Автор: Чернова Валентина Александровна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №59 "Золушка" Населённый пункт: Красноярский край, г. Норильск Наименование материала: Статья Тема: Готов ли ребенок к школе Раздел: дошкольное образование
Готовность к школе – это совокупность определенных свойств и
способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для
успешного школьного обучения.
Если мы вспомним требования, предъявляемые ребенку школьной
жизнью,
и
постараемся
проанализировать
компетентности,
которыми
должен обладать ребенок, то их можно разделить на четыре большие
группы.
Эмоциональная
готовность
к
школе
подразумевает
наличие
качеств,
позволяющих
ребенку
преодолевать
эмоциональную
неуверенность.
Например,
трудные
задания
могут
вызвать
у
ребенка
ощущения: «с этим я никогда не справлюсь». Подобные переживания
могут привести к тому, что ребенок перестает верить в свои силы и
прекращает активно учиться.
Устойчивость
к
подобным
нагрузкам,
умение
конструктивно
обходиться
с
ними
–
важная
составная
часть
эмоциональной
компетентности.
Когда ребенок что-то знает и тянет руку, а учитель вызывает другого,
это
может
стать
сильным
разочарованием.
Ребенок
может
подумать:
«Если меня не вызывают, то и стараться не стоит» - и перестать активно
принимать
участие
в
уроках.
В
школьной
жизни
существуют
самые
разные ситуации, в которых ему приходится испытывать разочарования.
На эти ситуации ребенок может реагировать пассивностью или агрессией.
Умение адекватно переносить разочарования и справляться с ними –
еще одна сторона эмоциональной компетентности.
Социальная готовность к школе тесно связана с эмоциональной.
Ребенок должен быть готов к тому, что он больше не может следовать
только своим желаниям и импульсам. Для нормальной, продуктивной
работы важно, чтобы дети слушали друг друга, давали бы собеседнику
договорить до конца.
Способность
воздерживаться
от
собственных
импульсов
и
выслушивать других – важный компонент социальной компетентности.
Важно, чтобы ребенок понимал, что учитель не может обращаться к
каждому
ребенку
в
отдельности.
Надо,
чтобы
ребенок
понимал
и
чувствовал, что учитель, обращаясь к классу, обращается и лично к нему.
Чувствовать себя членом группы – это еще одно важное свойство
социальной компетентности.
Дети все разные, с разными интересами, импульсами, желаниями и
т.д.
Эти
интересы,
импульсы
и
желания
должны
реализовываться
сообразно ситуации и не в ущерб другим. Для того, чтобы разнородная
группа смогла успешно функционировать, создаются различные правила
общей жизни.
Способность
ребенка
понимать
смысл
правил
поведения
и
обхождения людей друг с другом и готовность следовать этим правилам –
еще одна составляющая социальной готовности к школе.
К жизни любой социальной группы относятся конфликты. Жизнь
класса не исключение. Дело не в том, появляются конфликты или нет, а в
том, как они решаются. Важно научить детей конструктивным моделям
разрешения конфликтов: говорить друг с другом, привлекать третьих лиц
и т.д.
Способность
конструктивно
разрешать
конфликты
и
социально
приемлемо вести себя в спорных ситуациях является важной частью
социальной готовности ребенка к школе.
Моторная
готовность
к
школе
–
это
способность
ребенка
воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения.
Когда
говорят
о
моторной
готовности
к
школе,
то
имеют
в
виду
координацию
системы
«глаз-рука»
и
развитие
тонкой
моторики,
необходимой для обучения письму. В большинстве школ до сих пор
требуют писать сразу маленьким шрифтом (по прописи) и соблюдать
соответствующие
границы.
Это
для
многих
детей
сложно.
Поэтому
хорошо, если уже до школы ребенок овладел движением руки, кисти и
пальцев.
Владение
тонкой
моторикой
является
важной
характеристикой
моторной готовности ребенка к школе.
Учебный процесс протекает ритмически. Участие ребенка в общих
играх и радость от движения – это не только способ утверждения себя в
детском коллективе, но и разрядка, отдых от нагрузки и напряжения,
связанных с учебным процессом.
Вот почему развитость «крупной моторики», без которой ребенок не
может
прыгать
через
скакалку,
играть
в
мяч,
держать
равновесие
на
перекладине
и
т.д.,
а
также
получать
удовольствие
от
разных
видов
движения, является важной составной частью готовности к школе.
Восприятие собственного тела и его возможностей («Это я могу, я
сумею
с
этим
справиться!»)
сообщает
ребенку
общее
позитивное
ощущение
жизни.
Позитивное
чувство
выражается
в
том,
что
детям
доставляет
удовольствие
воспринимать
препятствия,
преодолевать
трудности и испытывать свои умения и ловкость (забираться на деревья,
прыгать с высоты и т.д.)
