"Вовлечение родителей детей младшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Автор: Солопова Елена Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ООШ с. Васильевка СП - детский сад "Незабудка" Населённый пункт: Безенчукский район, Самарская область Наименование материала: статья Тема: "Вовлечение родителей детей младшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО" Раздел: дошкольное образование
требованиями ФГОС ДО»
В современной дошкольной организации, как и во все времена, актуальна
проблема
взаимодействия
детского
сада
и
семьи.
В
основе
современной
концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей
несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны
помочь,
поддержать,
направить,
дополнить
воспитательную
деятельность
семьи.
К сожалению, современные родители все меньше времени уделяют
воспитанию детей. Они пытаются реализовать себя, делают карьеру, а дети
переходят на второй план. Сегодня у родителей с любым уровнем образования
очень много вопросов о том, как воспитывать ребенка. На помощь им приходят
педагоги ДОУ. Наше дошкольное учреждение заинтересовано в плодотворном
сотрудничестве
с
семьей,
как
одним
из
основных
социальных
партнеров.
Современные
условия
организации
жизнедеятельности
ДОУ
не
только
предъявляют новые требования к профессионализму педагогов и специалистов,
работающих
в
ДОУ,
но
и
определяют
иное
содержание
конструктивного
взаимодействия
с
семьей. Мы
понимали,
что
назревает
необходимость
создания
такого
объединения,
сообщества
открытых
к
взаимодействию,
неравнодушных
родителей,
которое
заинтересованно
в
выработке
единых
требований, предъявляемых к ребенку в семье и детском саду. Мы решили
направить свои усилия на развитие клубной формы взаимодействия с семьями
воспитанников в условиях ДОУ. Создание родительского
клуба «Забота»,
деятельность которого направлена на:
1.
Объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания, оздоровления
и развития ребенка.
2.
Создание
условий
для
реализации
идей
родителей,
способствующих
проявлению
их
творческих
способностей,
полноценному
общению
(обмен мнениями, опытом семейного воспитания).
3.
Вовлечение каждого родителя в обсуждение поставленных проблем.
4.
Установление доверительных отношений между семьями воспитанников
и ДОУ в процессе повседневного общения и специально организованных
мероприятий.
5.
Сближение родителей и воспитателей, родителей и детей, подружить
семьи, создать атмосферу доброжелательности, юмора, чтобы она стала
характерной и для других общих дел в детском саду.
Идею
создания,
план
работы
клуба
«Забота»
оговаривали
и
составляли
совместно с родителями, с учетом их интереса к тем или иным вопросам
развития, воспитания, образования и оздоровления детей и актуальности этих
вопросов для нашего детского сада «Незабудка». По возможности, встречи в
клубе
планировали
проводить
с
участием
не
только
воспитателей,
но
и
выездного
логопеда и психолога
из Безенчукского Центра «Психолого-
Медико-Социального
Сопровождения»,
музыкального
руководителя,
медсестры, которые попытаются
сформировать у
родителей определенные
представления
и
практические
умения
в
разных
областях
семейного
воспитания.
Одно из направлений клубной работы с семьями воспитанников
дошкольного учреждения - семейный досуг, который организован творчески и
содержательно.
Семейный
праздник
в
детском
саду
—
это
особый
день,
объединяющий
педагогов
и
семьи
воспитанников
по
случаю
какого-либо
события.
Другая
направленность
семейного
клуба
–
здоровье
и
развитие.
Оздоровление детей – общая забота родителей и дошкольного учреждения. На
встречах в клубе дети и родители могут разучивать комплексы упражнений для
укрепления здоровья, подвижные игры, дыхательные упражнения, специальные
игровые
задания
для
профилактики
плоскостопия.
Семейный
клуб
может
организовывать спортивные встречи, такие как: «День здоровья», «Веселые
старты»
и
другие.
Также
можно
организовывать
непосредственную
образовательную деятельность с участием детей и их родителей по программе
логоритмического кружка «Топ, хлоп, малыши!» Такие мероприятия имеют
2
большую воспитательную целостность. Родители наблюдают своего ребенка в
коллективе сверстников, оценивают его умения, артистические способности,
физическую подготовку.
