Развитие эмоциональной сферы младших школьников на уроках изобразительного искусства
Автор: Година Карина АнатольевнаДолжность: студентка 5 курса, направления подготовки 44.03.05 "Педагогическое образование"
Учебное заведение: ГПА (филиал) ФГАОУ ВО "КФУ имени В. И. Вернадского"
Населённый пункт: город Ялта, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Развитие эмоциональной сферы младших школьников на уроках изобразительного искусства
Раздел: начальное образование
Назад
Година К. А.,
студентка 5 курса профиль подготовки «Начальное образование и
Английский язык» Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО
«КФУ им. В. И. Вернадского» в г. Ялте, Российская Федерация
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Инновационные
процессы,
происходящие
в
современном
обществе,
способствуют
внесению
изменений
в
систему
образования
и
воспитания.
Приоритетными
направлениями
становятся
вопросы
формирования
внутреннего мира личности ребенка. В связи с этим педагогическое сообщество
совершает активные поиски новых форм и методов, способствующих развитию
эмоционально волевой сферы младшего школьника, формированию эмоций и
чувств
подрастающего
поколения.
Особенное
внимание,
в
данных
образовательных
поисках,
уделяют
эстетическому
воспитанию,
именно
средствами
данного
направления
воспитания,
возможно,
непосредственно
влиять на духовное развитие детей младшего школьного возраста.
Эстетическое
воспитание
в
научной
литературе
характеризуется
как
целенаправленный
процесс
формирования
творческо-активной
личности
ребенка,
способного
воспринимать
и
оценивать
прекрасное,
трагическое,
комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам
красоты»
[1,
с.
51].
Важнейшим
элементом
содержания
эстетического
воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти
восприятия
должны
охватывать
широкую
сферу
эстетических
явлений.
В
частности,
необходимо
научить
школьников
воспринимать
прекрасное
в
различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей
[1].
Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах,
которые зависят от эстетических предпочтений. Развитое эстетическое чувство
позволяет
познать
эстетическое
качество
произведений
искусства
и
окружающего мира природы и людей – их красоту, испытать эстетическое
чувство прекрасного [2]. Поступая в школу, ребенок начинает носить форму,
ему
покупают
портфель,
книги,
тетради,
он
должен
следить
за
своим
распорядком дня, иначе можно не успеть выполнить домашнее письменное
задание, выучить стихотворение. Интересно развиваются в школьном возрасте
познавательные чувства, сопровождающиеся формированием познавательных
интересов,
что
определяется
ежедневной
активной
познавательной
деятельностью. Развитию познавательных интересов и на этой основе развитию
интеллектуальных чувств, способствуют различные экскурсии на природу, в
парк, в музей [3].
Эстетические чувства учащихся начальных классов успешно развиваются
как на уроках эстетического цикла – изобразительного искусства, трудового
обучения и музыки, так и в процессе таких занятий как: ухаживание за цветами,
уборка класса, оформление выставки в классе, экскурсия. Во время проведения
таких занятий учитель обращает внимание младших школьников на красивую
цветовую гамму листвы, стройные, изящные корпуса новых зданий, широкую
панораму
дальнего
пейзажа
и
многое
другое,
что
отличается
красотой,
изяществом
[2].
Младший
школьный
возраст
предоставляет
больше
возможности для формирования нравственных и эстетических качеств и черт
личности.
Податливость
и
известная
внушаемость
школьников,
их
доверчивость,
склонность
к
подражанию,
огромный
авторитет,
которым
пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования
высокоморальной и эстетико-культурной личности [1, с.137].
Важнейшим из заданий в области эстетического воспитания в начальных
классах
является
последовательность
и
систематичность.
В
этом
возрасте
обогащается
эмоциональная
жизнь
детей,
накапливается
определенный
жизненный и художественный опыт, в значительной степени развивается их
речь. Дети, завершившие первый-второй год обучения, овладевают опытом в
учебной деятельности. Обучаясь в третьем классе, они производят глубокий
анализ
произведений,
выражают
свои
впечатления
об
услышанном
произведении, музыке. Ученики проявляют стремление к самоутверждению [2].
У детей младшего школьного возраста заложены большие возможности для их
художественно-эстетического развития. При правильной организации учебно-
воспитательной
деятельности
у
младших
школьников
закладываются
предпосылки для развития эстетических чувств.
Таким
образом,
чувство
красоты
природы,
окружающих
людей,
вещей
создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает
непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление,
память. Все школьное обучение
имеет своей общей задачей сформировать
гармонически развитую личность. Каждый учебный предмет выполняет при
этом свою особую функцию, дает знания в определенной области, развивает те
или
иные
способности,
раскрывает
перед
младшими
школьниками
определенную
сторону
действительности.
Потенциалом
эстетического
воспитания
младших
школьников
выступают
учебные
дисциплины:
изобразительное
искусство,
музыка,
трудовое
обучение,
природоведение
и
литературное чтение.
Список использованных источников:
1. Бушко О. М. Эстетика для школьников / О. М. Бушко. – М. : Материк –
Альфа, 2006. – 128 с.
2. Гончаров,
И.
Ф.
Эстетическое
воспитание
школьников
средствами
искусства и действительности / И. Ф. Гончаров. – М. : Педагогика, 1986. – 128с.
3. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – М. : Питер, 2006. – 752 с.
© К.А. Година, 2017.
В раздел образования