Напоминание

Технология решения задач в косвенной форме


Автор: Орлова Нина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №25
Населённый пункт: город Озерск, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка урока математики 4 класс
Тема: Технология решения задач в косвенной форме
Раздел: начальное образование





Назад




24.11.2014 Технологическая карта урока математики 4 класс УМК «Школа России» Тема урока: Решение задач в косвенной форме (Технология решения задач как средство формирования информационной культуры) Учитель: Орлова Нина Николаевна, МБОУ СОШ №25 Цель учителя: проблемный метод обучения, как средство формирования умений решать задачи в косвенной форме Задачи: 1. Продолжить знакомство учащихся с решением задач нового вида, используя и обогащая представления учащихся о родном крае (Челябинской области); 2. Развивать творческое мышление; 3. Воспитывать любовь к малой родине. Планируемые результаты: Личностный результат: проявлять внимание к учебному процессу; сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого; понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач. Метапредметные результаты: Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; Регулятивные: формировать умение ставить учебную задачу; соотносить результат своей работы деятельности и класса с учебной задачей и оценивать его. Коммуникативные: формировать умение работать в группе, совместно договариваться друг с другом; слушать и понимать речь других; аргументировать свое предложение Предметный результат: формировать умение решать задачи в косвенной форме Формы организации: индивидуальная, групповая Межпредметные связи: окружающий мир

Этапы урока, целевые ориентиры Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность -Добрый день Проверяю, кто внимательнее. (первому ряду кивнула - сели, второму показала сесть рукой, третьему сказала: остальные сели) Сегодня необычный урок, урок – экономическая игра. Мы – не ученики, а служащие банков. Наши тетради - бизнес блокноты, куда мы будем записывать все необходимые операции. К нам пришли аудиторы, которые проверят устойчивость банков. -Кто такие аудиторы? Дети садятся по указанию учителя по рядам слушают обращают внимание на таблицу – схему понятий
Аудитор-человек, который

занимается проверкой

документов, отчетности.
2.Актуализация и выявление имеющихся знаний по теме урока Цель: актуализировать и выявить имеющиеся у учащихся знания по теме урока -Разделим класс на банки.
Банк— финансово-кредитное учреждение,

выполняющее разные виды операций с деньгами и

ценными бумагами.
В каждом банке есть менеджер. Кто это? Менеджеров 3х банков прошу выполнить задание, чтобы открыть сейф банка и начать операции с деньгами: 1чел 1чел 1чел 88 х 1000 = 190 + х =920 3000 –х=875 х:10=275 34км-18сек= 10000+200+30+5= -Для того, что подтвердить устойчивость банков, необходимо выполнить некоторые операции с числами, но вначале проведем информационную разминку. 1ряд банк «Алекс» 2ряд банк «Арго» 3ряд банк «Астория»
Менеджер – это руководитель,

управляющий банком
Дети у доски
Устойчивость банка это – его

способность противостоять

возможным негативным

факторам внутренней и

внешней среды.


Задание 1
Работа на карточках по вариантам На ваших столах лежат карточки, прочитайте, выполните задания на преобразование, сложение и вычитание величин
1 вариант
1.Преобразуй: 3ч.= …мин 2.Реши: 34дм – 6мин. = 3.Реши: 2000м+400м= 4.Вычисли: 125см-105см=
2

