечение дебатов; - место проведения дебатов, - оснащение. 2. Методические рекомендации по подготовке к дебатам для преподавате- лей. 3. Ход работы над подготовкой дебатов. 4. Методические рекомендации по подготовке к дебатам для студентов. 5. Список литературы. 6. Приложения: Приложение 1: Сценарий мероприятия. Приложение 2: Критерии оценивания команд–участниц дебатов. Приложение 3: Бланк судейского протокола. Приложение 4: Бланк для проведения рефлексии. Приложение 5: Слайд-презентация, отражающая ход дебатов. Приложение 6: Работы студентов.

Пояснительная записка.
«Что же будет на земле Через сто ближайших лет, Если мода на детей совсем пройдёт» Музыкальная группа «Верасы» Данная методическая разработка предназначена для проведения внекласс- ного мероприятия в форме дебатов по теме:
«
Движение CHILDFREE – прогрес- сивная или тупиковая «ветвь человечества»?». Методическая разработка предназначена для преподавателей при подго- товке и проведении внеклассных мероприятий, проводимых в форме дебатов. Мероприятие было проведено в группах 31 – Ф и 32 – С 13.12.2016 г. Данное мероприятие было разработано с целью повышения творческой, познавательной активности студентов, с целью приобщения студентов к нормам и ценностям гражданского общества, с целью адаптации их к условиям со- временного быстро меняющегося общества. Материал, используемый при проведении данного мероприятия, призван сформировать определенную точку зрения у обучающихся по вопросу спорного явления – движения CHILDFREE, получившего широкое распространение в среде молодежи в современном обществе. Мероприятие построено таким обра- зом, что не навязывает конкретную точку зрения по данному вопросу, но пред- лагает сформулировать обучающимся аргументы «за» и «против», которые по- могли бы отразить отрицательные стороны данного движения. Технология «Дебаты», а так же другие педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют выбрать оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей обучаю- щихся. Подготовка и участие в дискуссии на заданную тему способствует разви- тию критического мышления студентов, развитию умения вести полемику, фор- мированию умения поиска, отбора и анализа необходимой информации, умения аргументированно доказывать свою точку зрения и выслушать точку зрения оп- понента. Материалы данной методической разработки способствуют реализации следующих общих компетенций: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эф- фективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профес- сиональной деятельности.
ОК 6. Работ ать в коллективе и команде, эффективно о б щ ат ь с я с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за ре- зультат выполнения заданий. ОК 9. О р и е н т и р о ват ь с я в у с л о в и я х ч а с то й с м е н ы т е х н о л о г и й в профессиональной деятельности. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным тради- циям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные о бязате л ь с тва по отношению к природе, обществу, человеку. Перед началом дебатов слушателям и участникам раздают бланки рефлек- сии, которые они должны заполнить в процессе дебатов. Во время дебатов выступления утверждающей и отрицающей сторон оце- нивает судейская коллегия из приглашенных специалистов: Каранова Виктория Владимировна – председатель общественной некоммерческой организации со- циального партнерства «Семейный марафон», кандидат психологических наук, проректор по научной работе Института повышения квалификации педа- гогических кадров. Гонсорунова Арюна Александровна – врач акушер-гинеко- лог родильного отделения Магаданского родильного дома. В ходе дебатов судьи заполняют судейский протокол, выявляя лучшую команду и лучшего спикера в каждой команде. Бланк судейского протокола и критерии оценивания прилага- ются (приложения 3; 4). В конце мероприятия проводится рефлексия в технике «Неоконченные предложения» и «Сделай выбор». Бланк рефлексии прилагается (приложение 5). Методическая разработка имеет следующую структуру:  методический блок, где определены цели и задачи мероприятия, место проведения дебатов, оснащение мероприятия, список литературы; даны мето- дические рекомендации для преподавателей, студентов.  информационный блок включает слайд-презентацию мероприятия, кото- рая отражает этапы и ход ведения дебатов.  приложения включают доклады по темам, слайд–презентации по темам, бланк судейского протокола; критерии оценивания команд-участников дебатов; бланк для проведения рефлексии, сценарий мероприятия и слайд-презентация, отражающая ход дебатов. Методическая разработка составлена в соответствии с рекомендациями, предъявляемыми к оформлению методических разработок внеклассных меро- приятий.
Тема дебатов
:«Движение CHILDFREE – прогрессивная или тупиковая «ветвь человечества»?»
Формат мероприятия:
обсуждение в форме дебатов.
Длительность мероприятия:
90 минут
Структура мероприятия:

1.
Вступительное слово преподавателя – 5 мин

2.
Доклад по теме: «Традиционный образ матери в мифологии, искусстве, литературе» - 15 мин
3.
Доклад по теме: «Образ матери в современных СМИ» - 15 мин
4.
Доклад по теме: «История возникновения движения Childfree» - 12 мин
5.
Доклад по теме: «Движение Childfree в современном обществе» - 15 мин
6.
Обмен команд аргументами «за» и «против» - 15 мин
7.
Анализ дебатов (выступление судейской коллегии) – 10 мин
8.
Заключительное слово преподавателя – 3 мин
Цель дебатов:
 привлечение внимания к проблеме добровольной бездетности, к проблеме нарастающей популярности движения Childfree в среде молодежи, приоб- щение к традиционным ценностям гражданского общества.
Задачи дебатов:

Обучающие:
 ознакомление с традиционным образом матери в мифологии, в искусстве, кинематографе;  формирование представления о влиянии движения
CHILDFREE
на совре- менное общество.
Развивающие:
 формирование критического мышления;  формирование умения поиска, обработки и систематизации информации;  формирование умения четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;
Воспитательные:
 воспитание культуры дискуссии;  воспитание терпимости к различным точкам зрения;  формирование чувства ответственности за свои поступки.
Обеспечение дебатов:

Учебно-методическое:
 слайд-презентация по теме: «Традиционный образ матери в мифологии, ис- кусстве, литературе»;  доклад по теме: «Образ матери в современных СМИ»;  слайд-презентация по теме: «Образ матери в современных СМИ»;  доклад по теме: «Движение Childfree в современном обществе»;  слайд-презентация по теме: «Движение Childfree в современном обществе»;  слайд-презентация по теме: «История возникновения движения Childfree»;  слайд-презентации «Аргументы «за» и аргументы «против» движения Child- free».  видеоролик: репортаж «Живые куклы»;  видеоклип: кадры из фильма «Мой сын для меня».
Раздаточный материал:


раздаточный материал для студентов:
 нагрудные знаки для команд: синего цвета – «за» движение Childfree; крас- ного – против движения Childfree;  таблицы для проведения рефлексии.
раздаточный материал для жюри:
 бланк судейского протокола;  критерии оценивания спикеров.
ТСО:
 мультимедийный проектор;  компьютер.
Место проведения
: читальный зал.
Рекомендации по подготовке к дебатам для преподавателей.
Игра «Дебаты» разработана группой американских педагогов как педаго- гическая технология, направленная на развитие культуры ведения диалога в об- разовательном процессе. Российская версия данной технологии способствует: развитию критического мышления, развитию коммуникативной культуры, фор- мированию навыков публичных выступлений, формированию исследователь- ских навыков, организационных навыков.
Технологический аспект технологии «Дебаты»
заключается в том, что это дискуссия, в которой две или более команд выдвигают аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса. Задача команд убедить судей и зрителей, но не оппонентов в своей точке зрения. Дебаты судят судьи. По ходу игры заполняется судейский протокол, где фиксируются все аргументы и контраргументы. По окончании игры судьи принимают решение о том, доводы какой команды были более убедительны.
Принципы дебатов:

Принцип первый: уважительное отношение к оппоненту.
Данный принцип может быть выражен фразой: «Критикуются идеи, а не люди». Уважение и доб- рожелательность необходимы при высказываниях, при проведении раунда пе- рекрестных вопросов, если он присутствует.
Принцип второй: честность в аргументах
. Честность - основа дебатов. Чест- ность в аргументах, фактах, доказательствах.
Принцип третий: В дебатах есть победитель, но нет проигравших
. Дебаты – это технология, направленная на приобретение знаний и навыков, необходимых в современном обществе. Предназначение дебатов – обучение, то есть обучение составлению и обоснованию аргументов и контраргументов, умению правильно формулировать вопросы. В данном случае обучение важнее, чем победа.
Участники игры и их роли.


