Напоминание

Концепция личности в зарубежной литературе конца XIX – начала XX века


Автор: Овчинникова Марина Ивановна
Должность: преподаватель зарубежной лтературы
Учебное заведение: Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Концепция личности в зарубежной литературе конца XIX – начала XX века
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Концепция личности в зарубежной литературе конца XIX – начала XX

века
Величайшее открытие – открытие человека принадлежит античности. Греческая гуманистическая концепция лежит в основе всей европейской культуры. Греки выдвинули концепцию личности высшего и совершенного творения человека. Однако это совершенство они видели не том, что человек от природы наделен лучшими качествами, а в абсолютной мере, в абсолютной гармонии разнозарядных диалектических начал. При этом природа духовного «Я» личности безгранична и именно древние греки открывают величайшую природу сопричастности человека, а потому нравственной ответственности за совершаемое им. Вспомним, хотя бы, мудрый миф о сотворении живых существ на земле. Титанам-братьям Прометею и Эпиметею богами приказано наделить живых существ соответсвующими способностями, качествами. Сам миф хорошо известен. А концовку его стоит напомнить. Сын Зевса Гермес призван распределить стыд и правду. Он пытается их распределить как все виды искусства выборочно. Однако Зевс на это отвечает, что стыд и правду надо распределить иначе: к ним должны быть причастны все. В противном случае не существовать ни городам, ни государствам. Таков этот мудрый миф. Вот почему эволюция концепции личности – это не тема, это внутренний стержень преподавания литературы. Заданная тема с одной стороны узка, а с другой стороны особенно современна, ибо это искусство рубежа веков, т.е. периода переходного, переживаемого современным поколением студентов особенно остро. Искусство рубежа веков отражает мироощущение в большинстве случаев трагическое, сломленное, кризисное. Личность не может быть свободной в условиях экономической зависимости; в этих условиях она не может быть свободной и от самой себя, т.е. от своей физиологической природы. А потому в условиях новой общественно-духовной ситуации происходит переосмысление традиционной концепции личности. Именно в конце XIX века стало явственно ощущаться, что из цели производства человек превратился в его средство, он стал винтиком в системе организации жизни. Лишенный самостоятельной воли, действующий по заданной схеме жизни, человек ощутил себя подчиненным мистическому сплетению судеб. В сознании «отчужденной» личности происходила мистификация самой жизни. Именно в конце XIX века явственно обозначился трагический раскол: с одной стороны – смятенная, ощущающая себя во власти неизвестного человеческая личность, с другой – неуклонное, поступательное движение цивилизации, которое подминало под себя человека. «Отчуждение», таким образом, перестало быть социально- экономической характеристикой и становилось понятием психологическим и
мировоззренческим. Тема «исчезновения души», измельчания человека, превращения его в предмет купли-продажи, тема призрачности, «неистинности» человеческого существования станет одной из ведущих тем в творчестве писателей конца XIX- начала XX века. Писатели-реалисты и писатели нереалистических направлений по- разному будут решать эту тему. В творчестве МОПАССАНА, в образах его героев-буржуа мы увидим страшное опошление человеческой жизни, превращение ее в утробное, жалкое существование. Мопассан расскажет об исчезновении красоты. Неслучайно, в основе кризиса творчества Мопассана лежит замена красоты нравственной красотой бесполезной. Вместо человеческой личности миром начинают править – «усы» («Милый друг»). Усы, нагловатая внешность полностью вытесняют внутреннее содержание. Жизнь, точнее существование героев его романов и новелл, являет собой, чаще всего, осколки некогда большого гармоничного целого, а теперь разбитого вдребезги. Вещи в этом осколочном существовании заменяют людей. Тема «вещизма» - подмена человеческих отношений вещными – тема, которая станет одной из ведущих в западной литературе XX века – во многом берет свое начало именно от Мопассана. Однако эта «объективность», бесстрастность Мопассана не означала его нравственного равнодушия. Яркая отличительная черта Мопассана – художника (что крайне важно показать, раскрыть студентам) – страстная влюбленность в красоту. Его чарует красота природы, залитой лунным светом (вспомните новеллу «Лунный свет»), красота женщины всегда – красота любви, чувства всегда нового, всегда неисчерпаемого, всегда загадочного с точки зрения Мопассана. При этом, если традиционный реализм XIX века стремился дать широкий социальный срез общества (Стендаль, Бальзак, Диккенс, Теккерей и т.д.), если Бальзак утверждал, что необходимо изучать общество в целом и что каждый человек несет на себе ответственность общей социальной жизни, то Мопассан на первое место ставит частный случай, мелочь, «деталь». И в первую очередь через незначительную деталь он раскрывает типичную психологию, типичную мораль, типичный жизненный уклад. Именно в таком способе типизации – противоположном классическим реалистам Бальзаку и Стендалю – заключается новый характер реализма Мопассана. Детализированное изучение человеческой жизни – это своего рода концепция творчества, творческого метода Мопассана. А этим объясняется интерес Мопассана к личности духовного истока. В творчестве Г.ИБСЕНСА сквозной темой станет тема «неистинности», внутренней лживости современного бытия. Над живыми людьми распростерлась всесильная власть «привидений». Отсюда ощущение призрачности и иллюзорности человеческой жизни. Однако обратимся к концепции личности, раскрывающейся в его художественных произведениях.
