Автор: Трушкина Валентина Викторовна Должность: преподаватель физической культуры Учебное заведение: ГБПОУ РО "КонстПК" Населённый пункт: г. Константиновск, Ростовская область Наименование материала: программа "Здоровей-ка!" Тема: программа "Здоровей-ка!" Раздел: дошкольное образование
Возрастная категория: старший дошкольный возраст 5-7лет.
Составитель -
Трушкина Валентина Викторовна
преподаватель по физической культуре
ГБПОУ РО «КонстПК »
Программа принята на заседании педагогического совета
ГБПОУ РО «КонстПК», МДОУ №3 «Солнышко».
2.4. « Работа педагогами»…………………………………………...........16
2.5. « Работа с родителями»……………………………………………...18
3.Контроль изменения состояния обучающегося воспитанника
(критерии и мониторинг)……………………………………..19
4. Список литературы……………………………………………………..24
«Умеренно и последовательно
занимающийся физическими
упражнениями человек
не нуждается ни в каком
лечении».
Авиценна
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе, в эпоху XXI века, предъявляются новые,
более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям,
способностям. Постоянно
усиливающееся влияние на организм человека
разнообразных
отрицательных
факторов
окружающей
среды
приводит
к
ухудшению состояния здоровья, как взрослых, так и детей, снижению их
физического и умственного потенциала.
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем
мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны
личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.
Поэтому
необходимо формировать интерес детей
к оздоровлению
собственного
организма
посредством
формирования
элементарных
валеологических знаний, занятий физической культурой и спортом.
Физическое
развитие-
процесс
естественного
изменения
морфофункциальных свойств
организма человека, которые происходят в
соответствии с биологическими закономерностями, социальными факторами.
Зная закономерности физического развития, можно
управлять процессом,
нацеливая его на достижение физического совершенства.
Двигательная активность положительно влияет на все психологические
функции
детей.
В
исследованиях
психологов
показана
прямая
корреляционная
связь
характера
двигательной
нагрузки
с
проявлениями:
восприятия, памятью,
эмоциями и мышлением. Движения способствуют
увеличению словарного разнообразия детской речи, формированию понятий,
что улучшает психическое состояние ребенка. Иными словами, физическая
культура не только создает энергетическую основу для нормального роста и
развития, но и стимулирует формирование психических функций.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физическая культура - важнейший элемент становления человека. Вот
почему физическое воспитание дошкольника как система мероприятий,
направленных на развитие функций растущего организма ребенка, можно
считать приоритетным направлением всей воспитательной работы с детьми.
В данном дошкольном образовательном учреждении представлена
современная концепция физического воспитания, основным положением которой
является тесная связь физического воспитания со здоровым образом жизни
человека, развитием двигательных способностей, умений и навыков каждого
ребенка.
На современном этапе разрабатываются и получают распространение
программы физического воспитания нового поколения, однако немногие из них
по своему содержанию и структуре соответствуют должному уровню так
считает автор пособия «Современные программы по физическому воспитанию
детей дошкольного возраста» автор - составитель С.С.Бычкова.
В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья
детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей
являются одним из приоритетных направлений государственных национальных
проектов «Образование» и «Здоровье».
Для разработки эффективного плана действий была составлена программа
«Здоровей-ка!», которая стала инструментом ориентации и интеграции усилий
всего коллектива к будущим желаемым результатам, но уже не с позиции
сегодняшнего дня, а с учетом перспективы.
Программа была разработана на основе исходной оценки всей системы
физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ:
- анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном
режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов,
медицинского персонала, творческие объединения педагогов);
- научно – методическое обеспечение (программы, методические
рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);
- конкурентное преимущество ДОУ по физкультурно-оздоровительной
работе;
- материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);
- комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в
случаях, днях, в днях на одного ребенка, индекс здоровья);
- анализ результатов физической подготовленности детей;
- характеристика физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (занятия,
кружки, клубы, внедрение системы здоровьесберегающие технологий).
Разработанная система физического воспитания, включает инновационные
формы и методы, органически входит в жизнь детского сада, организовывает
детей, сотрудников, родителей, решает вопросы психологического благополучия,
нравственного воспитания, имеет связь с другими видами
4
деятельности, и, самое главное, нравится детям. Развитие детей
обеспечивается за счёт создания развивающей среды и реализации
определённых педагогических технологий.
