Напоминание

Развитие эмоциональной сферы младших школьников на уроках изобразительного искусства


Автор: Година Карина Анатольевна
Должность: студентка 5 курса, направления подготовки 44.03.05 "Педагогическое образование"
Учебное заведение: ГПА (филиал) ФГАОУ ВО "КФУ имени В. И. Вернадского"
Населённый пункт: город Ялта, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Развитие эмоциональной сферы младших школьников на уроках изобразительного искусства
Раздел: начальное образование





Назад





Година К. А.,
студентка 5 курса профиль подготовки «Начальное образование и Английский язык» Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» в г. Ялте, Российская Федерация
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Инновационные процессы, происходящие в современном обществе, способствуют внесению изменений в систему образования и воспитания. Приоритетными направлениями становятся вопросы формирования внутреннего мира личности ребенка. В связи с этим педагогическое сообщество совершает активные поиски новых форм и методов, способствующих развитию эмоционально волевой сферы младшего школьника, формированию эмоций и чувств подрастающего поколения. Особенное внимание, в данных образовательных поисках, уделяют эстетическому воспитанию, именно средствами данного направления воспитания, возможно, непосредственно влиять на духовное развитие детей младшего школьного возраста. Эстетическое воспитание в научной литературе характеризуется как целенаправленный процесс формирования творческо-активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [1, с. 51]. Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей [1]. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах, которые зависят от эстетических предпочтений. Развитое эстетическое чувство позволяет познать эстетическое качество произведений искусства и
окружающего мира природы и людей – их красоту, испытать эстетическое чувство прекрасного [2]. Поступая в школу, ребенок начинает носить форму, ему покупают портфель, книги, тетради, он должен следить за своим распорядком дня, иначе можно не успеть выполнить домашнее письменное задание, выучить стихотворение. Интересно развиваются в школьном возрасте познавательные чувства, сопровождающиеся формированием познавательных интересов, что определяется ежедневной активной познавательной деятельностью. Развитию познавательных интересов и на этой основе развитию интеллектуальных чувств, способствуют различные экскурсии на природу, в парк, в музей [3]. Эстетические чувства учащихся начальных классов успешно развиваются как на уроках эстетического цикла – изобразительного искусства, трудового обучения и музыки, так и в процессе таких занятий как: ухаживание за цветами, уборка класса, оформление выставки в классе, экскурсия. Во время проведения таких занятий учитель обращает внимание младших школьников на красивую цветовую гамму листвы, стройные, изящные корпуса новых зданий, широкую панораму дальнего пейзажа и многое другое, что отличается красотой, изяществом [2]. Младший школьный возраст предоставляет больше возможности для формирования нравственных и эстетических качеств и черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной и эстетико-культурной личности [1, с.137]. Важнейшим из заданий в области эстетического воспитания в начальных классах является последовательность и систематичность. В этом возрасте обогащается эмоциональная жизнь детей, накапливается определенный жизненный и художественный опыт, в значительной степени развивается их речь. Дети, завершившие первый-второй год обучения, овладевают опытом в учебной деятельности. Обучаясь в третьем классе, они производят глубокий анализ произведений, выражают свои впечатления об услышанном
произведении, музыке. Ученики проявляют стремление к самоутверждению [2]. У детей младшего школьного возраста заложены большие возможности для их художественно-эстетического развития. При правильной организации учебно- воспитательной деятельности у младших школьников закладываются предпосылки для развития эстетических чувств. Таким образом, чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. Все школьное обучение имеет своей общей задачей сформировать гармонически развитую личность. Каждый учебный предмет выполняет при этом свою особую функцию, дает знания в определенной области, развивает те или иные способности, раскрывает перед младшими школьниками определенную сторону действительности. Потенциалом эстетического воспитания младших школьников выступают учебные дисциплины: изобразительное искусство, музыка, трудовое обучение, природоведение и литературное чтение.
Список использованных источников:
1. Бушко О. М. Эстетика для школьников / О. М. Бушко. – М. : Материк – Альфа, 2006. – 128 с. 2. Гончаров, И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И. Ф. Гончаров. – М. : Педагогика, 1986. – 128с. 3. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – М. : Питер, 2006. – 752 с. © К.А. Година, 2017.


В раздел образования