Уметь адекватно воспринимать препятствия и взаимодействовать с
ними – важная составная часть моторной готовности ребенка к школе.
Когнитивная
(умственная)
готовность
к
школе
долгое
время
считалась и до сих пор многими считается основной формой готовности к
школе. Важно, чтобы ребенок мог некоторое время сосредоточиться на
выполнении какой-либо задачи. Это не так-то просто. В классе постоянно
происходят отвлекающие события. Считается, что хорошая концентрация
внимания
развита
у
ребенка,
если
он
может
в
течение
15-20
минут
внимательно выполнять поставленную перед ним задачу, не утомляясь.
Способность
некоторое
время
концентрироваться
и
удерживать
внимание
на
поставленной
задаче
является
важнейшей
предпосылкой
успешного обучения.
Учебный
процесс
устроен
так,
что
при
объяснении
или
демонстрации каких-либо явлений часто возникает необходимость связать
то, что происходит в данный момент, с тем, что объяснялось недавно.
Поэтому
наряду
со
способностью
внимательно
слушать
необходимо,
чтобы ребенок запоминал услышанное и увиденное и хотя бы некоторое
время удерживал это в памяти.
Поэтому, краткосрочная слуховая и зрительная память, позволяющая
мысленно
переработать
поступающую
информацию,
является
важной
предпосылкой успеха учебного процесса.
Школьное обучение всегда содержит такие моменты, когда детям
приходится делать что-то, что им неинтересно и скучно, по крайней мере,
сначала. Когда же детям неинтересно, они часто просто ничего не делают,
то есть перестают учиться. Требовать от учителя, чтобы он предлагал
детям только интересные для них темы, интересные всегда и для всех,
совершенно
нереально.
Невозможно,
да
и
неправильно
строить
все
преподавание исключительно на основе интереса ребенка. Предпосылкой
того,
что
ребенок
будет
заниматься
тем,
что
для
него
поначалу
неинтересно, является общий интерес к учению.
Любопытство,
любознательность,
желание
учиться
и
чему-то
научиться является важной предпосылкой успешного обучения.
Учение – это систематическое накопление знаний. Важно, чтобы
процесс
накопления
знаний
происходил
не
путем
механического
заучивания
или
зубрежки,
а
путем
осмысленного
понимания.
Интеллигентное знание выстраивается шаг за шагом не только в процессе
школьного
обучения,
но
и
из
многообразной
информации
и
опыта,
получаемого ребенком вне стен школы. Для того, чтобы ребенок мог
получаемую информацию интегрировать с уже имеющейся, надо, чтобы
он
к
моменту
обучения
уже
владел
начатками
логиче ского
(по следовательного)
мышления
и
понимал
взаимо связи
и
закономерности, выражаемые словами «если», «то», «потому что». При
этом речь идет не о каких-то специальных «научных» понятиях, а о
простых взаимосвязях, встречающихся в жизни, языке. Если мы утром
видим, что на улице лужи, то естественно заключить, что ночью шел
дождь или прошла поливальная машина. Когда мы читаем сказку, то
отдельные высказывания выстраиваются в сюжетную линию благодаря
языку.
Язык
сам
по
себе
логичен.
И,
наконец,
наши
повседневные
действия тоже подчиняются логической закономерности: для того, чтобы
налить воду в чашку, мы ставим чашку дном вниз, а не вверх. Логические
связи в природных явлениях, языке и повседневных действиях служат
основанием логических законов и их понимания.
Поэтому способность к последовательному логическому мышлению
и
пониманию
взаимосвязей
и
закономерностей
на
уровне
обыденной
жизни является важной предпосылкой когнитивной готовности ребенка к
обучению.
Представим теперь все названные нами элементы в виде общей
таблицы базисных компетентностей» готовности к школе.
Базисные компетентности готовности к школе.
Эмоциональна
я готовность
к школе
Способность выдерживать нагрузки;
Способность выдерживать разочарования;
Не бояться новых ситуаций;
Уверенность в себе и своих силах;
Социальная
готовность
к школе
Умение слушать;
Чувствовать себя членом группы;
Понимать значение правил и умение соблюдать их;
Конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
Моторная
готовность
к школе
Координация системы «рука-глаз», ловкость пальцев и
рук;
Способность
проявлять
собственную
инициативу
и
активность;
В о с п р и н и м а т ь
р а в н о в е с и е ,
т а к т и л ь н ы е
и
кинестические ощущения;
Уметь
воспринимать
препятствия
и
а кт ивно
взаимодействовать с ними;
Когнитивная
готовность
к школе
Способность
к
концентрации
внимания
в
течение
некоторого времени;
Краткосрочная слуховая память, понимание на слух,
визуальная память;
Любознательность и интерес к учению;
Логиче ски
связное
мышление,
с п о с о б н о с т ь
усматривать взаимосвязи и закономерности;
Возникает вопрос: должен ли ребенок обладать всеми этими качествами в
полной
мере,
чтобы
быть
«готовым
к
школе»?
