Напоминание

Формирование навыков межкультурного общения – стратегическая цель обучения иностранному языку


Автор: Крюков Геннадий Владимирович
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия"
Населённый пункт: город Черногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование навыков межкультурного общения – стратегическая цель обучения иностранному языку
Раздел: полное образование





Назад





Формирование навыков межкультурного общения – стратегическая цель обучения

иностранному языку

Аннотация
Статья посвящена способам формирования навыков межкультурного общения - как стратегической цели при обучении иностранным языкам в средней школе.
Ключевые слова:
межкультурное общение, формирование навыков, иностранный язык, средняя школа, необходимость, требования сегодняшнего дня.
Раздел
: педагогика, методика обучения и воспитания в школе. Сегодня основным требованием рабочих программ по иностранным языкам является формирование навыков межкультурного общения у учащихся. А это значит создания у них хорошего словарного запаса и, конечно же, знания грамматики изучаемого языка. Но, кроме этих базовых знаний, учителю необходимо развивать у учащихся способности говорить на иностранном языке, понимать иностранную речь, принимать участие в диалоге культур на основе принципов взаимного уважения, толерантного отношения к культурным различиям и преодолению культурных барьеров. Всё это происходит на уроках через знакомство с культурой страны изучаемого языка посредством самого иностранного языка и усвоения модели поведения носителей иноязычной культуры. Культура и традиции страны, семейные традиции, праздничные ритуалы, взаимоотношения между взрослыми и детьми, всё это важно для того, чтобы понять свой культурный код, сравнить две культуры: свою собственную культуру и культуру страны изучаемого языка. Через это осознание происходит формирование самого ребёнка как личности. Сегодня мы наблюдаем колоссальное расширение информационного пространства. Происходит стремительное развитие новых информационных технологий. Во всех сферах нашей жизнедеятельности идёт постоянное укреплении деловых и личных контактов в бизнесе, экономике, культуре, образовании, медицине, И это всё, ставит сегодня актуальность проблемы межкультурного общения, в первый ряд приоритетных задач сегодняшнего образования. Поэтому для школы, формирование навыков межкультурного общения становится стратегической целью обучения иностранному языку. Иностранный язык становится необходимым инструментом для выпускников школы в их будущей учебной и профессиональной деятельности. Россия, хотим мы того или не хотим, стала частью глобального мира. И мы столкнулись с проблемой несоответствия между желаемым и реальным знанием иностранного языка. Большинство наших выпускников, заканчивающих среднюю школу, имеют неплохой словарный запас, они могут читать и переводить простые тексты, они могут писать и даже понимать речь носителей языка на бытовом уровне. Но они не могут говорить и реально общаться на иностранном языке. То есть, у них не сформированы конкретные умения и навыки межкультурного общения, их знание иностранного языка не сделали их языковой личностью, которой иностранный язык был бы нужен не для оценки, а для реальной жизни, для реального общения. Поэтому общество, правительство, через новые образовательные стандарты, формируют перед школой новый социальный заказ. Школа должна выпускать молодых людей, способных пользоваться на практике иностранным языком. Как на бытовом уровне, так и в учебной и профессиональной деятельности. Умение общаться на иностранном языке, важное умение, но, пожалуй, более важное умение, это умение осуществлять эффективное общение с представителями других культур. Умение человека, используя свои знания, создавать вокруг себя гуманитарную среду. Умение социально ориентироваться в быстро меняющемся мире. При этом знание иностранного языка становится важнейшим инструментом жизнедеятельности такого человека.
Сегодня, когда весь мир переживает кризис . Самый острый социальный, межэтнический, религиозный и поведенческий кризис за последние десятилетия, особенно остро встаёт проблема воспитания у молодых людей терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним. Каким же образом формируются навыки межкультурного общения в школе. Через диалоги этикетного плана, начиная с начальной школы, до ситуационного общения в средних и старших классах. Все последние школьные учебно-методические комплекты по английскому языку содержат вариативные задания на развитие культуры устной речи, это диалоги в гостинице, магазине, в общественном транспорте, диалоги при поиске работы, получении дальнейшего образования, диалоги в больнице и т.