Программа «Здоровей-ка!» - это комплексная система воспитания
ребёнка - дошкольника здорового, физически и всесторонне развитого,
инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного
достоинства.
Программа «Здоровей-ка!» предполагает возможность самостоятельного
отбора содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики,
позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так
и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и
родителей.
Цель программы:
Сохранение и укрепление здоровья детей. Обеспечить полноценное
физическое развитие и физическую подготовленность, учитывая
индивидуальные возможности ребенка. Формируя потребность в физическом
совершенствовании и в здоровом образе жизни.
Задачи программы:
1.
Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое
развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать физическую и
умственную работоспособность;
2.
Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное
отношение к своему здоровью;
3.
Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни
как показателе общечеловеческой культуры;
4.
Приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта
(баскетбол, футбол, гимнастика и т.д.);
5.
Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость,
выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных
условиях;
6.
Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки,
обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и
мотивациях.
7.
Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и
культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и
гигиенических знаний;
8.
Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной
системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно – психическое и физическое
развитие;
9.
Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и
развития детей с учётом современных научных подходов, мониторинга и оценки
влияния оздоровительных технологий на организм ребенка;
10. Выявление способностей, интересов, склонностей детей
к дальнейшей углубленной специализации в избранном
виде спорта.
Законодательно – нормативное обеспечение программы:
1. Закон РФ «Об Образовании».
2 .Конвенция ООН «О правах ребёнка».
3 .«Семейный кодекс РФ».
4 .Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.
5. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24 июля
1998 г. с изменениями от 28 июля 2000 г.
6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв.
Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. №666.
7. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин
2.4.5.2409-08».
8. Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных
технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля
2003 г.
9. Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических
требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в
организованных формах обучения» №65/23-16 от 14 марта 2000 г.
10. Устав МБОУ ДОД ДЮСШ №2.
Основные принципы программы:
- научности (использование научно – обоснованных и апробированных
программ, технологий и методик);
- доступности (использование здоровьесберегающие технологии в
соответствии с возрастными особенностями детей);
- активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей
в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему
здоровью);
- единства диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов
медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование
способов, методов и приёмов коррекции, развития и оздоровления на основе
полученных данных);
-систематичности (реализация лечебно–оздоровительных, профилактических
мероприятий постоянно, систематично);
- целенаправленности (подчинение комплекса медико-педагогических
воздействий четко определенной цели);
- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической
нагрузки);
- адресности (медико-педагогическое воздействие по нозологическим формам
заболеваний).
Объекты программы
:
- Обучающиеся
- Педагогический коллектив
- Родители
Организация рациональной двигательной активности.
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на
совершенствование защитных сил организма ребёнка, в ходе его физического
развития, содействует овладению необходимыми движениями и навыками.
Основные принципы организации физического воспитания в детском
саду:
- физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его
физического развития, биологической зрелости и здоровья;
- сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими
процедурами;
- обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов
дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости
кардиореспираторной системы (занятия строить с учетом группы здоровья –
подгрупповые);
- контроль медицинский за физическим воспитанием и оперативная
медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья;
- включение в утреннюю гигиеническую гимнастику и занятия элементов
корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления
осанки. 7
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. Учебный план программы
ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Количество часов
1-й год обучения
Количество часов
2-й год обучения
Физические занятия в зале и на
спортивной площадке с
элементами психогимнастики.
4
4
Туризм (прогулки – походы).
4
4
Дозированная ходьба.
2
2
Оздоровительный бег.
3
3
Физкультминутки.
3
3
Физкультурные досуги,
праздники, «Дни здоровья».
4
Утренняя гимнастика.
10
10
Индивидуальная работа
с детьми.
5
5
Физкультурные занятия:
Традиционные. Игровые:
в форме подвижных игр малой,
средней и большой
интенсивности:
Сюжетно – игровые.
Тематические занятия.
Занятия – тренировки
Занятия – зачёты.
Занятия – походы.
Занятия, основная часть
которых носит ярко
выраженный нетрадиционный
характер (ритмика, спортивные
сказки, акробатика,
логоритмика и т.п.).
Музыкальные путешествия
– тесная интеграция музыки и
движений. Дети изображают
животных, птиц, подражают их
голосам, повадкам.