Детей,
которые
бы
полностью
соответствовали
всем
описанным
характеристикам,
практически
не
бывает.
Но
готовность ребенка к школе все-таки можно определить.
Разработаны
способы
наблюдения
за
ребенком
в
естественных
ситуациях
жизни на протяжении длительного времени. Для этих целей существуют анкеты
наблюдений. С помощью такой анкеты можно собирать и обощать наблюдения за
ребенком и примерно оценить, насколько он готов к школе, в чем его сильные
стороны, где ему необходимы специальная поддержка и упражнения, а также стоит
ли его отдавать в школу уже сейчас или лучше еще подождать.
Используя опросник, нужно учитывать следующее:
За ребенком нужно наблюдать в течение по крайней мере нескольких месяцев
и
в
разных
ситуациях.
В
искусственных
ситуациях
невозможно
получить
объективные данные о развитии ребенка. Когда ребенка вырывают из привычной
среды, отвлекают от занятий и просят нарисовать картинку, ребенок будет пытаться
как можно быстрей что-нибудь нацарапать, чтобы избавиться от неудобной для него
ситуации.
Каждое из исследуемых качеств может быть развито в разной степени. Если
описанное поведение наблюдается очень часто (практически всегда), можно считать,
что данное свойство развито хорошо. Обозначим его цифрой 3.
Если
описанное
поведение
наблюдается
скорее
часто,
чем
редко,
характеризуемое свойство развито удовлетворительно. Обозначим его цифрой 2.
Если
скорее
редко,
чем
часто,
то
необходимое
для
школьной
готовности
свойство развито недостаточно и обозначается цифрой 1.
Если
же
мы
почти
никогда
не
наблюдаем
описанного
поведения,
данное
свойство не развито вообще (цифра 0).
Цифры не имеют никакого отношения к оценке или отметке. Они являются
средством наглядности объективной характеристики.
Опросник для наблюдений.
Обведите кружком соответствующую цифру или поставьте на ней крестик.
Развитие тела – движение и восприятие
Как
двигается
ребенок
на
площадке
для
игр:
проявляет
ли
он
ловкость,
сноровку, уверенность и смелость, или испытывает страх и боится?
0 1 2 3
Может
ли
он
сохранять
равновесие
на
перекладине,
находящейся
сравнительно
высоко
над
землей
или
на
ветке
дерева,
или
ищет
поддержки
и
хватается за дополнительную опору?
0 1 2 3
Может
ли
ребенок
подражать
характерным
движениям,
например,
подкрадываться, как индеец и т.п.?
0 1 2 3
Может ли он бросать мяч в цель?
0 1 2 3
Может ли он ловить мяч, брошенный ему?
0 1 2 3
Любит ли ребенок двигаться, например, играть в салки или догонялки? Много
ли он двигается?
0 1 2 3
Умеет
ли
ребенок
правильно
брать
карандаш,
используя
большой
и
указательный пальцы, рисовать и «писать» им с разным нажимом?
0 1 2 3
Получается ли у ребенка, закрашивая картинки, соблюдать границы?
0 1 2 3
Может
ли
он
застегивать
и
расстегивать
пуговицы
или
молнию
без
посторонней помощи?
0 1 2 3
Умеет ли ребенок вырезать ножницами простые фигуры:
0 1 2 3
Если ребенку больно, как он реагирует: адекватно или преувеличенно?
0 1 2 3
Может
ли
ребенок
находить
на
картинке
правильные
формы
(например,
похожие или отличные друг от друга)?
0 1 2 3
Может
ли
он
правильно
«локализовать»
в
пространстве
источник
звука
(например, звонок мобильного телефона и т.п.)?
0 1 2 3
Когнитивная сфера: мышление, речь, воображение, внимание, память.
Понимает ли ребенок небольшие истории (сказки, связные рассказы) и может
ли он передавать их содержание просто, но правильно (по смыслу)?
0 1 2 3
Понимает ли ребенок простые причинно-следственные связи?
0 1 2 3
Может ли ребенок узнавать и называть основные цвета и формы?
0 1 2 3
Проявляет ли он интерес к буквам и цифрам, к чтению и счету? Хочет ли он
писать свое имя или другие простые слова?
0 1 2 3
Умеет ли он считать и определять простые числа, например, на кубике для
игр?
0 1 2 3
Запоминает ли он имена других людей (детей и знакомых взрослых), помнит
ли простые стихи и песни?
