Автор: Раджабова Зара Бубаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №15 "Серебряное копытце" Населённый пункт: г. Сургут, Тюменская область, Ханты - Мансийский автономный округ Наименование материала: Проект Тема: "Я девочка, я мальчик" Раздел: дошкольное образование
Актуальность
Вопросы
гендерного
воспитания
подрастающего
поколения
всегда
были одними из самых сложных и противоречивых, от их решения во многом
зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества.
На сегодняшний день уже проведены научно – экспериментальные
исследования,
которые
показали,
что
работники
дошкольного
образовательного учреждения и родители понимают необходимость полового
воспитания и гендерного развития мальчиков и девочек, но зачастую не
знают сущности этих понятий, не учитывают возрастные особенности и
задачи полоролевого развития, не используют дифференцированный подход в
воспитании детей разного пола.
От
того,
насколько
успешно
проходит
процесс
гендерной
социализации,
включающий
формирование
представлений
о
содержании
типичного для пола поведения и стремления повторить эти представления в
собственном поведении, а также возникновение предпочтений и интересов,
специфичных для пола, многое зависит в формировании личности, а именно:
уверенность в себе, определенность личностных установок, и, в конечном
счете, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье.
Если основы женственности и мужественности не заложить в детях в ранние
годы, это может привести к тому, что, став взрослыми, они будут плохо
справляться со своими социальными ролями. Это и определяет содержание
работы по осуществлению дифференцированного подхода в педагогическом
процессе
воспитания
и
обучения
мальчиков
и
девочек
в
разных
видах
деятельности.
Изучение и анализ учеными (З.В. Мануйленко, З.М. Истоминой и др.)
практики работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что
воспитание мальчиков и девочек сегодня отстает от реальных потребностей
практики воспитания дошкольников и современных требований общества.
Срок реализации: среднесрочный.
Вид проекта: информационный.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: родители, воспитанники ДОУ, воспитатель.
Продукт проектной деятельности: альбом «Играют девочки, играют
мальчики», составление совместно с родителями «Генеалогического древа»,
организация
выставок
рисунков
(портреты
мам
и
пап),
наглядной
информации в групповых раздевалках о семье, изготовление детьми подарков
сюрпризов
для
мам
и
пап,
совместное
мероприятие
для
родителей
с
использованием ИКТ.
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли мужчины и
женщины, и их развитии в современных условиях жизни.
Цель
проекта:
создать
условия
для
благоприятного
протекания
процесса
полоролевой
социализации
мальчиков
и
девочек
дошкольного
возраста.
Задачи проекта:
•
Организовать специальную предметно-развивающую среду для
детей дошкольного возраста с учетом гендерных аспектов.
•
Способствовать
развитию
нравственно-волевых
качеств,
характерных для мальчиков и девочек.
•
Развивать
социально
-
личностную
сферу
дошкольников
посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.
•
Установить партнерские отношения с семьями воспитанников.
•
В о с п и т ы ват ь
д руже с ко е ,
тол е р а н т н о е
от н о ш е н и е
к
противоположному полу.
•
Повысить педагогическую компетентность родителей.
Этапы проекта:
Первый
этап:
составление
паспорта
проекта,
подбор
детской
художественной
литературы
для
чтения
детям,
работа
с
методическим
материалом, литературой по данной теме, сбор фотоматериала, разработка
проекта и конспектов к нему.
Второй
этап:
реализация
проекта,
проведение
с
детьми
бесед,
проведение сюжетно – ролевых, дидактических игр, чтение художественной
литературы детям, рассматривание картин, выставка рисунков «Мои мама и
папа», изготовление подарков – сюрпризов, прослушивание песен про семью
и разучивание некоторых из них, НОД «Мальчики и девочки»
Третий
этап:
заключительный
(альбом
«Играют
девочки,
играют
мальчики», папка «Генеалогического древа», выставка рисунков (портреты
мам и пап), подарки для мам и пап, совместное мероприятие для родителей с
использованием ИКТ).
Работа по проекту с родителями: консультирование родителей по теме
проекта, помощь в оформление фотоальбома, участие в празднике для мам и
пап.
Работа
воспитателей
по
поло-ролевой
социализации
детей
дошкольного
возраста
будет
эффективной
при
соблюдении
следующих
условий:
• ориентация мальчиков и девочек на осуществление игровых действий
в соответствии со своим полом;
• регулирующая роль педагога в организации игровой деятельности
детей;
• системность, последовательность и целенаправленное использование
возможностей игры и художественной литературы в формировании у детей
представлений об общем и различном у мужчин и женщин, прежде всего, в
прическе, одежде, манере поведения, тоне речи, роде занятий.
Ожидаемый результат:
• определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру
и людям через игровую деятельность;
• осознание собственного Я – мальчика (девочки), развитие ребенка как
личности
в
социуме
и
семье,
и
пробуждение
чувства
мужественности
(женственности) ;
• проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к
родителям, повышение значимости семьи в своей жизни.
Межпредметные связи
Образовательная область «Социализация». Освоение первоначальных
представлений
социального
характера
и
включение
детей
в
систему
социальных
отношений,
развитие
игровой
деятельности,
формирование
гендерной и семейной принадлежности.
Образовательная
область
«Труд».
Формирование
положительного
отношения к труду. Развитие трудовой деятельности.
Образовательная
область
«Познание».
Развитие
познавательных
интересов, интеллектуального развития, формирование целостной картины
мира, расширение кругозора.
О б р а з о ват е л ь н а я
о бл а с т ь
« Ком м у н и ка ц и я » .
О в л а д е н и е
конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими
людьми,
развитие
свободного
общения
со
взрослыми,
развитие
всех
компонентов устной речи.
Образовательная
область
«Чтение
художественной
литературы».
Формирование
интереса
в
чтении
книг,
развитие
литературной
речи,
приобщение к словестному искусству.
Образовательная область «Художественное творчество». Формирование
интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развитие
продуктивной
деятельности,
детского
творчество,
приобщение
к
изобразительному искусству.
Итог проекта:
Дети уяснили разницу между мальчиками и девочками.
Совместный праздник для «Моя семья» с использованием ИКТ.
Схема реализации проекта
Разделы программы
Виды детско- взрослой деятельности
Игровая
деятельность
Организация сюжетно- ролевых игр: «Семья», «Дочки
– матери», «Салон красоты», «Больница»
Д/игры: «Кто я?», «Как я дома помогаю?», «Цветок
дружбы», «Благородные поступки», «Одень куклу»;
Тестирование родителей;
Беседы, консультации и памятки для родителей.
Речевое развитие
Беседы с детьми «Чем похожи наши мамы? Чем
похожи наши папы? »
....
Социальное развитие
Составление «Генеалогического древа»
Выпуск альбома «Играют девочки, играют мальчики»
Совместное мероприятие для родителей...
Анкетирование родителей
Консультации и беседы с родителями
Здоровье и
физическое развитие
Разучивание пальчиковых игр о семье, о мальчиках и
девочках, о дружбе. Проведение подвижных игр, игры
- состязания
….
Художественно –
эстетическое
развитие
Рисование портретов мамы и папы.
Чтение художественной литературы о семье…
Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»
А. Граф «Димина чашка», «Праздник»
Ш. Перро «Золушка», «Фея»
В. Калита «Богатырская застава»
Л. Кассиля «Твои защитники»
А. Линдгрен «Малыш и Карлосон»
Русская
народная
сказка
«Морозко»,
«Сестрица
Аленушка и братец Иванушка»
К. Чуковский «Храбрость»
А.
Толстой
«Золотой
ключик,
или
Приключения
Буратино»
П. Мумина «У нас рабочая семья»
Е Серов «Папа дома»
Пояснительная записка
Проблема гендерного воспитания дошкольников сегодня актуальна как
никогда.
Социальные
изменения,
происходящие
в
современном
обществе,
привели
к
разрушению
традиционных
стереотипов
мужского
и
женского
поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых
ролей,
феминизацию
мужчин
и
омужествление
женщин.
Сейчас
уже
не
считается
из
ряда
вон
выходящим
сквернословие
и
наличие
вредных
привычек
у
представительниц
прекрасного
пола,
многие
из
них
стали
занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между
«женскими»
и
«мужскими»
профессиями.
Некоторые
мужчины,
в
свою
очередь,
утрачивают
способность
играть
правильную
роль
в
браке,
из
«добытчиков»
они
постепенно
превращаются
в
«потребителей»,
а
все
обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
На
фоне
этих
изменений
меняется
и
сознание
детей:
девочки
становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип
поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не
умеют
мирно
разрешать
конфликтные
ситуации.
Мальчики,
наоборот,
не
умеют
постоять
за
себя,
слабы
физически,
лишены
выносливости
и
эмоциональной
устойчивости,
у
них
отсутствует
культура
поведения
по
отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться,
распределять
роли,
а
в
процессе
трудовой
деятельности
дети
не
умеют
самостоятельно
распределять
обязанности
с
учетом
пола
партнера.
