Развитие творческих способностей старших дошкольников в кружковой работе по тестопластике
Автор: Котова Людмила Михайловна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: СП Детский сад "Жар-птица" МБУ "Школа "23" Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область Наименование материала: статья Тема: Развитие творческих способностей старших дошкольников в кружковой работе по тестопластике Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ.
Котова Людмила Михайловна.
Для старших дошкольников 6-7 лет в нашем детском саду организован кружок
«Игрушка» по лепке из соленого теста. Изостудия детского сада стала местом детского
творчества и реализацией детских замыслов в художественной деятельности. Организуя
работу с дошкольниками, мы поставили такие задачи:
-
развивать
интерес
к
продуктивной
деятельности
–
лепке
из
теста,
знакомить
со
свойствами
материалов
(тесто,
краски,
бумага,
пластик);
обогащать
сенсорный
опыт
дошкольников;
- расширять представления дошкольников о народных игрушках и русском народном
декоративно-прикладном искусстве (дымка, хохлома, гжель, городец); развивать образное
эстетическое восприятие, способность видеть красоту в предметах народного творчества;
- поощрять проявление творчества, развивая навыки декоративной лепки (налеп, барельеф,
создание узора стекой) и создавая объемные игрушки;
- закреплять навыки коллективной работы, умение распределять обязанности, работать в
соответствии с общим замыслом.
Соленое тесто эластичный материал, его легко обрабатывать, изделия из него
долговечны. Мука, соль, вода и капелька масла – все, что понадобится для создания
оригинальных
поделок,
которые
дети
потом
раскрашивают
гуашью.
Игрушку
можно
украсить бусинками, блестками, тканью, а также сделать поделки из цветного теста.
В кружке занимаются дети подготовительной к школе группы. Дошкольники с
огромным удовольствием лепят из теста, ведь забавные игрушки, композиции, которые мы
делаем вместе с детьми своими руками, украшают групповую комнату, изостудию. А с
какой радостью
и желанием дети дарят свои поделки! Тесто обладает целым рядом
преимуществ
перед
другими
материалами:
не
оставляет
следов,
легко
отмывается,
безопасно
для
детей,
материал
натуральный,
экологически
чистый,
не
вызывающий
аллергию.
Оно
пластичное,
позволяет
проработать
мелкие
детали,
на
нем
остаются
отпечатки от любых предметов, рельеф которых вам интересен. Готовое изделие можно
сушить в духовке и так просто на воздухе, а вот, если еще и покрыть лаком, то изделие
прослужит долгое время. На первых занятиях готовим вместе с детьми небольшой кусочек
теста, состоящий только из муки, воды и соли, определяем его свойства и качества,
сравниваем
с
другими
материалами.
В
течение
нескольких
занятий
дети
учатся
замешивать тесто нужной плотности, приходит определенный навык, и руки приобретают
чутье. В ходе тестопластики мы знакомим дошкольников с такими технологиями:
- изготовление теста, его окрашивание,
- соединение деталей,
- изготовление плоских и объемных фигур,
- смешивание цветов и составление своей палитры,
- раскрашивание готовых изделий,
- работа в технике коллажа (аппликация из бумаги и лепные поделки из теста).
Создавая поделки и игрушки, мы упражняем детей в умении сочетать изделия из
теста с другими материалами: тканью, деревом, картоном, проволокой, сухоцветами.
В работе с детьми учитываем их желание, настроение, возможности, интересы.
Художественная деятельность с использованием теста помогает развить творческие
способности детей, умение мыслить, воспитывает эстетический вкус, развивает речь, ум и
руку ребенка. Особое внимание уделяем такой задаче, как развитие мелкой моторики и
координации
движений
пальцев
рук.
При
создании
продуктов
творчества
у
детей
формируется умение планировать работу по реализации замысла, умение предвидеть
результат и достигать его, при необходимости вносить изменения в первоначальный
замысел.
Кружок «Игрушка» проводится во второй половине дня. Составлен перспективный
план работы, где отражены темы и приемы изготовления разных поделок в совместной
деятельности взрослого и детей. Планируя кружковую работу, мы учитывали комплексно
тематический
принцип,
чтобы
темы
кружковой
работы
соответствовали
и
органично
дополняли тему, которую дети изучают в группе.
К теме «Осень» дети выполнили работу «Дары природы», вылепив овощи, фрукты,
грибы.
К теме «Чудесный праздник Новый год» оформили новогоднее панно и новогодние
игрушки «Бусы и подвески на елку».
Весной слепили панно «Разноцветная поляна».
При ознакомлении с темой «В океане и на море» - панно «Подводное царство».
К теме «Космос» - панно «Что там в космосе?».
К празднику 8 Марта дети делали подарки «Медальон для мамы».
Чтобы
помочь
детям
слепить
объемную
игрушку,
мы
использовали
небольшие
пластиковые стаканчики. Сверху стаканчик покрывается небольшим слоем теста, образуя
форму-заготовку, к которой присоединяются различные детали. В ходе коллективной
работы
мы создали такие объемные композиции игрушек: «Детский сад», «Веселый
зоопарк», «Весело, весело встретим Новый год».
