Напоминание

"Я девочка, я мальчик"


Автор: Раджабова Зара Бубаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №15 "Серебряное копытце"
Населённый пункт: г. Сургут, Тюменская область, Ханты - Мансийский автономный округ
Наименование материала: Проект
Тема: "Я девочка, я мальчик"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Актуальность Вопросы гендерного воспитания подрастающего поколения всегда были одними из самых сложных и противоречивых, от их решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества. На сегодняшний день уже проведены научно – экспериментальные исследования, которые показали, что работники дошкольного образовательного учреждения и родители понимают необходимость полового воспитания и гендерного развития мальчиков и девочек, но зачастую не знают сущности этих понятий, не учитывают возрастные особенности и задачи полоролевого развития, не используют дифференцированный подход в воспитании детей разного пола. От того, насколько успешно проходит процесс гендерной социализации, включающий формирование представлений о содержании типичного для пола поведения и стремления повторить эти представления в собственном поведении, а также возникновение предпочтений и интересов, специфичных для пола, многое зависит в формировании личности, а именно: уверенность в себе, определенность личностных установок, и, в конечном счете, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Если основы женственности и мужественности не заложить в детях в ранние годы, это может привести к тому, что, став взрослыми, они будут плохо справляться со своими социальными ролями. Это и определяет содержание работы по осуществлению дифференцированного подхода в педагогическом процессе воспитания и обучения мальчиков и девочек в разных видах деятельности. Изучение и анализ учеными (З.В. Мануйленко, З.М. Истоминой и др.) практики работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что воспитание мальчиков и девочек сегодня отстает от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. Срок реализации: среднесрочный. Вид проекта: информационный. Тип проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: родители, воспитанники ДОУ, воспитатель. Продукт проектной деятельности: альбом «Играют девочки, играют мальчики», составление совместно с родителями «Генеалогического древа», организация выставок рисунков (портреты мам и пап), наглядной информации в групповых раздевалках о семье, изготовление детьми подарков сюрпризов для мам и пап, совместное мероприятие для родителей с использованием ИКТ. Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли мужчины и женщины, и их развитии в современных условиях жизни. Цель проекта: создать условия для благоприятного протекания процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста. Задачи проекта:
• Организовать специальную предметно-развивающую среду для детей дошкольного возраста с учетом гендерных аспектов. • Способствовать развитию нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков и девочек. • Развивать социально - личностную сферу дошкольников посредством совместной творческой деятельности детей и родителей. • Установить партнерские отношения с семьями воспитанников. • В о с п и т ы ват ь д руже с ко е , тол е р а н т н о е от н о ш е н и е к противоположному полу. • Повысить педагогическую компетентность родителей. Этапы проекта: Первый этап: составление паспорта проекта, подбор детской художественной литературы для чтения детям, работа с методическим материалом, литературой по данной теме, сбор фотоматериала, разработка проекта и конспектов к нему. Второй этап: реализация проекта, проведение с детьми бесед, проведение сюжетно – ролевых, дидактических игр, чтение художественной литературы детям, рассматривание картин, выставка рисунков «Мои мама и папа», изготовление подарков – сюрпризов, прослушивание песен про семью и разучивание некоторых из них, НОД «Мальчики и девочки» Третий этап: заключительный (альбом «Играют девочки, играют мальчики», папка «Генеалогического древа», выставка рисунков (портреты мам и пап), подарки для мам и пап, совместное мероприятие для родителей с использованием ИКТ). Работа по проекту с родителями: консультирование родителей по теме проекта, помощь в оформление фотоальбома, участие в празднике для мам и пап. Работа воспитателей по поло-ролевой социализации детей дошкольного возраста будет эффективной при соблюдении следующих условий: • ориентация мальчиков и девочек на осуществление игровых действий в соответствии со своим полом; • регулирующая роль педагога в организации игровой деятельности детей; • системность, последовательность и целенаправленное использование возможностей игры и художественной литературы в формировании у детей представлений об общем и различном у мужчин и женщин, прежде всего, в прическе, одежде, манере поведения, тоне речи, роде занятий. Ожидаемый результат: • определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность; • осознание собственного Я – мальчика (девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности) ;
• проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни. Межпредметные связи Образовательная область «Социализация». Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений, развитие игровой деятельности, формирование гендерной и семейной принадлежности. Образовательная область «Труд». Формирование положительного отношения к труду. Развитие трудовой деятельности. Образовательная область «Познание». Развитие познавательных интересов, интеллектуального развития, формирование целостной картины мира, расширение кругозора. О б р а з о ват е л ь н а я о бл а с т ь « Ком м у н и ка ц и я » . О в л а д е н и е конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, развитие свободного общения со взрослыми, развитие всех компонентов устной речи. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Формирование интереса в чтении книг, развитие литературной речи, приобщение к словестному искусству. Образовательная область «Художественное творчество». Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развитие продуктивной деятельности, детского творчество, приобщение к изобразительному искусству. Итог проекта: Дети уяснили разницу между мальчиками и девочками. Совместный праздник для «Моя семья» с использованием ИКТ. Схема реализации проекта Разделы программы Виды детско- взрослой деятельности Игровая деятельность Организация сюжетно- ролевых игр: «Семья», «Дочки – матери», «Салон красоты», «Больница» Д/игры: «Кто я?», «Как я дома помогаю?», «Цветок дружбы», «Благородные поступки», «Одень куклу»; Тестирование родителей; Беседы, консультации и памятки для родителей. Речевое развитие Беседы с детьми «Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы? »
....
Социальное развитие Составление «Генеалогического древа» Выпуск альбома «Играют девочки, играют мальчики» Совместное мероприятие для родителей... Анкетирование родителей Консультации и беседы с родителями Здоровье и физическое развитие Разучивание пальчиковых игр о семье, о мальчиках и девочках, о дружбе. Проведение подвижных игр, игры
- состязания …. Художественно – эстетическое развитие Рисование портретов мамы и папы. Чтение художественной литературы о семье… Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» А. Граф «Димина чашка», «Праздник» Ш. Перро «Золушка», «Фея» В. Калита «Богатырская застава» Л. Кассиля «Твои защитники» А. Линдгрен «Малыш и Карлосон» Русская народная сказка «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» К. Чуковский «Храбрость» А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» П. Мумина «У нас рабочая семья» Е Серов «Папа дома» Пояснительная записка Проблема гендерного воспитания дошкольников сегодня актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим сквернословие и наличие вредных привычек у представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи. На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. В дошкольных учебных заведениях гендерное воспитание происходит стихийно
Почему именно в дошкольном возрасте важно гендерное воспитание? Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3-х лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. Именно в период раннего дошкольного детства ребенок узнает, что существует два пола, и начинает понимать, кто он - мальчик или девочка. Далее, с 4-5 лет, дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка. В современных исследованиях термин «гендерное воспитание» нередко употребляется как синоним полоролевого воспитания. Однако применительно к детям дошкольного возраста многие авторы, позиции которых и мы придерживаемся, считают целесообразным говорить не о полоролевом, а именно о гендерном воспитании. Процесс полоролевого воспитания рассматривался, как правило, в системе нравственного и физического развития ребенка, и только в последние десятилетия гендерное самоопределение признано специфической задачей социализации человека. Ученые, работающие по данной проблеме (Градусова Л.В., Кудрявцева Е.А., Татаринцева Н.Е.), считают, что женщину в девочке, так же как и мужчину в мальчике, следует формировать с дошкольного возраста, не отделяя половое воспитание от общего нравственного. В противном случае при становлении личности девочки или мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем – препятствующие выполнению семейной и общественной функции. Л.И. Столярчук рассматривает гендерное воспитание как относительно социально контролируемый процесс развития девочкии мальчика, юноши и девушки в ходе их полоролевой социализации, воспитание культуры
