Мотивация на уроках русского языка и литературы - путь к повышению качества знаний и успешной самореализации в социуме
Автор: Андреева Людмила Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ О(С)ОШ№8 Населённый пункт: г.Чита, Забайкальский край Наименование материала: Статья Тема: Мотивация на уроках русского языка и литературы - путь к повышению качества знаний и успешной самореализации в социуме Раздел: полное образование
Андреева Людмила Александровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «О(С)ОШ№8»
Мотивация на уроках русского языка и литературы - путь к повышению качества
знаний и успешной самореализации в социуме.
То, что мы знаем, - ограничено,
а то, чего мы не знаем,- бесконечно.
Лаплас П.
Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы, достижение
положительных результатов в успеваемости, заинтересованность учащихся открытых
школ в получении новых знаний и желание быть успешными в современной жизни –
сложный и многомерный процесс.
Безусловно, необходима та мотивационная среда, которая будет являться фактором
успешного решения
проблем
как образовательного процесса, так и успешного
самоопределения в социуме.
Следует различать мотивацию учебной деятельности и мотив. Под мотивом
учебной
деятельности понимаются все факторы, определяющие проявление учебной активности:
потребности, цели, установки, чувство долга, интересы. Ученые-психологи выделяют
несколько факторов мотивации учения:
1. Обучение ради обучения, без интереса к преподаваемому предмету.
2. Обучение без личных интересов и выгод.
3. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач.
4. Обучение по принуждению или под давлением.
5. Обучение, основанное на общепринятых нормах .
6. Обучение для достижения цели в обыденной жизни.
Наша цель - научить школьников активно мыслить , быть целеустремленными, смело
ставить перед собой задачи и самостоятельно находить способы их решения:
- хочу иметь знания, чтобы быть полезным обществу;
- хочу быть культурным и развитым;
- хочу узнавать новое;
- хочу продолжить образование;
- хочу подготовиться к избранной профессии;
- хочу радостно преодолевать трудности;
- не хочу быть худшим;
- хочу всё делать хорошо.
Такие мотивы обязательно ведут к успешному самоопределению и самореализации в
обществе. Но
учитывая контингент учащихся открытой школы, мы наблюдаем обратное.
Мотивация у ребят очень низкая. Причин много. У ребят большие пробелы в знаниях.
Дети, прибывшие к нам из других учебных заведений края, имеют низкий уровень
базовых знаний: плохо читают, не умеют анализировать прочитанное, у них слабо развиты
коммуникативные способности, они допускают огромное количество грамматических
ошибок. Это дети педагогически запущенные.
Как поднять мотивацию на должный уровень, как подготовить таких ребят к итоговой
аттестации?
Для решения этих задач на уроках русского языка и литературы использую следующие
приёмы мотивации :
1
эмоциональные
Поощряю учащихся за успехи , которые трудны и
требуют особых усилий в учебной деятельности.
Создаю ситуации успеха(сдвоенные задания, где
первое подготавливает к выполнению более сложного
и другие).
Предлагаю свободный выбор заданий.
2
Познавательные
Активизирую познавательные интересы (приём
новизны, предполагающий включение в содержание
учебного материала интересных фактов, сведений;
приём семантизации, в основе которого лежит
возбуждение интереса благодаря раскрытию
смыслового значения слова, названия.
Создаю проблемные ситуации(задачи урока).
Предлагаю выполнить творческие задания.
Использую методы «мозгового штурма» (кластеры,
синквейны, викторины, графические диктанты и др.)
3
Волевые
Формирую ответственное отношение к
обучению(подготовка к урокам, выполнение
заданий).
Провожу рефлексию на разных этапах урока.
Создаю ситуации, в которых необходимо преодолеть
познавательные трудности.
Прогнозирую будущую
жизнедеятельность(успешность).
4
Социальные
Создаю ситуации взаимопомощи.
Стараюсь заинтересовать результатами коллективной
работы.
Развиваю желание быть полезным.
Организую взаимопроверку.
Свою работу я начинаю с входящего контроля, который выявляет уровень знаний и умений
учащихся. Затем составляю план работы, подбираю индивидуально-образовательный
маршрут для тех учащихся, кому необходимо устранить пробелы в знаниях. Все задания
построены на повторении и закреплении материала за 5-9 классы. Свои уроки выстраиваю
так, чтобы они были интересными , яркими, познавательными, заставляли учащихся
думать, мыслить, проявлять активность. Продумываю работу с дидактическим материалом ,
текстами, картами, схемами, справочной литературой. Учащиеся выполняют
разноуровневые задания на все виды грамотности: орфографической, пунктуационной,
речевой. Самостоятельно готовят дополнительный теоритический материал к урокам,
используя дополнительную литературу и интернет -ресурсы ,обобщают его в виде схем,
таблиц, алгоритмов, моделей, правил по всем разделам русского языка. Когда ребята
проявляют самостоятельность, сами ставят цели и задачи к уроку, у них появляется
заметный интерес к учебному процессу.
Для развития мотивации на уроках русского языка я активно использую тексты
художественной литературы. К каждому уроку подбираю интересный эпиграф-
высказывание русских классиков, готовлю к нему несколько вопросов для развития
познавательных способностей, для умения выражать свои мысли, дискуссировать. Затем
учащиеся анализируют данные слова как синтаксическую единицу, находят
грамматическую основу, второстепенные члены, объясняют постановку знаков
препинания. Если данный эпиграф содержит средства художественной выразительности,
то учащиеся называют их и объясняют значения.
Темы «Простые предложения» и «Сложные предложения» мы изучаем на примере
художественных произведений. Например.
Предлагаю отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Деревня».
Вопросы по данному произведению:
1.Выразительно прочитать.
2.Когда было написано стихотворение?
3.Чему посвящено?
4.Чем является деревня для лирического героя?
5.Анализ выразительных средств.
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток,
На лоне счастья и забвенья.
Затем этот отрывок используем для анализа и синтаксического разбора. Учащиеся
записывают его в тетради, выделяют грамматические основы, второстепенные члены
предложения, объясняют постановку запятых, моделируют предложение(составляют
схему).Таким образом, решается задача по формированию обобщенного способа действия
синтаксического разбора сложного предложения.
Предлагаю сложные предложения из отрывка прозаического произведения А.С.Пушкина
«Дубровский».
Прошло несколько времени, а здоровье бедного Дубровского всё еще было
плохо; правда, припадки сумасшествия уже не возобновлялись, но силы его
приметно ослабевали. Он забывал свои прежние занятия, редко выходил из своей
комнаты, и задумывался по целым суткам.
Вопросы:
1.Прочитать выразительно.
2.Дать характеристику записанным предложениям.
3.Записать в тетрадь, сделать синтаксический разбор предложений.
Работа с произведениями русских классиков на уроках всегда интересна, занимательна и
не вызывает равнодушия к изучению родного языка.
Заинтересованность учащихся открытых школ в получении новых знаний - это главный
двигатель в учении, а мотивация через урок позволит им развиваться постоянно.