вариант
1. Реши: 300мин – 120 мин= 2.Реши: 325ч – 273 см= 3. Преобразуй: 2км400м =….. м 4.Преобразуй: 200мм=…см -Взаимоконтроль. Поменялись карточками. Проверьте работу соседа, заменяя результаты вычислений буквами: 2400м нет р. 180мин 20см Р - У А Что получилось? Поднимите руки, кто справился с заданием.
Задание 2
Работа в парах Прочитайте числа друг другу: 7 301 623 188 270 501 80 030 040 54 000 199 Кто прочитал числа правильно? Кто ошибся? Решение задания на карточках 3ч= 180мин Не имеет решения, т.к. вычитать можно только однородные величины 2000м+400м=2400м 125см-105см= 20см 300мин – 120 мин=180мин Не имеет решения, т.к. вычитать можно только однородные величины 2км 400м=2400м 7 см +13 см=20см Дети проверяют карточку соседа, проставляя в окошки буквы. УРА Ученики читают числа соседу по парте Дети поднимают сигналы
Хорошо. Открываем бизнес блокноты Запишите дату - Место проведения операции - Тема вне доступа – 1.Операция. Минута чистописания Для работы необходимо в каждом банке открыть расчетный счет-записать правильно.
1банк
№ расчетного счета вашего банка – самое большое число среди данных чисел
2 банк
в записи вашего № счета отсутствует класс тысяч
3 банк
№ расчетного счета – 7-значное число Прочитайте 2 операция. Предлагаю повторить величины, Читаю текст, а вы записываете в столбик величины, которые услышите. Челябинская область расположена на Южном Урале. В современных границах территория Чел. области составляет 88 тыс. кв. км. Общая протяженность границ области 2750 км, в том числе с Казахстаном 730 км. На территории Челябинской области насчитывается 3170 озер, общая площадь их составляет 2125 кв.м. В пределах области берут начало многочисленные реки. Суммарная длина рек составляет 10235 км. Проверяем. Прочитай число. Найдите ответ среди решений на доске. Прочитай второе число. Менеджеру – как найти делимое? Прочитай третье число. Найдите ответ. Менеджеру – как найти неизвестное слагаемое? Прочитай 4,5 число. Менеджеру – как найти вычитаемое? Что скажете про это задание? 34км-18сек= 24 ноября Классная работа .
Расчетный счет – счет для

хранения денежных средств в

банке
188 270 501 54 000 199 7 301 623 88000км² 2750км 730км 2125км² 10235км Дети у доски решили 88000 730 2125 2750 нет реш 10235 Не имеет решения Не обозначает величину.
Частичный инструктаж ДЗ Почему не записали 3170? Менеджеры справились с заданием, получают ключи от сейфов
Откройте учебники с.68 №321. Дз записать

