"Взаимодействие игровой и учебно - познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС"
Автор: Яшина Елена Валерьевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МАУДО ЦРТДЮ "Радость" Населённый пункт: город Орск,Оренбургская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Взаимодействие игровой и учебно - познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС" Раздел: дополнительное образование
Актуальность данной проблемы обусловлена
современными требованиями развития
педагогической теории и практики – новыми
требованиями стандарта второго поколения (ФГОС)
На практике необходимо применяя игровые
технологии ,научить учеников самостоятельно
приобретать знания, мыслить и применять их в
учебной деятельности.
•
Важнейшей задачей современной системы
образования(ФГОС) является формирование совокупности
«универсальных учебных действий» (УУД),
обеспечивающих «умение учиться», способность личности
к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального
опыта, а не только освоение учащимися конкретных
предметных знаний и навыков в рамках отдельных
дисциплин.
ФГОС
В составе основных видов универсальных учебных
действий (УУД), диктуемом ключевыми целями
общего образования, можно выделить четыре блока:
1)личностный;
2) регулятивный
(включающий
также
действия
саморегуляции );
3) познавательный ;
4) коммуникативный .
ПЕРЕХОДНОЙ ФОРМОЙ ОТ ИГРЫ К
УЧЁБЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ
ИГРА.
Дидактическая игра - это особая форма игрового
обучения, когда у детей,
чаще всего непреднамеренно,
формируются необходимые УУД.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ
ИГР:
Функция формирования психических новообразований (устойчивость и
произвольность внимания, памяти, развитие мышления и т.д.);
Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия
напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному
режиму и освоение им социальных ролей – личностные УУД;
Функция формирования собственно учебной деятельности –
регулятивные УУД;
Функция формирования общеучебных и логических действий, действий
постановки и решения проблем – познавательные УУД;
Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки –
личностные и регулятивные УУД;
Функция формирования адекватных взаимоотношений в классе,
развитие навыков сотрудничества, совершенствование речевых навыков
– коммуникативные УУД.
СТРУКТУРНЫЕ
СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ:
1)
дидактическая задача;
2)
игровая задача;
3)
игровые действия;
4)
правила игры;
5)
результат ( подведение итогов).
ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР:
игры – путешествия;
игры – поручения;
игры – предположения;
игры – загадки;
игры – беседы.
ИГРА МОЖЕТ БЫТЬ ПРОВЕДЕНА НА
ЛЮБОМ ЭТАПЕ УРОКА!
В начале урока цель игры – организовать и
заинтересовать детей, стимулировать их активность.
В середине урока дидактическая игра должна решать
задачу усвоения темы.
В конце урока игра может носить поисковый характер.
В системе уроков по теме важно подобрать игры на
разные виды деятельности: исполнительскую,
воспроизводительную, преобразующую, поисковую –
это способствует более полному и быстрому
овладению детьми метапредметными УУД.
ТЕМА: «ПИСЬМЕННАЯ НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ
20». НА ЭТОМ ЭТАПЕ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ ИГРУ
“МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА”
•
Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из
десятка и единиц.
•
Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников, числа на
карточках.
•
Содержание игры: учитель делит класс на группы по 4 человека и
проводит игру-соревнование. Дети распределяют между собой роли
(после объяснения учителем правил игры) Первый ученик из
первой группы иллюстрирует число с помощью кругов и
треугольников, второй из этой же группы называет цифрой
обозначенное число, третий - его состав, четвёртый показывает
число на карточках.
•
Аналогичные упражнения выполняют учащиеся из других групп.
Победит та группа, которая не допустит ни одной ошибки или
допустит меньшее их число.
•
При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в
том, чтобы научить считать и записывать числа.
работа в группе -
коммуникативное
действие
распределение
ролей и
планирование
своих действий -
регулятивные
действия
решение проблемы –
познавательные
действия
связи между целью
учебной деятельности и ее
мотивом, другими
словами, между
результатом учения, и тем,
что побуждает
деятельность, ради чего
она осуществляется –
личностные действия
3
5
5
7
6
8
4
7
9
6
5
4
“Назови соседей числа”
Эта игра даёт возможность
каждое число рассматривать
не изолированно, а
в связи с предыдущим
и последующим числом.
планирование
своих действий -
регулятивные
действия
решение проблемы –
познавательные
действия
связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом,
другими словами, между
результатом учения, и тем,
что побуждает деятельность,
ради чего она
осуществляется –
личностные действия
НАЙДИ «ЛИШНЕЕ СЛОВО»
ЦЕЛЬ: РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ ВЫДЕЛЯТЬ В СЛОВАХ
ОБЩИЙ ПРИЗНАК, РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ,
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЙ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ
ГЛАСНЫХ .
Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие
орфограммы встретились в этих словах?
МАК
РОМАШКА
РОЗА
ЛУК
КОШКА
СОБАКА
ВОРОБЕЙ
КОРОВА
БЕРЕЗА
ДУБ
МАЛИНА
ОСИНА
КОРОВА
ЛИСА
ВОЛК
МЕДВЕДЬ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: ЗАМЕНИ БУКВУ
Цель: активизировать умственную деятельность
учащихся, развивать орфографическую и
фонетическую зоркость, внимательность, логическое
мышление.
Детям предлагается исходное слово с орфограммой,
они изменяют в нем последовательно либо один, либо
два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и
получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит
наибольшее количество слов.
дочка ручка
бочка речка
ночка свечка
При
умелом
сочетании
игровой
и
учебной
деятельности учитель на уроках достигает хороших
результатов формирования универсальных учебных
действий.