"Цели профессионального образования в современных условиях"
Автор: Магдалинова Валентина Николаевна Должность: мастер производственного обучения Учебное заведение: ГБОУПО "Севастопльский судостроительный колледж" Населённый пункт: г.Севастополь Наименование материала: Методическая работа Тема: "Цели профессионального образования в современных условиях" Раздел: среднее профессиональное
Департамент образования города Севастополя
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Профессионального образования города Севастополя
«Севастопольский судостроительный колледж»
Методическая работа
«Цели профессионального образования в современных условиях»
Севастополь
2015
Методические рекомендации стремление показать некоторые пути повышения
эффективности профессионального образования в современных условиях
общественной жизни.
Одним из таких путей автор считает внедрение информационных технологий в
учебно-воспитательный процесс.
В данной работе представлены меры, направленные на внедрение
информационных технологий в учебно-воспитательный процесс, используемые в работе
мастера производственного обучения, также здесь представлена разработка
подготовительного вводного инструктажа студентов, направленного на первичное
ознакомление студентов с работами, соответствующими их квалификационной
характеристике.
Рецензенты: Магдалинова В.Н. Мастер производственного обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение
2. Методическая часть
2.1.Цели профессионального образования в современных условиях
2.2 Функции системы профессионального образования
2.3 Создание стимулирующих условий, вызывающих у субъекта
стремление действовать в соответствии с намеченной программой, наиболее
адекватной поставленным целям
2.4 Мониторинг системы профессионального образования (СПО)
2.5 Некоторые подходы к проведению мониторинга системы
профессионального образования
2.6 Аспекты в управлении системы профессионального образования
3. Практическая часть
3.1 Использования "ситуационного" мониторинга
3.2 Цели и задачи самообразования мастера п/о для повышения
эффективности профессиональной подготовки учащихся
4.Литература
Введение
Профессиональное обучение - основа повышения конкурентоспособности на
рынке труда.
Очевидно, что преодоление несоответствия рынков труда и образовательных
услуг связано с изменением содержания профессионального образования
незанятого населения.
Появление новых специальностей, повышение требований к уровню
подготовки кадров предполагает наличие у соискателей рабочих мест качественно
новых знаний, умений и навыков.
В сущности, рынок труда диктует системе профобразования жесткие "правила
игры".
По прогнозам, в относительно недалеком будущем на протяжении трудовой
жизни "синим воротничкам" придется менять место работы не менее 10 раз, а
"белым" - не менее 4.
Качественная, своевременно полученная подготовка по востребованной
профессии делает человека конкурентоспособным на рынке труда, позволяя ему
рассчитывать на трудоустройство с достойным уровнем оплаты.
Здесь требуются совместные усилия работодателей (формулирующих
требования к уровню профессионально-социальной компетентности претендентов
на вакансии), образовательных учреждений, (подготавливающих учебные
программы в соответствии с их запросами), службы занятости.
Чрезвычайно важным является систематическое составление прогнозов
востребованности профессий и специальностей (прежде всего долгосрочных).
Как известно, рынок труда очень изменчив: закончив обучение, выпускник
зачастую сталкивается с тем, что профессия, еще недавно востребованная, которую
он приобрел, сегодня таковой не является.
Общество не может эффективно развиваться, не совершенствуя свое
производство, не имея высококвалифицированной рабочей силы, компетентных и
энергичных руководителей производства. Для подготовки таких специалистов
необходима хорошо организованная, строящая свою работу на научной основе
система начальной профессиональной подготовки кадров.
2 Методическая часть
2.1 Цели профессионального образования в современных условиях.
После изменения социально-экономической ситуации неэффективность
сложившейся системы профессионального образования (СПО) стала очевидной.
Потребовалась выработка новой стратегии и тактики образовательной политики.
Вся система профессионального образования должна быть
саморегулирующейся структурной системой, которая способна непрерывно
перестраиваться во времени и трансформироваться в конкретных социально
-экономических условиях.
Проектирование новой системы профессионального образования
возможно лишь на основе формирования ее новых целей.
Цель системы профессионального образования формируется вне системы
образования, обусловлена потребностями общества и личности, представляет
собой "социальный заказ" на подготовку специалистов. При этом
профессиональное образование должно отражать не только сегодняшние
требования науки, техники, производства, общественных отношений, но и
перспективы их развития.
Формирование целей профессионального образования начинается с
определения методов установления общественных запросов и их
трансформации в педагогические цели.
Генеральные общественные запросы в области подготовки
квалифицированных рабочих кадров вытекают из общих экономических и
общественных целей государства, которые оказывают влияние на формирование
специальностей, функции отдельных групп работников, на область и структуру
труда.
Комплексная работа по формированию целей включает в себя следующие
этапы:
-
анализ требований общества (производства) к образованию;
-
педагогическая интерпретация социального заказа и выделение на
этой
основе общих целей профессиональной подготовки учащихся, переход от этих
общих целей к более частным (общенаучной, общеспециальной подготовке);
- отбор содержания согласно выделенным целям;
- определение адекватной методической системы его реализации.
2.2. Функции системы профессионального образования
Принципиальное отличие такой системы от ранее функционировавшей
состоит в том, что активным началом является сам обучающийся. Ему
предоставлена возможность добровольного самоопределения в выборе уровня и
профиля обучения, в выборе характера, содержания и условий
профессиональной деятельности, что, в свою очередь, предполагает и его
персональную ответственность перед собой и обществом за сделанный им
выбор.
Система должна быть открытой, включать в себя различные
существующие и вновь создаваемые образовательные структуры.