Когда родители на глазах у детей демонстрирует свое
умение
выполнять
различные
упражнения,
бегать,
прыгать,
соревноваться,
перевоплощаться в конкретный сценический образ (кошечку, уточку, дождик)
это
полезно
детям,
т.к.
создает
хороший
эмоциональный
настрой,
дарит
огромную радость от взаимного общения и имеет большой психологический
аспект, очень важный для стеснительных и закрепощённых детей. Следующая
направленность семейного клуба – формирование связи поколений в процессе
деятельности
клуба.
Темы
заседаний,
могут
быть,
следующие:
«Старшее
поколение
в
семье»,
«Роль
бабушки
и
дедушки
в
семейном
воспитании»,
выставка,
организованная
ко
«Дню
пожилого
человека»,
на
которой
представляются вязаные и сшитые изделия, поделки, игрушки, изготовленные
своими
руками.
Заканчивать
встречу
можно
чаепитием.
Ещё
одна
направленность деятельности клуба – это семейный театр. На протяжении всей
истории
общественного
дошкольного
воспитания
театральная
деятельность
развивалась без учета семейного опыта. Развитие партнерских отношений с
семьей
открывает
новые
возможности
для
развития
театрализованной
деятельности детей и взрослых в форме семейного театра. Семейный театр в
детском саду как творческое объединение нескольких семей и педагогов может
быть создан не только при участии педагогов, но и при поддержке работников
культуры.
Следующее
направление
деятельности
-
Семейный
абонемент.
Прекрасную возможность встречи с искусством способны предоставить семье
детский
сад
и
его
партнеры
—
учреждения
искусства
и
культуры,
организующие встречу с искусством по заранее составленным программам
воскресного (субботнего) семейного абонемента. Программы могут быть как
комплексными,
так
и
предметными,
посвященными
тому
или
иному
виду
искусства. Например, «Здравствуй, музыка!», «Чудо по имени театр», «В гостях
у художника», «Музей и семья», «Семейные встречи в библиотеке» и др. В
работе клуба «Забота» нужно стремиться, чтобы все проводимые мероприятия
3
не
столько
запомнились,
сколько
сделали
осмысленной
совместную
жизнь
детей и взрослых. Вовлечение родителей детей младшего дошкольного возраста
в воспитательно-образовательный процесс поможет повысить уровень личной
комфортности детей и взрослых как в семье, так и в ДОУ, сформировать
позитивный
опыт
семейного
воспитания,
снять
затруднения
детско-
родительских
отношений,
организовать
содержательный
разнообразный
семейный
досуг,
почувствовать
себя
более
уверенными
и
причастными
к
происходящему
в
ДОУ.
Родители
наших
воспитанников
станут
активными
участниками всех дел детского сада, помощниками педагогов.
Все, что мы
сделаем сейчас, в настоящее время для ребенка, отзовется через много лет в его
взрослой жизни. Если мы сегодня пожалеем силы, время, душевное тепло,
завтра
мы
можем
потерять
всё.
Вот
такая
невидимая
порой
ниточка
протягивается от маленького семейного клуба «Забота» к большому миру, в
котором мы живем. «Сегодня дети – завтра народ». Данная цитата Сергея
Михалкова очень точно отражает главную задачу, стоящую перед родителями и
воспитателями.
Какой
народ
вырастет
из
детей
посещающих
дошкольное
учреждение, во многом зависит от совместной работы родителей и педагогов.
Нам крайне важно, учить детей добру, человечности, справедливости, чувству
юмора. Мы должны помочь им вырасти настоящими людьми полезными себе и
своей стране. И идти по этому пути надо рука об руку с семьей.
Литература:
4
Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия./ Под
ред. Н.А. Миклаевой. - М.: ТЦ Сфера, 2010 г.
Зверева О.Л., Короткова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ.
Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
Минкевич
Л.В.
Родительские
собрания
в
детском
саду.
–
М.,
2012.
Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое
пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М:
ЛИНКА-ПРЕСС, 2004 г.
5