вычисления столбиком и решить.
Мы узнали, что на территории Чел.обл. насчитывается 3170 озер, а вот рек на 432 больше? Сколько рек протекает на территории Чел.обл.? (таблица с краткой записью) -Что сформулировала? - Решаем задачу в бизнес блокнотах. -Сколько рек протекает на территории нашей области? - Как узнали? Почему? На территории нашей области расположены горы Среднего и Южного Урала. Рассмотрите таблицу:
слайд
Юрма Нургуш Дальний Таганай ?м 1406 м ?м - Что знаете о высоте гор Юрма и Дальний Таганай? Юрма Нургуш Дальний Таганай ?м на 404 м ниже 1406 м ?м Верно, высота Юрмы на 404м ниже горы Нургуш. Определите высоту г. Юрма? Как узнали высоту горы Юрма? Почему? Задачу, потому что есть условие, вопрос. 1). 3170+ 432 =3602( р.) Ответ: 3602 реки. Узнали сложением, потому что в задаче сказано больше, находили большее число. Задача на увеличение числа на несколько единиц Нургуш наивысшая точка Чел.обл, а Юрма и Дальний Таганай ниже, чем Юрма 1). 1406-404= 1002(м) Ответ: 1002 метра. Вычитанием, потому что сказано на 404 меньше, находили меньшее число. Задача на уменьшение числа на несколько единиц
Юрма Нургуш Дальний Таганай 1002м 1406 м ?м на 144 м выше, чем г. Юрма Высота горы Дальний Таганай на 144м больше горы Юрма. Определите высоту г. Дальний Таганай? Как узнали высоту горы Дальний Таганай? Почему? Слайд Диаграмма Назовите самую высокую вершину, низкую гору 1). 1002+144=1146(м) Ответ: 1146 метров. Сложением, потому что сказано на 144м выше, находили большее число Задача на увеличение числа на несколько единиц Нургуш-высокая, Юрма-низкая 3.Создание проблемной ситуации. Цели: создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи. Слайд Следующая операция. Решить задачи 1. Глубина озера Иртяш 12м, а глубина озера Улагач на 7 м меньше. Чему равна глубина озера Улагач? 2. Глубина озера Иртяш 12 м, это на 7 м больше глубины озера Улагач. Чему равна глубина озера Улагач? Задача 1. Чему равна глубина оз. Улагач? Как узнали? Почему? Задача 2. О чем спрашивается? Есть информация об этом озере еще? Чем отличается эта задача от первой? 5м Вычитанием, потому что сказано на 7м меньше. О глубине озера Улагач Нет Условие второй задачи сформулировано необычно, уточняется информация об Иртяше, нет информации об озере Улагач. Есть слово «это» Задача не в прямой форме, а в косвенной.
Чему мы будем учиться сегодня на уроке? Запишите тему урока. Решать задачи в косвенной форме. Решение задач в косвенной форме.
Запись темы в блокноты
4.Открытие нового знания Цель: организовать совместное открытие нового знания
Работа с документацией.
Учебник с.68 №319 (схемы 4 кратких записей) Прочитайте 1 задачу. Рассмотрите варианты кратких записей Покажите цифровой карточкой подходящую краткую запись Прочитайте 2 задачу Покажите цифровую карточку. Итак, как решить задачу, выраженную в косвенной форме?
Слайд Алгоритм
1. Прочитай задачу. 2. Определи вид задачи. (Если задача в косвенной форме, то в ней информация дается не на прямую. Наличие слов «что», «это») 3. Составь краткую запись. 4. Определи, большее или меньшее число находим. 5. Реши задачу, используя краткую запись. Составьте простую задачу в косвенной форме в парах. Итак, научились составлять задачи в косвенной форме, порешаем задачи. Читает ученик Показ карточек Мне 10 лет. Я на 3 года старше сестры. Сколько лет сестре? (10-3=7) Маме 35 лет. Она младше папы на 3 года. Сколько лет папе? (35+3=38)
5.Первичное закрепление нового знания. Цели: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. Инструктаж ДЗ Цель: организовать выполнение д/з. Слайд Решение задач Задание каждому банку. Решить задачу.
1 банк
Площадь озера Тургояк 27 км², что на 44 км² меньше площади озера Увильды. Чему равна площадь озера Увильды?
2 банк
Площадь озера Иртяш - 60 км², это на 47 км² больше площади озера Зюраткуль. Чему равна площадь озера Зюраткуль? 3
банк
Площадь озера Кисегач 15 км², она на 7км² меньше площади озера Смолино. Чему равна площадь озера Смолино? Слайд Проверка по таблице Озеро Площадь зеркала, км² Тургояк 27 км² Увильды 71км² Иртяш 60км² Зюраткуль 13км² Кисегач 15км² Смолино 22км² ДЗ с. 68 №322 Выбрать из предложенных задач в косвенной форме, решить. Дополнительно, можно придумать задачу в косвенной форме для соседа. Информацию можно взять в справочной литературе. 1). 27+44=71( км²) Ответ: 71 км² 1). 60-47=13 (км²) Ответ: 13 км² 1). 15+ 7=22 (км²) Ответ: 22 км² Руку подняли те, кто правильно решил задачу Запись дз в дневнике: с.68 №321, 322, доп. материал Слушают задание внутреннее осмысление, задают вопросы Физкультминутка В банках существует обед и нам пора на перерыв танцуем 6.Творческое воспроизведение А теперь я предлагаю вам получить командировочное удостоверение и выполнить
усвоенных знаний. Цель: организовать групповую работу по применению новых знаний задание. Каждая группа получает конверт с заданиями. Выполнив задания, менеджер группы отчитывается о проделанной работе. Ответить надо на вопросы как? И почему? Прошу помнить правила работы в группе. Аудиторов прошу присоединиться к группам. Возвращаемся из командировки на рабочие места. Проверка заданий. (слайд) Оценка менеджеров. Молодцы. Дети получают конверты с заданием (ПРИЛОЖЕНИЕ) и выполняют его на листах (Технологическая карта Задание) Менеджер каждой группы комментирует выполненное задание. 7.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию собственной учебной деятельности. Каждый банк демонстрировал свои возможности, и теперь подведем итоги устойчивости банков. Дадим слово менеджерам банков. Какую задачу ставили? Удалось ли справиться? Над чем еще надо поработать? Карточки сигналы: Дадим слово аудиторам. Спасибо за урок. Мы учились выделять важную информацию в тексте, находить задачу в косвенной форме, правильно составлять краткую запись, решать задачу в косвенной форме, используя алгоритм решения. А нам необходимо повторить виды простых задач и быть более внимательными в поиске. А мы узнали много новых слов и познакомились с профессиональной деятельностью работников банка, и я хочу в будущем стать банкиром. Дети показывают карточки - сигналы

