Автор: Швецова Оксана Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Детский сад "Голубок" Населённый пункт: город Сорск Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ В КОНТЕКСТЕ С ФГОС ДО. Раздел: дошкольное образование
педагог дошкольного образования высшей кв.кат. МБДОУ ЦРР «Детский сад «Голубок»
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ В КОНТЕКСТЕ С ФГОС ДО.
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я
пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам.
Поэтому
проектно-исследовательская
деятельность
занимает
прочное
место
в
работе
нашего
детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для
взрослых.
Под проектом принято подразумевать отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно
с взрослыми совершают увлекательную поисково – познавательную творческую работу, а не просто
участвуют под руководством воспитателя в серии связных одной темой занятий и игр.
Метод проектов основан на синтезе свободной деятельности детей и целенаправленного
обучения. Основные формы детской деятельности в ходе проекта – самостоятельная и совместная
работа.
В ДОУ, реализующих метод проектов, дети занимают позицию полноправных субъектов
деятельности. Продукт проектной деятельности должен быть культурно значимым, а для ребенка
дошкольника видимым, ощутимым, доступным и актуальным.
Продуктами проекта могут быть фото и видео материалы, описание опытов, макеты, выставки,
альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности со взрослым, проектная
папка и другое. Ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда. Для проектной
деятельности важным является правило: Каждый проект должен быть доведен до успешного
завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.
Для того чтобы проект получил свою жизнь необходимо учитывать компоненты построения
проекта.
Основные
компоненты
метода
проектов
можно
отнести
к
ритуальным
действиям
(повторяющиеся, определяющие смысл и логику действия):
выбор и обсуждение темы вместе с детьми;
совместное планирование взрослыми и детьми содержание и действий по проекту;
обеспечение
действий
по
проекту
–
подготовка
и
постоянное
пополнение
взрослыми
предметно – развивающей среды.
внимательное отношение к ежедневным результатам работы по проекту и активное их
использование в действиях следующего дня.
Осуществляя
проектную
деятельность
в
рамках
работы
ДОУ,
выделяем
следующие
этапы
разработки и проведения проекта:
постановка цели, исходя из потребностей интересов детей.
вовлекаем малышей в решение проблемы (обозначение «детской цели»)
составляем план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей
обсуждение плана с семьями воспитанников
обращаемся за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск)
сбор информации, материала по проекту совместно с родителями и детьми
основной этап проекта: проводим эксперименты, игры, беседы, наблюдения, художественное
творчество и т.д.
даём задания родителям и детям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки,
рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации)
заключительный этап проекта: праздник, открытое мероприятие, акция, КВН, выставки,
конкурсы и т.д..
Задача взрослых состоит не в том, чтобы заставить ребёнка выполнить то, что они считают
важным, нужным для его блага или для реализации образовательной программы, а в том, чтобы
помочь ему сделать собственный выбор. Обстановка в группах создается таким образом, чтобы
предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Здесь особую роль играет
выстроенная особым образом предметно пространственная среда, которая работает на развитие
самостоятельности и самодеятельности ребенка, позволяет раскрыться его индивидуальности и
способствует процессу социализации .
Создавая условия для организации детской проектной деятельности, педагогами нашего
учреждении разработаны проекты развивающей среды для всех возрастных групп с учетом уровня
актуального развития зоны и ближайшего развития. Был организован конкурс «
« на лучший
проект развивающей среды в группе.
Его целью стало создание «Центров развития» в группах с учетом возраста и уровня развития
детей, обеспечивающей полноценное и своевременное развитие и оздоровление воспитанников ОУ.
По результатам защиты проектов, в соответствие с критериями оценки, представленными в
положении о конкурсе, было отмечено, что оборудование развивающих центров «Центр-природы»,
«Центр-экспериментирования»,«Центр- книги», «Центр-математики», «Центр-грамоты», «Центр
Искусства» и др. способствует развитию детского коллективного творчества, навыков
экспериментирования и синтезирования полученных знаний и создает необходимые условия для
детской проектной деятельности.