В
дошкольных
учебных
заведениях
гендерное
воспитание
происходит
стихийно
Почему именно в дошкольном возрасте важно гендерное воспитание?
Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех
малышей
формируется
гендерная
идентичность.
К
двум
годам
ребенок
узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или
мальчик.
С
4-х
до
7
лет
формируется
гендерная
константность
(устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а
девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо
от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка
Становление
гендерной
идентичности
является
серьезной
проблемой.
Мальчики
больше
времени
проводят
с
матерью,
чем
с
отцом.
Многие
мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже
окружают женщины.
Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и
естественно.
Девочки
большую
часть
времени
проводили
с
матерью,
воспитанием мальчиков с 3-х лет руководил отец. Дети постоянно видели
своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались
стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
Именно
в
период
раннего
дошкольного
детства
ребенок
узнает,
что
существует два пола, и начинает понимать, кто он - мальчик или девочка.
Далее, с 4-5 лет, дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а
девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется независимо
от возникающих ситуаций или желаний ребенка.
В современных исследованиях термин «гендерное воспитание» нередко
употребляется
как
синоним
полоролевого
воспитания.
Однако
применительно
к
детям
дошкольного
возраста
многие
авторы,
позиции
которых
и
мы
придерживаемся,
считают
целесообразным
говорить
не
о
полоролевом,
а
именно
о
гендерном
воспитании.
Процесс
полоролевого
воспитания
рассматривался,
как
правило,
в
системе
нравственного
и
физического развития ребенка, и только в последние десятилетия гендерное
самоопределение признано специфической задачей социализации человека.
Ученые, работающие по данной проблеме (Градусова Л.В., Кудрявцева
Е.А., Татаринцева Н.Е.), считают, что женщину в девочке, так же как и
мужчину
в
мальчике,
следует
формировать
с
дошкольного
возраста,
не
отделяя половое воспитание от общего нравственного. В противном случае
при становлении личности девочки или мальчика неизбежны отклонения,
приводящие
к
эмоциональному
неблагополучию
среди
сверстников,
а
в
дальнейшем
–
препятствующие
выполнению
семейной
и
общественной
функции.
Л.И.
Столярчук рассматривает гендерное воспитание
как относительно
социально контролируемый процесс развития девочкии мальчика, юноши и
девушки
в
ходе
их
полоролевой
социализации,
воспитание
культуры
отношений
одного
пола
к
другому,
развитие
способности
к
реализации
полоролевого
репертуара,
овладение
умениями
и
н а в ы к а м и
соответствующего поведения.
Применительно к дошкольникам чёткого определения данного понятия
пока нет. Однако, ориентируясь на положения, выдвинутые А.И. Столярчук,
представляется
важным
выявить
специфику гендерного воспитания детей
пяти-шести лет в изменившейся социокультурной ситуации.
Актуальной для нас является и позиция М.А. Радзивиловой, которая
полагает, что целенаправленная педагогическая деятельность по развитию
личности
мальчиков
и
девочек,
различных
сфер
индивидуальности
(интеллектуальной,
мотивационной,
деятельностной,
эмоциональной,
саморегуляции),
направленная
на
овладение
детьми
полоролевым
репертуаром,
навыками
соответствующего
полоролевого
поведения,
культурой
взаимоотношений
полов,
способствующая
позитивной
полоролевой социализации, рассматривается как гендерное воспитание [58, с.
59].
На
основании
результатов
теоретического
анализа
следует
остановиться
более
детально
на задачах и
содержании гендерного воспитания
детей дошкольного возраста. Также, на наш взгляд, будет
немаловажным
обозначить и
другие
факторы выделенные нами, влияющие на полоролевую
социализацию мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Прежде всего, отметим, что анализ результатов исследований (А.А.
Абраменковой, П.П. Блонского, В.Е.
Кагана, Д.В. Колесова, И.С. Кона, А.В.
Мудрика, Т.А. Репиной, Л.И.
Столярчук, А.Г. Хрипковой и др.) позволил
выделить основные, значимые для нас принципы
воспитания дошкольников в
п р о ц е с с е
п ол о р ол е в о й
с о ц и а л и з а ц и и
(природосообразности,
культуро с ооб ра зно с т и,
ре а льно с т и,
с воб од ы,
с о ц и а л ь н о с т и ,
взаимопонимания
и
доверия,
конкретности
и
ясности,
адресности,
непрерывности)
и
определить
задачи
полоролевого
воспитания
в
ходе
полоролевой социализации
дошкольников.
