Напоминание

Формирование навыка чтения у учащихся с ОВЗ


Автор: Аваева Ольга Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ пос. Светлодольск
Населённый пункт: пос. Светлодольск, Самарская область, Сергиевский район
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование навыка чтения у учащихся с ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад





Аваева О.В.,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ пос. Светлодольск e-mail:avaeva.o@yandex
Формирование навыка чтения у учащихся с ОВЗ
Чтение, несомненно, играет огромную роль в развитии личности. Чтение – это источник различной информации, знаний, средства нравственного и духовного воспитания. Сформированный навык чтения - залог не только успешного обучения в школе, но и путь к дальнейшему устройству в жизни. Он является фундаментом всего последующего образования человека. Формирование у детей навыка чтения является одной из важнейших задач обучения. Под словосочетанием «навык чтения» понимается совокупность нескольких компонентов: темп, способ, выразительность, правильность, осознанность. В целом навык чтения складывается из смысловой и технической сторон. Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере и той и другой стороны. Но ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного (осознанность), так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного. Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие несколько анализаторов (зрительный, речедвигательный, речеслуховой) Для его формирования необходим ряд условий: 1. Сформированность пространственно временных представлений. 2. Сформированность фонематических процессов. 3. Сформированность зрительного мнезиса. 4. Сформированные представления о фонеме. 5. Достаточный запас знаний и представлений об окружающем мире. Понятно, что овладение чтением является непростой и напряженной работой, требующей от ребенка определенных усилий (волевых, эмоциональных, физических). Не все учащиеся способны с легкостью овладеть чтением. Психофизиологической основой трудности чтения являются замедленный темп приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения. Низкий темп
протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля. Для учащихся с ОВЗ эта проблема особенно актуальна. В нашем учреждении обучаются дети, имеющие задержку психического развития. Для них характерны слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. В нашей школе обучаются так называемые «трудные дети». Это дети из неполных и неблагополучных семей, воспитанники реабелитационного центра «Янтарь», дети, состоящие на учете в ОДН. У большинства учащихся имеются различные речевые нарушения (дисграфии, дислексии, общее недоразвитие речи). У многих отсутствует мотивация, нет интереса к чтению, ограниченный запас представлений об окружающем мире, недостаточный жизненный опыт не позволяют осознавать прочитанное в полной мере. Зачастую и семья не в состоянии создать условия для развития у ребенка интереса к чтению. Часто в школу поступают дети с несформированными предпосылками для овладения чтением. Медленно и трудно у учащихся совершенствуется навык правильности чтения. Учащиеся с ЗПР способны овладеть основными составляющими сознательности чтения, но недостаточная сформированность морально-этических представлений, слабовыраженная способность к определению мотивации поступков действующих лиц, несовершенства жизненных представлений не дают им возможности осмысления текстов со сложной смысловой структурой. Не секрет, что наиболее трудными и неинтересными предметами для учащихся с ОВЗ являются русский язык, литературное чтение. Из-за трудностей, возникающих на первом этапе обучения чтению, многие дети теряют интерес, желание читать, иногда может выработаться негативизм. Непонимание предлагаемых текстов еще более усугубляет отрицательное отношение к чтению и, соответственно, к урокам чтения, литературы, русского языка. Многочисленные речевые нарушения, ослабленные внимание и память, неблагоприятные семейные условия приводят к большим трудностям у учащихся в формировании необходимого навыка…… Обучение чтению становится общей серьезной задачей учителей. Работая много лет с детьми можно сказать, что на первый план выходит задача повышения интереса к чтению у учащихся. Работа по развитию, коррекции, совершенствованию навыка чтения, а также воспитание интереса к литературе является комплексной. Она ведется на уроках чтения, русского языка, логопедических занятиях, на индивидуальных коррекционных занятиях.
Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно? - Этот вопрос интересовал меня с первых дней педагогической деятельности. К.Д.Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью». Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. Начались поиски более эффективных подходов в обучении, что было неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержании и структуры. И в этом помогают следующие упражнения. Упражнения по совершенствованию техники чтения разделённые на группы: 1 группа. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата. К ним относятся: артикуляционная гимнастика для губ, языка; упражнения по произношению чистоговорок, скороговорок; упражнения в чётком (орфографическом) произношении предложений; пальчиковая гимнастика. Деятельность наших рук – жестовая речь. От того, как развита правая рука, её мелкая моторика, будет развита и речь. 2 группа. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения. Сюда входят: упражнения на восполнение пропусков букв в словах; чтение строчек с прикрытой нижней половиной; чтение строчек с прикрытой верхней половиной; чтение текста через слово. 3 группа. Упражнения, направленные на преодоление трудностей в разных условиях восприятия. В эту группу входят упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча: чтение за диктором; чтение в парах; групповое чтение; чтение с отрывом взгляда от текста; чтение с убыстрением темпа, с переходом на незнакомый текст; жужжащее чтение; зрительные и слуховые диктанты; упражнение “чтение-спринт”; на разграничение детьми чтения молча и вслух - упр. “Губы”; для развития смысловой догадки – упр. “Угадай”; для развития скорости чтения – упр. “Финиш”. 4 группа. Упражнения, направленные на развитие антиципаций на различных уровнях. К ним относятся: упражнения на догадку частей устойчивых словосочетаний, предложений, частей поговорок, диалога. 5 группа. Упражнения, направленные на развитие правильности и безошибочности восприятия текста. К ним относятся: словарная работа; чтение строчек наоборот по буквам, слогам; поочерёдное чтение слов нормально и наоборот; чтение только второй половины слов. 6 группа. Очень любят дети игровые упражнения следующего плана. Прочитай предложение с заданной интонацией, задания интеллектуального характера (анаграммы, загадки, метаграммы, ребусы, шарады).
Данные упражнения включаю в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимания отдельных слов и предложений. Упражнения предлагаю учащимся с учётом того, какой параметр слабо отработан – произношение, правильность, скорость восприятия, понимание. Упражнения выполняются индивидуально, коллективно, по группам. Занимают на уроке 5-6 минут. Оценку выполнения учащимися упражнений на уроках даю в словесной форме. В конце каждой недели на уроке чтения учащиеся делают самозамер скорости чтения и результат записывают в тетради. Технику чтения проверяю ежемесячно, результаты анализирую и комментирую учащимся, довожу до сведения родителей. Также приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым творческим заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, что не заметил при первом чтении. Виды работы над текстом можно систематизировать, отпечатав их на листке под соответствующим номером. Огромную роль в совершенствовании техники чтения учащихся играет живое слово учителя. Элемент подражания учителю при обучении неизбежен, но подражание может быть только на первых порах. Важно, чтобы ученик подражал принципу чтения, а не результату. И здесь ведётся большая работа по выработке выразительного чтения. Конечно, огромную роль в совершенствовании чтения играет анализ произведений; не работа по содержанию произведения, а глубокий анализ каждого произведения, начиная с 1 класса. Чтобы облегчить подготовку к анализу произведения, учащимся можно предложить опоры-схемы для анализа рассказа, басни, сказки, лирического стихотворения. А также опору-схему для создания устного или письменного описания литературного героя. Выводы и результаты Использование в практике этой системы упражнений с п о с о б с т вуе т совершенствованию навыка чтения, т. е. достижению ожидаемых результатов. Данные наблюдений свидетельствуют о том, что у учащихся: увеличился объем зрительных и слуховых восприятий, а также угла зрения; отрабатывается навык антиципаций; улучшается устойчивость внимания; почти не имеют место регрессии; увеличился словарный запас; развивается артикуляционный аппарат. Сформированность навыка чтения в свою очередь повлияла на: общее развитие речи, учащиеся всё чаще используют в своей речи распространенные предложения, эпитеты, сравнения; на повышение качества успеваемости; на сохранение качественной успеваемости при переходе на вторую ступень обучения.

Список используемой литературы
1. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Чтение и письмо», С-Пб, 1997 2. Кашкаров А.П. Как приохотить ребёнка к чтению. «Феникс» Ростов – на – Дону., 2014. 3. Козырева Л.М. «Логопедическое пособие. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения», Москва, 2000 4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. «Как преодолеть трудности в обучении чтению», М, 1999 5. Корнев А.Н. «Нарушения чтения и письма у детей», С-Пб,1997 6. Милостивенко Л.Г. «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», С-Пб, 1995 7. Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников», С-Пб, 2002 8. Лисенкова Л.Н. «Развитие и коррекция навыков чтения», М, 2002 9. Андреев О.А. «Техника быстрого чтения», 2005


В раздел образования