Автор: Журенкова Ольга Александровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МАОУ "СОШ №32" Населённый пункт: г. Стерлитамак, Республика Башкортостан Наименование материала: Статья Тема: Подготовка учащихся к ЕГЭ по математике Раздел: полное образование
Журенкова О.А.
Решение текстовых задач при подготовке учащихся к ЕГЭ.
МАОУ «СОШ №32»,Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Текстовые задачи во все времена были камнем преткновения в школьной программе. Часто
даже от достаточно подготовленных учеников приходится слышать фразу: « А я задачи решать
не умею!» И это понятно, ведь надо не только внимательно прочитать условия задачи, но и
разобраться, каким способом её решить – по действиям, уравнением, системой уравнений и т.д.
В решении текстовых задач можно выделить следующие основные этапы:
• выбор неизвестных;
• перевод условий задачи на язык математических соотношений – уравнений,
неравенств,ограничений;
• решение уравнений, неравенств;
• проверка на выполнение условий задачи.
Основное соображение при выборе неизвестных – их набор должен быть достаточным для
перевода условий задачи на язык математических соотношений. Как правило, за неизвестные
следует принимать искомые величины, но это вовсе не означает, что в качестве неизвестных не
могут быть приняты и другие – важно, чтобы после определения неизвестных можно было без
особого труда найти искомые величины.
Для того, чтобы во время экзамена дети не испытывали страх перед текстовыми задачами,
нужно решить как можно больше таких задач с полным разбором их решения.
Текстовые задачи встречающиеся на ЕГЭ
представляют собой :
• Задачи на проценты, сплавы и смеси.
• Задачи на движение по прямой или по окружности.
• Задачи на движение по воде.
• Задачи на работу.
• Задачи на прогрессию.
Прежде чем приступить с учащимися к решению задач любого типа, мы неоднократно
повторяем необходимую теорию. Акцентируем их внимание на важных деталях.
Например, перед тем как решать задачи на проценты, повторяем : что такое процент ; как найти
процент от какого – либо числа ; что такое пропорция ; свойства пропорции и т.д.
При решении задач на смеси, растворы и сплавы, ребята должны использовать их общее свой-
ство , которое заключается в том , что масса смеси , раствора или сплава, равна сумме масс их
компонентов. Процентное содержание каждого компонента, указывает на отношение массы
компонента к массе смеси. При смешивании смесей, растворов или сплавов их общие массы,
так же как и массы компонентов складываются.
Решая задачи на движение, ребятам нужно помнить соотношение между величинами : путь,
скорость, время и то что все величины, должны быть в одной системе единиц. Часто дети
забываю о том, что для нахождения средней скорости на протяжении пути, нужно весь путь
разделить на всё время движения.
При решении задач на движение по воде, ребятам важно знать как определить скорость по
течению, против течения и что собственная скорость, равна половине суммы скорости по
течению и против течения . Кроме этого надо учитывать следующие факторы:
• если нет специальных оговорок, то движение считают равномерным;
• скорость считают величиной положительной;
• любые переходы с одного на другой режим движения считаются происходящими мгновенно.
При решении задач на работу, ребятам нужно помнить соотношение между величинами :
работа, время, производительность . Напоминаем учащимся о том, что подобно задачам на
работу, решаются и задачи, связанные с наполнением или опорожнением резервуаров ; задачи
на планирование в которых речь идёт о работе, которая должна быть выполнена по плану и
фактически.
Учащимся следует учесть и то, что часто в задачах объём работы не указывается и не является
искомым.В таких случаях обычно работу принимают за единицу .
Повторив теорию с учащимися и разобрав необходимое количество задач всех видов, учащиеся
решают тестовые задания с содержанием таких задач. Если результаты тестирования окажутся
ниже желаемых, повторяем тестирование снова.
При подготовке учащихся к ЕГЭ, мы часто применяем работу парами, когда на каждую парту
раздаётся один вариант заданий и двое учащихся вместе решают эти задачи помогая друг другу.