Ибсен рисует образ человека, обладающего большой душевной силой и способностью, пусть даже неудачного, бунта против своего удела. Таким образом, одним из важнейших моментов ибсеновской концепции личности является понимание им волевой, интеллектуальной природы человека. Тип личности ибсеновского героя определяет драматическую структуру его пьес. Герой пьесы Ибсена приобретает свои идеи не столько под воздействием конкретных прожитых событий, сколько под воздействием осмысленного и пережитого им в жизни. Главный принцип драмы идей Ибсена – аналитическая художественная мысль, которая становится тем художественным скальпелем (как скажет сам Генрик Ибсен), вскрывающим духовные проблемы, ибо вне духовного истока, доказывает Ибсен, личность человека угасает. С необыкновенной проницательностью раскроет Д. ГОЛСУОРСИ трагедию человека в романе «Собственник» (роман входит в список литературы для обязательного чтения). Сознание Сомса вмещает только категорию мышления своего класса. А в этом мышлении не может быть духовного, бескорыстно-альтруистического переживания. Внутреннее побуждение оправдано для Сомса лишь тогда, когда оно имеет целью материально-целостный результат, поэтому и видит Сомс в своей жене, в конечном итоге, желанную дорогостоящую собственность. Сомс решительно не может понять, что духовный мир человека не укладывается в рамки вещных отношений. И в этом фатальном непонимании самой природы человеческого чувства, духовного начала – глубочайшая трагедия Сомса. Пред нами драма, трагедия человека, не способного быть любимым. Образ героя Сомса – один из блестящих и сложных образов Голсуорси. Его эволюция составляет внутреннюю основу романа. Внутренний конфликт героя, намеченный в начале романа, получает свое развитие. Собственность, которую он считал единственной опорой в жизни, вступает в непримиримый конфликт с красотой как в пределах общества, так и в душе отдельного человека. Сильное, неувядающее чувство к Ирэн, любовь к дочери Флер – это тоже красота, красота в душе самого Сомса, не дающая ему покоя, потому что красота и собственность непримиримы. Типичный конфликт между духовной сущностью жизни и реальной формой существования человека на рубеже XIX-XX веков гениально запечатлел в своем творчестве Т. МАНН. Не случайно в своем первом романе «Будденброки» в качестве центральной Т. Манн поставил проблему непреодолимого разрыва между буржуазной практикой и духовным содержанием жизни. Не случайно роман имеет многозначительный подзаголовок: « История гибели одного семейства». Это гибель и распад органичного ощущения жизни, которое свойственно первому поколению богатой бюргерской семьи.
Деятельность большой хлеботорговой фирмы была для первого из Будденброков истинным творчеством, свободным, раскованным и радостным. И на исходе XIX века у самого последнего в роду уже нет ничего, кроме апатии и равнодушия к практическим делам. Искусство, музыка, мир личных субъективных переживаний – единственная ценность для Ганно Будденброка. И Ганно уходит в герметический мир своей музыки. Роман Т. Манна еще раз доказывает правоту гуманистической концепции личности древних греков. Совершенство человека, его истина в абсолютной гармонии разнозаряженных диалектических начал. Т. Манн заложил основы современного философско-интеллектуального романа. В его романах раскрылась сложнейшая эволюция философско- этических поисков западно-европейской художественной мыли конца XIX- начала XX веков, обретение естественных гуманистических традиций. Своеобразную итоговую черту под развитием концепции личности в литературно-художественной мысли XIX века подведет искусство символизма. Искусство символизма на рубеже XIX- начала XX вв. – трагическое, обреченное, бессильное и бунтующее. Отчаявшись найти смысл в окружающем бытии, символисты вступают на путь «духовной эмансипации». Но при этом важно показать студентам, что их переживание не было надуманным, оно было реальным переживанием трагического раскола своего времени. Если само реальное существование стало лишь оболочкой, формой без содержания, то где она, сущность? В чем она? Таковы главные вопросы символистов. Все их творчество было направлено на то, чтобы преодолеть «вещную» разъединенность людей, прорваться к духовному началу в них. Всеми силами они стремились преодолеть отчуждение, мечтая о «духовном единении». Распад целостного представления о мире обусловил распад единой системы художественной выразительности. Именно на рубеже XIX- начала XX веков появляются различные и, на первый взгляд, взаимоисключающие направления в литературе: натурализм, импрессионизм, символизм. Но при всех внешних различиях, их внутренняя основа (что крайне важно показать студентам) стремление к главенству переживания над анализом. Именно об этом роман О. УАЙЛЬДА «Портрет Дориана Грея» - роман символ, написанный в импрессионистских тонах. «Портрет Дориана Грея» - роман о красоте внешней и внутренней, об их соотношении в человеке, и следовательно художник Холлуорд (создатель портрета) заметил в юноше не только его внешнюю красоту, но и внутреннюю чистоту, которую эта красота отражала. Неслучайно работа над анализом романа со студентами начинается с разговора об основных эстетических положениях писателя, изложенных в предисловии к роману «Портрет Дориана Грея».
