Автор: Аваева Ольга Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ СОШ пос. Светлодольск Населённый пункт: пос. Светлодольск, Самарская область, Сергиевский район Наименование материала: Статья Тема: Формирование навыка чтения у учащихся с ОВЗ Раздел: начальное образование
Аваева О.В.,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ пос. Светлодольск
e-mail:avaeva.o@yandex
Формирование навыка чтения у учащихся с ОВЗ
Чтение,
несомненно,
играет
огромную
роль
в
развитии
личности.
Чтение
–
это
источник различной информации, знаний, средства нравственного и духовного воспитания.
Сформированный навык чтения - залог не только успешного обучения в школе, но и
путь к дальнейшему устройству в жизни. Он является фундаментом всего последующего
образования человека.
Формирование у детей навыка чтения является одной из важнейших задач обучения.
Под
словосочетанием
«навык
чтения»
понимается
совокупность
нескольких
компонентов: темп, способ, выразительность, правильность, осознанность.
В целом навык чтения складывается из смысловой и технической сторон.
Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере и той
и другой стороны. Но ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного
(осознанность), так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл
прочитанного.
Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие
несколько анализаторов (зрительный, речедвигательный, речеслуховой)
Для его формирования необходим ряд условий:
1.
Сформированность пространственно временных представлений.
2.
Сформированность фонематических процессов.
3.
Сформированность зрительного мнезиса.
4.
Сформированные представления о фонеме.
5.
Достаточный запас знаний и представлений об окружающем мире.
Понятно, что овладение чтением является непростой и напряженной работой,
требующей от ребенка определенных усилий (волевых, эмоциональных, физических).
Не все учащиеся способны с легкостью овладеть чтением. Психофизиологической
основой трудности чтения являются замедленный темп приёма и переработки зрительно
воспринимаемой
информации,
установления
ассоциативных
связей
между
зрительным,
слуховым
и
речедвигательным
центрами,
участвующими
в
акте
чтения.
Низкий
темп
протекания
мыслительных
процессов,
лежащих
в
основе
осмысления
воспринимаемой
информации, слабость самоконтроля.
Для
учащихся
с
ОВЗ
эта
проблема
особенно
актуальна.
В
нашем
учреждении
обучаются дети, имеющие задержку психического развития.
Для
них
характерны
слабость
памяти,
внимания,
недостаточность
темпа
и
подвижности
психических
процессов,
повышенная
истощаемость,
несформированность
произвольной
регуляции
деятельности,
эмоциональная
неустойчивость.
В
нашей
школе
обучаются так называемые «трудные дети». Это дети из неполных и неблагополучных семей,
воспитанники реабелитационного центра «Янтарь», дети, состоящие на учете в ОДН.
У
большинства
учащихся
имеются
различные
речевые
нарушения
(дисграфии,
дислексии, общее недоразвитие речи).
У многих отсутствует мотивация, нет интереса к
чтению,
ограниченный
запас
представлений
об
окружающем
мире,
недостаточный
жизненный опыт не позволяют осознавать прочитанное в полной мере. Зачастую и семья не в
состоянии создать условия для развития у ребенка интереса к чтению. Часто в школу
поступают дети с несформированными предпосылками для овладения чтением. Медленно и
трудно
у
учащихся
совершенствуется
навык
правильности
чтения.
Учащиеся
с
ЗПР
способны овладеть основными составляющими сознательности чтения, но
недостаточная
сформированность
морально-этических
представлений,
слабовыраженная
способность
к
определению
мотивации
поступков
действующих
лиц,
несовершенства
жизненных
представлений
не
дают
им
возможности
осмысления
текстов
со
сложной
смысловой
структурой.
Не секрет, что наиболее трудными и неинтересными предметами для учащихся с ОВЗ
являются русский язык, литературное чтение.
Из-за
трудностей,
возникающих
на
первом
этапе
обучения
чтению,
многие
дети
теряют
интерес,
желание
читать,
иногда
может
выработаться
негативизм.
Непонимание
предлагаемых
текстов
еще
более
усугубляет
отрицательное
отношение
к
чтению
и,
соответственно, к урокам чтения, литературы, русского языка.
Многочисленные речевые
нарушения, ослабленные внимание и память, неблагоприятные семейные условия приводят к
большим трудностям у учащихся в формировании необходимого навыка……
Обучение чтению становится общей серьезной задачей учителей.
Работая много лет с детьми можно сказать, что на первый план выходит задача
повышения интереса к чтению у учащихся.
Работа
по
развитию,
коррекции,
совершенствованию
навыка
чтения,
а
также
воспитание интереса к литературе является комплексной. Она ведется на уроках чтения,
русского языка, логопедических занятиях, на индивидуальных коррекционных занятиях.
Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно? - Этот
вопрос
интересовал
меня
с
первых
дней
педагогической
деятельности.
К.Д.Ушинский
утверждал,
что
основной
закон
детской
природы
состоит
в
том,
что
«дитя
требует
деятельности
беспрестанно
и
утомляется
не
деятельностью,
а
её
однообразием
и
односторонностью». Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему
возможности развития. Начались поиски более эффективных подходов в обучении, что было
неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержании и структуры. И в этом
помогают следующие упражнения.