Утверждающая сторона
(в рамках данных дебатов - команда «Синих»). Состо- ит из спикеров, роль которых представлять аргументы в поддержку своей точки зрения и пытаться убедить судей и зрителей в своей правоте.
Отрицающая сторона
(в рамках данных дебатов - команда «Красных»). Состо- ит из спикеров, роль которых представлять контраргументы на высказывания первой команды и пытаться убедить судей и зрителей в своей правоте и дока- зать, что утверждения первой команды неверны.
Ведущие
– студенты, ведущие дебаты по определенному сценарию.
Спикер
– лицо, участвующее в дебатах (член команды).
Таймкипер
– человек, который следит за регламентом.
Судья
– выслушав аргументы обоих сторон после окончания игры, выступает с решением: какой команде отдано предпочтение и почему.
Структура дебатов:
1. Подготовка к дебатам. 2. Дебаты. 3. Анализ дебатов
Этап подготовки к дебатам
включает в себя работу с информацией по теме:  выбор темы дебатов;  активизация знаний участников по теме дебатов;  поиск и систематизация информации;  составление системы аргументов утверждения и отрицания тезиса, при под- готовке вопросов;  построение стратегии аргументации;  ознакомление с правилами риторики. В ходе
дебатов
:  команды выступают с аргументами и контраргументами четко по регла- менту;  за выполнением регламент следит таймкипер;  в ходе игры может использоваться раунд перекрестных вопросов. Это эле- мент дебатов, когда спикер одной команды задает вопросы спикеру другой команды;  вопросы могут быть использованы для выявления ошибок противника, для разъяснения позиций, для разрушения доказательств оппонентов. Перекрест- ные вопросы можно задавать после выступления спикера.
Этап анализа игры.
На основании заполненных судейских протоколов судьи выносят решение о победе в дебатах одной из команд. При проведении анализа игры судье или эксперту необходимо соблюдать следующие правила:  недопустимо сравнивать выступления разных спикеров;  недопустимы эмоциональные оценки;  судейство не имеет права высказывать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу и сравнивать с ней позиции команд;  критика должна быть конструктивной и обоснованной;
 победа той или иной команды – это, прежде всего, мнение судьи о том, какая команда его убедила больше;  судья должен помнить, что победителем должна быть та команда, у которой убедительнее аргументы, доказательства и поддержки;  критериями анализа могут быть: убедительность выбранных аргументов и контраргументов, проведение раунда перекрестных вопросов, слаженность работы команды.
Форматы дебатов
. Существуют разные
формы проведения дебатов
. Например, классиче- ские дебаты, парламентские дебаты, мини – дебаты, экспресс – дебаты, свобод- ные дебаты, модифицированные дебаты, обсуждение в форме дебатов. При разработке данного мероприятия была использована форма проведе- ния –
обсуждение в форме дебатов
.
Особенности данного формата дебатов
:  данная форма дебатов используется, если мнения участников резко отлича- ются друг от друга;  участники должны привести аргументы за и против обсуждаемой темы и убедить в правильности своей точки зрения судей и зрителей;  время выступления каждого участника ограничено и одинаково для всех;  выступающие могут использовать рисунки схемы, слайд – презентации;  ходом дебатов ведущие руководят.
Ход работы над подготовкой дебатов и проведение дебатов

«Движение CHILDFREE – прогрессивная или тупиковая «ветвь человече-

ства»?»

