"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА".
Автор: Данилова Зоя Николаевна Должность: воспитатели Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 20 "Земляничка" Населённый пункт: г. Архангельск Наименование материала: методические рекомендации Тема: "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА". Раздел: дошкольное образование
ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА».
Вид деятельности
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Формирование
целостной картины
мира
«Каргопольская игрушка»
Цель: Познакомить с
каргопольской игрушкой,
местом её зарождения,
характерными особенностями.
«Сувенирная лавка»
Цель: Продолжать знакомить
с разновидностью сюжетов в
выполнении каргопольской
игрушки.
«В гостях у мастеров»
Цель: Познакомить с
технологией изготовления
глиняной каргопольской
игрушки.
Лепка
«Уточка-свистулька»
Цель: Учить лепить фигуру
каргопольской свистульки в
виде уточки пластическим
методом.
«Каргопольский конь»
Цель: Учить лепить фигуру
каргопольского коня из
одного куска пластилина
путем вытягивания нужных
деталей.
«Кентавр»
Цель: Учить лепить фигуру
кентавра, передавая образ
каргопольской игрушки.
Рисование
«Каргопольский кавалер»
Цель: Формировать умения в
раскрашивании готовой
формы кавалера и украшении
её каргопольским орнаментом
акварельными красками.
«Каргапольская барышня»
Цель: Формировать умения в
раскрашивании готовой
формы барышни и украшении
её каргопольским орнаментом
гуашевыми красками.
«Медведь с гармошкой»
Цель: Учить рисовать фигуру
медведя гуашевыми красками,
передавая характерные
особенности каргопольской
игрушки.
Аппликация
«Элементы каргопольской
росписи»
Цель: Продолжать учить детей
вырезать геометрические
фигуры (круг из квадрата и
полосы из прямоугольника) и
составлять их в композицию
каргопольского орнамента.
«Орнамент из цветов»
Цель: Формировать умения в
выполнении аппликации
каргопольских цветов,
составляя их из кругов
цветной бумаги.
«Барыня»
Цель: Закреплять умения в
вырезании геометрических
фигур и украшении ими
готовой формы каргопольской
барыни.
Конструирование
«Каргопольская мозаика»
Цель: Учить составлять
рисунок каргопольской
игрушки из отдельных
кусочков.
«Орнаментальные мотивы»
Цель: Учить составлять
композицию каргопольских
элементов из готовых кругов
и полос разного размера и
цвета.
«Олень»
Цель: Продолжать учить
выполнять объемные фигуры
из бумаги (Каргопльский
олень).
Ручной труд
«Уточка»
Цель: Учить выполнять птицу
– уточку путем складывания её
из бумаги (оригами).
«Глиняная игрушка»
Цель: Учить лепить из целого
куска глины коня, передавая
характерные особенности
каргопольской игрушки.
Учить раскрашивать коня из
глины каргопольской
росписью.
«Олень из Каргополя»
Цель: Формировать умения в
выполнении каргопольского
орнамента на объемной фигуре
оленя из бумаги.
Развитие речи
«Гончар за работой»
Цель: Учить правильно
произносить новые слова,
познакомить с их значением.
«Сюжетная сценка»
Цель: Учить детей составлять
описательный рассказ об
образе игрушки и показанном
сюжете по иллюстрации.
«Каргопольская игрушка»
Цель: Учить детей составлять
поэтапный рассказ об
изготовлении игрушки: лепка
из глины, просушивание,
обжиг в печи, роспись.
Лексика, словарь
Гончарный промысел, гончар,
каргопольская игрушка, глина,
колосья.
Сажа, охра, обжиг, зигзаг.
Стилизованный орнамент,
«болтушка», обварка, кентавр.
Стихи, потешки
Та-ра-руш-ки!
Та-ра-руш-ки!
Это русские игрушки,
Очень славные,
Да забавные!
Ненаглядные!
Вот они!
Удивительно бледны,
Мастера, скорей за дело
Украшай игрушки смело.
Составляйте свой узор,
Чтобы радовал он взор.
Поляночкой
идёт
медведь
с
тальяночкой,
Он идёт, гармошку «рвёт»
Баску песенку поёт.
А теперь мы лепим дальше,
Нужно много нам успеть,
Надо, чтоб увидел каждый.
Чудеса, каких не счесть.
Каргопольские барышни
Всех на свете краше,
А весельчаки – гуляки –
Кавалеры наши.
Пальчиковые игры
«Солнышко лучистое»
(рисуем пальчиками с нажимом окружность и лучики на плоской поверхности)
Нарисуем желтый круг,
После лучики вокруг –
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит!