Система и ее элементы должны быть гибкими, отражать специфику
реальной ситуации в региональном, отраслевом, производственном аспектах,
адаптивно, оперативно и адекватно реагировать на меняющуюся конъюнктуру
рынка труда, учитывать его особенности на завершающей стадии
профессиональной подготовки.
Система профессионального образования должна выполнять следующие
функции:
-обеспечение общего среднего и начального профессионального
образования в соответствии с потребностями личности;
-
осуществление завершенной дифференцированной, поэтапной
подготовки специалистов различного уровня квалификации;
-
максимально полное развитие способностей, склонностей,
интересов
учащихся;
- формирование профессиональной мобильности в условиях
высокотехнологического производства;
- формирование активной профессиональной и социальной адаптации
личности.
2.3
Создание
стимулирующих
условий,
вызывающих
у
субъекта
стремление действовать в соответствии с намеченной программой, наиболее
адекватной поставленным целям.
Сложностью задач, стоящих перед системой профессионального
образования, и обусловлена актуальность вопроса об эффективности
управления. Причем технократическое понимание управления должно уступить
место гуманистическому подходу, в соответствии с которым социальное
управление можно определить как создание стимулирующих условий,
вызывающих у субъекта стремление действовать в соответствии с намеченной
программой, наиболее адекватной поставленным целям.
Мотивирование (стимулирование) является центральной функцией
социального управления в СПО и составляет основную его сущностную
характеристику.
Для реализации управленческих функций необходимо использование
особого механизма, заключающегося в выполнении действий в определенной
последовательности:
-
сбор информации об объекте управления;
-
анализ полученной информации;
-
принятие решения;
-
управляющее воздействие;
- контроль.
- создание стимулирующих условий, вызывающих у субъекта стремление
действовать в соответствии с намеченной программой, наиболее адекватной
поставленным целям.
2.4 Мониторинг системы профессионального образования (СПО)
Первые два этапа, относящиеся к сбору и анализу информации,
составляют основу понятия, определяемую термином "мониторинг", впервые
введенным в научный оборот в Великобритании с целью получения информации
о функционировании учебных заведений.
В настоящее время под мониторингом понимается постоянное наблюдение
за каким-либо процессом (или системой) с целью выявления его соответствия
ожидаемому результату.
Мониторинг системы профессионального образования необходим в ситуации
перехода системы от неизменного стабильного состояния к режиму развития, поскольку
возникает потребность в сознательном воздействии на ситуацию, что, естественно,
требует отслеживания текущего состояния.
Особенностью мониторингового наблюдения (сбор информации), а также
требованием к нему являются объективность и независимость получаемых данных и
защита складывающейся картины от субъективной интерпретации собирающего или
предоставляющего информацию, что достигается четкостью, определенностью
параметров, фиксируемых количественно.
Анализ информации и определение степени соответствия системы
профессионального образования требуемому качеству выполняют
высококвалифицированные специалисты аналитической группы, участвующие в
подготовке управленческих решений.
2.5 Некоторые подходы к проведению мониторинга системы профессионального
образования
Первый подход.
- предполагает просто отслеживание состояния СПО по совокупности присущих
ей сущностных параметров. Этот подход возможен при отсутствии жесткой стратегии
преобразования СПО и направлен на то, чтобы оберегать ее от срывов.
В качестве параметров отслеживания текущего состояния СПО могут быть
предложены три группы параметров:
Входные параметры, характеризующие потребность населения в данных
образовательных услугах:
- конкурс по профессиям; его колебания по годам.
Выходные параметры, определяющие спрос на выпускников профессионального
учебного заведения (ПУЗ) в регионе:
- показатели трудоустройства выпускников по профессиям;
- колебания показателей трудоустройства по годам.
Параметры, характеризующие саму СПО:
- штат педагогов по направлениям с учетом педагогической категории;
- количество подготовок (по отраслям и количеству учащихся);
- количество учащихся по профессиям;
- занимаемые площади;
- открытие (закрытие) новых профессий и специальностей;
- отсев учащихся по годам.
Второй подход.
- заключается в определении соответствия состояния СПО некоторым ожидаемым
стадиям перехода ее к рыночному варианту или режиму развития. Реализация этого
подхода базируется на предположении, что СПО будет и должна проходить ряд
качественно отличных состояний на пути перехода от режима функционирования к
режиму развития.
Необходимо иметь качественное описание сущностных характеристик этих
состояний. Использование количественных параметров, адекватно представляющих эти
состояния, затруднено, поэтому речь должна идти о мониторинговых исследованиях.
2.6 Аспекты в управлении системы профессионального образования
Необходимо учитывать, что управление образованием является многоаспектным
процессом, поэтому, кроме педагогического и экономического, необходимо учитывать
политический и культурный аспекты.
Главные критерии учета этих аспектов в управлении СПО.
Экономический аспект - эффективность использования финансовых и
материальных ресурсов и технических средств в соответствии с экономическими
законами.
Педагогический аспект - уровень учебных достижений учащихся,
соответствующий целям системы профессионального образования, при учете
получения его наиболее эффективным образом.
Политический аспект - степень удовлетворенности социальных требований к
системе профессионального образования ведущих социальных слоев общества.
Культурный аспект - степень включенности субъектов образовательного процесса
в жизнь разнообразных групп общества, что, в свою очередь, проявляется в степени
участия их в управлении.
При составлении перечня параметров отслеживания состояния СПО необходимо,
чтобы они отражали все аспекты процесса.
Параметры должны представлять интересы разных заказчиков:
- учащегося,
- производства,
- региона и государства, через которые могли бы отслеживаться их интересы.