Подготовительный этап:
1. Выбирается тема дебатов. 2. Разрабатываются рекомендации по подготовке к дебатам для студентов. 3. Все участники делятся на две группы. 4. На подготовку к дебатам группам дается 2 недели. 5. Группе студентов (команде «Синих»), выступающей за движение Childfree, дается задание подготовить сообщения по темам: - доклад «Образ матери в современных СМИ»; - доклад «Движение Childfree в современном обществе». 6. Группе студентов, выступающей против движения Childfree (команде «Крас- ных»), дается задание подготовить сообщения по темам: - доклад «Традиционный образ матери в мифологии, искусстве, литературе»; - доклад: «История возникновения движения Childfree». 7. Группе студентов «За Childfree» дается задание подготовить пакет аргумен- тов за движение. 8. Группе студентов «Против Childfree» дается задание подготовить пакет аргу- ментов против движения. 9. Определяются критерии оценивания выступлений участников дебатов. 10.Разрабатываются бланки судейского протокола.
11.Определяются участники судейской коллегии. 12.Оказывается помощь участникам команд в поиске и систематизации инфор- мации. 13.Оказывается помощь студентам при составлении системы аргументов утвер- ждения и отрицания тезиса; при подготовке вопросов. 14.Оказывается помощь при построении стратегии аргументации.
Дебаты.
1. Зрители от обеих команд размещаются вокруг стола. 2. Для команды «За Childfree» используются синие эмблемы (команда «Си- них»). 3. Для команды «Против Childfree» используются красные эмблемы (Команда «Красных»). 4. Преподаватель знакомит с темой дебатов, с целями дебатов, с ходом дискус- сии. 5. Ведущие рассказывают о правилах проведения дебатов; объявляют время для подготовки команд, регламент выступлений участников дебатов, крите- рии оценивания. 6. Ведущие знакомят аудиторию с судейской коллегией. 7. Команда «За Childfree» делает сообщение по теме: «Традиционный образ ма- тери в мифологии, искусстве, литературе». 8. Команда «Против Childfree» делает сообщение по теме: «Образ матери в со- временных СМИ». 9. Команда «За Childfree» делает сообщение по теме: «История возникновения движения Childfree». 10.Команда «Против Childfree» делает сообщение по теме: «Движение Childfree в современном обществе». 11.Ведущие предлагают командам озвучить по четыре аргумента за и против Движения Childfree. Представители команд выступают поочередно.
Анализ дебатов.
1. По окончании выступления спикеров команд ведущие предлагают предста- вителю судейской коллегии объявить результаты дебатов. 2. Судьи анализируют аргументы обеих команд, отдавая предпочтение одной из команд, аргументируя свой выбор. 3. Аудитории предлагается проголосовать за одну из команд. Голосование мо- жет быть тайным.
Рекомендации по подготовке к дебатам для студентов.
Технология «Дебаты» - это технология, направленная на развитие куль- туры ведения диалога. Данная технология способствует: развитию критического мышления, развитию коммуникативной культуры, формированию навыков пуб- личных выступлений, формированию исследовательских навыков, ор- ганизационных навыков.
Игра
«Дебаты»
заключается в том, что это дискуссия, в которой две или более команд выдвигают аргументы и контраргументы по поводу предложен- ного тезиса. Задача команд убедить судей и зрителей, но не оппонентов в своей точке зрения. Дебаты судят судьи и эксперты. По ходу игры заполняется судей- ский протокол, где фиксируются все аргументы и контраргументы. По оконча- нии игры судьи принимают решение, доводы какой команды были более убе- дительны.
Структура дебатов:
4. Подготовка к дебатам. 5. Дебаты. 6. Анализ дебатов.
Этап подготовки к дебатам
включает в себя работу с информацией по теме.
Инструкции по подготовке к дебатам для студентов.
 внимательно ознакомьтесь с темой дебатов;  внимательно ознакомьтесь с рекомендациями по подготовке к дебатам;  определите участников команды, которые будут участвовать непосред- ственно в дебатах;  распределите роли между участниками команды;  определите направление поиска информации и источники информации;  распределите между членами группы направления поиска информации;  проанализируйте и систематизируйте найденный материал;  составьте аргументы утверждения и отрицания тезисов;  оформите их в письменном виде;  продумайте визуальное сопровождение Вашего выступления. Это могут быть таблицы, схемы, слайд-презентации; видеоролики, фотографии и т.д.  подготовьтесь к возможным вопросам оппонентов;  ознакомьтесь с правилами риторики;  отрепетируйте речь с учетом тех рекомендаций, которые даны в рекоменда- циях. В ходе
дебатов
:  во время дебатов выступайте четко по регламенту;  следите за указаниями таймкипера и ведущих;  в ходе игры может использоваться раунд перекрестных вопросов. Это эле- мент дебатов, когда спикер одной команды задает вопросы спикеру другой команды. Если в игре предусмотрен раунд перекрестных вопросов, старай- тесь ответить на большее количество вопросов оппонентов;  относитесь доброжелательно к команде противников.
Этап анализа игры.
На основании заполненных судейских протоколов судья выносит решение о победе в дебатах одной из команд. Помните, что:  недопустимо оспаривать решение судей;  недопустимы эмоциональные высказывания в адрес судей и оппонентов;  если Вы не согласны с решением судьи, в корректной форме попросите его объяснить, почему он принял то или иное решение;
 сохраняйте доброжелательность по отношению к победившей команде и к судейской коллегии;  поблагодарите команду противников за игру;  по окончанию игры проанализируйте ход игры, удачные моменты игры и со- вершенные ошибки.
Рекомендации для студентов по подготовке аргументов.