10
10
10
5
5
16
5
10
10
10
5
5
16
5
Занятия на «экологической
тропе».
Самостоятельная
деятельность детей.
Дополнительные
физкультурные занятия
специализированного
воздействия.
Общее количество часов
10
20
20
146
10
20
20
146
2.2. Физкультурно-оздоровительная работа.
В данном разделе предусмотрено создание благоприятных санитарно-
гигиенических условий, обеспечение заботливого ухода за детьми, пребывание
их на свежем воздухе, проведение ежедневной утренней гигиенической
гимнастики и закаливающих мероприятий, воспитание у детей культурно-
гигиенических навыков и правильной осанки, с оздание представлений о
здоровом образе жизни.
Система эффективного закаливания.
Закаливание предполагает систему мероприятий, направленных на
повышение устойчивости генетических механизмов защиты и приспособления
организма.
Основные принципы закаливания - постепенное расширение зоны
воздействияи увеличение времени проведения процедуры. При организации
закаливания учитывают индивидуальные особенности ребенка. Любой метод
закаливания предполагает его непрерывность. Если система была нарушена
(болезнь, отпуск и т.д.),начинать процедуры нужно с начальной стадии.
Правильно организованная система закаливания:
- поддержит температурный баланс тела (гомеостаз);
- нормализует поведенческие реакции ребенка;
- снизит инфекционно-воспалительные заболевания;
- улучшит показатели физического развития;
- повысит уровень физической подготовленности
.
Основные факторы закаливания:
- закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент
режима дня;
- закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
- закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей
на физкультурных занятиях, других режимных моментах;
- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при
тепловом комфорте организма детей;
- постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время
проведения закаливающих процедур.
Комплекс закаливающих мероприятий:
- соблюдение температурного режима в течение дня;
- правильная организация прогулки и её длительности;
- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального
состояния здоровья детей;
- облегченная одежда для детей в детском саду;
- сон в трусах;
- дыхательная гимнастика после сна;
- мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди
(индивидуально);
- полоскание рта лечебными настоями и прохладной водой;
- комплекс контрастных закаливающих процедур по «дорожке здоровья»
(игровые дорожки).
Методы оздоровления:
- ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье);
- контрастное обливание ног (летом);
- дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года);
- хождение босиком по спортивной площадке (летом);
- релаксационные упражнения с использованием музыкального фона
(музыкотерапия);
- использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре.
- систематическая работа по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в
опасных жизненных ситуациях.
Создание представлений о здоровом образе жизни.
Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью
отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду
должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по
следующим направлениям:
- привитие стойких культурно – гигиенических навыков.
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной
помощи.
- формирование элементарных представлений об окружающей среде.
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении
органов.
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для
организма.
- выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения
определить свои состояние и ощущения.
- обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и
дорогах.
Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и
методов.
Принципы:
- выявление факторов, способствующих возникновению и развитию
стрессовых состояний у детей;
- применение психолого-педагогических приёмов, направленных на
купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений. В
комплекс этих приёмов входят индивидуальные беседы воспитателей и
психологов с ребёнком и родителями, применение подвижных, сюжетно –
ролевых и особенно режиссерских игр, музыкотерапия, использование и анализ
продуктивных видов деятельности детей, отдельные приёмы рациональной
психотерапии;
- обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в
ежедневном распорядке дня каждого ребенка;
- создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ
в целом;
- обучение детей приёмам мышечного расслабления – базового условия для
аутогенной тренировки;
- использование психоаналитических и личностно ориентированных
бесед с детьми с аффективными невротическими проявлениями;
- рациональное применение музыкотерапии для нормализации
эмоционального состояния детей и других методов психокоррекции;
- использование на физкультурных занятиях элементов психогимнастики.
Снижение утомляемости ребёнка на занятиях достигается мотивацией
к занятию, построением занятий на интересе ребёнка и индивидуальный подход
к каждому ребёнку, совместная деятельность взрослого и ребёнка.
Появлению положительных эмоций способствуют сюжетно – ролевые игры –
драматизации, режиссёрские игры, театрализованная деятельность, где каждый
участник – актёр.
Большая роль в психо-коррекционной работе отводится музыкотерапии,
прежде всего, классической, которая может оказывать эмоциональное
оздоровительное влияние на психику ребёнка (успокаивает).
