Автор: Кирпичникова Галина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ №16 Населённый пункт: г. Балаково Сатовской области Наименование материала: Статья Тема: Учить детей - счастливый дар. Раздел: начальное образование
Кирпичникова Галина Николаевна,
отличник народного просвещения,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ СОШ №16 г.
Балаково Саратовской области
Учить детей – счастливый дар
У каждого человека своя тропинка в жизни. Важно не заблудиться, не пойти чужой. Я выбрала
педагогическую. И не жалею. Иду по ней вот уже четыре десятка лет. И, на мой взгляд, нет
более интересной и нужной профессии, чем учительская.
Я горжусь своей принадлежностью к 16-ой школе, продолжаю и развиваю наши
традиции,
передаю их своим ученикам. Ежедневно, встречаясь с ними, всматриваюсь в их лица и думаю,
как
построить
урок
так,
чтобы,
кроме
усвоения
учебного
материала,
дети
учились
с
увлечением, проникались духовными богатствами с самого раннего детства? Воспитание - это
дело тонкое, творческое, во многом зависит от индивидуальности учителя, ведь педагогическое
мастерство складывается из множества компонентов.
В 7 лет ребёнок ещё любит своих мишек и кукол, играет машинками, верит в то, что где-то
живут Незнайка, Белочка – умелочка, кот Мурлыка, пёсик - Чёрный носик... Но прошло
немного времени, и дети сами поставили
свои
любимые игрушки на домашние полки.
Конечно, большая часть уроков проходят в форме игры, сказки, урока открытых мыслей и др.
Дети верят в свой успех, если гостями урока являются их любимые сказочные герои, которые
приносят им интересные задания: это Маша и Миша, дед Всевед и бабушка Загадушка, девочка
Запятая и мальчики Вопросительный и Восклицательный знаки. За красивой осанкой детей на
уроках следит доктор Айболит, за точностью ответов - Сова, мудрая голова. Сами же ребята
на уроках - волшебники, а ручка превращается в волшебную палочку, которая просто обязана
красиво и грамотно писать на каждом уроке. Но наряду с традиционным письмом каждый
ученик
сразу начинает осваивать клавиатурный набор
сначала букв, затем слогов, слов,
словосочетаний, предложений и, наконец, текста.
Бывает,
запланируешь
одно,
а
непредвиденные
учебные
ситуации
на
уроке
заставляют
применять дополнительные решения, и тогда приходится импровизированно менять весь его
сценарий: например, класс-экипаж в полном составе отправлять в полёт за верными ответами.
Надо видеть, как в это время горят глаза детей: каждому хочется стать командиром экипажа,
ведь именно он докладывает о правильности полёта курса! В классе есть юные математики,
филологи, исследователи в области окружающего мира, любители поэзии, музыки, талантливые
художники и др. Талант – в каждом ребёнке! Если тронуть его умелой рукой, он красиво
зазвучит!
Уже
в
первом
классе
ученикам
было
доступно
делать
«научные»
открытия,
представляя
себя
в
роли
учёных-исследователей.
Ребята-первоклассники
сделали
для
себя
однозначный вывод: как тесно связаны между собой все школьные предметы! Детям нравятся
интегрированные уроки!
Теперь они третьеклассники. Ребята стали более любознательны, у них появилось серьёзное
стремлением к поиску новых знаний и тайн
в разных областях. Эти качества детей всегда
делаю своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса.
Именно урок является тем педагогическим произведением, в который вносишь своё мастерство
и творчество. Особую роль играют современные информационные технологии, которые стали
базой современного образования. При динамичной структуре урока присутствует целый набор
разнообразных действий и операций, объединённых в целесообразную деятельность. Здесь на
помощь приходит очень важный методический ход – добывание учащимися знаний из разных
источников,
их
самостоятельный
поиск.
Дидактическим
стержнем
уроков
является
деятельностный, компетентностный подход, иная организация деятельности на уроке: теперь
они не получают знаний в готовом виде, потому что не тороплюсь давать ключ к пониманию,
пусть сами поразмышляют, поспорят, добудут
знания
путём активной самостоятельной
работы. Групповая и парная работа в среде информационных технологий порождает здоровую
соревновательность.
И,
конечно,
деятельностный
характер
обучения,
цель
которого
–
всестороннее развитие личности ученика. Именно поэтому на каждом уроке реализуются не
только обучающие, но развивающие и воспитательные задачи.
Обучающимся
приходится
наблюдать,
проводить
мини-исследование,
сравнивать,
группировать, классифицировать, обобщать, выдвигать гипотезу, вступать в диалог с учителем,
одноклассниками, участвовать в коллективном обсуждении, договариваться. Учащиеся сами
становятся «архитекторами и строителями» образовательного процесса. Это так увлекает детей!
