Напоминание

"Сердцу милый уголок"


Автор: Давыдова Ольга Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ НАО "НСШ им А.П. Пырерки"
Населённый пункт: г. Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сердцу милый уголок"
Раздел: среднее образование





Назад





Внеклассное мероприятие по географии

«Сердцу милый уголок» для учащихся 6-7 классов.

Пояснительная записка

Цель
: показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи
: Образовательная: о б о б щ и т ь п о н я т и я : Р о д и н а , м а л а я р о д и н а Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание. Коррекционная: коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы, корригировать и развивать устойчивое внимание и в о о б р а ж е н и е у ч а щ и х с я ; Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины, умение работать в группе.
Категория

учащихся
: данное мероприятие направлено на нравственное воспитание детей 6-7 классов.
Форма проведения
– беседа, игра.
Оборудование
: компьютер и проектор, презентация PowerPoint. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание. Актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины. Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, ш кол а , э то п а м я т н ы е м е с т а р од н о го к р а я , е го и с то р и ч е с к и е и культурные центры и, конечно, это люди, гордость и слава родного поселка, города. Изучение родного края необходимо, так как закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!». Данное мероприятие поможет уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы. Тематика мероприятия прослеживается на протяжении всей игры, используются разнообразные методы и приемы. направленные на формирование у учащихся понятия «Малая Родина», с чего начинается биография человека, что такое историческая память в отношении к своей Малой Родине, почему она важна для человека, в чем должна проявляться ответственность перед Малой Родиной сегодня и в будущем, что значит думать и переживать за судьбу Малой Родины.
Конспект мероприятия.


1.

Организационный момент. Музыка. (2 минуты)

2.

Основная часть (8 минут)
Учитель читает эпиграф к мероприятию: Люблю и знаю, знаю и люблю, И тем сильней люблю, чем больше знаю… Ю. К.Ефремов А нам есть что любить и узнавать, ведь нам выпала замечательная возможность жить в одном из самых замечательных регионов страны – в Ненецком автономном округе, который в этом году отмечает своё 85 - летие. Каждый из нас с гордостью может сказать – это моя малая родина! МОЯ – потому, что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа… МАЛАЯ – потому, что это маленькая частичка моей необъятной страны. РОДИНА – потому, что здесь живут родные мне люди. Что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет, дом, где родился, место, где жили его предки или что-то другое? Попробуем сегодня в этом разобраться. Тема нашего мероприятия «Сердцу милый уголок…». - Какое слово, (какие слова) является ключевым в данном предложении? (уголок). - А что о нем говорится? (Что он милый сердцу) - А давайте попробуем выяснить, что вам уже известно о нашем Ненецком округе? (ребята перечисляют, что он находится на севере нашей страны, что у нас холодный климат, называют известные им факты их истории округа). - Учитель заполняет на доске таблицу:
ЗНАЛ

ХОЧУ УЗНАТЬ
В первый столбик он записывает кратко, что говорят учащиеся. Исходя из их ответов, в левом столбике должен появиться перечень вопросов, на которые в ходе мероприятия должны получить ответы ученики. -Сейчас мы послушаем выступления наших учеников, в которых, возможно, мы найдем ответы на наши вопросы. 1 ученик сообщение об истории НАО (5минут) (Приложение 1) 2 ученик сообщение о географии НАО (5 минут) (Приложение 2)

3. Подведение итогов (20 минут).
- Подвести итоги нашего мероприятия нам поможет игра. Далее мероприятие проходит в виде телевизионной игры «Своя игра». 1. Класс делится на 3-4 группы (в зависимости от количества учеников по 4-5 человек). 2.Участники команд по очереди выбирают себе область знаний и цену вопроса в соответствии с таблицами 3. Вопрос зачитывает ведущий. 4. На обдумывание 5-10 секунд. 5. Баллы, полученные участниками команды, суммируются. 6. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
История НАО

10

20

30

40

50

География НАО

10

20

30

40

50

Легенды о НАО

10

20

30

40

50

Нарьян-Мар

10

20

30

40

50

Животные и растения НАО

10

20

30

40

50

4.