Методические рекомендации по оздоровлению:
мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и
поведенческих навыков здорового образа жизни;
максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском
саду на занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование
физкультурных минуток, включение элементов психогимнастики, пальчиковой
гимнастики на развивающих занятиях;
необходимо широкое использование игровых приёмов создание
эмоционально – значимых для детей ситуаций,
обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и
общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять
творчество, инициативу, фантазию;
привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье;
Обучение дошкольников здоровому образу жизни;
Обучение дошкольников приёмам личной самодиагностики;
Беседы, валеологические занятия;
Психологические тренинги.
Лечебно - профилактическая работа.
Осуществляет медицинская сестра, инструктор по физическому
воспитанию. В неё входят:
1.
Дыхательная гимнастика, зарядка для глаз.
2.
Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, ревит, витаминизированные
напитки.
3.
Иммуномодуляторы: дибазол, элеутерококк.
4.
Применение оксолиновой мази, глюконата кальция.
Лечебно-профилактическую работу осуществляют медицинская сестра
детского сада, инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель,
воспитатели. Она включает в себя:
1. Дополнительные физкультурные занятия специализированного
воздействия.
2. Физкультурные занятия босиком.
3. Подвижные игры и физические упражнения на улице.
4. Утренняя гигиеническая гимнастика на улице с обязательным
бегом на выносливость, дыхательными упражнениями;
5. Гимнастика после сна;
6. Спортивные игры и соревнования;
7. Интенсивное закаливание стоп;
8. Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для
укрепления здоровья;
9. Корригирующие упражнения;
10. Элементы психогимнастики, релаксации.
Летние оздоровительные мероприятия.
Формы организации оздоровительной работы:
Закаливание организма средствами природных факторов: солнце,
воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;
Физкультурные занятия в природных условиях (в лесной зоне, в парках,
на спортивной площадке);
Туризм;
Физкультурные досуги и развлечения: утренняя гимнастика на воздухе;
Интенсивное закаливание стоп
2.3. Физическая культура.
В данном разделе предусмотрена оптимизация физического состояния
ребенка, через организацию двигательной активности. Последовательное
обучение детей двигательным умениям и навыкам: основные виды движений,
общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные игры. Воспитание
физических качеств (ловкости, выносливости, силы, развитие координации
движений, пространственной ориентировки, равновесия).
Формировать способность оценивать качество выполнения движений и
знаний о правилах подвижных игр. Самостоятельная двигательная активность
детей.
Двигательная активность на физкультурных занятиях:
-Общеразвивающие упражнения.
Упражнения для рук и плечевого пояса: выполнение движений попеременно;
однонаправлено и разнонаправлено; в разных плоскостях.
Упражнения для туловища: вращения из разных сходных положений;
перевороты со спины на живот и обратно; лежа на животе, прогибание и
приподнимание плеч, разводя руки в стороны.
Упражнения для ног: удерживание под углом сомкнутой и прямой ноги;
отведение, приведение ног; перенос веса тела с одной ноги на другую, в
положении присев ноги врозь.
-Упражнения в основных движениях.
Ходьба. В колонне по одному, по два, четверками; в кругу, в шеренге. Ходьба
обычным, гимнастическим, скрестным шагом; приставными шагами вперед, в
стороны, назад. В приседе, с выпадами; спиной вперед, сохраняя направление и
равновесие; в разном темпе. Ходьба, сохраняя равновесие на уменьшенной,
подвижной опоре.
Бег. Выбрасывая прямые ноги вперед, голени назад; с преодолением
препятствий в естественных условиях; непрерывный бег 2-3 мин; в умеренном
темпе 80-120м; медленный бег на 400м;быстрый бег 20м; челночный бег 3-5-
10м; бег на скорость -30м, наперегонки, с ловлей и увертыванием.
Прыжки. Подпрыгивания на месте разными способами - с поворотом кругом,
смещая обе ноги вправо-влево; в сочетании с различными положениями и
движениями рук; прыжки сериями по 20-30 прыжков; боком вправо и влево;
вверх из глубокого приседа; боком с опорой руками на предмет; прыжки в
длину с места не менее 100см; в длину с разбега; в высоту с разбега
длинную скакалку (вращающуюся) и через короткую скакалку разными
способами. Прыжки через большой обруч как через скакалку.
