Вид урока : урок изучения нового материала
Планируемые цели:
сконструировать таблицу умножения 6, опираясь на различные
свойства умножения;
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные:
формировать положительное отношение к учению,
уважительное отношение к собеседнику,
развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной
задачи и к расширению математических знаний.
Регулятивные:
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
уметь определять и формулировать цель на уроке;
планировать свои действия в связи с поставленной задачей.
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять
самооценку учебных действий;
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний;
ориентироваться в предложенном материале, находить нужную
информацию
отличать новое от уже известного; добывать новые знания.
Коммуникативные:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
слушать и понимать речь других;
уметь работать в паре, группе;
формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые предметные результаты.
Обучающиеся:
закрепят знания изученных таблиц, устных приёмов вычисления
примеров разного вида;
усовершенствуют умения решать задачи;
смогут проанализировать, найти закономерности при составлении
таблицы;
смогут составить, усвоить и частично запомнить таблицу умножения на
6;
сумеют применить полученные знания на практике;
смогут сотрудничать при групповой работе и работе в парах, задавать
вопросы, учитывать мнение одноклассников, отстаивать свою точку
зрения.
будут адекватно себя оценивать на уроке
Оборудование урока:
персональный компьютер, мультимедиа-проектор;
Карточки – красный, зеленый, желтый
карточки работы в группах и парах, рабочие тетради
карточка с цифрой 6 X
Методы: практический, проблемный, частично-поисковый, словесный.
Время реализации занятия : 45 минут.
Ход урока:
Этапы
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Время
I этап.
Органи-
зацион-
ный
момент
Слайд:
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука –
Это математика!
Пожелаю всем удачи -
За работу в добрый час!
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и
пожелайте удачи.
Учащиеся
настраиваютс
я на работу.
1мин.
II этап.
Проведени
е минутки
чистописан
Слайд: 15 декабря
Классная работа.
Открыли тетради. Посмотрите на доску и
3мин
ия
Оформлен
ие
тетрадей.
ответьте мне на несколько вопросов:
Какое сегодня число?
Дайте полную характеристику этого
числа.
15 декабря.
15-двузначное (из 1 д. и 5 единиц). Соседи
числа 14 и 16.
нечётное.
Скажите ребята, а число 15
встречается в изученном нами табличном
умножении?
Что вы можете мне сказать о словах
– декабрь, работа, классная?
Открыли тетради и выполнили
грамотную и аккуратную запись.
А теперь проведём минутку чистописания.
Для чего нам нужны минутки чистописания?
Запишем соседей числа: 14, 16
Словарные
слова.
А какими
частями речи
они
выражены?
Далее
самостоятельн
о выполняют
запись в
тетради.
Дети пишут и
проверяют
записи.
III этап.
Устный счёт
в виде
фронтальн
ого и
индивидуа
льного
опроса
Нас ждёт устный счёт.
1.
Индивидуальная работа.
Пока мы считаем устно, ребята
выполняют небольшую работу.
Игра «Цепочка» (стр.207 – поурочные
разработки)- 2 цепочки
Ответ: 8,35,
2.
Коллективная работа – на
слайде.
Ответ - 32
3. Решение примеров по
алгоритму - стр. 153
Задание решение примеров по таблице
(слайд)
Учащиеся
решают
примеры и
задачи
(вспоминая
алгоритм)
Цепочка на
доске
Алгоритм на
доске
5 мин
Ответ: 5, 80, 22, 9
Ответы запишем в порядке возрастания .
Ответ: 5-П, 8-и, 9-ф, 22-а, 32-г, 35-о, 80-р
Слайд: Пифагор
Какое слово получилось? (Пифагор)
V этап.
Изучение
темы
урока .
Слайд: портрет Пифагора,
-Кто такой Пифагор?
(Слова на слайде. Ученики должны
составить рассказ)
- Пифагор – это великий философ,
живший в IV веке до нашей эры.
Пифагор родился на греческом
острове Самос в Эгейском море и, по
сохранившимся преданиям, много
путешествовал.
Потом он поселился на юге нынешней
Италии, где основал пифагорийский
союз – общество философов.
Философы много занимались
математикой. Ими создана таблица
умножения, они разделили все числа на
чётные и нечётные.
К ТО ТАКОЙ ФИЛОСОФ?
(
философ – это образованный человек,,
любящий мудрость и мудрствовать,
строит какие-либо рассуждения о чем-
либо)
Ответы детей.
-Ученики
составляют
рассказ
3 мин
- Какие числа называются чётными?
(Числа, которые делятся на 2)
-Тихо сядут те ребята, у кого день
рождение чётного числа месяца.
А теперь те, у кого — нечётного
Представим, что мы тоже в этом союзе,
т.е мы философы
Попробуем быть этими философами.
Постановк
а
проблемы.
Слайд: насекомые – мухи, жуки, мошки,
бабочки, божьи коровки, пчелы, стрекозы,
муравьи .
-Я прочитаю вам стихотворение, а вы
внимательно послушайте .
Сколько обуви – смотри!
