Автор: Храмова Татьяна Михайловна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: детский сад "Сказка" г.Нефтегорска Населённый пункт: город Нефтегорск, Самарская область Наименование материала: конспект Тема: "Семья" Раздел: дошкольное образование
План-конспект непосредственно образовательной деятельности
« Семья »
« Гласные и согласные»
Интеграция образовательных областей:
Цель: Создание игровых ситуаций, позволяющей детям использовать имеющиеся
знания и приобретать новые.
Задачи:
1) («Познавательное развитие»)
Формировать понятие о семье; систематизировать знания детей о том, кем
приходятся друг другу члены семьи;
Формировать умения разгадывать загадки;
Развивать память, используя мнемотаблицы;
2) («Речевое»)
Закрепить понятия «звук», «буква», «гласные», «согласные»
Формировать навыки звуко – буквенного анализа;
3) («Социально-коммуникативное развитие»)
Развивать навыки речевого общения;
Методы и приемы:
- практические:
- наглядные
- словесные
Материалы и оборудование: цветные карандаши; индивидуальные карточки для
детей; мнемотаблица; игра «Сигнальщики» (на каждого ребёнка по три кружочка:
красный, синий и зелёный)
Формы организации совместной деятельности
Детская
деятельность
Формы и методы организации совместной
деятельности
Двигательная
Игровые упражнения, двигательные паузы;
кинезиологические упражнения;
Игровая
Игровые ситуации;
Коммуникативная
Беседы, речевые ситуации, отгадывание загадок,
ситуативные разговоры, вопросы;
Восприятие
(художественной
литературы и
фольклора )
Обсуждение, разучивание стихотворения по
мнемотаблице;
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность логопеда
Деятельность
воспитанников
Ожидаемые
результаты
1
Объявление цели:
- Сегодня мы будем говорить о
семье.
Семья – самое главное в жизни для
каждого человека. Это близкие и
родные люди, те, кого мы любим, с
кого берём пример, о ком заботимся,
кому желаем добра и счастья.
Знакомятся с целью
Знают цель
2
Загадывание загадок:
1. Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится?
2. Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано?—
Лишь заботливая...
3. Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш...
4. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый...
5. Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша...
6. Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка -
Это младший мой...
7. Кто любит и меня,и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка —
Моя старшая...
Пословица: «Родных много, а мать
роднее всего»
- Вы хотите выучить загадку о маме?
Дети разгадывают
(Семья)
(мама)
(папа)
(дед)
(бабушка)
(братишка)
(сестренка)
Знают отгадки
3
Работа с мнемотаблицей:
Днем работает она,
Вечером она — жена,
Если праздник, она — дама,
Кто же это? — Моя... (мама)
Днем работает она,
Вечером она — жена,
Если праздник, она — дама,
?
Кто же это?
Разбирают и заучивают
стихотворение
— Моя... (мама)
Знают
стихотворение о
маме.
4
Двигательная пауза с
использованием
кинезиологических упражнений:
- Мы с вами играем в школу, а там
очень часто во время занятий
используют физминутки, которые я
хочу с вами провести.
Кто живёт у нас в квартире? »
Раз, два, три, четыре
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, пять
Всех могу пересчитать
Папа, мама, брат, сестра
Кошка Мурка, два котёнка
Мой сверчок, щегол и я -
Вот и вся моя семья.
Дети проговаривают и
выполняют
соответствующие
движения
(хлопаем в ладоши)
(шагаем на месте)
(прыжки на месте)
(шагаем на месте)
(хлопаем в ладоши)
(наклоны туловища
вправо, влево)
(повороты туловища
вправо, влево)
(хлопаем в ладоши)
Отдохнули,
подвигались и
готовы к работе
5
Игра «Сигнальщики»
Беседа:
-Что такое «звук»?
- Что такое «буква»?
- На какие две группы делятся звуки
и буквы?
- Что такое «гласный» звук?
-Что такое «согласный» звук?
(Логопед называет звуки)
Дети отвечают:
-Это то, что мы слышим
и произносим.
- Это то, что мы видим,
читаем и пишим.
- На гласные и согласные
- Звук, который при
произношении не
встречает преград.
- Звук, который при
произношении
встречает преграду.
(Дети показывают
соответствующие
кружки)
Знают понятия:
«звук», «буква»,
«гласные»,
«согласные»
6
Звукобуквенный анализ слова:
МА – МА
Вопросы:
- Сколько слогов в этом слове?
- Какой слог первый?
- Какой слог второй?
- Сколько звуков в первом слоге?
- Какой первый звук?
- Какой второй звук?
- Сколько звуков во втором слоге?
- Какой первый звук?
- Какой второй звук?
Дети отвечают на
вопросы:
в этом слове два слога
первый слог МА
второй слог МА
в первом слоге 2 звука
первый звук [М]
второй звук [А]
во втором слоге 2 звука
первый звук [М]
второй звук [А]
Дети могут
производить
звукобуквенный
анализ
7
Индивидуальная работа по
карточкам
- Нужно раскрасить кружочки
(символы звука) в нужный цвет
(гласные –красные, согласные –
синие и зелёные)
Дети самостоятельно
выполняют работу
Могут
распознавать
гласные и
согласные
8
Заключительная часть
Пословица:
«В семье согласно, так идёт дело
прекрасно».
Речь в движении
Сказка «Репка»
- В память о нашей игре в школу, я
хочу подарить вам пальчиковый
театр «Семья»
- «Семья – опора счастья»
Дети рассказывают
сказку в движении
Дети, играя с
пальчиками еще раз
вспоминают всех членов
семьи.
Владеют связной
речью
Дети знают всех
членов семьи и
кто кому кем
приходится.
Итоговое мероприятие: (выставка детских газет «Древо жизни», которые готовили
дети вместе со своими родителями)