Бросание, ловля, метание. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя
руками (15-20 раз подряд), одной рукой (8-12 раз), с одновременным
выполнением заданий, перебрасывание мячей друг другу из разных исходных
положений, через сетку, отбивание мяча об пол, о землю на месте и с
продвижением вперед (6-8 раз), метание в горизонтальную и вертикальную цели
(расстояние 4-5м),в движущуюся цель ,метание вдаль правой и левой рукой не
менее 5-8м.
Ползание и лазание. Ползание на животе, спине по гимнастической скамейке,
подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами, по бревну. Влезание на лестницу и
спуск с нее в разном темпе, сохраняя координацию движений, используя
одноименный и разноименный способы лазанья, лазанья по веревочной
лестнице.
Упражнения в построении и перестроении.
Построение в колонну по одному, по два, в несколько колонн, перестроение
из одной шеренги в две, из одного круга в два, остановка после ходьбы. Умение
делать повороты во время движения на углах площадки.
Подвижные игры, игровые упражнения.
-спортивные игры;
-ритмические движения (танцевальные);
-упражнения в организационных действиях (построения, перестроения,
нахождение места, повороты).
Танцевально-ритмическая гимнастика:
-игроритмика (упражнения для согласования движений с музыкой,
музыкальные задания и игры);
-игрогимнастика (строевые, общеразвивающие и акробатические
упражнения, укрепление осанки, упражнения на расслабление мышц и
дыхательные);
-игротанцы (элементы хореографических упражнений, современные и
ритмические танцы).
Нетрадиционные виды упражнений:
-танцевально-ритмическая гимнастика (специальные композиции и
комплексы упражнений);
-игропластика (упражнения стретчинга);
-пальчиковая гимнастика (игры пальчиками, сопровождающиеся стихами и
речитативами, по сказкам, игры-потешки);
-игровой самомассаж (упражнения с поглаживанием и растиранием
отдельных частей тела в игровой форме);
-музыкально-подражательные игры (подвижные и образные игры для
строевых и общеразвивающих упражнений, игры для определения темпа,
динамики, характера музыки);
-игры-путешествия (или сюжетные занятия).
Креативная гимнастика (нестандартные упражнения, музыкально-
творческие игры).
Физическое совершенство :
-акробатические упражнения;
-упражнения в равновесии;
-лазанье и упражнения на канате;
упражнения на гимнастической стенке;
-упражнения на кольцах;
-упражнения на батуте;
-упражнения с элементами художественной гимнастики.
Методические рекомендации по физической культуре:
мероприятия по формированию у дошкольников мотивации в
ежедневных физических упражнениях;
максимальное обеспечение двигательной активности детей на
физкультурных занятиях;
использование игровых приёмов создание эмоционально – значимых для
детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной деятельности, в
которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию;
привитие дошкольникам чувства ответственности за выполнение
сложного упражнения;
Обучение дошкольников спортивным играм (футбол, баскетбол,
волейбол).
2.4. Работа с педагогами.
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению
и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей,
построенная на следующих принципах:
актуализация внимания воспитателей на то, что в педагогической
валеологии у них главная социальная роль;
просветительная работа по направлениям программы «Здоровей-ка!» и
т.д.;
консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья,
проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог –
здоровый воспитанник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной
педагог – больной воспитанник;
консультации воспитателей по основам психотерапии,
нейрофизиологии;
обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в
физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения
дошкольников приёмам личной самодиагностики.
Организационные методические мероприятия:
1. Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ,
технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Разработка систем физического воспитания, основанных на
индивидуально – психологическом подходе.
3. Внедрение новых технологических методов коррекции и реабилитации
в упражнениях для детей с различными видами нарушений в психическом и
физическом развитии, а также системы их социального сопровождения после
выпуска из дошкольного учреждения.
4. Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка
критериев комплексной оценки состояния здоровья.
5. Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.
6. Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая
образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места
обитания.
7. Создание информационной базы по психологическим, педагогическим,
экономическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим
здоровья детей.
8. Разработка и внедрение психологических, педагогических,
валеологических и медицинских методов коррекции.
9. Внедрение сбалансированного разнообразного питания. Организация
межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского
травматизма и отравлений.
