Напоминание

"Вовлечение родителей детей младшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО"


Автор: Солопова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ с. Васильевка СП - детский сад "Незабудка"
Населённый пункт: Безенчукский район, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Вовлечение родителей детей младшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Вовлечение

родителей

детей

младшего

дошкольного

возраста

в

воспитательно-образовательный

процесс

в

ДОУ

в

соответствии

с

требованиями ФГОС ДО»
В современной дошкольной организации, как и во все времена, актуальна проблема взаимодействия детского сада и семьи. В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. К сожалению, современные родители все меньше времени уделяют воспитанию детей. Они пытаются реализовать себя, делают карьеру, а дети переходят на второй план. Сегодня у родителей с любым уровнем образования очень много вопросов о том, как воспитывать ребенка. На помощь им приходят педагоги ДОУ. Наше дошкольное учреждение заинтересовано в плодотворном сотрудничестве с семьей, как одним из основных социальных партнеров. Современные условия организации жизнедеятельности ДОУ не только предъявляют новые требования к профессионализму педагогов и специалистов, работающих в ДОУ, но и определяют иное содержание конструктивного взаимодействия с семьей. Мы понимали, что назревает необходимость создания такого объединения, сообщества открытых к взаимодействию, неравнодушных родителей, которое заинтересованно в выработке единых требований, предъявляемых к ребенку в семье и детском саду. Мы решили направить свои усилия на развитие клубной формы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ДОУ. Создание родительского клуба «Забота», деятельность которого направлена на: 1. Объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания, оздоровления и развития ребенка. 2. Создание условий для реализации идей родителей, способствующих проявлению их творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).
3. Вовлечение каждого родителя в обсуждение поставленных проблем. 4. Установление доверительных отношений между семьями воспитанников и ДОУ в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий. 5. Сближение родителей и воспитателей, родителей и детей, подружить семьи, создать атмосферу доброжелательности, юмора, чтобы она стала характерной и для других общих дел в детском саду. Идею создания, план работы клуба «Забота» оговаривали и составляли совместно с родителями, с учетом их интереса к тем или иным вопросам развития, воспитания, образования и оздоровления детей и актуальности этих вопросов для нашего детского сада «Незабудка». По возможности, встречи в клубе планировали проводить с участием не только воспитателей, но и выездного логопеда и психолога из Безенчукского Центра «Психолого- Медико-Социального Сопровождения», музыкального руководителя, медсестры, которые попытаются сформировать у родителей определенные представления и практические умения в разных областях семейного воспитания. Одно из направлений клубной работы с семьями воспитанников дошкольного учреждения - семейный досуг, который организован творчески и содержательно. Семейный праздник в детском саду — это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события. Другая направленность семейного клуба – здоровье и развитие. Оздоровление детей – общая забота родителей и дошкольного учреждения. На встречах в клубе дети и родители могут разучивать комплексы упражнений для укрепления здоровья, подвижные игры, дыхательные упражнения, специальные игровые задания для профилактики плоскостопия. Семейный клуб может организовывать спортивные встречи, такие как: «День здоровья», «Веселые старты» и другие. Также можно организовывать непосредственную образовательную деятельность с участием детей и их родителей по программе логоритмического кружка «Топ, хлоп, малыши!» Такие мероприятия имеют 2
большую воспитательную целостность. Родители наблюдают своего ребенка в коллективе сверстников, оценивают его умения, артистические способности, физическую подготовку. Когда родители на глазах у детей демонстрирует свое умение выполнять различные упражнения, бегать, прыгать, соревноваться, перевоплощаться в конкретный сценический образ (кошечку, уточку, дождик) это полезно детям, т.к. создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения и имеет большой психологический аспект, очень важный для стеснительных и закрепощённых детей. Следующая направленность семейного клуба – формирование связи поколений в процессе деятельности клуба. Темы заседаний, могут быть, следующие: «Старшее поколение в семье», «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании», выставка, организованная ко «Дню пожилого человека», на которой представляются вязаные и сшитые изделия, поделки, игрушки, изготовленные своими руками. Заканчивать встречу можно чаепитием. Ещё одна направленность деятельности клуба – это семейный театр. На протяжении всей истории общественного дошкольного воспитания театральная деятельность развивалась без учета семейного опыта. Развитие партнерских отношений с семьей открывает новые возможности для развития театрализованной деятельности детей и взрослых в форме семейного театра. Семейный театр в детском саду как творческое объединение нескольких семей и педагогов может быть создан не только при участии педагогов, но и при поддержке работников культуры. Следующее направление деятельности - Семейный абонемент. Прекрасную возможность встречи с искусством способны предоставить семье детский сад и его партнеры — учреждения искусства и культуры, организующие встречу с искусством по заранее составленным программам воскресного (субботнего) семейного абонемента. Программы могут быть как комплексными, так и предметными, посвященными тому или иному виду искусства. Например, «Здравствуй, музыка!», «Чудо по имени театр», «В гостях у художника», «Музей и семья», «Семейные встречи в библиотеке» и др. В работе клуба «Забота» нужно стремиться, чтобы все проводимые мероприятия 3
не столько запомнились, сколько сделали осмысленной совместную жизнь детей и взрослых. Вовлечение родителей детей младшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательный процесс поможет повысить уровень личной комфортности детей и взрослых как в семье, так и в ДОУ, сформировать позитивный опыт семейного воспитания, снять затруднения детско- родительских отношений, организовать содержательный разнообразный семейный досуг, почувствовать себя более уверенными и причастными к происходящему в ДОУ. Родители наших воспитанников станут активными участниками всех дел детского сада, помощниками педагогов. Все, что мы сделаем сейчас, в настоящее время для ребенка, отзовется через много лет в его взрослой жизни. Если мы сегодня пожалеем силы, время, душевное тепло, завтра мы можем потерять всё. Вот такая невидимая порой ниточка протягивается от маленького семейного клуба «Забота» к большому миру, в котором мы живем. «Сегодня дети – завтра народ». Данная цитата Сергея Михалкова очень точно отражает главную задачу, стоящую перед родителями и воспитателями. Какой народ вырастет из детей посещающих дошкольное учреждение, во многом зависит от совместной работы родителей и педагогов. Нам крайне важно, учить детей добру, человечности, справедливости, чувству юмора. Мы должны помочь им вырасти настоящими людьми полезными себе и своей стране. И идти по этому пути надо рука об руку с семьей. Литература: 4
 Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия./ Под ред. Н.А. Миклаевой. - М.: ТЦ Сфера, 2010 г.  Зверева О.Л., Короткова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2005 г.  Минкевич Л.В. Родительские собрания в детском саду. – М., 2012. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004 г. 5


В раздел образования