"Создание развивающей предметно-пространственной среды. Группа "Зайчики", дети с 2-3 лет"
Автор: Шанько Ольга Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад присмотра и оздровления №15 Населённый пункт: город Ангарск Иркутская область Наименование материала: Статья Тема: "Создание развивающей предметно-пространственной среды. Группа "Зайчики", дети с 2-3 лет" Раздел: дошкольное образование
Шанько О.И.
воспитатель
МБДОУ
детский сад присмотра и
оздоровления №15
г.Ангарска
Иркутской области
Создание развивающей предметно-пространственной среды.
Группа «Зайчики», возраст детей с 2 – 3 лет.
В связи с введением в практику работы ФГТ и ФГОС к структуре ООП ДОУ и
проанализировав существующие условия в группе у нас возникла следующая проблема :
•
Создать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного
возраста.
•
Изменить традиционные способы организации предметно-развивающей среды, с
учетом особенностей восприятия мира современным ребенком.
•
Заинтересовать родителей в организации предметно- развивающейся среды.
Актуальность проблемы
•
Детская деятельность не может быть полноценной на чистом вербальном уровне,
вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать
новое, появится апатия и агрессия.
•
Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие
с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности
организационного образовательного процесса ДОУ.
Планируемый результат
•
Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст
окружающее
пространство,
удовлетворяющее
потребности
актуального,
ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.
•
Создаст творческую атмосферу в работе педагогов.
•
Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени.
•
Возрастет интерес родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе.
•
Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст
окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального,
ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.
•
Создаст творческую атмосферу в работе педагогов.
•
Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени.
•
Возрастет интерес родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе.
Развивающая предметно – пространственная среда – это часть образовательной среды,
представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием
и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями
каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и
коррекции недостатков их развития.
Организация развивающей среды в нашей группе с учетом ФГОС была построена
таким
образом,
чтобы
дать
возможность
наиболее
эффективно
развивать
индивидуальность
каждого
ребёнка
с
учётом
его
склонностей,
интересов,
уровня
активности.
Мы постоянно обогащаем среду элементами, стимулирующими познавательную,
эмоциональную,
двигательную
деятельность
детей.
Предметно-развивающая
среда
группы организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься
любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет
детям
объединиться
подгруппами
по
общим
интересам:
конструирование,
рисование,
ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в нашей группе), включает в
себя:
1. Центр сюжетно ролевой игры
2. Центр ряжения
3. Центр строительно – конструктивной деятельности
4. Театральный центр
5. Музыкальный центр
6. Центр двигательной активности
Спокойный сектор :
1. Центр книги
2. Центр отдыха
3. Центр природы
Рабочий
сектор:
(Рабочий
сектор
занимает
25%
всей
группы,
так
как
там
предполагается
размещение
оборудования
для
организации
совместной
и
регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные
границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить
всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и
присоединяются к ним:
1. Центр познавательной и исследовательской деятельности
2. Центр художественно – эстетического развития
3. Центр развития речи развития
4. Центр сенсорики и дидактических игр
Создавая предметно-развивающую среду мы следовали следующим принципам:
1.Среда
должна
выполнять
образовательную,
развивающую,
воспитывающую,
стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она
должна
работать
на
развитие
самостоятельности
и
самодеятельности
ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить
у д о в л е т в о р е н и ю
п о т р е б н о с т е й
и
и н т е р е с о в
р е б е н к а .
3.
Форма
и
дизайн
предметов
ориентирована
на
безопасность
и
возраст
детей.
4 .
Э л е м е н т ы
д е к о р а
д о л ж н ы
б ы т ь
л е г к о
с м е н я е м ы м и .
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной
деятельности.
6.
Организуя
предметную
среду
в
групповом
помещении
необходимо
учитывать
закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и
коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели
э м о ц и о н а л ь н о
-
п о т р е б н о с т н о й
с ф е р ы .
7.
Цветовая
палитра
должна
быть
представлена
теплыми,
пастельными
тонами.
8.
При
создании
развивающего
пространства
в
групповом
помещении
необходимо
у ч и т ы в а т ь
в е д у щ у ю
р о л ь
и г р о в о й
д е я т е л ь н о с т и .
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных
о собенно стей
детей,
периода
обучения,
образователь ной
п р о г р а м м ы .
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы,
способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и
развивающаяся.
При
любых
обстоятельствах
предметный
мир,
окружающий
ребенка,
необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного
возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду группы в ДОУ, необходимо
учитывать
психологические
основы
конструктивного
взаимодействия
участников
воспитательно-образовательного
процесса,
дизайн
и
эргономику
современной
среды
дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую
нацелена данная среда.
В соответствии с рассмотренными принципами в нашей группе «Зайчики» была
создана следующая предметно-развивающая среда.
Приемная комната.
Здесь располагаются индивидуальные шкафчики с именами детей, скамейки,
«алгоритм» процесса одевания, также нашли свое место разнообразные информационные
уголки для родителей (были приобретены с помощью родителей) и доска- экспозиция для
поделок и рисунков детей, которые постоянно обновляются.