10. Пропаганда здорового образа жизни.
11. Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приёмам личной
самодиагностики, саморегуляции, проведение бесед, валеологических занятий,
психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за
своё здоровье.
2.5. Работа с родителям.
Одним из основных направлений по формированию физически и
психически здорового ребёнка является работа с родителями.
З адачи работы с родителями:
Повышение педагогической культуры родителей.
Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
Изучение, обобщение и распространение положительного опыта
семейного воспитания.
Установка на совместную работу с целью решения всех психолого-
педагогических проблем развития ребёнка.
Обучение родителей основам психолого-педагогических знаний через
психологические тренинги, консультации, семинары.
Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и
психологической среды в семье.
Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Формы работы с родителями :
1. Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов,
консультаций.
2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и
групповые) по проблемам.
3. Дни открытых дверей.
4. Экскурсии по детскому саду для поступивших в детский сад.
5. Открытый показ занятий для родителей.
6. Совместные занятия для детей и родителей.
7. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада
(логопеда, инструктора по физическому воспитанию, психолога, медицинской
сестры.).
8. Родительский всеобуч: клуб «Здоровые дети».
9. Организация совместных дел.
Для успешной работы с родителями использовать план изучения семьи :
1.
Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст,
образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения
родителей с детьми, стиль общения).
2.
Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость,
ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность,
взаимопомощь или невнимание и т.п.).
3.
Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают –
положительные или отрицательные, причины семейных конфликтов.
4.
Социальный статус отца и матери в семье, степень участия в
воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка.
5.
Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры,
подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего
поведения.
Методы.
Анкета для родителей.
Беседы с родителями.
Беседы с ребёнком.
Наблюдение за ребёнком.
Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с
детьми.
С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с
родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:
1. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
2. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.
3. Особенности физического и нервно – психического развития у часто
болеющих детей.
4. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома
.
5. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников
.
6. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение,
наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.
7. Корригирующие упражнения для детей.
8. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка.
3. Контроль изменения состояния обучающегося
воспитанника (критерии и мониторинг).
Умение контролировать физическое развитие ребенка - необходимое
профессиональное качество инструктора по физической культуре. Каждому
педагогу, работающему с детьми, чрезвычайно важно владеть приемами
(тестами), позволяющими судить о состоянии здоровья
воспитанников. Физическое развитие-это совокупность морфологических и
функциональных признаков, позволяющих определить запас физических сил,
выносливости и работоспособности организма.
Антропометрическими показателями физического развития являются: длина
тела и масса тела, окружность грудной клетки, окружность головы.
Для оценки состояния организма используется функциональная проба
Летунова, характеризующая реакцию организма на физические нагрузки. Для
детей 4-7 лет 20 приседаний за 30 секунд. Оценку результатов пробы
производят:
- по степени учащения пульса и дыхания;
- по времени возвращения показателей к исходным величинам.
В норме после физической нагрузки пульс учащается на 25-50% по
отношению к исходной величине, а дыхание - на -4-6 ед. в минуту. При этом
данные показатели должны вернуться к исходным величинам через 2-3 минуты.
Отклонениями от нормы принято считать учащение пульса более чем на 50% и
более значительное увеличение показателей дыхания.
Физическими качествами называются отдельные качественные стороны
двигательных возможностей человека:быстрота,сила,гибкость, выносливость и
ловкость.
Для тестирования физических качеств дошкольников используются
контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной
форме.
Быстрота - это способность выполнять двигательные действия в
минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и
частотой многократно повторяющихся действий.
В качестве тестового упражнения предлагается бег на 30 м. Длина беговой
дорожки должна быть на 5-7 м больше, чем длина дистанции. Линия финиша
наносится сбоку короткой чертой, а за ней на расстоянии 5-7 м ставится
хорошо видимой с линии старта ориентир (флажок на подставке, куб и т.п.).
По команде «на старт, внимание» поднимается флажок, а по команде «марш»
ребенок с максимальной скоростью стремиться добежать до финиша.
Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление и
противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Проявление силы
обеспечивается силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих
деятельность мышечного аппарата. Сила рук определяется специальным ручным
динамометром, сила ног - становым динамометром.
