Напоминание

Оптимизация межличностных отношений участников учебного процесса.


Автор: Реснянская Айгуль Сооронбаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Колледж технологий Технологического института ФГАОУ ВПО СВФУ
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Оптимизация межличностных отношений участников учебного процесса.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Реснянская А.С.

преподаватель Колледжа технологий Технологического института

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный

университет имени М.К. Аммосова»

«Оптимизация межличностных отношений участников учебного

процесса».
Воспитание в период обучения в колледже, институте – это активный период социализации, когда молодой человек начинает жить самостоятельно, принимает самостоятельные решения, когда он уже вырабатывает свою жизненную позицию, когда осознанно воспринимает жизнь и берет на себя ответственность за совершаемый выбор. Основным лицом в учебно - воспитательном процессе является преподаватель, он же воспитатель, который в процессе обучения тесно общается с большим количеством студентов и учащихся, оказывая на них в силу обстоятельств различные воздействия. Не секрет, что мы преподаватели предъявляем по большей части требования к студентам «вы взрослые, вы должны, вы обязаны», забывая, что очень многое зависит от нас самих - же. Есть точка зрения, что в учебных заведениях среднего и высшего образования должен существовать статус преподавателя – фасилитатора, то есть преподавателя консультанта, который должен представлять информацию для формирования знаний. Преподаватель имеет право и должен требовать от студентов переработанную информацию, он главное звено и студенты должны принимать нас такими как мы есть и подстраиваться под нас. Но некоторые преподаватели психологически не готовы качественно и эффективно проводить воспитательную работу со студентами. Более молодые преподаватели апатичны, пассивны, не умеют влиять на сознание и чувства
студентов, не знают методики воспитания. А у преподавателей более старшего возраста возникают другие проблемы. Научные исследования показывают, что выполнение одной и той же профессиональной деятельности в течении ряда лет приводит к усталости, кризисам и конфликтам. Учебно - воспитательный процесс – это совместная деятельность, сотрудничество преподавателя и студента. Одним из главных факторов такой деятельности является межличностная совместимость преподавателя и студента, прежде всего, социально-психологическая совместимость. Самый продуктивные и конструктивный показатель такой совместимости - это обратная связь преподавателя и студента и в своей деятельности преподаватель обязательно должен это учитывать. Одним из препятствий для создания продуктивной межличностной совместимости являются неконтролируемые формы личностной идентификации у педагога, что приводит к негативным последствиям как размывание статуса педагога и ослабление его влияния на студента. В учебно - воспитательном процессе между сторонами могут возникать конфликтные ситуации в тех или иных формах. Конфликты могут быть ситуационными, возникающие при выполнении учебной и внеучебной деятельности, эти конфликты быстро разрешаются и не затягиваются. А вот конфликты отношений, которые имеют личностный характер, они затягиваются на длительное время. Главное в деятельности преподавателя не допускать конфликты способные ухудшить межличностные отношения между ним и студентом. Но есть конструктивные конфликты между сторонами учебного процесса, обусловленные различными точками зрения, разностью творческих подходов. Эти конфликты могут иметь позитивное значение, если преподаватель направит свои усилия, чтобы такой «производственный» конфликт перерос в сотрудничество, что способствует становлению личностной позиции студента. Продуктивное разрешение
такого конфликта в итоге улучшает эмоциональную атмосферу на занятиях, что сближает субъекты образовательного процесса. Одним из факторов оптимизации межличностных взаимоотношений преподавателя и студента является система поощрений, необходимо позитивно относится к личности обучаемого. Однако поощрение может быть как эффективным средством, так и наоборот негативно влиять на учебно - воспитательный процесс. Потому как поощрение может укрепить веру в себя, в собственные силы и это заметно улучшает климат взаимоотношений. Но в то же время, это может породить проблему неадекватной самооценки студента, завышенной оценки себя, своих действий и поведения. Поэтому преподаватель должен сочетать применение приемов поощрения и критики, необходимо одновременно всячески поощрять и в то же время прививать студентам принципы самокритичности, способности к адекватной самооценке. Особые трудности и проблемы возникают во взаимоотношениях между преподавателем и студентами, чей уровень развития выше средних типовых показателей. С такими ребятами необходима гибкая стратегия межличностных отношений, нужна особая сензитивность (повышенная чувствительность) в общении. С такими студентами необходимо:  всячески стимулировать творческую инициативу проявления его способностей и талантов;  систематически прививать умения рационально организовывать свой труд;  избегать конфликтных ситуаций, гибко чередовать поощрение с критикой;  создавать условия органичного развития учащегося. Таким образом, комплекс необходимых условий обеспечивающих оптимальное психологическое межличностного взаимодействия между
преподавателем и студентом, включает в себя такое педагогическое поведение, как отказ от жестко зафиксированных педагогических диспозиций, от ролевых стереотипов и установок. Преподаватель должен уметь менять ролевые диспозиции, варьировать поведение, приемы и способы взаимодействия со студентами. Преподаватель воспитатель должен соответствовать таким традиционным требованиям: обладать организаторскими, дидактическими коммуникативными, профессионально - познавательными, перцептивными способностями, от этого зависит взаимосвязь и взаимозависимость учебной, научной и воспитательной работы в учебном заведении.


В раздел образования