Центр развития сенсорики и дидактических игр.
Процесс ознакомления ребенка с сенсорными эталонами происходит постепенно в
соответствии с закономерностями раннего детства. Важным условием, способствующим
сенсорному развитию,
является специально организованная среда, которая включает в
себя:
дидактический
стол,
пирамидки
различной
цветовой
гаммы
и
формы,
разные
мозаики, игрушки, шнуровки, дидактические игры.
Центр сюжетно – ролевой игры.
В нашем игровом центре собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими
их предметами быта. Оснащение: куклы, кроватки, коляски, кухонный гарнитур, посуда,
муляжи продуктов. Сундучок с предметами- заместителями пользуется у детей огромным
успехом и развивает у них воображение. Есть полки, где расположены экспонаты для
сюжетно- ролевых игр: «Больница», «Магазин».
Для детей большой интерес представляет кухня, где можно приготовить вкусный
обед,
парикмахерская,
где
можно
попробовать
сделать
кукле
или
подружке
модную
прическу.
Такие
игры,
как.
«Магазин»
и
«Медицинский
кабинет»
оснащены
специальными
аксессуарами:
шапочками,
элементами
профессиональной
одежды,
с и м в о л а м и
и
т . д .
Центр ряжения.
Дети очень любят наряжаться, украшать себя, для этого в центре имеются сарафаны,
юбочки, кепки, косыночки.
Центр двигательной активности.
Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с
продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель
и т. п.
В группе есть крупногабаритные каталки, качалки, машины, которые помогают
тренировать мышцы и вестибулярный аппарат.
На средства родителей были приобретены шкафы для пособий и игр.
Центр развития речи.
В центре расположены сказки и рассказы для малышей, книжки- малышки,
предметные и сюжетные картинки, герои сказок и мультфильмов- игрушки, с которыми
дети
разыгрывают
сценки,
альбомы
для
рассматривания
по
темам:
«Профессии»,
«Времена года». Дети с удовольствием листают любимые книги, а также с воспитателем
могут
«полечить»
свою
любимую
книжку,
если
та
«заболела».Также
в
центре
представлены куклы в русских народных костюмах, для формирования элементарных
представлениях детей о быте русского народа, обычаях и т.д.
Театральный центр.
В
театральном
уголке
размещаются
ширма,
маски
сказочных
персонажей,
кукольный,
варежковый,
перчаточный,
пальчиковый
и
настольный
виды
театра.
Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким
представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и
с удовольствием выступают в роли зрителей.
Музыкальный центр : бубны, погремушки, барабаны, дудочки и т.д. Дети очень
любят
играть
на
них,
узнают
знакомые
мелодии,
сыгранные
воспитателем..
Все
это
помогает в развитии певческой активности детей. Обязательный элемент среды группы –
магнитофон. Каждый день дети слушают детские песенки, спокойную музыку во время
игры, а так же звуки природы.
Центр художественно – эстетического развития.
Здесь
воспитанники
в
свободное
время
рисуют,
лепят,
выполняют
аппликационные
работы.
Полки
заполнены
необходимым
изобразительным
м ат е р и а л ом .
В распоряжении детей мелки, гуашь, сангина.
Центр
развития
строительно-конструктивной
деятельности,
хотя
и
сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен.
Практичность его состоит в том, что легкие перегородки-тумбы легко перемещаются в
любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики,
крупный
и
мелкий
деревянный
строительный
материал,
схемы
и
чертежи
построек)
позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников,
подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.
В
центре природы , создается ощущение, что мы очутились на лесной поляне.
кроме цветов уголок заселяют лесные звери: зайцы, ежи и др. имеется необходимое
оборудование для ухода за комнатными растениями: палочки для рыхления, ведерки,
совочки, пульверизаторы.
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы была построена в
соответствии с требованиями, изложенными во ФГОС:
РППС
Организации
(группы)
должна
быть
содержательно
насыщенной,
трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Дальнейшее развитие развивающей предметно-пространственной среда нашей группы:
•
Участие родителей в организации РППС группы «Сказка».
•
Участие педагогов в организации РППС
•
Подготовка презентации группы для родителей.
Ссылки на используемые материалы:
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
(Минобрнауки
России) от 17.10.2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования»
Постановления
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 15.05.2013г. № 26 г. Москва
«Об утверждении
СанПиН 2.4.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
дошкольных
образовательных
организаций»
Предметно
–
пространственная
среда
детского
сада:
пособие
для
воспитателей/ Под ред.Н.А.Коротковой.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2010.-96с.
Маханёва
М.Д.
Индивидуальный
подход
к
ребёнку
в
ДОУ:
Организационно – методический аспект. - М.:ТЦ Сфера, 2005.-57с.
Хромов
Н.И.
Методика
развития
современного
ребёнка.-
М.:ТЦ
Сфера,2014.-128с.