На
основании
выявленных
принципов
П.П.
Блонский
выделил
ряд
задач гендерного воспитания детей дошкольного возраста:
формирование умения дифференцировать себя от представителей
другого пола, принятие своего физического облика;
формирование системы представлений о маме и папе, мужчине и
женщине, особенностях их поведения;
усвоение моделей мужского/женского полоролевого поведения,
форм этикета во взаимоотношениях полов;
развитие
умений
соотносить
свое
полоролевое
поведение
с
поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников
и свое собственное;
развитие способности идентифицировать себя с представителями
своего пола;
формирование представлений о «женских» и «мужских» видах
деятельности,
профессиях;
как
внешних,
так
и
внутренних
аспектах
мужественности и женственности;
формирование
основ
гуманного
отношения
к
взрослым,
сверстникам своего и противоположного пола.
формирование
представлений
о
зарождении
новой
жизни
с
общим
механизмом деторождения;
развитие способности и формирование готовности устанавливать
искренние,
уважительные,
партнерские
отношения
со
взрослыми,
сверстниками и сверстницами;
развитие
коммуникативных
умений,
навыков
к
реализации
разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной
жизнедеятельности;
помощь
в
познании
ребенком
самого
себя,
осознании
собственного образа «Я» мальчика/девочки, переживаний дошкольников [5, с.
15].
Согласно
концепции
воспитания
дошкольников
[28]
в
процессе
полоролевой социализации критерии полоролевой воспитанности мальчиков
и девочек дошкольного возраста заключаются в сформированности половой
дифференцированности, половой идентичности, развитии индивидуальности
девочки и мальчика.
Содержанием гендерного воспитания,
по
единодушному
мнению
ученых,
является
жизнь,
окружающая
ребёнка,
взаимоотношения
между
людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в
семье, сферы их деятельности. Содержание гендерного воспитания может
быть
реализовано
за
счет
готовности
воспитателя
решать
поставленные
задачи. Эта готовность характеризуется наличием у педагога:
а) знаний о сущности, специфике гендерного воспитания;
б)
знания
специфики
возрастного
развития
детей
и
полоролевой
социализации мальчиков и девочек;
в) знания тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые
могут
быть
доступны
ребенку.
Ими
являются
труд
людей,
функции родителей
в
семье,
роль
и
место
родителей
в
процессе
происхождения
человека,
предпочтения в интересах, досуге;
г)
знания принципов гендерного воспитания [45, с.45].
д) умения сочетать формы и методы работы с детьми, рационально
применять фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы с
детьми;
е) умение планировать работу по организации деятельности детей;
ж) умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт.
Содержание
гендерного
воспитания
является
важным
компонентом
педагогической
системы,
без
детального
изучения
которого
невозможно
успешно решить задачи полоролевой социализации детей.
По мнению А.И. Белкина всю педагогическую работу и методы по
гендерному воспитанию
можно подразделить на четыре направления:
работа
по
диагностике
когнитивного
компонента
полоролевой
социализации;
работа по формированию представлений о связях людей в семье и
их социальных и семейных ролях;
работа по формированию полоролевого поведения;
работа,
направленная
на
ознакомление
детей
с
процессом
деторождения [6, с. 129].
Например,
работа
по
диагностике
когнитивного
компонента
полоролевой социализации направлена на выявление знаний и умений детей
определять
свою
половую
принадлежность,
ее
признаки,
эмоциональные
предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных
героев.
А
следующее
направление
работы
может
быть
связано
с
формированием представлений о связях людей в семье, их социальных и
семейных
ролях.
Оно
предполагает
знакомство
детей
с
некоторыми
аспектами
родословной,
перспективами
физиологического
и
социального
развития ребенка, функциями родителей в семье.
Работа
по
формированию
полоролевого
поведения
нацелена
на
ознакомление
детей
с
качествами
мужественности
и
женственности,
проявлениями
и
предпочтениями
мужчин
и
женщин
в
разных
видах
деятельности,
их
ролями
в
семье,
на
формирование
навыков
и
умений
поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви,
доброжелательных
отношений
и
формирование
этих
отношений
между
девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием
условий
для
проявления
и
переживания
детьми
определенных
чувств,
характерных в большей степени тому или иному полу, Например гордости,
смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки - у девочек.