Структура одного аргумента.
1.
Заявление
– краткое название аргумента, отражающее его суть (до 20 слов). 2.
Объяснение
– раскрытие заявления, пояснение, почему это важно, как это подтверждает тему (до 140 слов). 3.
Доказательство
– примеры, статистика, факты, показывающие верность Ва- шего суждения (до 60 слов). 4.
Вывод
– показать, как выдвигаемый аргумент связан с темой (до 30 слов).
Рекомендации для студентов по подготовке к выступлению
.
Как привлечь внимание публики во время выступления.
Существует ряд приемов, позволяющих привлечь внимание слушателей при публичном выступлении. 1.
Задать вопрос аудитории
, чтобы завладеть вниманием и вызвать ответную реакцию. Вопрос может быть прямой или риторический. 2.
Сослаться на хорошо известное событие
. Это вызовет в сознании слушате- лей и судей их собственные ассоциации. 3.
Использовать личный опыт
. Можно рассказать историю из вашего лич- ного опыта, которая имеет отношение к теме выступления. 4.
Привести цитату
. Она должна быть короткой, уместной, иметь прямое от- ношение к теме. Произнести ее нужно эмоционально. Подходящие цитаты могут быть заготовлены при подготовке к выступлению. 5.
Дать определение ключевым словам выступления
. Используйте этот при- ем в начале выступления. Формулировки должны быть яркие и нести нуж- ную информацию для слушателей. Данные определения могут быть ввод- ным элементом Вашей речи. 6.
Сослаться на выступление предыдущего выступающего.
Это необходимо в дебатах. 7.
Схема выступления
должна выглядеть следующим образом: тема – актуаль- ность – аспект проблемы - аргумент – доказательство – поддержка. 8.
Предложения-связки.
Для того чтобы выступление было структурирован- ным, необходимо обратить внимание на переходы от одной части выступле- ния к другой его части.
О чем нужно помнить во время выступления:

Голос:
1. Ваша интонация должна выражать уверенность, увлеченность, энергию. 2. Модулируйте свою речь. Монотонная речь плохо воспринимается. 3. Избегайте слов-паразитов.
4. Делайте паузы. Пауза – признак уверенности. Не пытайтесь заполнить паузы мычанием, словами-паразитами и т.д. 5. Выделяйте основные моменты речи, повышая голос и замедляя темп. 6. Не читайте текст. Вы должны высказывать мысли, а не говорить слова. 7. Не заучивайте текст наизусть. 8. Не извиняйтесь постоянно, если что – то получается не так. 9. Не говорите свысока со своими слушателями. 10.Всегда репетируйте текст перед выступлением.
Жесты.
1. Будьте раскованы в движениях. 2. Не стесняйтесь жестикулировать, но не увлекайтесь. 3. Жесты такие же, как и при естественной беседе. Если жестикулируете, то держите кисть ладонью вверх.
Выражение лица.
1. Улыбайтесь искренне и к месту. 2. Выражение лица должно быть открытым. 3. Избегайте нахмуренного, гневного, озабоченного выражения лица. 4. Важен контакт глазами со слушателем. 5. Обводите аудиторию глазами, находите тех, кто слушает заинтересованно. 6. Не концентрируйте внимание на одном слушателе подолгу.
Ответы на вопросы во время раунда перекрестных вопросов.
1. Вы должны дать ответы на большинство заданных Вам вопросов. Иначе аудитория сконцентрируется на большом количестве не отвеченных вопро- сов. 2. Свои ответы лучше конкретизировать. 3. Если задают большое число вопросов, вы вправе объявить любой регламент. 4. Порядок вопросов регулируется очередностью поднятых рук или поступаю- щих записок. 5. Старайтесь не высказываться по вопросам, в которых вы не компетентны. 6. Вариант ответа на нежелательный вопрос: «У меня нет сейчас данных». Из- бегайте ответов: «Я не хочу отвечать» и «Без комментариев». 7. Если Вы ошиблись, признайте свою ошибку и принесите извинения. 8. Не бойтесь неудобных или провокационных вопросов. Ответ начните с фра- зы: «Спасибо за такой острый вопрос, проблема, которую Вы затронули, дей- ствительно существует…», а дальше выдавайте ту информацию, которую считаете нужной. Например: «Но чтобы разобраться в Вашем вопросе, нуж- но сказать вот о чем…».
Список использованной литературы:
1. Турик Л.А. Дебаты: игровая, развивающая, образовательная технология: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012 г.
2. Современные образовательные технологии: учебное пособие\под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010 г.

Приложение 1.

Сценарий дебатов

«Движение CHILDFREE – прогрессивная или тупиковая «ветвь человечества»?»