Упражнения по совершенствованию техники чтения разделённые на группы:
1 группа. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата. К ним относятся:
артикуляционная гимнастика для губ, языка; упражнения по произношению чистоговорок,
скороговорок;
упражнения
в
чётком
(орфографическом)
произношении
предложений;
пальчиковая гимнастика. Деятельность наших рук – жестовая речь. От того, как развита
правая рука, её мелкая моторика, будет развита и речь.
2 группа. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения. Сюда
входят: упражнения на восполнение пропусков букв в словах; чтение строчек с прикрытой
нижней половиной; чтение строчек с прикрытой верхней половиной; чтение текста через
слово.
3 группа. Упражнения, направленные на преодоление трудностей в разных условиях
восприятия. В эту группу входят упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения
вслух и молча: чтение за диктором; чтение в парах; групповое чтение; чтение с отрывом
взгляда от текста; чтение с убыстрением темпа, с переходом на незнакомый текст; жужжащее
чтение; зрительные и слуховые диктанты; упражнение “чтение-спринт”; на разграничение
детьми
чтения
молча
и
вслух
-
упр.
“Губы”;
для
развития
смысловой
догадки
–
упр.
“Угадай”; для развития скорости чтения – упр. “Финиш”.
4
группа.
Упражнения,
направленные
на
развитие
антиципаций
на
различных
уровнях. К ним относятся: упражнения на догадку частей устойчивых словосочетаний,
предложений, частей поговорок, диалога.
5 группа. Упражнения, направленные на развитие правильности и безошибочности
восприятия текста. К ним относятся: словарная работа; чтение строчек наоборот по буквам,
слогам; поочерёдное чтение слов нормально и наоборот; чтение только второй половины
слов.
6
группа.
Очень
любят
дети
игровые
упражнения
следующего
плана.
Прочитай
предложение с заданной интонацией,
задания интеллектуального характера (анаграммы,
загадки, метаграммы, ребусы, шарады).
Данные упражнения включаю в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить
правильное
произношение,
безошибочность
чтения
и
понимания
отдельных
слов
и
предложений.
Упражнения
предлагаю
учащимся
с
учётом
того,
какой
параметр
слабо
отработан – произношение, правильность, скорость восприятия, понимание.
Упражнения выполняются индивидуально, коллективно, по группам. Занимают на
уроке 5-6 минут. Оценку выполнения учащимися упражнений на уроках даю в словесной
форме. В конце каждой недели на уроке чтения учащиеся делают самозамер скорости чтения
и
результат
записывают
в
тетради.
Технику
чтения
проверяю
ежемесячно,
результаты
анализирую и комментирую учащимся, довожу до сведения родителей.
Также приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное
обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым творческим
заданием. Вот
тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, что не заметил при первом чтении. Виды
работы над текстом можно систематизировать, отпечатав их на листке под соответствующим
номером.
Огромную роль в совершенствовании техники чтения учащихся играет живое слово
учителя. Элемент подражания учителю при обучении неизбежен, но подражание может быть
только на первых порах. Важно, чтобы ученик подражал принципу чтения, а не результату. И
здесь ведётся большая работа по выработке выразительного чтения.
Конечно, огромную роль в совершенствовании чтения играет анализ произведений; не
работа по содержанию произведения, а глубокий анализ каждого произведения, начиная с 1
класса. Чтобы облегчить подготовку к анализу произведения, учащимся можно предложить
опоры-схемы для анализа рассказа, басни, сказки, лирического стихотворения. А также
опору-схему для создания устного или письменного описания литературного героя.
Выводы и результаты
Использование
в
практике
этой
системы
упражнений
с п о с о б с т вуе т
совершенствованию навыка чтения, т. е. достижению ожидаемых результатов.
Данные
наблюдений
свидетельствуют
о
том,
что
у
учащихся:
увеличился
объем
зрительных
и
слуховых
восприятий,
а
также
угла
зрения;
отрабатывается
навык
антиципаций;
улучшается
устойчивость
внимания;
почти
не
имеют
место
регрессии;
увеличился словарный запас; развивается артикуляционный аппарат.
Сформированность навыка чтения в свою очередь повлияла на: общее развитие речи,
учащиеся всё чаще используют в своей речи распространенные предложения, эпитеты,
сравнения; на повышение качества успеваемости; на сохранение качественной успеваемости
при переходе на вторую ступень обучения.
Список используемой литературы
1.
Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Чтение и письмо», С-Пб, 1997
2.
Кашкаров А.П. Как приохотить ребёнка к чтению. «Феникс» Ростов – на –
Дону., 2014.
3.
Козырева Л.М. «Логопедическое пособие. Звуковые разминки и упражнения
для совершенствования навыков техники чтения», Москва, 2000
4.
Костромина
С.Н.,
Нагаева
Л.Г.
«Как
преодолеть
трудности
в
обучении
чтению», М, 1999
5.
Корнев А.Н. «Нарушения чтения и письма у детей», С-Пб,1997
6.
Милостивенко Л.Г. «Методические рекомендации по предупреждению ошибок
чтения и письма у детей», С-Пб, 1995
7.
Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников»,
С-Пб, 2002
8.
Лисенкова Л.Н. «Развитие и коррекция навыков чтения», М, 2002
9.
Андреев О.А. «Техника быстрого чтения», 2005