В нашей группе предметно-развивающая среда организовывается с учетом того, чтобы
каждый воспитанник мог заниматься своим увлечением. Оборудования размещены в специальных
уголках в группе, это позволяет детям объединяться небольшими группами по общим интересам:
рисование, лепка, ручной труд, конструирование, настольные игры и т.п. А чтобы объединиться в
группе есть доска – выбора, где дети выбирают, в каком центре будут работать
Разберем организацию конкретного проекта «Радужная неделя», которая проходила в ДОУ. В
пятницу все группы узнают, что в саду исчезли все краски.
В нашей группе исчезли краски с глобуса, так начался проект« Разноцветный мир вокруг нас
или « Почему глобус разноцветный»
С родителями: до начала проекта родителям сообщено о целях и оснащении проекта.
В анонсе было
сказано, что на каждый день проекта потребуется одежда по цветам радуги.
Также помочь детям приготовить сообщение на темы «Путешествие на дно морское»
«Океаны и
моря в жизни человека»,
«Извержение вулкана»,
«Пустыни и саванны»,
«Лес - наше богатство»
Подбор картинок «Красный цвет», «Что бывает желтым? », «Вот и синяя дуга» и т. д.
Выставки
«цветных» предметов
Структура каждого дня:
Понедельник – синий день
сообщение на темы «Путешествие на дно морское»
«Океаны и моря в жизни человека»
Беседа: «Что обозначает голубая краска? «(Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.)
«Что было бы, если бы не было воды?»
НОД ФЭМП «7Цветов радуги»
«Сказки где есть число семь»
«Центр конструирования»Как рождается речка?
«Центр игры»П. игра «Ходят капельки по кругу»
«Центр экспериментирования» «Круговорот воды в природе» Опыт с фильтрованием воды
«Центр-природы»
«Климатические зоны мира»
«Центр книги»
«Разноцветные сказки», «Всюду разные цвета», «Разноцветные странички» и прочее
Вторник – желтый день.
Сообщение«Пустыни и саванны»
Беседа: «Каким цветом на глобусе отмечена пустыня?»
НОД «Путешествие в «Желтую сказку».
Сказка «Путешествие желтого лучика»
Физминутки «Желтая песенка», «Апельсин».
Упражнение «Что спряталось в песке?»
«Сложи узор» - желтый коврик
Д.И.«Цветные домики»
Среда – зеленый день.
«Лес - наше богатство»
«Центр экспериментирования»
Какие цвета нужно смешать , чтобы получился зеленый цвет? (Синий-желтый)
«Смешиваем краски»
«Центр Игры»
Игра «Найди на ощупь». .
Словесная игра «Что бывает зеленого цвета».
Подвижная игра «Лягушки – зеленые ушки»
НОД«Тайна зеленого цвета»
Четверг - красный день
Сообщение«Извержение вулкана»
Беседа о красном цвете. Есть ли красный цвет на глобусе?
Какие цвета нужно смешать, чтобы получился коричневый цвет? (Красный- зеленый)
Фузкультминутка «Лазанье по горам»
НОД Каждый камешек – это кусочек горы
«Центр Искусства»
Лепка сюжетная «Туристы в горах»
НОД Тема: О чем рассказывают горы.
«Центр игры»
Подвижная игра «Магазин красок
Пятница – радужный день.
Беседа «Радуга-дуга».
«Центр игры»пальчиковые игры – «Дождик», «Радуга», «Цветы» дидактические игры -«Радуга-
дуга», «Доскажи слово»,
«Центр экспериментирования»
«Игра цветов», «Подбери по цвету» опыты и эксперименты игры в сенсомоторном уголке.
Ежедневно во второй половине дня появлялась краска и дети на глобус наносили нужный цвет. К
концу недели глобус стал разноцветным
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника, у
нас это - музыкальная сказка «Сказка о красках»
Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и
чувствами между педагогом, родителями и детьми можно достигнуть хорошего результата в работе
над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.
И в заключение хотелось бы вспомнить слова великого русского педагога К.Д.Ушинского:
«Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться!