Напоминание

Внедрение инноваций в образовательный процесс


Автор: Новиков Сергей Анатольевич
Должность: преподаватель бжд
Учебное заведение: ГПОАУ Амурской области "Благовещенский политехнический колледж"
Населённый пункт: г. Благовещенск, Амурской области
Наименование материала: статья
Тема: Внедрение инноваций в образовательный процесс
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Внедрение инноваций в образовательный процесс
Новиков С.А., преподаватель БЖД, ГПОАУ Амурской области «Благовещенский политехнический колледж» Изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей дальнейшего развития этой области являются инновации, то есть управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Это касается содержания образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений. Основой целью среднего профессионального образования в этой ситуации является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. И з м е н е н и я , п р о и з о ш е д ш и е в о б щ е с т в е , с т а в я т п е р е д профессиональным образованием новые цели в вопросах подготовки специалистов. Сегодня успешность личности в профессиональном плане во многом определяется её творческим потенциалом. Подготовка студентов к жизни, труду и творчеству закладывается в образовательном учреждении в процессе получения профессионального образования. Профессиональное образование пред ус мат рива е т формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности, к осуществлению и выполнению полного спектра профессиональных функций. Профессиональное образование – это социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ее ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности 1
В настоящее время перед профессиональным образованием стоят задачи не только насыщения рынка труда компетентными специалистами, но и создание возможностей для профессионального роста и развития личности. Для этого процесс обучения и организационная методика занятия должна быть построена так, чтобы широко вовлекать студентов в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. В настоящее время прочно утвердилось понятие "инновации". Русский аналог этому слову – нововведение. Сегодня инновационные явления обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса. Так, инновационное занятие (занятие, предполагающее применение инновационных форм организации обучения) рассматривают с позиции новых введений в организацию учебного процесса на определенный период времени. Инновационная форма организации обучения представляет собой форму организации обучения, предусматривающую введение новшеств в цели, методы, средства и содержание обучения и воспитания, а также в порядок организации деятельности преподавателя и студента на занятии.[1] В основе понятия «инновационная деятельность» лежит представление о новом. Новый (новое) - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый. [2] В теории инновационного развития образования используется термин «инновация». Инновация: (англ. innovation — нововведение, буквально означает «инвестиция в новацию») конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [3] Инновациями в образовании считаются новшества, специально спроектированные, разработанные или случайно открытые в порядке педагогической инициативы [4]. 2
Задачи инновационной деятельности в колледже определены модернизацией содержания образования в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения и «Законом об образовании в Российской Федерации». В «Законе об образовании» содержание инновационной деятельности определяется следующим образом: «Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно- методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ» (статья 20. «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования») [5]. Считаю, что в процессе воспитания первоочередными, исходными целями являются следующие задачи:  воспитание высоконравственной личности;  воспитание здорового человека;  воспитание культуры безопасности;  воспитание готовности к успеху;  создание педагогических условий для формирования счастливой личности;  воспитание готовности к жизнедеятельности по законам красоты. Таким образом, наше понимание основополагающих целей воспитания основано на шести универсальных ценностях человека, они универсальны: нравственность, здоровье, безопасность, успех, счастье и красота ценились во все времена и у всех народов. Здоровье является естественной предпосылкой и важнейшим результатом успешного воспитания вообще, условием реализации человеком личностного потенциала, осуществления социальных функций. Наиболее обобщенным качеством личности является стремление и 3
готовность быть счастливым. Счастью человека способствуют его высокие нравственные качества, здоровье, безопасность, успешность и красота. Несмотря на положительные изменения последнего десятилетия, ситуация в области безопасности жизни и деятельности человека остается нестабильной. Ежедневно в мире происходят сотни чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Результатом данных ЧС становятся человеческие жертвы, нарушения экологического равновесия, ущерб природой среде и инфраструктуре, существенные материальные потери [6]. Безопасность жизнедеятельности – это наука, изучающая общие проблемы опасности, угрожающие человеку и среде его обитания и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них. Основная цель дисциплины – формировать у студентов систему взглядов в области безопасности жизнедеятельности при подготовке к профессиональной деятельности и в период вступления в самостоятельную жизнь; способствовать привитию навыков сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; вырабатывать умения распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека и определять способы защиты от них, оказывать первую медицинскую помощь при различных видах травм [7,8]. В системе подготовки в рамках учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в колледже особое значение имеет межпредметная интеграция вопросов безопасности в такие предметы как «Правовое обеспечение в профессиональной деятельности», «Физическая культура», «Экология», «Физика», «Химия», «Математика» и др. Поиск путей совершенствования системы образования в Российской Федерации заставляет пересматривать технологию образовательного процесса на уроках БЖД. Традиционные методы изучения БЖД, 4
ориентированные на подачу готовых знаний, конечно, значимы, но они уже мало удовлетворяют современным требованиям, поэтому постепенно уходят в прошлое. Не требует особых комментариев то, что дискуссионные методы, практические действия и обучение других составляют суть инновационных форм организации обучения. В свою очередь, инновационные формы организации обучения, используемые на уроках БЖД, несомненно, обладают большим обучающим и развивающим потенциалом, способствующим становлению личности будущего профессионала. В изучении предмета БЖД актуальным становится применение новых подходов к организации учебного процесса и современных технологий как методов обучения. Профессиональное обучение должно строиться по- другому, таким образом, чтобы все студенты могли учиться. [9,10] Один из вариантов организации учебного процесса – применение инновационных форм организации обучения. Урок, БЖД построенный на современных технологиях, позволит сформировать у студентов не только глубокие знания, но и умения самостоятельно добывать знания, использовать их в различных ситуациях, накапливать опыт решения проблем, развить у обучающихся познавательные, интеллектуальные, эмоционально-волевые и физические умения. Современные технологии рассматриваются сегодня, как педагогическая деятельность преподавателя по созданию оптимальных условий на уроках БЖД для развития и самореализации потенциальных возможностей, способности к самообразованию и саморазвитию обучающихся, формированию безопасного типа поведения и отношения к здоровому образу жизни. 5
Инновационные формы организации учебного процесса в первую очередь позволяют сменить целевую установку занятия "дать образование" на установку "образование как самореализация". Также значение инновационных форм организации обучения состоит в переходе от профессиональной подготовки, ориентированной на знания, умения и навыки на компетентностностный подход. [11,12] Этот процесс имеет место, если происходит включение в план проведения занятия выявление личностной и социальной значимости темы, способствующее образованию реальной заинтересованности студентов в учебном материале, несущем практическую значимость. В свою очередь это происходит благодаря замещению заданий, не предполагающих индивидуального решения, на эвристические - открытые задания. Такие задания не имеют однозначных "правильных" ответов. Любой ответ всегда уникален и отражает степень творческого самовыражения студента. Приходя сегодня в группу, всегда задаю себе такие вопросы: «Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным? Как с современными молодыми людьми говорить на современном языке?» В решении этих вопросов, на мой взгляд, помогут современные образовательные технологии, которые позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности обучающихся в условиях эмоционально-комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения, приводя к достаточной результативности обучающихся по предмету. Существует огромное количество различных форм организации обучения, видоизменяющих те или иные структурные элементы традиционного учебного занятия. В своей практике использую наиболее часто встречающиеся в современном образовательном процессе. Изучаю следующие инновационные формы организации обучения: занятия в форме самостоятельной деятельности; исследовательские; на основе групповой 6
технологии; проблемные; на основе проектной деятельности; занятия- тренинги и игровые формы организации обучения: деловые и ролевые игры, а также инновационные формы организации обучения теоретических занятий – лекция вдвоем и лекция-провокация. Мощным источником мотивации познавательной деятельности студентов, активизирующим и направляющим их мышление, является создание проблемных ситуаций в обучении использование в работе проблемно-диалогической технологии, обеспечивающей творческое усвоение знаний. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-нибудь понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Мы можем определить проблемно- диалогическое обучение как тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с преподавателем. В сфере преподавания курса БЖД находится вопрос активизации познавательной деятельности учащихся на уроках открытия нового знания, поскольку этот процесс организуется посредством определенных сочетаний методов, приемов, заданий, вопросов. Этап введения знаний является наиболее сложной частью подготовки к уроку. Правильная, эффективная, целесообразная, а порой, нестандартная организация этапа «открытия» знаний приводит к развитию и формированию способностей учащихся, их познавательной деятельности. Активизация познавательной деятельности учащихся может быть реализована на различных этапах урока, на уроках разного типа и на любом предметном содержании с помощью определенных методов и приемов. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопрос для исследования. Следовательно, поставить учебную проблему, значит, помочь студентам 7
самим сформулировать либо тему для урока, либо вопрос для исследования. Проблемные занятия – форма организации обучения студентов на основе создания проблемной ситуации. На таком занятии перед студентами либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема. Цель проблемного обучения – активизация познавательной сферы деятельности студентов на основе выявления причинно-следственных связей. Занятие-тренинг. Представляет такую форму организации учебной деятельности студентов на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель данной формы организации обучения – приобретение студентами определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. На занятиях-тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех участников учебно-воспитательного процесса, на индивидуальной – для конкретного студента. Принципы ведения уроков-т ренингов подбирают ся и л и разрабатываются преподавателем в зависимости от характера проблемы, социально-педагогических условий ведения, а также целей и задач закрепления изученного материала. Для таких занятий разрабатываются критерии действий студентов как эталон умений, на занятиях раздаются печатные образцы разных видов деятельности. Например, образец выполнения одного упражнения; образец выполнения другого более сложного задания. Данные образцы помогают студентам быстрее и эффективнее приобрести тот или иной навык или умение. Преподаватель помогает отслеживать процедуру выполнения конкретного задания, выявлять ошибки в учебных действиях и обязательно осуществляет измерение и оценку деятельности, без которых невозможно определить результат достижения. 8