Формулировки О. Уайльда вызывают некоторое недоумение у студентов. Сомнения вызывают положения Уайльда о том, что искусство не отражает жизнь. Но ведь, с точки зрения писателя, иначе и быть не может. Понять произведение искусства может лишь человек, тонко чувствующий прекрасное, а для него моральный урок не нужен, ибо он сам живет по законам красоты. Для других же такое искусство будет недоступным. (вспомним, высказывание Уайльда – «Искусство – это зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь»). Вот почему концепция личности – своеобразный внутренний стержень романа «Портрет Дориана Грея». И ключом к пониманию романа является образ лорда Генри, который является в этом произведении своеобразным проводником идей самого писателя. И внутренний стержень анализа – показать почему это так, ибо, как правило, именно лорда Генри и обвиняют в падении прекрасного юноши Дориана Грея. Является ли лорд Генри нравственным человеком? Повинен ли лорд Генри в падении Дориана Грея? Сознательно ли он толкнул главного героя романа на путь преступления? Рассуждения лорда Генри заставляют Дориана пожелать вечной молодости. «Как печально! Я состарюсь, стану противным уродом, а мой портрет будет вечно молод. Он никогда не станет старше, чем этот июньский день… Ах, если бы могло быть наоборот! Если бы старел этот портрет, а я навсегда оставался молодым! За это я отдал бы все на свете. Да ничего не пожалел бы! Душу бы отдал за это!» (Портрет Дориана Грея. Москва:Аст,2010.С.28) Но ведь лорд Генри не знает ни о желании юноши, ни о том что это желание необъяснимым образом будет удовлетворено. Лорд Генри исходит из реального соответствия души и внешности Дориана и предлагает ему: «Цель жизни – самовыражение». Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живём. Следовательно, Дориан должен проявить во всей полноте то, о чем свидетельствует его красота. И в этом пожелании нет ничего безнравственного. И Дориан Грей, действительно, воспринял бы малейшее изменение своей внешности как страшное указание на то, что необходимо вести добродетельный образ жизни. Первые изменения на портрете он воспринимает с ужасом и готов отказаться от искушений. Но искушения в конечном итоге оказываются сильнее этого желания, этого решения героя, ибо произошло противоестественное разделение человека и его совести. Портрет – символ совести героя. Освобожденный от совести Дориан постепенно утрачивает все лучшее, что было заложено в нем. Осознав гибель своей души, Дориан Грей сумел долгое время вести двойную жизнь, но в этом неповинны ни Лорд Генри, ни художник Холлуорд.
Виноват во всем лишь сам герой, и его наказание в романе совершенно неизбежно. И в этом проявляется концепция личности О.Уайльда. Важно подвести студентов к пониманию, что относительно Дориана Грея заблуждаются не только Лорд Генри и художник Холлуорд – создатель портрета, но и сам Дориан Грей. Искусство не может быть безнравственным. Такое сложное художественное мышление конца 19 – начала 20вв. свидетельствовало о лихорадочных поисках новых духовных ценностей, новых идеалов, новых нравственных опор взамен рухнувших старых. С необыкновенной остротой встала проблема обретения цельного и устойчивого миросозерцания. Однако эта литература раздвинула границы личности и сферу бытия духовного. Творчество Мопассана стало своеобразным переходом от классических форм искусства XIX века к новым способам художественного отражения взаимоотношений человека с миром. Генрик Ибсен заложил основы нового типа драматургического мышления. Джон Голсуорси стремился преодолеть духовную «отчужденность» человека. Томас Манн заложил основы философско- интеллектуального романа. Его произведения раскрыли сложнейшую э в о л ю ц и ю ф и л о с о ф с ко - э п и ч е с к и х и э с т е т и ч е с к и х п о и с ко в западноевропейской художественной мысли конца XIX – начала XX веков. Творчество символистов – это мощный прорыв к духовному началу в человеке. Всеми силами они стремились преодолеть отчуждение, «мечтая о духовном единении». Таким образом, только малая часть анализа литературы конца 19 – начала 20 вв. свидетельствует о том, что эта литература углубила наше понимание личности человека.


В раздел образования