0 1 2 3
Как говорит ребенок: ясно, отчетливо и понятно для всех окружающих?
0 1 2 3
Говорит ли он полными предложениями и в состоянии ли понятно описать, что
случилось (то есть какое-либо событие или переживание)?
0 1 2 3
Когда
он
что-то
мастерит,
вырезает,
лепит,
рисует
–
работает
ли
он
с
концентрацией внимания, целенаправленно, проявляет ли терпение и настойчивость,
когда что-то не получается?
0 1 2 3
В состоянии ли ребенок заниматься каким-либо одним делом на протяжении
хотя бы 10-15 минут и довести это дело до конца?
0 1 2 3
Играет
ли
он
увлеченно
один
в
свои
игрушки
на
протяжении
более
длительного времени, придумывая сам себе игры и воображаемые ситуации?
0 1 2 3
Способен ли он выполнить простое задание тщательно и как следует?
0 1 2 3
Эмоции и социальность
Развито ли у ребенка доверие к себе и своим способностям?
0 1 2 3
Выражает ли он свои чувства адекватно ситуации?
0 1 2 3
Удавалось ли ребенку иногда преодолевать свою боязливость?
0 1 2 3
Может ли он ждать исполнения желаемого?
0 1 2 3
Может ли он на некоторое время в незнакомой обстановке быть без близких
или знакомого взрослого, к которому он испытывает доверие?
0 1 2 3
Может ли ребенок сам (без помощи взрослого) отстаивать себя в трудной
ситуации?
0 1 2 3
Рад ли он, что скоро пойдет в школу?
0 1 2 3
Любит ли он играть с другими детьми, учитывает ли интересы и желания
других? Реагирует ли он адекватно на спорные ситуации?
0 1 2 3
Понимает ли и соблюдает ли общие правила в игре?
0 1 2 3
Завязывает ли он самостоятельно контакты с другими детьми?
0 1 2 3
Как ведет себя ребенок в случае конфликтов, настроен ли он на позитивное
разрешение ситуации и принимает ли их?
0 1 2 3
Подведение итогов наблюдений
Если
большая
часть
признаков
готовности
к
школе
оказываются
слабо
выраженными, то велика вероятность, что ребенку будет трудно адаптироваться к
школе и успешно учиться на начальном этапе.
Ему
будет
необходима
дополнительная
поддержка.
Если
ребенку
еще
не
исполнилось 7 лет, имеет смысл подождать годик с зачислением в первый класс. Но
не
следует
ожидать
пассивно,
когда
ребенок
«дозреет»
сам.
Ему
необходима
педагогическая
поддержка.
Если,
например,
ребенок
хорошо
развит
интеллектуально, но в эмоционально-социальной сфере у него трудности, имеет
смысл поискать для него игровую группу, где он мог бы играть со сверстниками
некоторое
время
быть
без
родителей,
не
испытывая
страха.
При
этом
следует
избегать резких переходов к непривычной для ребенка ситуации. Если ему трудно
без родителей в игровой группе, нужно осуществлять переход постепенно: первое
время кто-то из близких ребенку людей должен присутствовать в группе, пока он не
привыкнет
к
новой
обстановке.
Важно
при
этом,
чтобы
состав
группы
был
постоянным.
Тогда
у
ребенка
появится
возможность
выстроить
стабильные
эмоциональные отношения в новой социальной среде.
Если слабовыраженными окажутся только немногие признаки, обозначенные в
опроснике, особых сложностей с обучением у ребенка возникнуть не должно.
Неверно делать вывод о готовности ребенка к школе только на основе его
когнитивных
(интеллектуальных)
достижений,
когда
ребенок
уже
умеет
читать,
считать и т.д. Это следует особо подчеркнуть, так как родители часто совершают
именно такую ошибку, путая когнитивное развитие с готовностью к школе.
Родителям бывает трудно объективно воспринимать слабые стороны своего
ребенка. Кроме того, родители бывают склонны успехи или неудачи собственного
ребенка
относить
на
свой
счет
и
поэтому
инстинктивно
не
хотят
замечать
и
признавать,
что
у
их
ребенка
проблемы.
Однако
для
блага
ребенка
нужно
постараться получить объективную картину его развития. В этой ситуации выводы
педагогов, работающих с большим количеством детей, могут оказаться особенно
ценными.
Быть
может,
то,
что
родители
считают
проблемой
и
отставанием
в
развитии, на самом деле совершенно нормально и встречается у большинства детей.
К тому же наличие проблем в развитии и слабость ребенка, которую он проявляет в
некоторых областях,- вещи совершенно нормальные. Гармоничные дети, развитые
во
всех
отношениях,
-
явление
замечательное,
но
в
реальной
жизни
почти
не
встречающееся.