1 слайд

1

ведущий:
Уважаемые студенты, преподаватели, гости! Мы начинаем работу круглого стола на тему: Чайлдфри - прогрессивная или тупиковая «ветвь че- ловечества»?
2 слайд

2

ведущий:
Цель нашего круглого стола: познакомиться с движением Чайлд- фри, и в ходе дебатов выяснить, Чайлдфри – шаг в будущее или тупик обще- ства.
1

ведущий:
Но прежде чем мы приступим к работе, разрешите представить наших гостей:
3 слайд

2

ведущий:
Каранова В. В. – председатель общественной некоммерческой ор- ганизации социального партнерства «Семейный марафон», кандидат психо- логических наук, проректор по научной работе Института повышения квали- фикации педагогических кадров. 1
ведущий:
Гонсорунова А. А. – врач акушер-гинеколог родильного отделения Магаданского родильного дома. 2
ведущий:
Вести круглый стол будем мы: Рассохина Д. и Медведева Н.
4 слайд
1
ведущий:
Для сегодняшнего разговора была выбрана неоднозначная спорная тема. Для того, чтобы каждый из присутствующих принял участие в работе круглого стола, мы условно разделили вас на две группы. 2
ведущий:
Одна группа студентов (назовем их группа – синих) будет искать плюсы в движении «Чайлдфри», другая (группа – красных) – минусы. В ходе дебатов мы выслушаем аргументы с той и другой стороны и попросим вас сделать выбор в пользу тех или иных доводов.
5

слайд

1

ведущий:
Судить наши дебаты будут судьи по следующим критериям: структура, содержание, способ. Каждый критерий оценивается по 10 – баль- ной шкале. Максимальное количество баллов - 30.
2

ведущий:
За каждый критерий судья может добавить 1 дополнительный балл. За каждую замеченную ошибку снимается 1 балл. 1
ведущий:
Как известно, в споре рождается истина. Ждем вашего активного участия.
6 слайд
2
ведущий:
Нашу работу мы начнем со слов французского мыслителя Шарля Огюстен де Сент Бёв: «Если к сорока годам комната человека не наполняется детскими голосами, то она наполняется кошмарами».
7 слайд

1
ведущий:
«Ребёнок – это невинность и забвение, игра, колесо, катящееся само по себе, перводвижение, священный дар говорить «да»». Философское высказывание из произведения Альбера Камю «Бунтующий человек» без- оговорочно понятно людям, уверенным в важности продолжения рода чело- веческого.
8 слайд
2
ведущий:
Однако не все разделяют данную точку зрения: в настоящее время растёт численность людей, склонных считать малышей «всадниками апока- липсиса в миниатюре», цитируя модного писателя Чака Паланика. Эти люди объединяются в группы, осуждают истых приверженцев деторождения и на- зывают себя «Чайлдфри».
9 слайд
1
ведущий:
Что это за течение, насколько серьёзна представляемая его участ- никами угроза для общества? Какие мотивы, психологические причины при- водят людей к модной ныне «философии чайлдфри».
10 –
11
слайд
2
ведущий:
В движении «Чайлдфри» участвуют, как правило, и мужчины и женщины, но мы бы хотели поговорить о роли женщины в этом движении. Принимая идеологию движения Childfree, добровольно отказываясь от воз- можности иметь детей, женщина отказывается от звания матери, забывая, что быть матерью – не только право и выбор женщины, но это достойное и благородное дело.
12 слайд
1
ведущий:
Мать воспитывает характер ребенка, прививает ему уверенность в себе, учит любить и прощать. Она учит любить добро и ненавидеть зло, учит быть честным и смелым. 2
ведущий:
Отказываясь иметь ребенка, женщина лишает себя счастья быть любимой человеком, который любит ее, безусловно, принимая и понимая её такой, какая она есть.
13 слайд

1

ведущий:
Мама – это слово, значение которого мы забываем, настолько при- вычно и обыденно оно звучит. Мы редко задумываемся о том, как это слово пришло в нашу жизнь. Как формировался образ матери в традиционных ре- лигиях, с древних времен до наших дней нам расскажет Каменькова А.
14 слайд

2

ведущий:
Мы пытались найти положительный образ матери в СМИ, кинема- тографе, мультипликации современной России, но не нашли. Главными ге- роинями фильмов, сериалов, рассказов и даже рекламных роликов - одино- кие, бездетные женщины, «сделавшие ставку» на карьеру, а не на семью; либо, если это замужняя женщина, со шлейфом проблем – болеющие дети, судебные тяжбы, предательство близких и тд. 1
ведущий:
И реальные женщины становятся заложницами стереотипов, сформированных массовой культурой. Многим хочется прослыть модными и авангардными, «свободно мыслящими», многим хочется приблизиться к иде- алу успеха и «бежать впереди планеты всей».
2
ведущий:
Об идеалах, царящих на наших экранах, нам расскажет Рудик М.
Рита:
я как будущая мама, серьезно задумалась о последствиях бескон- трольного доступа детей к телеэкранам. И когда у меня появится малыш – я со всей ответственностью подойду к выбору программ, фильмов для сво- его ребенка. Спасибо за внимание!
16 слайд