1 группа. Пользуясь справочным материалом, составьте и решите задачу в

косвенной форме.
Самый крупный растительноядный зверь нашей области – лось. Его вес иногда достигает 600 кг. В Челябинской области встречаются 14 видов хищных животных. В горно-лесистой зоне живут бурые медведи. Это крупное животное, вес которого достигает 300 кг, а длина тела — 2 м.
2 группа. Выберите задачу в косвенной форме и решите ее.
1) Длина реки Ай 549 км, а длина реки Миасс на 109 км короче. Чему равна длина реки Миасс? 2) На территории Челябинской области 3170 озер, а рек 3602. На сколько рек больше, чем озер? 3) В Челябинской области насчитывается 30 видов ядовитых растений, это на 120 видов меньше, чем лекарственных. Сколько видов лекарственных растений в нашей области?
3 группа. К данной краткой записи подберите подходящую задачу и решите ее.
Сосна – 40 м, это на 10м ниже Лиственница - ? 1. Высота сосны достигает 40м, а высота лиственницы на 10м выше. Чему равна высота лиственницы? 2. Высота сосны 40м, это на 10м ниже высоты лиственницы. Чему равна высота лиственницы? 3. Высота сосны 40м, а лиственницы на 10м выше. На сколько метров высота сосны ниже, высоты лиственницы?
4 группа. Данную задачу преобразуйте в косвенную форму, составьте краткую

запись и решите ее.
Самая популярная пещера в долине реки Ай «Кургазак» имеет длину 530м, а длина Сугомакской пещеры (единственная пещера Урала, образовавшаяся в мраморной породе) – на 407м меньше. Чему равна длина пещеры «Сугомак»?
5 группа.

Составьте задачу в косвенной форме и решите ее.
Пещера Кургазак (или Кургазакская) – самая популярная пещера в долине реки Ай. Находится в Саткинском районе Челябинской области. Длина пещеры 530 метров. Сугомакская пещера (длина, которой на 407м короче Кургазакской) –находится около города Кыштым Челябинской области.
Карточка1
Прочитай задачу.
Длина реки Ай -549 метров, а протяженность реки Миасс на 109 метров больше. Чему равна длина реки Миасс? Определи вид задачи и действие, которым решается задача. Реши задачу. Вид _________________________ _____________________________ Решение: 1). Ответ: Карточка 2
Прочитай задачу.
Наибольшая глубина озера Тургояк-34 метра, а средняя глубина - на 17метров меньше. Чему равна средняя глубина озера? Определи вид задачи и действие, которым решается задача. Реши задачу. Вид _________________________ _____________________________ Решение: 1). Ответ:

Ф.И. ________________________1 вариант
1.Преобразуй: 3 ч.= ….. мин 2.Вычисли: 34дм – 6мин = ………. 3.Вычисли: 2000м+400м = ……… 4.Вычисли: 125см-105см = ……… Ф.И._________________________2
вариант
1. Вычисли: 300мин – 120 мин = …… 2.Вычисли: 325ч – 273 см = ……. 3. Преобразуй: 2км400м = …….м 4.Преобразуй: 200мм=…..см
Ф.И. ________________________1 вариант
1.Преобразуй: 3 ч.= ….. мин 2.Вычисли: 34дм – 6мин = ………. 3.Вычисли: 2000м+400м = ……… 4.Вычисли: 125см-105см = ……… Ф.И._________________________2
вариант
1. Вычисли: 300мин – 120 мин = …… 2.Вычисли: 325ч – 273 см = ……. 3. Преобразуй: 2км400м = …….м 4.Преобразуй: 200мм=…..см
Ф.И. ________________________1 вариант
1.Преобразуй: 3 ч.= ….. мин 2.Вычисли: 34дм – 6мин = ………. 3.Вычисли: 2000м+400м = ……… 4.Вычисли: 125см-105см = ……… Ф.И._________________________2
вариант
1. Вычисли: 300мин – 120 мин = …… 2.Вычисли: 325ч – 273 см = ……. 3. Преобразуй: 2км400м = …….м 4.Преобразуй: 200мм=…..см
Ф.И. ________________________1 вариант
1.Преобразуй: 3 ч.= ….. мин 2.Вычисли: 34дм – 6мин = ………. 3.Вычисли: 2000м+400м = ……… 4.Вычисли: 125см-105см = ……… Ф.И._________________________2
вариант
1. Вычисли: 300мин – 120 мин = …… 2.Вычисли: 325ч – 273 см = ……. 3. Преобразуй: 2км400м = …….м 4.Преобразуй: 200мм=…..см


Уменьшение числа на несколько единиц 1. - 2. - ?, на меньше
Увеличение числа на несколько единиц 1. - 2. - ?, на больше
Косвенная форма 1. - , что на больше 2. - ?
Косвенная форма 1. - , что на меньше 2. - ?
Проверка: 2400м Р нет реш. - 180мин У 20см А









В раздел образования