д. Через эти диалоги школьники учатся правилам эффективного общения. Они учатся убеждать, доказывать свою точку зрения, находить аргументы, спорить, регулировать конфликты и не допускать их, они получают важные навыки умения правильно вести дискуссию. Но говоря о межкультурном общении, нужно отметить, что оно возможно только после того как учащиеся осознают себя, носителями этой культуры, осознают всю ценность родного языка, обычаев и традиций родной страны, её истории, разнообразия религий народов её населяющих. Почему же такие низкие успехи у выпускников школы по иностранным языкам, именно, в устной речи. Почему они не могут свободно говорить на какие- либо темы в реальной жизни? Ответ прост. Долгие годы устной речи не уделялось должное внимание. Учащихся готовили к выполнению тестов, отрабатывалась лексика, грамматика, письмо, работали с переводом текстов, учились их кратко пересказывать, и на устную речь не оставалось времени. А развитие коммуникативных навыков всегда требовало много времени, оно всегда носило индивидуальный характер. Негативный фактор был ещё и в том, что процесс обучения иностранному языку проходил вне языковой среды. Те же французские или немецкие школьники, изучая иностранный язык, могли во время каникул поехать в страну изучаемого языка на неделю-две. И там получить практические навыки межкультурного общения. У нас в стране, такую возможность имели только ученики столичных привилегированных школ. Поэтому в новых образовательных стандартах по иностранному языку сделан особый акцент именно на устной части. Ученики должны уметь говорить на изучаемом иностранном языке. И многие последние школьные учебно-методические комплекты по английскому языку, и не только по английскому, но и по другим иностранным языкам ориентированы уже в большей мере на развитие практики устной речи. В этих учебниках отрабатываются готовые функциональные опоры, которые представляют собой разные разговорные схемы, образцы естественных жизненных микро диалогов. На основе этих примеров учащиеся могут построить свои собственные монологические или диалогические высказывания на иностранном языке. Это несложно, интересно и увлекательно. Межкультурное общение – это умение общаться в разных сферах жизнедеятельности. В кругу семьи, в кругу коллег по работе, учёбе, в гостинице или общежитии, в магазине, больнице, в полицейском участке. Это умения написать личное письмо и послать краткую телеграмму, составить резюме, заказать билеты в театр или кино, авиабилеты. Умение говорить по телефону, не видя собеседника, читать рецепты, рекламу, статьи из энциклопедии и т.д. Поэтому целью обучения иностранным языкам сегодня, становится формирование навыков межкультурного общения, умение говорить, общаться без каких-либо комплексов. Долгие годы одних из основных комплексов, тормозивших коммуникативную потребность учащихся, была грамматика. Боязнь сделать ошибку, тут же получить замечание учителя, и насмешливые взгляды одноклассников - вот основные факторы, тормозившие желание учащихся говорить на иностранном языке. Поэтому очень важно сегодня сформировать речевой навык. Это значит обеспечить учащемуся возможность правильно строить собственные письменные и устные иноязычные высказывания и понимать высказывания других людей, в том
числе носителей изучаемого языка. Это вовсе не значит, что лексические, грамматические, произносительные и орфографические навыки являются какими-то второстепенными навыками. Нет. Они являются базовым условием формирования умения речевой деятельности. Данные навыки выступают по отношению к речевым умениям такими же необходимыми усло- виями, как сохранение слов, их порядок в предложении или грамматических правил в памяти учащегося. На всех уроках должна присутствовать постоянная мотивация к выражению собственного мнения, без боязни ошибиться, без боязни быть остановленным из-за допущенной ошибки. Необходимо постоянное проговаривание основных речевых конструкций до автоматизма. Еще одним из путей формирования навыков межкультурного общения является организационный навык, который требует включения учащихся в формы учебной деятельности, моделирующие общение. Таковыми являются парное и групповое общение на уроках иностранного языка, ролевые игры, ситуационные импровизации. Они создают условия для активной социализации школьников, расширяют сферы и ситуации общения на иностранном языке. Таким образом, школьники смогут участвовать во всех формах социального взаимодействия, принятых между ними в реальной жизни или в избранной профессии, на иностранном языке. Формирование навыков межкультурного общения не происходит одномоментно. Здесь нужна продуманная чёткая стратегия движения в этом направлении. Необходимо создание атмосферы общения на уроке. Учитель и ученики должны стать речевыми партнёрами на уроке, говорение на иностранном языке должно тщательно поощряться учителем. Только в этом случае, когда ученика не будут постоянно одёргивать, поправлять, а доброжелательно подсказывать, направлять ход его мыслей, появятся хорошие результаты данной стратегии. Именно на это и нацеливают учителей иностранного языка авторы новых образовательных стандартов.


В раздел образования