Напоминание

"Жизнь пресного водоёма"


Автор: Гордейко Марина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ Покровская НОШ
Населённый пункт: с. Покровка, Приморский край
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Жизнь пресного водоёма"
Раздел: начальное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Учебный предмет Окружающий мир Класс 4 «В» Тема урока Природное сообщество – водоём. Цель урока Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма. Задачи урока Уточнить представления учащихся об условиях жизни в пресных водоёмах; расширить знания о растениях и животных пресного водоёма, их приспособленности к условиям жизни; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать необходимость бережного отношения к обитателям водоёма и их охраны. Основные понятия, термины Водоём, природное сообщество, искусственный и естественный водоём. Тип урока Урок открытия нового знания Планируемые образовательные результаты Предметные Метапредметные Личностные Знать, что такое природное сообщество; основные признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществе; приводить примеры взаимосвязей между обитателями в природном сообществе – водоём; знать основные моменты влияния человека на состояние природного сообщества. Регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат. Оценивать качество и уровень усвоения материала. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, дополнительной литературы, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: работать в парах и малых группах; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Проявлять положительное отношение к учению, проводить самооценку своих действий. Условия реализации урока Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) Учебная литература Учебник «Окружающий мир», энциклопедии. Оборудование Компьютер, учебная презентация, карточки с кроссвордом, фломастеры, заготовки. Форма проведения урока Урок-исследование Технология обучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

(УУД)
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. Учащиеся мобилизуются на урок. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. 2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Разгадайте кроссворд:
1.
К Л
4.
К Е
2.
П Р
5.
П
В

О

3.

Д

О

Ё

6.

