Психологическая подготовка учащихся к публичным выступлениям
Автор: Хамова Елена Дмитриевна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУ ДО"Детская школа искусств"МО"Сенгилеевский район" Населённый пункт: п.Силикатный Наименование материала: методический доклад Тема: Психологическая подготовка учащихся к публичным выступлениям Раздел: дополнительное образование
Психологическая подготовка учащихся к публичным выступлениям.
Процесс обучения музыки сложен и многогранен. В первом классе, с первых уроков
происходит освоение музыкального языка, становление музыкального сознания.
Учащийся приобщается к тайнам исполнительского искусства, демонстрирует свои
достижения и профессиональные возможности на сцене. Учебные выступления
учащегося(академические концерты, зачеты, экзамены) являются частью учебного
процесса и в то же время имеют самостоятельное значение. Они формируют эстрадное
поведение, исполнительскую волю ученика.
С первого же выступления учащиеся ДМШ сталкиваются со сложными исполнительскими
задачами, поскольку на любом этапе обучения исполнение музыкального произведения –
это не просто грамотное воспроизведение текста, а живой процесс воплощения
творческого замысла исполнителя(ученика). Кроме технических навыков исполнителю
необходим ещё эмоциональный накал, требующий высокой активности всего организма.
Именно предконцертное эмоциональное состояние (эстрадное волнение) придает
исполнителю необходимую уверенность и свободу, а исполнению – яркость и
выразительность.
Частые выступления учащихся ( не менее 3 – 4 раз в год), их обязательность, решение
исполнительских задач позволяют выделить их как самостоятельный вид учебной
деятельности, родственной музыкально – исполнительскому процессу. Но следует
отметить, что ни процесс исполнения в классе, ни хорошо подготовленная инсценировка
выступления на репетиции не дают возможности воспроизвести реально-переживаемую
ситуацию самого выступления. В процессе обучения готовность к выступлениям и их
результат определяются не только общим уровнем достижений учащегося, но и
психологической готовностью к выступлениям.
Поэтому в учебно – воспитательской деятельности учащегося особое значение имеют
эмоции и предконцертные состояия. Их качественный знак: отрицательные – от легкой
неуверенности до панического ужаса, или положительные – от приподнятости до
торжества, а также уровень эмоционального возбуждения (низкий, оптимальный,
высокий). Всё это оказывает тормозящее или стимулирующее влияние, замедляя или
активизируя психологическую и физическую деятельность учащегося. При отрицательных
эмоциях повышается рассеянность, ухудшается работа мышления и памяти. Нередко
появляется дрожание конечностей и чрезмерная потливость, скованность и зажатость
движений.
При положительных эмоциях, наоборот, концентрируется внимание, активность
мышления. Обострены слух и зрение. Повышается скорость движений, их контроль.
Появляется ощущение растянутости и разыгранности мышц.
Предконцертное эмоциональное состояние, влияя на результат конкретного
выступления, влияет и на дальнейший процесс обучения, ибо результат исполнения или
стимулирует или подавляет интерес не только к выступлениям, но и к обучению.
Особая опасность отрицательных предконцертных состояний заключается в том, что
укрепляясь, они вызывают у детей появление неуверенности в себе, тормозят развитие
ученика, а в некоторых случаях способствуют появлению неврозов и являются причиной
нервных расстройств. На протяжении творческого пути каждый исполнитель находит
личный метод и стиль предконцертной подготовки, совершенствует и даже меняет его.
Каковы же особенности эстрадного волнения детей? Управляемо ли оно в процессе
обучения? Какие конкретные приемы более целесообразно применять на начальном
этапе обучения?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо разобраться в специфике
переживаний детей, связанных с процессом выступлений, наметить характерные причины
возникновения отрицательных состояний. Наиболее распространенное педагогическое
мнение гласит, что сильно волнуются в основном лишь те учащиеся, которые менее
способны или мало занимаются. Такое мнение позволяет несколько снижать
ответственность педагогов за результаты выступления детей и относить их неудачи за счет
волнения.
Большинство педагогов уверено в отсутствии любого волнения у младшеклассников. В
этом проявляется их возрастная особенность и указывает на такие свойства, как
«непосредственность, безответственность». С этим же связывают большой интерес
младшеклассников к выступлениям и, независимо от результата, положительное к ним
отношение.
Описывая особенности предконцертных переживаний детей среднего школьного
возраста, почти все педагоги отмечают появление у многих подростков сильных
отрицательных эмоций(страха, паники) и их разрушительное действие на процесс
исполнения.
Особенности задач и общения позволили выделить группу педагогов, формирующих у
своих учащихся раннюю самостоятельность. Их метод построен на ограничении в этот
период контактов с детьми. Репетиции, их количество не имеют здесь существенного
значения. Репетиция для ученика – проба, возможность почувствовать себя «хозяином»
сцены. Ученик должен это усвоить как можно раньше, с самого начала. Педагоги не
делают никаких замечаний, считая, что новые указания могут сбить его с толку.
Иные позиции занимают педагоги, опекающие своих учеников вплоть до выхода на
сцену. Весь предконцертный этап у них строится на максимально частых занятиях, где всё
детально отделывается и закрепляется.
Педагоги условно выделяемой третьей группы варьируют стиль и методы своего
воздействия на учеников, основываясь на своем опыте и интуиции. «Одного можно
оставить в покое, другому необходимо часто напоминать, внушать уверенность в себе,
третьего порою даже разозлить, растормошить».
Наиболее распространенные педагогические методы, направленные на создание у детей
необходимого эмоционального тонуса – словесное «заряжение», внушение, нацеленное
на выработку бодрого настроения, уверенности в себе.