На занятии-тренинге студентам приходится выполнять однообразную работу, поэтому всегда использую элементы педагогического творчества, таких, например, как подбор необычных заданий, дидактического материала; организацию соревнований, взаимного контроля. Игровые формы обучения. Они являются наиболее сложными в планировании и реализации, по нашему мнению, формами организации обучения. Сложность игр на этапе планирования для преподавателя определяется трудностями в подборе вида игры, способа участия в них партнеров и алгоритма ее проведения. В то же время игра для студента – хороший стимул в достижении успеха там, где порой оказываются неэффективными многочисленные традиционные упражнения. Использование игровых технологий позволяет развивать познавательный интерес к предмету. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуации, которые выступают как средство побуждения, с т и м у л и р о в а н и я у ч а щ и х с я к у ч е б н о й д е я т е л ь н о с т и . Наибольшей популярностью среди учащихся в ходе изучения предмета БЖД пользуются игровые технологии, которые способствуют активизации и интенсификации учебного процесса. Использую в работе предметные игры, как манипуляции с предметами. Игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. В сюжетной игре студенты выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. На уроках БЖД могут быть использованы интеллектуальные игры: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Спасатели», «Путешествие», они способствуют углублению, закреплению учебного материала. Интересны игры с готовыми правилами, так называемые – дидактические. Дидактические игры составлены по принципу самообучения, то есть так, что они сами направляют обучающихся на овладевание знаниями и умениями. К ним относятся развивающие игры – кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады и т. д. Дидактические 9
игры вызывают у студентов живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого, воспитывают познавательную активность. Часто в урок БЖД вводится деловая игра. Примером таких игр являются игры-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи изучаемых ситуаций. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-треннинги. Они основаны на соревновании и поэтому ярко показывают молодым людям уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную и творческую активность. Таким образом, использование игровых технологий в процессе обучения и воспитания способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию мышления, творческой деятельности. Обеспечивает комфортный психологический микроклимат, эмоциональную удовлетворенность всех участников игры. Как сделать процесс обучения более гибким, более приспособленным к каждому студенту? Ответ на этот вопрос и дает технология уровневой дифференциации. Уровневая дифференциация предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний для конкретного студента, сколько он сможет в себя вместить. Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала, дифференцированная домашняя работа, учет знаний на уроке, текущая проверка усвоения пройденного материала, уроки закрепления. Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого обучающегося. 10
Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Обучающиеся часто не видят взаимосвязи между отдельными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе. На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин. Интеграция позволяет формировать новый интерактивный способ мышления современного студента. На интегрированном уроке обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из разных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую. В результате достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель по любой дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время преподавателя и студента. Он позволяет студенту работать в своем темпе, а преподавателю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы обучающихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. 11
Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ: происходит улучшение качества обучения; меняются методы и организационные формы работы студентов. Готовность и способность учащихся эффективно работать в новой информационной среде. Таким образом, использование компьютера - это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, а кт и в и з и р о ват ь познавательную деятельность, увеличить эффективность урока. Таким образом, сотрудничество студента и преподавателя, предполагающееся в инновационных формах организации обучения, приводит к тому, что усвоение знаний становится уже внутренней целью обучающихся – это и повышает эмоциональный уровень, интенсифицируя усвоение материала. Современные педагогические технологии дали положительный результат в моей педагогической деятельности. Применяемые мною элементы данных технологий позволили повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки студентов, индивидуализировать обучение.
Источники:
1. Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. – 305 с. 2. Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992. – Режим доступа: dic.academicdic.nsf/ogegova/127982 3. О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы : Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832. - Режим доступа: Система ГАРАНТ: base.garant179112/#text#ixzz 4. Инновации в образовании: региональный аспект / под ред. В.Г. Маралова. — Череповец: ФГБОУ ВПО ЧГУ, 2012. — 472 с. 5. О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы: Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832. - Режим доступа: Система ГАРАНТ: base.garant179112/ 12
6. Система подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасности — Ребко Э. М. / Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2013. № 162. C. 156–162. 7. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: уч. для студ. ср. проф. уч. зав. / Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова. – 6-е изд.– М.: Академия, 2007. 8. Косолапова, Н.В. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – М.: КНОРУС, 2010. – 192 с. 9. Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации/ С.Д. Поляков – М.: Дрофа, 2003. – 271 с. 10. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие/ В. А. Скакун. – М: Форум: инфра-м, 2007. – 178 с. 11. Зверев А. С. 10 и 90 - новая статистика интеллекта/ А. С. Зверев// Знание - сила - 1997г., №4. – 29 – 31. 12. Сорокин Н.Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов / Н.Д. Сорокин // Социс – 2005., № 8. – 24 – 26 с. 13


В раздел образования