Мы
использовали
такие
формы
работы
организации
детской
деятельности:
фронтальная,
индивидуальная,
работа
в
парах,
коллективное
творчество.
Наряду
с
традиционными
методами
и
приемами,
такими,
как
показ
приемов
работы,
беседа,
рассматривание готовых изделий, использовали проблемные ситуации, игровые приемы,
опыты с материалами, элементы проектной деятельности, экскурсии в краеведческий
музей
и
картинную
галерею
для
ознакомления
с
народным
творчеством,
выставки-
ярмарки
народной
игрушки,
выставки-конкурсы
поделок,
сделанных
своими
руками.
Выставка
-
очень
важный
момент
в
развитии
художественной
деятельности
дошкольников:
ребенок
сравнивает
свою
работу
с
другими
и
видит,
что
у
других
получается иначе, видит свои успехи и упущения, сравнивает свою работу с другими.
Выставка помогает поддержанию интереса к художественному творчеству.
В
развитии
детского
изобразительного
творчества
мы
широко
использовали
средства русского народного декоративно-прикладного искусства. Дети рассматривали
дымковские, филимоновские игрушки, хохломские и городецкие узоры, гжельскую посуду.
Мы знакомили дошкольников с характерными особенностями народных росписей. По
мотивам дымковских игрушек дети лепили простых по форме животных и птиц. Мы
старались объединить отдельные детские работы одним общим сюжетом. По мотивам
народных росписей были созданы такие коллективные работы:
объемные игрушки - «Дымковская карусель», «На бабушкином дворе», «Дымковская
деревня», панно-барельефы - «По щучьему веленью», «Барышни», «Дружная семья».
Коллективно выполненные работы сближают детей. Работая над одним сюжетом,
над общей темой, дети общаются, учатся договариваться, помогают друг другу, обсуждают
композицию
будущей
общей
работы.
Такая
организация
способствует
развитию
интегративных
качеств
дошкольников.
Развивая
коллективное
творчество,
мы
воспитываем у дошкольников стремление действовать
согласованно, договариваться о
том,
кто
какую
часть
работы
будет
выполнять,
как
отдельные
изображения
будут
объединяться в общую картину. Дети проявили творчество в составлении композиции из
отдельных
предметов,
объединенных
общей
темой:
«Корзина
с
грибами»,
«Веселый
зоопарк», «На весенней поляне».
Проявление детского творчества можно наблюдать, когда дети дополняют
свои
поделки мелкими деталями, украшают работу печаткой или стекой.
Изобразительное
творчество проявляется во время росписи готовых поделок узорами по мотивам народных
росписей, в подборе и сочетании красок.
Реализуя
в
процессе
кружковой
работы
задачи
образовательной
области
«Художественно-эстетическое
развитие»,
планируем
детскую
художественную
деятельность в интеграции с другими образовательными областями.
Образовательная область «Познавательное развитие» - расширяем кругозор детей,
развиваем умение выделять в предметах окружающего мира свойства и качества,
сравнивать предметы по форме, величине, строению, выделять характерные детали,
красивые сочетания цветов и оттенков.
Образовательная
область
«Речевое
развитие»
-
развиваем
связную
речь
детей,
упражняем
вступать
в
диалог,
развиваем
умение
отстаивать
свое
мнение;
формируется
умение
употреблять
в
речи
образные
сравнения;
знакомим
с
фольклорными формами и стихотворными произведениями. К каждой теме мы
подобрали потешки, поговорки, скороговорки, загадки и небольшие стихотворения,
чтобы поддержать интерес детей к художественной деятельности.
Образовательная
область
«Физическое
развитие»
-
во
время
продуктивной
деятельности формируем правильную осанку, упражняем в смене деятельности с
помощью физминуток и пальчиковой гимнастики; формируем умение выполнять
гигиенические требования при работе с различными материалами.
Ежегодно дошкольники
участвуют в городских выставках-конкурсах
декоративно-
прикладного творчества. К Рождественским образовательным чтениям были представлены
такие
работы:
«Рождественский
вертеп»,
«Пряничный
домик».
К
Пасхальным
образовательным чтениям: «Вербное воскресенье», «Светлый праздник Пасхи».
В городской выставке детского декоративно-прикладного творчества «Живая нить
традиций» заняли I место и получили грамоту.
Наши работы отмечены Дипломами лауреатов
областного фестиваля детского и
юношеского творчества «Пасхальная капель» в номинации «Художественно-прикладное
творчество».
Участие
в конкурсах формирует у детей ценностное отношение к художественной
деятельности и ее результатам.
Литература:
1. Лыкова И.А. Мы лепим, мы играем. Занятия с детьми. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
2. Яхнин Л. Вкусные картинки. – М.: Малыш, 1988.
3. О’Рейли С. Уроки детского творчества. Лепка. – СПб.: Полигон, 1997.
4. Гибсон Р., Тайлер Д. Веселые игры. – М.: Росмэн, 1995.
5. Кискальт И. Соленое тесто. – М.: АСТ-Пресс книга, 2003.