отношений одного пола к другому, развитие способности к реализации полоролевого репертуара, овладение умениями и н а в ы к а м и соответствующего поведения. Применительно к дошкольникам чёткого определения данного понятия пока нет. Однако, ориентируясь на положения, выдвинутые А.И. Столярчук, представляется важным выявить специфику гендерного воспитания детей пяти-шести лет в изменившейся социокультурной ситуации. Актуальной для нас является и позиция М.А. Радзивиловой, которая полагает, что целенаправленная педагогическая деятельность по развитию личности мальчиков и девочек, различных сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельностной, эмоциональной, саморегуляции), направленная на овладение детьми полоролевым репертуаром, навыками соответствующего полоролевого поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующая позитивной полоролевой социализации, рассматривается как гендерное воспитание [58, с. 59]. На основании результатов теоретического анализа следует остановиться более детально на задачах и содержании гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Также, на наш взгляд, будет немаловажным обозначить и другие факторы выделенные нами, влияющие на полоролевую социализацию мальчиков и девочек дошкольного возраста. Прежде всего, отметим, что анализ результатов исследований (А.А. Абраменковой, П.П. Блонского, В.Е. Кагана, Д.В. Колесова, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Т.А. Репиной, Л.И. Столярчук, А.Г. Хрипковой и др.) позволил выделить основные, значимые для нас принципы воспитания дошкольников в п р о ц е с с е п ол о р ол е в о й с о ц и а л и з а ц и и (природосообразности, культуро с ооб ра зно с т и, ре а льно с т и, с воб од ы, с о ц и а л ь н о с т и , взаимопонимания и доверия, конкретности и ясности, адресности, непрерывности) и определить задачи полоролевого воспитания в ходе полоролевой социализации дошкольников. На основании выявленных принципов П.П. Блонский выделил ряд задач гендерного воспитания детей дошкольного возраста: формирование умения дифференцировать себя от представителей другого пола, принятие своего физического облика; формирование системы представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения; усвоение моделей мужского/женского полоролевого поведения, форм этикета во взаимоотношениях полов; развитие умений соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное; развитие способности идентифицировать себя с представителями своего пола;
формирование представлений о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности; формирование основ гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола. формирование представлений о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения; развитие способности и формирование готовности устанавливать искренние, уважительные, партнерские отношения со взрослыми, сверстниками и сверстницами; развитие коммуникативных умений, навыков к реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности; помощь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа «Я» мальчика/девочки, переживаний дошкольников [5, с. 15]. Согласно концепции воспитания дошкольников [28] в процессе полоролевой социализации критерии полоролевой воспитанности мальчиков и девочек дошкольного возраста заключаются в сформированности половой дифференцированности, половой идентичности, развитии индивидуальности девочки и мальчика. Содержанием гендерного воспитания, по единодушному мнению ученых, является жизнь, окружающая ребёнка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание гендерного воспитания может быть реализовано за счет готовности воспитателя решать поставленные задачи. Эта готовность характеризуется наличием у педагога: а) знаний о сущности, специфике гендерного воспитания; б) знания специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации мальчиков и девочек; в) знания тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут быть доступны ребенку. Ими являются труд людей, функции родителей в семье, роль и место родителей в процессе происхождения человека, предпочтения в интересах, досуге; г) знания принципов гендерного воспитания [45, с.45]. д) умения сочетать формы и методы работы с детьми, рационально применять фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми; е) умение планировать работу по организации деятельности детей; ж) умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Содержание гендерного воспитания является важным компонентом педагогической системы, без детального изучения которого невозможно успешно решить задачи полоролевой социализации детей. По мнению А.И. Белкина всю педагогическую работу и методы по гендерному воспитанию можно подразделить на четыре направления:
 работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации;  работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях;  работа по формированию полоролевого поведения;  работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения [6, с. 129]. Например, работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации направлена на выявление знаний и умений детей определять свою половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев. А следующее направление работы может быть связано с формированием представлений о связях людей в семье, их социальных и семейных ролях. Оно предполагает знакомство детей с некоторыми аспектами родословной, перспективами физиологического и социального развития ребенка, функциями родителей в семье. Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, Например гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки - у девочек.


В раздел образования