На детей и на цветы,
Смотрит солнце с высоты,
Чтоб росли скорее
Их теплом согреет.
Физкультминутки
«Улитка»
(Изображаем улитку с
рожками)
Просит слизень: «На спине
Нарисуй-ка домик мне
С печкой и калиточкой –
Стать хочу улиточкой!
Я, куда ни поползу,
Дом с собою повезу!
Чуть кто на дорожке –
Спрячу в домик рожки».
«Курица с цыплятами»
(дети выполняют движения в
соответсвии с текстом)
Вышла курочка-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки.
Квохчет курочка: ко-ко,
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
«Небылицы»
Ходит утка в юбке,
В теплом полушубке,
(Руки на поясе поочередно
выставляем
вперед ногу)
Курочка – в жилете,
(Приложить руки к груди)
Петушок – в берете,
(Приложить правую руку к
голове)
Кошка – в сарафане,
(Подержаться за край
подола)
Заинька – в кафтане,
(Опустить руки вдоль тела)
А всех их пригоже –
Корова в рогоже.
(Хлопки в ладоши)
Подвижные игры и
упражнения
«Зайка беленький сидит»
Цель: Выполнение движений
детьми в соответствии с
текстом.
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так!
Он ушами шевелит.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок!
Надо зайке поскакать.
«Оленята ищут маму»
Цель: Учить детей
перепрыгивать натянутые
веревочки на разную высоту
(от 10 до 30 см) двумя ногами
одновременно.
«Смелые утята»
Цель: Учить детей пролезать
на корточках под низко
натянутой веревкой (40 см от
пола), не задев её.
Дидактические игры
«Цветовой круг»
Цель: Учить детей разделять
цвета
на
основные
(желтый,
красный, синий) и составные
( о р а н ж е в ы й ,
з е л е н ы й ,
фиолетовый).
«Угадай и расскажи»
Цель: Закрепить знания детей
о
народной
игрушке,
как
об
одной
из
форм
народного
декоративно-прикладного
и с к у с с т в а ;
у з н а в а т ь
каргопольскую
игрушку
по
и з о б р а ж е н и ю ,
у м е т ь
о бъ я с н и т ь
с в о й
в ы б о р ,
выделять элементы росписи,
её
колорит
и
композицию
узора
на
изделии.
Развивать
эстетический вкус.
«Назови правильно»
Цель: Закрепить знания детей
о
народных
художественных
промыслах, их признаках (по
иллюстрациям
с
глиняными
игрушками).
Умение
найти
каргопольский
п р ом ы с е л
среди других, обосновать свой
в ы б о р ,
с о с т а в л я т ь
описательный рассказ.
Речевые игры
«Непослушные утята»
Цель: Разучивание игры-
диалога «Утята»
«Угадай, какая роспись?»
Цель: З а кр е пл я т ь
у м е н и е
детей
узнавать
и
называть
каргопольскую
и грушку;
уметь обосновать свой выбор,
называть элементы росписей,
«Речевой портрет сюжетной
композиции»
Цель: Закреплять умения в
правильном построении
описательного рассказа через
рассматривание сюжетной
о т г а д ы в а т ь
з а г а д к и .
Воспитывать у детей чувство
гордости
за
родной
край
–
край умельцев и мастеров.
композиции каргопольской
игрушки.
Игры-диалоги
«Утенок»
-Не хочу один клевать я!
Пусть скорей
приходят братья.
-Где ж они?
-Под старой липой!
-Как зовут их?
-Ути-ути!
- Утушка моховая, где ты ночь
ночевала?
-Там, там, там за болотом, у
Кузьмы – Демьяна…
- Где утка шла, тут рожь густа,
околосиста да обмолотиста…
«Цыпленок»
-Не хочу клевать один я! Пусть
скорей приходят братья.
-Где ж они?
-Под старой липой!
-Как зовут их?
-Цыпа-цыпа!
Дыхательные
упражнения
«Глубокий вдох – медленный выдох»
Глубокий вдох – во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями
вперед. Задержать дыхание, сконцентрировать внимание на середине ладоней, представляя что на
них стоит игрушка: каргопольская барышня.
Медленный выдох – выдыхая, обеими руками одновременно рисовать перед собой элементы
каргопольской росписи (символы)
Считалки
Лист от ветки оторвался,
Ветер злился и сбивался,
Вот попробуй, сосчитай,
Оторвался – улетай!
Конь ретивый с длинной
гривой
Скачет по полям тут и там.
Где проскачет он -
Выходи из круга вон.
Мы весёлые ребята,
Любим бегать и скакать,
И игрушками играть,
Раз, два, три, четыре, пять -
Ты, попробуй нас догнать.