Сосчитать сумеешь ты?
Мухи, жук и мошки
Обули сапожки.
Боты для работы,
Туфли с каблуками.
Бабочки – тапочки,
Божьи коровки – лапотки с веревками,
Пчелки на ножки обули босоножки.
Стрекозы – сандалии,
Чтобы легко летали,
Муравьишки маленькие
Натянули валенки .
- О каких животных говорится в
стихотворении?
- каких животных называют насекомыми?
- сколько обуви нужно для одного
насекомого?
- у человека обувь считают парами, а у
Ученики
слушают
внимательно.
Ответы детей
Ответы детей
( на доске –
цифра 6 )
7 мин
Исследован
ие
проблемы
и
нахождение
пути её
преодолени
я.
Составлен
ие таблицы
насекомых? ( можно считать шестерками)
- можем ли обуть всех наших насекомых?
Ведь их много.
Какое арифметическое действие нам
понадобится? ( умножение)
- Если мы используем число 6 и умножение,
то какую тему мы сегодня можем изучить?
-Какую цел ь поставите перед собой для
работы? ( составить таблицу умножения на
6 ).
-Сформулируйте еще раз тему урока
( Таблица умножение на 6).
-Чему вы должны научиться?
Давайте проведём исследование данной
проблемы.
( на листочках запись)
Итак, 6 – первый множитель, а вторым будет
количество разных насекомых
1 жук в ботах
2 мухи в сапожках
3 мошки в туфлях
4 бабочки в тапочках
5 божьих коровок в лапотках
6 пчелок в босоножках
7 комариков в кедах
8 кузнечиков в кроссовках
9 стрекоз в сандалиях
10 муравьев в валенках
-Что интересного вы увидели сами?
-По какому принципу составлены примеры?
Закономерности:
Первый множитель неизменный
Второй множитель увеличивается на 1
Научиться
использовать
таблицу
умножения на 6
при решении
задач и примеров
Решение
проблемы
детьми.
Произведение увеличивается на 6
при умножении 6 на чётное число
произведение оканчивается той же
цифрой на которую умножали
(пример).( слайд)
-Как мы называем такие примеры? (таблица
умножения)
- а если мы поменяем местами множители,
ответ изменится или нет?
-Какое правило здесь используется?
Ответьте мне математическим языком, как
учёные математики.
-А почему мы смогли решить эти примеры?
6*1=6
6*2=12
6*3=18
6*4=24
6*5=30
-Хорошо, идем дальше. Продолжаем
проводить наше исследование.
Физкультминутка (под музыку)
Парная
работа –
10 мин
На доске
запись:
6*1=6
6*2=12
6*3=18
6*4=24
6*5=30
6*6=36
6*7=42
6*8=48
6*9=54
6*10=60
Первичное
усвоение
новых
знаний
Задание 1. А теперь наша задача состоит в
том, чтобы научиться использовать таблицу
и запомнить её, насколько это возможно!
Давайте запишем таблицу в тетради, но я
вам предлагаю записать только 4
примера, почему?
(слайд)
(остальные примеры нам знакомы из других
таблиц, а почему не берём умножение на 1,
умножение на10?)
На слайде:
Ученики
записывают:
6*6=36
6*7=42
6*8=48
6*9=54
5 мин
№4, стр.102 – подробно
Задание 2 . Работа по учебнику
№1 стр.102
№3 – выпи сать те выражения, которые
относятся к таблице умножения на 6.
VII этап
Проверка
усвоения
нового
материала
1задание.
Задача №2 стр.82 ( р/т ) - групповая работа
- Что обозначают выражения?
6*7 9*5 45+42 45-42
- решаем в рабочей тетради .(если время
останется)
Вывод: умножение на 6 используется в
задачах, примерах.
- А в повседневной жизни нужна таблица
умножения на 6?
1.повторяется
правило
работы в
группах.
2. выполнение
работы
3. ответы
детей
5 мин
VIII этап.
Рефлексия.
Что для вас было на уроке важным? Что не
совсем получилось? Продолжите фразу:
«Сегодня на уроке я …»
-узнали…
- было трудно…
-
- Вспомните вопросы урока . (Исследовать
вопросы) слайд с вопросами
- Что интересного было во время
путешествия?
Я узнал(а) …
Я понял(а) …
Мне было интересно…
Сегодня на уроке мы попробовали быть
философами, и открыли новые знания.
Какие?
Рефлексия
4 мин.
Слайд
А теперь я хочу, чтобы вы оценили свою
работу на уроке.
На доске три звездочки – красная, желтая,
зеленая. Оцените свою работу и прикрепите
свои карточки около нужной звездочки.
зелёный кружок, кому было на уроке легко и
всё понятно.
жёлтый – если что-то не понял на уроке, и
надо поработать дополнительно.
красный - красный, кому было трудно на
уроке, и надо подойти к учителю за
помощью.
Сегодня хорошо работали….
Домашняя
работа
-выучить таблицу умножения на 6
№7, стр.103
Или: Задача №2 стр.82 ( р/т )