1

ведущий:
Идея выживания вида, реализованная природой, подразумевает непрерывное обновление «членов стаи». На смену умершим приходят ново- рожденные, и снова умирают. Цепочка длится до тех пор, пока внешние условия это позволяют. Например, нет еды – нет прироста численности, вид угасает.
17 слайд

2

ведущий:
Любой вид не хочет мириться с такой примитивной простотой, и у индивидов со временем развиваются способности, помогающие преодолеть трудности, приспособиться и выжить. У человека таким приспособлением стал разум. Вот только иногда он нам «изменяет», и появляются различные течения, движения. Об истории возникновения движения Чайлдфри нам расскажет Зайцева А., студентка группы 31Ф.
18 слайд
1
ведущий:
Для России добровольная бездетность – явление довольно новое, поэтому не удивительно, что в современном российском обществе вокруг чайлдфри сформировалось немало стереотипов, имеющих мало отношения к реальности. Согласно статистическим данным, среди активных в Интернете русских чайлдфри 70% составляют женщины с высокими заработками. А мужчины-чайлдфри, как правило, мало зарабатывают и имеют более низкий уровень образования, чем мужчины, у которых дети есть.
19 –

20 слайд
2
ведущий:
Примерно каждая пятая москвичка в возрасте 30-40 лет заявляет, что не собирается иметь детей. По России показатель ниже - примерно каж- дая пятнадцатая. И это - здоровые и молодые, принявшие сознательное ре- шение стать, как это называют в Европе, «чайлдфри». При этом европейские психологи тоже бьют тревогу. От детей чаще всего отказываются не просто молодые и здоровые, а образованные, обеспеченные, амбициозные - то есть, те, кто вполне мог воспитать полноценное потомство, но ради карьеры или привычного комфорта отказался.
21 слайд
И отказываются. Вместе с супругами, закрепляя решение в кабинете у врача. Помочь нам разобраться, что же действительно из себя представляет дви- жение чайлдфри мы приглашаем студентку группы 32С Иванову Галину.
22 слайд

1
ведущий:
А теперь – внимание! В процессе подготовки мы предлагали вам в своих группах обсудить услышанную информацию, выбрать представителей от группы для озвучивания тезисов. 2
ведущий:
Группа синих – выдвигает аргументы «За» движение чайлдфри, группа красных – аргументы «Против» движения чайлдфри. 1
ведущий:
Для дебатов приглашаются представители групп. Синие, пожалуй- ста – проходите вправо; красные – встаем слева.
23 слайд
2
ведущий:
Напоминаем!!! Что, д
ебаты
- свободное высказывание, обмен мнениями по предложенной теме. Участники дебатов должны приводить примеры, факты, аргументировать, логично доказывать, пояснять. Не забы- ваем о том, что процедура
дебатов
не допускает личностных оценок, эмоци- ональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников.
24 слайд
1
ведущий:
Слово предоставляется сторонникам движения чалдфри (высту- пает группа 32С).
25 слайд
2
ведущий:
Ваши аргументы интересны и заслуживают внимания. А теперь предлагаю дать слово оппонентам. Вам слово! (выступает группа 31Ф) 1
ведущий:
Может кто-то еще хочет поддержать или опровергнуть свою ко- манду? 2
ведущий:
А как думают зрители, может кто-то хочет высказать свою точку зрения? 1
ведущий:
Интересно услышать мнение экспертов! (выступления экспертов) 2
ведущий:
Я уверена, что оппоненты приготовили еще много аргументов «ЗА» и «ПРОТИВ» движения чайлдфри. Этот спор можно продолжать еще очень долго. Но к сожалению, наше время ограничено. Команды, спасибо вам за интересную информацию, присаживайтесь на место.
26 слайд
1
ведущий:
Один монах сказал старцу: - Не всегда легко узнать, в чём состоит твой долг. Наоборот, очень легко, - ответил старец. - Это то, что тебе меньше всего хочется делать. Это была Христианская притча, а для нас пришло вре- мя подведения итогов.
27 слайд
2
ведущий:
Мы выслушали аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ», мы думали, спо- рили, доказывали, и теперь я прошу вас поделиться своими мыслями - сде- лав окончательный выбор. Очень интересно, как распределятся мнения.
28 слайд
1
ведущий
: Я попрошу пересесть сторонников движения чайлдфри, тех, кто считает, что Чайлдфри – перспективный путь развития человечества – напра- во. Кто считает, что чайлдфри – это опасное явление для общества – сесть слева.
2
ведущий:
Но у нас есть еще дополнительные места – по центру – для тех, кто колеблется, считает, что в движении осознанно бездетных есть и плюсы, и минусы. Рассаживайтесь! (меняются местами). 1
ведущий:
Посмотрите, какое интересное распределение у нас получилось! И мы очень рады, что большинство считает Чайлдфри чуждым для России дви- жением. 2
ведущий:
…… к какой бы группе присоединилась ты? 1
ведущий
: …………………………………………………
29 слайд
2
ведущий
: Что касается меня как человека, материнство — это счастье, ответ- ственность, радость, тревоги, сомнения, удовлетворение, способность видеть в ребенке не свое продолжение, а развивающуюся личность. 1
ведущий:
Однако любая женщина или мужчина имеет право выбирать, что для него важно в этой жизни, что приносит радость, ощущение наполненно- сти, смысл жизни. 2
ведущий
: Во время наших дебатов мы не смогли прийти к единому мнению, но по такому спорному вопросу как «Движение Чайдфри» - это невозможно. Нашей задачей была показать, что возможен третий путь: совмещать само- развитие, самореализацию и успешное счастливое материнство. И у нас есть такой яркий пример! Мы пригласили педагога-психолога Левон О. Д., кото- рую просим высказать свое мнение и подвести итоги нашей встречи.
30 слайд
1
ведущий
: Давайте поблагодарим всех за работу. До новых встреч.

