Оптимизация межличностных отношений участников учебного процесса.
Автор: Реснянская Айгуль Сооронбаевна Должность: преподаватель Учебное заведение: Колледж технологий Технологического института ФГАОУ ВПО СВФУ Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: статья Тема: Оптимизация межличностных отношений участников учебного процесса. Раздел: среднее профессиональное
преподаватель Колледжа технологий Технологического института
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный
университет имени М.К. Аммосова»
«Оптимизация межличностных отношений участников учебного
процесса».
Воспитание в период обучения в колледже, институте – это активный
период социализации, когда молодой человек начинает жить
самостоятельно, принимает самостоятельные решения, когда он уже
вырабатывает свою жизненную позицию, когда осознанно воспринимает
жизнь и берет на себя ответственность за совершаемый выбор.
Основным лицом в учебно - воспитательном процессе является
преподаватель, он же воспитатель, который в процессе обучения тесно
общается с большим количеством студентов и учащихся, оказывая на них в
силу обстоятельств различные воздействия.
Не секрет, что мы преподаватели предъявляем по большей части
требования к студентам «вы взрослые, вы должны, вы обязаны», забывая,
что очень многое зависит от нас самих - же. Есть точка зрения, что в
учебных заведениях среднего и высшего образования должен существовать
статус преподавателя – фасилитатора, то есть преподавателя консультанта,
который должен представлять информацию для формирования знаний.
Преподаватель имеет право и должен требовать от студентов
переработанную информацию, он главное звено и студенты должны
принимать нас такими как мы есть и подстраиваться под нас. Но некоторые
преподаватели психологически не готовы качественно и эффективно
проводить воспитательную работу со студентами. Более молодые
преподаватели апатичны, пассивны, не умеют влиять на сознание и чувства
студентов, не знают методики воспитания. А у преподавателей более
старшего возраста возникают другие проблемы. Научные исследования
показывают, что выполнение одной и той же профессиональной
деятельности в течении ряда лет приводит к усталости, кризисам и
конфликтам.
Учебно - воспитательный процесс – это совместная деятельность,
сотрудничество преподавателя и студента. Одним из главных факторов
такой деятельности является межличностная совместимость преподавателя
и студента, прежде всего, социально-психологическая совместимость.
Самый продуктивные и конструктивный показатель такой совместимости -
это обратная связь преподавателя и студента и в своей деятельности
преподаватель обязательно должен это учитывать.
Одним из препятствий для создания продуктивной межличностной
совместимости являются неконтролируемые формы личностной
идентификации у педагога, что приводит к негативным последствиям как
размывание статуса педагога и ослабление его влияния на студента.
В учебно - воспитательном процессе между сторонами могут
возникать конфликтные ситуации в тех или иных формах. Конфликты могут
быть ситуационными, возникающие при выполнении учебной и внеучебной
деятельности, эти конфликты быстро разрешаются и не затягиваются. А вот
конфликты отношений, которые имеют личностный характер, они
затягиваются на длительное время. Главное в деятельности преподавателя
не допускать конфликты способные ухудшить межличностные отношения
между ним и студентом. Но есть конструктивные конфликты между
сторонами учебного процесса, обусловленные различными точками зрения,
разностью творческих подходов. Эти конфликты могут иметь позитивное
значение, если преподаватель направит свои усилия, чтобы такой
«производственный» конфликт перерос в сотрудничество, что способствует
становлению личностной позиции студента. Продуктивное разрешение
такого конфликта в итоге улучшает эмоциональную атмосферу на занятиях,
что сближает субъекты образовательного процесса.
Одним из факторов оптимизации межличностных взаимоотношений
преподавателя и студента является система поощрений, необходимо
позитивно относится к личности обучаемого. Однако поощрение может
быть как эффективным средством, так и наоборот негативно влиять на
учебно - воспитательный процесс. Потому как поощрение может укрепить
веру в себя, в собственные силы и это заметно улучшает климат
взаимоотношений. Но в то же время, это может породить проблему
неадекватной самооценки студента, завышенной оценки себя, своих
действий и поведения. Поэтому преподаватель должен сочетать применение
приемов поощрения и критики, необходимо одновременно всячески
поощрять и в то же время прививать студентам принципы самокритичности,
способности к адекватной самооценке.
Особые трудности и проблемы возникают во взаимоотношениях
между преподавателем и студентами, чей уровень развития выше средних
типовых показателей. С такими ребятами необходима гибкая стратегия
межличностных отношений, нужна особая сензитивность (повышенная
чувствительность) в общении.
С такими студентами необходимо:
всячески стимулировать творческую инициативу проявления его
способностей и талантов;
систематически прививать умения рационально организовывать
свой труд;
избегать конфликтных ситуаций, гибко чередовать поощрение с
критикой;
создавать условия органичного развития учащегося.
Таким образом, комплекс необходимых условий обеспечивающих
оптимальное психологическое межличностного взаимодействия между
преподавателем и студентом, включает в себя такое педагогическое
поведение, как отказ от жестко зафиксированных педагогических
диспозиций, от ролевых стереотипов и установок. Преподаватель должен
уметь менять ролевые диспозиции, варьировать поведение, приемы и
способы взаимодействия со студентами. Преподаватель воспитатель должен
соответствовать таким традиционным требованиям: обладать
организаторскими, дидактическими коммуникативными, профессионально -
познавательными, перцептивными способностями, от этого зависит
взаимосвязь и взаимозависимость учебной, научной и воспитательной
работы в учебном заведении.