М
Е П У Т Р А Р О Б Е Й Л П Н З Е И Е Л К Н Ь 1) Это красивое растение луга с тёмно- красными головками, его опылить может только шмель. 2) Обитатель леса – очень хорошо лазает по отвесной поверхности деревьев, длинный острый клюв помогает этой птице доставать насекомых и з глубоких трещинок в коре дерева. 3) С в е тол ю б и в ы й п р е д с т а в и т е л ь лиственного леса. 4) Почти всю жизнь проводит в норах, у него короткий густой и бархатистый мех. 5) Обитатель луга, который почти никогда не поднимается в воздух; от Работа в парах. Личностные: развитие учебных мотивов Познавательные: синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты.
врагов быстро убегает или затаивается с р е д и г у с т о й и в ы с о к о й растительности. 6) Представитель леса – цветёт в мае, его цветки напоминают бусины. - Какое ключевое слово получили? Прочитайте слово в выделенной строке. - Водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? - А ещё пресные и солёные. - Какие типы пресных водоёмов вы знаете? Игра (у доски). - Распределите водоёмы по типу: река, пруд, канал, озеро, водохранилище, ручей. - Докажите. - Определите тему нашего урока. - Верно, «Жизнь пресного водоёма». Водоём. Искусственные и естественные. Река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище. Искусственные: пруд, канал, водохранилище. Естественные: река, озеро, ручей. 3. Этап выявления места и причины затруднения. - На уроке мы будем говорить о водоёмах: река, озеро, пруд. - Как вы думаете, является ли пресный водоём сообществом? Кто прав, мы узнаем в конце урока. - Какова же цель нашего урока? - Какие задачи поставим перед собой? Ответы детей. Узнать о разнообразии животного и растительного мира, доказать, что водоём – природное сообщество. Узнать об условиях жизни в пресных водоёмах; познакомиться с представителями животного Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачи.
и растительного мира пресного водоёма. Узнать, как они связаны друг с другом. Рассмотреть роль человека в жизни пресного водоёма, учиться рассуждать и делать выводы. 4. Этап построения выхода из затруднения. - Сегодня вы попробуете исследовать жизнь пресного водоёма. Для этого мы разделились на группы. - Какие правила в группе необходимо соблюдать? Каждая группа получает задание. Нужно изучить материал учебника и подготовить ответ для вс ех учащихся, а з ат е м п р е д с т а в и т ь е г о . Продуктом вашего исследования станет плакат-схема. Каждая группа выполняет своё задание, оформляет его на листах. 1 группа – расскажет об условиях жизни в пресных водоёмах. 2 г р у п п а – п о з н а к о м и т н а с с представителями растительного мира водоёмов. 3 группа – составит схему о животном мире пресных водоёмов. 4 группа – расскажет о значении рек и озёр в природе и жизни человека. 5 группа – составит цепи питания и расскажет о представителях пресных водоёмов, занесённых в Красную книгу. Ответы детей. Получают учебную задачу. Коммуникативные: слушают учителя. 5. Этап реализации Самостоятельная поисковая Коммуникативные:
построенного проекта. работа учащихся в группах. (планирование): определение цели, функции участников, способов взаимодействия. Познавательные: поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; (моделирование): фиксируют в графические модели. Регулятивные: осуществляют самоконтроль. 6. Физкультминутка. Физкультминутка «Ручейки». А теперь мы ручейки, Побежим вперегонки. (Бег на месте.) Прямо к озеру спешим, (Ходьба на месте.) Станет озеро большим. (Руки в стороны.) С рыбками поплаваем, (Круговые движения руками.) С бобрами поиграем, Вернёмся в класс все мы, (Прыжки на месте.) Вновь став учениками. (Ходьба на месте.) 7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. - Посмотрите вот сюда.
(Слайд № 1-2)
Тихо плещется вода, Ряска, лилии, рогоз, И кубышка, и тростник, Есть беззубка, прудовик, Водомерка вот бежит. Коммуникативные: использование речи для регуляции своего действия; строят рассуждения, понятные для
Всюду бурно жизнь кипит. Это пресный … (водоём). - Давайте полюбуемся, как красив водоём! Водная гладь завораживает, манит к себе, восхищает переливами красок. Так и хочется войти в это царство покоя и н е г и , познакомиться с его обитателями. 1 группа расскажите об условиях жизни в пресных водоёмах. - Кто они, эти удивительные жители водоёма? 2 г р у п п а п о з н а к о м ь т е н а с с представителями растительного мира водоёмов.
(Слайд № 3-7)
- Какой вывод вы сделали, изучая растения водоёма? 3 группа представьте вашу схему о Представляют свои работы. Условия жизни для растений: свет, тепло, воздух, минеральные вещества, в воде растворён кислород (его намного меньше). Для животных: растения выделяют кислород, очищают воду от загрязнения, служат пищей и убежищем для многих животных. Плакат-схема. Водоём – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Велика роль растений в водоёме. О н и с л у ж а т п и щ е й ж и в о т н ы м , в ы д е л я ю т кислород, необходимый для дыхания. собеседника. Регулятивные: контроль.
животном мире пресных водоёмов.
(Слайд № 8-13)
- Какой же вывод вы сделали, изучая животный мир водоёма? - Как живут все обитатели водоёма? - Можно ли сказать, что пресный водоём является природным сообществом? - Кто может изменить жизнь обитателей водоёма, вмешиваясь в жизнь этого сообщества? - Каким образом? 4 группа расскажите о значении рек и озёр в природе и жизни человека. - Представьте правила поведения у водоёма, с помощью знаков.
(Слайд № 14-15)
И с е й ч а с 5 г руп п а расскажи те о представителях пре сных в од о ё м о в , занесённых в Красную книгу. Покажите, какие цепи питания составили.
(Слайд № 16-17)
- Спасибо, ребята за ваши интересные сообщения. - Можем ли мы пресный водоём назвать природным сообществом? Животные в водоёме есть везде: на поверхности, в толще воды, на дне и на водных растениях. Их большое разнообразие. Сообща. Люди. Люди бросают мусор в водоёмы, моют машины. Промышленные производства сливают отработанную грязную воду… Можем, т.к. в нём совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой. 8. Этап включения в систему знаний и повторения. - Закрепить наши знания поможет тест. Тест «Жизнь пресного водоёма» Один ученик работает у доски. Познавательные: структурирование
1. К искусственным водоёмам относятся... а) реки, моря, океаны; б) водохранилища, пруды, каналы; в) ручьи, реки, озёра, моря, океаны. 2. Растения водоёма – это... а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник; б) брусника, черника, мох; в) кувшинка, ряска, тростник. 3. Почему клопы-водомерки не тонут? а) они очень легкие; б) они умеют плавать; в) их ножки покрыты жиром. 4. Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются... а) люди; б) цапли; в) ондатры; г) бобры. 5. С водоёмами связана жизнь... а) зябликов, трясогузок, соек; б) цапель, диких гусей и уток. 6. У каких растений корни прикрепляются ко дну водоёма, а широкие листья плавают на поверхности водоёма? а) кубышка, кувшинка; б) рогоз, тростник, стрелолист; в) ряска. 7. У какого растения семена собраны в коричневый початок? а) у тростника; б) у рогоза. 8. Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что... а) много микроскопических водорослей; б) на дне много ила. 9. Какие животные всю жизнь проводят в воде? Самостоятельная работа учащихся. знаний.
а) раки, беззубки; б) клопы-водомерки, жуки-вертячки. 10. Водоём называют природным сообществом, потому что... а) в нём богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным; б) в нём совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой; в) в нём от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы. - Проверьте свои работы. Самопроверка. Ответы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 б в в г б а б а а б Регулятивные: самопроверка. 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. - Какую тему мы сегодня изучали на уроке? - Какие задачи стояла перед вами? - Удалось ли решить их? - Дополните предложение: «Теперь я знаю, что …» Ответы учащихся. Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: рефлексия своих действий. Личностные: самооценка личности.


В раздел образования