Приложение 2.

Критерии оценивания.
1. Протокол оценивает речь каждого спикера на основании трех критериев:  содержание: глубина изложения; доказательность; фактические ошибки.  структура: логика построения речи; структурированность выступления; соблюдение регламента.  способ: культура речи; культура поведения; корректность. 2. По каждому из трех критериев (содержание, структура, способ) спикер мо- жет получить до 10 баллов (максимум). Всего за игру каждый спикер мо- жет получить до 30 баллов. 3. Судья может снимать от 1 до 3 баллов за каждую замеченную ошибку. 4. Ошибки, за которые можно снимать баллы: По критерию «Содержание»:  повторное утверждение предмета дискуссии вместо доказательств;  утверждение мнения вместо доказательств;  неясное или неправильное определение понятий;  отклонение от темы по причине плохой подготовленности или давления оппонентов;  использование аргументов, не относящихся к теме;  нападки на личность оппонента, а не на аргументы;  излишнее цитирование;  неправильное использование терминов; По критерию «Структура»:  нелогичные высказывания;  ложные заключения и выводы;  неуместное или нелогичное развитие аргументации;  хронологические ошибки;  несоблюдение регламента. По критерию «Способ»:  небрежное поведение;  несоответствующая мимика и жестикуляция;  агрессивность поведения;  речевые ошибки;  монотонная речь;  плохая артикуляция. 5. По каждому критерию судья имеет право добавить один поощрительный балл.

Приложение 3. Бланк судейского протокола.

Сокращением «С» обозначаются спикеры команды «Синих» (утверждающая сторона).

Сокращением «К» обозначаются спикеры команды «Красных» (отрицающая сторона).

Каждый критерий оценивается по 10 – бальной шкале.

Максимальное количество баллов - 30.

За каждый критерий может быть добавлен 1 дополнительный балл.

За каждую замеченную ошибку снимается 1 балл.

Тема

Дебаты: «Движение CHILDFREE – прогрессивная или тупиковая «ветвь человечества»?»

Дата

Судья

Спикер

Содержа-

ние

Структура

Способ

Всего

Ошибки

Спикер

Содержа-

ние

Структура

Способ

Всего

Ошибки

С 1

К 1

С 2

К 2

С 3

К 3

Итого

Итого

Лучший спикер

Лучший спикер

Команда-победитель
Примечания:

Приложение 4. Рефлексия студентов по итогам дебатов.
1. Я ожидал(а) от дебатов … . 2. Во время дебатов мне понравилось … . 3. В ходе дебатов я чувствовал(а) … . 4. Во ходе дебатов я сделал(а) вывод … . 5. Дебаты оправдали\не оправдали мои ожидания. 6. Меня убедила команда «Синих»\«Красных». 7. Я бы хотел(а)\не хотел(а), чтобы мероприятия в формате дебатов проводи- лись чаще. 8. В следующий раз я бы хотел(а) поучаствовать в дебатах в роли веду- щего\участника команды утверждающей стороны\ участника команды от- рицающей стороны\зрителя.




В раздел образования