Силу плечевого пояса можно измерить по расстоянию, на которое ребенок
бросает двумя руками набивной мяч массой 1 кг, а сила нижних конечностей
определяется по прыжкам в длину с места. Данные тесты требуют не только
мышечных усилий, но и быстроты движений, поэтому называются скоростно-
силовыми.
Метание набивного мяча массой 1 кг. Оно проводится способом из-за головы
двумя руками.
Прыжок в длину с места. Перед прыжками нужно- положить мат и сделать
вдоль него разметку (разместить три флажка и предложить ребенку допрыгнуть
до самого дальнего).
Прыжок в высоту и длину с разбега. Эти движения требуют комплексного
проявления быстроты, силы, ловкости. Выполняются после 5 лет. Начальная
высота 30см, после того как данная высота преодолена, планку следует поднять
на 5см. Прыжок в длину с разбега 3 попытки засчитывается лучший результат.
Ловкость-это способность быстро овладевать новыми движениями, быстро и
точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно
меняющейся обстановки. Бег на дистанцию с поворотом (5+5м) и по прямой.
С интересом дошкольники 3-7 лет выполняют более сложное задание
«Полоса препятствий». В это задание входят: бег по гимнастической
скамейке (длина 5м); прокатывание мяча между предметами (6 шт.),
разложенными на расстоянии 50см. друг от друга (кегли, кубы и т.п.);
подлезание под дугу (высота 40 см).
Выносливость - это способность противостоять утомлению в какой-либо дея
тельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью
нервных процессов, координацией функций двигательного аппарата и
внутренних органов.
Выносливость оценивается по результатам непрерывного бега в
равномерном темпе: на дистанцию 100м - для детей 4 лет; 200м - для детей 5
лет; 300м - для детей 6 лет; 400м - для детей 7 лет. Тест считается
выполненным если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки.
Гибкость - морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата,
определяющие степень подвижности звеньев. Гибкость характеризует
эластичность мышц и связок. Гибкость оценивается при помощи упражнения -
наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке не менее 20-25см. Для
измерения глубины наклона линейку или планку прикрепляют таким образом,
чтобы нулевая отметка соответствовала уровню плоскости опоры. Если ребенок
не дотягивается кончиками пальцев до нулевой отметки, то результат
определяется минусом. При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться
не должны.
Наряду с количественными показателями, важно оценить и качество
выполнения различных заданий. Критерии оценки зависят от возраста ребенка.
До трех лет простая оценка: «умеет», «не умеет». В дальнейшем предпочтение
следует отдавать более точной системе оценки результатов в баллах:
«отлично» - все элементы упражнения выполняются в полном соответствии с
заданием и схемой движения (5 баллов);
«хорошо» - при выполнении теста допущена одна ошибка, существенно не
изменяющая характер движения и результат (4 балла);
«удовлетворительно» - тест выполняется с большим трудом, имеются
значительные ошибки, отступления от заданной модели (3 балла);
«неудовлетворительно» - упражнение практически не выполнено, однако
ребенок делает попытки (1-2 элемента движения) к его выполнению (2 балла)
«плохо» - ребенок не предпринимает попыток к выполнению теста,
физически не в состоянии его выполнить (0 баллов).
Пятибалльная система оценки результатов тестирования двигательных
навыков позволяет не только получить достаточно объективную картину
физической подготовленности отдельных детей, но и выявить уровень детей
группы, сравнить результаты по каждой возрастной группе и в целом уровень
физической подготовленности детей всего дошкольного учреждения.
Ожидаемые результаты реализации программы.
1.
Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья
ребёнка.
2.
Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном
детстве заболеваний.
3.
Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для
здоровья.
4.
Обеспечение статистического учёта, контроля и анализ на всех
уровнях.
5. Совершенствование системы физического воспитания на основе
реализации индивидуального подхода.
6.Обеспечение условий для практической реализации индивидуального
подхода к обучению и воспитанию.
7. Повышение заинтересованности работников детского сада и родителе в
укреплении здоровья дошкольников.
8. Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к
вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной
двигательной активности.
Используемая литература.
1. Программа «РАДУГА» авт. Т.Н. Доронова, В.В. Гербова.
2. Узкоспециализированная программа «СТАРТ» Л.В. Яковлева, Р.А.
Юдина.
3. Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой
гимнастике « СА-ФИ-ДАНСЕ.
4. Усаков В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью
дошкольников. - Красноярск, 1989.