Награждение.
Вопросы по категориям.
История НАО:

10 –
В каком году был образован Ненецкий (Самоедский) округ Северного края? Ответ: в 1929 году.
20 –
Как называлась порубежная крепость
,
заложенная в 1500 году военной экспедицией князя Семёна Курбского на Печоре? Ответ: Пустозерск.
30
– Когда на территории округа появились первые поселения людей? Ответ: в VIII тысячелетии до н. э.
40 –
Какой населенный пункт являлся центром Ненецкого национального округа до 1931 года? Ответ: Тельвиска
50 –
В какомгоду Ненецкий национальный округ был переименован в Ненецкий автономный? Ответ: в 1977 году

География НАО:

10 –
Главная река НАО? Ответ: Печора.
20 –
Какие моря омывают территорию НАО? Ответ: Белое, Баренцево, Карское.
30 –
Какие большие острова и полуострова входят в состав НАО? Ответ: о-ва Колгуев, Вайгач, п-ов Канин.
40 –
С кем граничит НАО? Ответ: Архангельская область, республика Коми, ЯНАО.
50 -
Какие возвышенности есть на территории НАО? Ответ: Пай-Хой, Тиманский кряж.
Легенды о НАО:

10 –
Согласно легенде, название этой деревни произошло от слов первопоселенца. который увидел изобилие рыбы и с восторгом воскликнул: «Андели (ангелы) господни!», краеведы же считают, что название ее произошло от ненецкого слова 2нганды», что в переводе обозначает «маленькая нельма». В 1850 году в деревне проживало 10 семей и все – Хабаровы. О какой деревне идет речь? Ответ: Андег.
20 –
Название этой деревни связано с названием одной из самых ценных печорских рыб. По легенде рыбак, поймавший эту рыбу, не мог вытащить ее, а она ему только нос показала и ушла в воду. С тех пор деревню так и стали называть. Как? Ответ: Нельмин Нос.
30 –
В переводе с ненецкого языка название этого поселка означает «прямой лес». Появился он в конце 20-х начале 30-х годов 20 века.. Первым поселенцем здесь был Игнат Паньков. Основное занятие- охота на пушного зверя, рыболовство. Ответ: Хорей-Вер
40 –
Название этого села пошло от фамилии братьев - первопоселенцев, пришедших сюда из Мезени. Дома строили двухэтажные, мезенского типа. Это одно из красивейших сел округа. Ответ: Коткино.
50 –
В переводе с ненецкого языка Инд Яха – река туманов. «Год за годом проходит,
Собираясь в века. Род за родом уходит, Но река Инд Яха, Что рекою туманов Прозывает народ К волнам Баренца моря Свои воды несет» Ответ: Индига
Нарьян-Мар:

10 –
Как первоначально называлась улица Смидовича? Ответ: Проспект Заполярный
20 –
В каком году Нарьян-Мар получил статус города? Ответ: в 1935 году.
30 –
Где находится самая старая школа города? Ответ: школа №2 в п Лесозавод (1905 г)
40 –
Как раньше называлась площадь, где сегодня находится остановка «Морской порт»? Ответ: Красная площадь.
50 -
Какое предприятие носило название «Стела Поларе»? Ответ: Нарьян-Марский лесозавод
Животные и растения НАО:

10 -
Самое распространенное растение тундры? Ответ: карликовая береза
20 -
Сколько природных зонна территории НАО? Ответ: Три (тундра, лесотундра, арктические пустыни)
30 –
Крупный хищник, обитающий в зоне арктических пустынь. Ответ: белый медведь.
40 –
Ценная морская рыба семейства лососевых, заходящая на нерест в реки НАО? Ответ: семга
50 -
Сколько видов млекопитающих встречается в НАО? Ответ: 31 вид
ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ИСТОРИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Первые поселения людей на территории округа относятся к VIII тысячелетию до н. э. (палеолит). Многочисленны стоянки эпохи бронзы (II—I тысячелетия до н. э.). В V—XIII веках н. э. здесь обитали племена, которых русские знали под именем «печера», а ненцы называли «сиртя». К этой культуре относится Ортинское городище, святилища на реке Гнилке и на острове Вайгач. Ненцы мигрировали на территорию округа из низовьев Оби в начале II тысячелетия н. э. Примерно в это же время начинается колонизация крайнего северо-востока Европы новгородцами. Русские летописи отмечают зависимость в IX веке Печоры и Югры от киевских князей и систематические сборы дани. Окончательное установление власти Новгорода над Печорой произошло в XIII— XV веках. После присоединения Новгорода к Москве (1478 год), к Московскому государству перешла и территория нынешнего Ненецкого автономного округа. В 1500 году военной экспедицией князя Семёна Курбского на Печоре была заложена порубежная крепость Пустозёрск. Этот ныне не существующий город в течение веков был административным и торговым центром всех земель от Мезени до Урала. В XIX — начале XX века территория округа входила в состав Мезенского и Печорского уездов Архангельской губернии. В 1929 году был образован Ненецкий (Самоедский) округ Северного края. По Постановлению ВЦИК утверждён следующий состав Ненецкого округа: Канинско-Тиманский район, с центром в селе Нижняя Пёша и Ненецкий район (Большеземельский), с центром в культбазе Хоседа -Хард. Постановлением ВЦИК от 20.12.1929 были внесены изменения в административные границы округа: в его состав была включена Пустозёрская волость Печорского уезда (за исключением Ермицкого сельсовета) и прибрежные острова, а также был образован третий административный район — Пустозёрский район, с центром в селе Великовисочное. В 1931 году Пустозёрский район был переименован в Нижне- Печорский, а его райцентр был перенесён в село Оксино. 7 октября 1931 года решением Архангельского крайисполкома административный центр Ненецкого округа перенесен из села Тельвиска в рабочий посёлок Нарьян-Мар, в 1935 году получивший статус города. Постановлением Президиума ВЦИК от 10.02.1934 к Ненецкому округу были причислены многие острова, находящиеся вблизи территории округа, в том числе остров Вайгач, а также территория Несского сельсовета Мезенского района. В июле 1954 года к округу отнесён остров Колгуев. В 1955 году Нижне-Печорский район был упразднён. В 1959 году все районы Ненецкого АО были упразднены, а их территория перешла в прямое окружное подчинение. В 1977 году Ненецкий национальный округ был переименован в Ненецкий автономный округ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ГЕОГРАФИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Ненецкий автономный округ расположен на севере Восточно-Европейской равнины, большая часть расположена за Полярным кругом. Включает острова Колгуев и Вайгач, полуостров Канин. Омывается Белым, Баренцевым и Карским морями Северного Ледовитого океана. На юге округ граничит с Республикой Коми, на юго-западе — с Архангельской областью, на северо-востоке — с Ямало-Ненецким автономным округом. Рельеф территории в основном равнинный; выделяются древний Тиманский кряж и хребет Пай-Хой (высота до 467 м), заболоченные участки Большеземельской и Малоземельской тундры. Главная река — Печора. На территории Ненецкого автономного округа есть густая сеть небольших рек и мелких озер, нередко соединенных короткими протоками. На территории Ненецкого автономного округа распространены тундрово- и торфяно-глеевые почвы. Территория округа омывается на западе водами Белого, на севере Баренцева, на северо-востоке Карского морей, образующими многочисленные заливы — губы: Мезенскую, Чёшскую, Колоколковскую, Печорскую, Хайпудырскую и др. Характерны густая речная сеть, обилие озёр. Реки относятся к бассейнам морей Северного Ледовитого океана, имеют в основном равнинный характер. Среди рек особое место занимает река Печора, в пределах округа находится её низовье. Глубины позволяют морским судам подниматься до Нарьян-Мара. По водности Печора уступает в европейской части России только Волге. Значительны реки Вижас, Ома, Снопа, Пёша, Волонга, Индига, Чёрная, Море-Ю, Коротаиха, Кара, а также притоки Печоры — Сула, Шапкина, Лая, Колва, Адзьва. Среди озер выделяются Голодная Губа. системы озёр: Вашуткинские, Урдюжские, Индигские и др. Большинство озёр мелкие. Болота занимают 5—6 %, на побережье до 10—20 % территории. Животный мир представлен обитателями тундры, тайги, арктических пустынь. Многочисленны водные беспозвоночные: инфузории, фитомонады, олигохеты, нематоды, коловратки, низшие ракообразные, моллюски и др. Разнообразен видовой состав насекомых, огромное количество кровососущих: комаров, мошек, оводов. Из круглоротых встречается минога. В реках и озерах водится более 30 видов рыб. Из проходных — сёмга, омуль и другие; из полупроходных — нельма, сиг, ряпушка; из туводных (местных) — щука, язь, сорога, окунь, налим, пелядь, хариус и другие. В прибрежных морях — сельдь, навага, камбала, сайка, корюшка и другие (около 50 видов морских рыб). Встречается 31 вид наземных млекопитающих. Наиболее многочисленны грызуны — лемминги (сибирский и копытный) и полёвки, в тайге встречается белка. Из других групп млекопитающих обычны арктическая бурозубка и заяц- беляк; среди хищников — песец, волк, лисица, росомаха, бурый и белый медведь,
куница, выдра, горностай, ласка; из парнокопытных — дикий северный олень и лось. В прибрежных морях встречаются морские млекопитающие: белуха, североатлантическая морская свинья, нарвал, кольчатая нерпа, морской заяц, серый тюлень, атлантический морж. Среди наземных млекопитающих основными объектами промысла служат песец, лисица, бурый медведь, куница, выдра и лось. Из морских млекопитающих продолжается промысел только кольчатой нерпы и морского зайца.


В раздел образования