Каждый желает поделиться знаниями, которые он добыл!
Конечно, детские высказывания и доказательства ещё далеки
от
строго научных, но уже
достигнуто много.
Из урока в урок ученики продолжают осваивать азы техники речи, средств выразительности,
учатся самостоятельно выделять главное,
у них
формируются познавательные интересы,
навыки
общения,
совершенствуется
обмен
мнениями,
учатся
осуществлять
контроль
и
самооценку деятельности, уже приносит нам радость.
А если на уроке остаётся свободной хотя бы минутка времени, это служит сигналом к началу
работы «свободного микрофона»: дети задают мне самые разнообразные вопросы по предмету,
чтобы расширить и углубить свои знания.
Маленький школьник с энциклопедией или толковым словарём в руках?! Это стало нормой.
Заинтересованность рождает поиск,
эмоциональный подъём, и от завершённой работы
мы
вместе
получаем
максимальное
удовлетворение.
Любят
ученики
проблемные
вопросы,
познавательные
игры,
учебные
загадки.
Какими
бы
они
ни
были
–
математическими,
орфографическими,
творческими
–
главное,
приучают
второклассников
к
логике,
рассуждениям
и
доказательствам.
Это
же
своеобразная
гимнастика
для
ума!
А
какое
удовольствие испытывают обучающиеся от удачно выполненных проектов!
Работать ребятам
на уроках интересно и спокойно, потому что понимают, всегда рядом с ними учитель, царит
атмосфера сотрудничества, психологического комфорта.
Любое дело начинается с увлечения. Увлечение учением, школой, её делами рассматриваю как
основной двигатель становления личности. В начале учебного года ребята делились со мной,
как летом и ранней осенью они вместе с родителями с большим интересом собирали природный
материал для уроков технологии. В самом деле, в лесу, в поле, даже на даче – везде, куда ни
глянь, - богатейший природный материал. И вот он дождался своего воплощения:
приятно
видеть, как дети своими умелыми руками создают оригинальные поделки, как вместе мы
радуемся
результатам
совместного
труда!
И
хотя
природа
-
неисчерпаемая
кладовая
для
творчества,
объясняю им, что брать у неё нужно столько, чтобы не навредить ей самой.
Приучаю их быть чуткими к её красоте. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир
природы, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть
этот мир
широко и
многосторонне…
Опыт работы показывает, что лучшим стимулятором эффективной учебной и воспитательной
деятельности детей является хорошо продуманные приёмы поощрения, которые действуют на
детей магически! Ребята понимают, что похвала – это выражение справедливости, признание
учителем достоинства выполненной работы.
Теперь в представлении детей школа – это не только здание, в котором они учатся, школа
– это теперь их коллектив, новая семья, и каждый успех школы - это и их успех.
Внушаю им, чтобы создать школе славу, каждый должен быть честным, искренним, хорошо
учиться, помогать друг другу, любить свою семью, школу …Школа стала для них храмом
науки, а родители для меня – главными помощниками!
Дети и родители уже усвоили, что всякая работа – это общее дело, понимают, что всегда важен
и должен быть результат, т.к. ключевой задачей внедрения нового образовательного стандарта
является реализация программы формирования УУД.
Главная цель реализации Федеральных
Государственных образовательных стандартов начального общего образования – повышение
качества образования.
Как личность, пытаюсь быть интересной, уважаемой, принципиальной, деловитой, творческой,
терпеливой. И результаты не замедлили сказаться: ребята уже охотно и смело вступают в
диалог с учителем, повысилась их культура общения друг с другом, все стали заметно
дружнее, а самое главное, что особенно меня радует, – ребята учатся с увлечением!
Методически грамотно продумана организация внеурочной деятельности, спланированная с
у ч ё т о м
и
п о т р е б н о с т я м и
с о в р е м е н н о г о
р е б ё н к а
и
р о д и т е л е й .
Главное – в фундаменте школы должна быть высокая духовная нравственность! Отрадно то,
что каждый ученик нашёл себе занятие по душе!
Обучающиеся
моего
класса
–
активные
участники
Международных,
Всероссийских,
муниципальных
конкурсов,
фестивалей
разного
уровня,
среди
которых
есть
достойные
победители. Вот такое оно, умное и любознательное молодое поколение России XXI века!
Учить детей – счастливый дар!
Фото №1. Юные учёные-исследователи Фото №2. Защита знаний
Фото №3. Работа в мини-группе Фото №4. В поиске новых знаний
Фото № 5. Только творчество и труд личность Фото №6. Музыка, как книга, делает
в будущем дадут человека добрее и умнее
Литература
1.
Бажович А.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М. Просвещение, 2013
2.
Вербицкий А.А., Ларионова О.Г.Личностный и компетентностный походы в
образовании.- М. Логос, 2015
3.
Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. - М. ,2014