Основным содержанием предконцертного состояния исполнителя становится
переживание «себя», своего «я», личного успеха. Потребность « удивить» публику своим
«размахом» выражается иногда в неоправданном характере, темпе, неправильной
динамике исполняемых произведений. Не менее опасным может стать стремление
избежать неудачи. Это приводит к пассивной линии поведения, уклонению от «опасных»
ситуаций. Ученик избирает наиболее «безопасные» зоны действий – замедленные темпы,
«блеклую» динамику, более спокойный характер произведения. В результате выступление
оказывается вялым, «безжизненным».
Отрицательные эмоциональные состояния у детей часто порождаются несоответствием
между их способностью эмоционально пережить и воплотить содержание исполняемых
произведений в классе и, в то же время, отсутствием необходимых навыков и
соответствующей технической подготовки для воплощения художественного замысла на
сцене. Вследствие этого у подростков преобладает как бы предвидение неудачного
исполнения на сцене(страх, провал памяти). Следствие этого – низкий интерес, отсутствие
желания, а иногда и отрицательное отношение к выступлениям.
Как, где и когда должны формироваться любовь и интерес к музыке, искреннее
стремление к откровению на сцене, общению с публикой? Конечно, только в творческой
обстановке всего процесса обучения, начиная с первого урока. Нередко дети не
воспринимают конечной цели данного этапа, а тем более – всего процесса обучения,
часто не осознают цели и задачи, направленные на отдаленный результат. Именно
поэтому каждая из учебных задач должна быть не только понятна, но и принята учеником.
Иначе ребенок, не понимая цели и задачи в их взаимосвязи, будет выполнять их чисто
внешне, формально, частично или нерегулярно.
У каждого ученика свой личный темп развития, а индивидуальные особенности нередко
приводят к противоречиям с программными требованиями и становятся одной из причин
редких выступлений учащихся. Ещё одной причиной является выбор сложных,
превышающих возможности ученика произведений. Это вызывает необходимость
длительных «натаскиваний», появление « авралов» в работе над другими
произведениями. Подобные явления недопустимы, потому что редкие выступления,
наличие в программе «трудных» произведений – одна из причин возникновения
отрицательных предконцертных состояний и стремление избежать неудачи.
Автором этой статьи был избран следующий путь развития исполнительской
деятельности детей. Все учащиеся с 1 по 7 класс были вовлечены в «исполнительскую
пропагандистскую деятельность».
На протяжении 3-х лет дети участвовали в подготовке и проведении музыкальных
концертов цикла « Композиторы – детям». Готовились программные вечера: «И.С.Бах»,
«Старинная музыка», «П.И.Чайковский» и др. Музыкальной части вечера предшествовало
небольшое вступительное слово. Концерты проводились для учащихся муз-ных школ и их
родителей, а также в общеобразовательных школах. Из урока в урок велась
подготовительная работа. Особенно большой интерес и подъем, ожидание праздника
ощущалось у детей во время коллективной компоновки программы концерта, совместных
репетиций, их обсуждения. Вся работа строилась так, чтобы выявить лучшие стороны
ученика, дать ему возможность получить удовлетворение от исполнительского процесса
независимо от его концертного вклада в концертную программу. Основной принцип
подбора репертуара для каждого «артиста» - найти произведения, максимально
доступные, а для неуверенных в себе – намного ниже из возможностей. Главной задачей
каждого выступления было максимально выразительное, проникновенное исполнение, а
«сверхзадачей» - выработка активного, творческого отношения к произведению. Такой
подход создавал условия для обеспечивания положительного предконцертного состояния
детей, давал время на параллельную подготовку к выполнению обязательных
программных требований (тех. зачеты, экзамены и т.д.)
Плодотворные практические результаты проведенной работы показали возможность
формирования у детей учебно – исполнительских потребностей с начального этапа
обучения. Их наличие не дает возникновению у учеников «отметочного» отношения к
музыкальному образованию и учебным выступлениям.
Не менее значимым является и процесс подготовки к выступлению, готовность к
которому включает в себя не только формирование что и кому играть, но и чем играть.
Здесь главным становится включение в работу всех уровней психологической активности
ученика.
Исследование педагогического опыта подготовки детей к выступлениям показало, что в
большинстве случаев она ограничивается технической стороной исполнения. В таких
случаях произведение знают только пальцы ученика. Однако даже при небольшом
возбуждении (сцена, комиссия) выработанные автоматизмы нарушаются, а
«отключенное, безучастное ухо» ничем не может помочь.
Поэтому с первого знакомства с произведением и на протяжении всего процесса
подготовки к исполнению его на сцене вся работа должна быть направлена не на
выработку и закрепление навыков, а на проникновение в суть произведения. Слух,
зрение, внимание, эмоции должны слиться в единый «орган» постижения, созидания,
исполнения и контроля. Т.е. понятие предконцертной готовности заключает в себе
развитие автоматизмов высшего уровня, способствует рождению новой исполнительской
интерпритации. Этим объясняется «неумение» творца повторить копию собственного
выступления. Именно такое изучение – овладение произведением «изнутри» - должно
стать целью педагогических усилий. Для этого необходимо включить в процесс обучения
развитие важнейших музыкально-исполнительских способностей- внутреннего слуха и
слуховых представлений, ритмического чувства, музыкального мышления и воображения.
С решением этих задач становится возможным достижение такого уровня свободы
владения произведением, когда в любом состоянии и ситуации включение в него,
представление и ощущение его «внутри себя» настолько ярко, что последующий перенос
в реальное звучание не представляет труда. При этом исполнение приобретает
творческий характер. Следовательно, ученик в ситуации предконцертного волнения
может успешно входить в рабочее «исполнительское» состояние.