Напоминание

"Цели профессионального образования в современных условиях"


Автор: Магдалинова Валентина Николаевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБОУПО "Севастопльский судостроительный колледж"
Населённый пункт: г.Севастополь
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Цели профессионального образования в современных условиях"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Департамент образования города Севастополя Государственное бюджетное образовательное учреждение Профессионального образования города Севастополя «Севастопольский судостроительный колледж» Методическая работа «Цели профессионального образования в современных условиях» Севастополь 2015
Методические рекомендации стремление показать некоторые пути повышения эффективности профессионального образования в современных условиях общественной жизни. Одним из таких путей автор считает внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс. В данной работе представлены меры, направленные на внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс, используемые в работе мастера производственного обучения, также здесь представлена разработка подготовительного вводного инструктажа студентов, направленного на первичное ознакомление студентов с работами, соответствующими их квалификационной характеристике. Рецензенты: Магдалинова В.Н. Мастер производственного обучения.
СОДЕРЖАНИЕ 1.Введение 2. Методическая часть 2.1.Цели профессионального образования в современных условиях 2.2 Функции системы профессионального образования 2.3 Создание стимулирующих условий, вызывающих у субъекта стремление действовать в соответствии с намеченной программой, наиболее адекватной поставленным целям 2.4 Мониторинг системы профессионального образования (СПО) 2.5 Некоторые подходы к проведению мониторинга системы профессионального образования 2.6 Аспекты в управлении системы профессионального образования 3. Практическая часть 3.1 Использования "ситуационного" мониторинга 3.2 Цели и задачи самообразования мастера п/о для повышения эффективности профессиональной подготовки учащихся 4.Литература
Введение Профессиональное обучение - основа повышения конкурентоспособности на рынке труда. Очевидно, что преодоление несоответствия рынков труда и образовательных услуг связано с изменением содержания профессионального образования незанятого населения. Появление новых специальностей, повышение требований к уровню подготовки кадров предполагает наличие у соискателей рабочих мест качественно новых знаний, умений и навыков. В сущности, рынок труда диктует системе профобразования жесткие "правила игры". По прогнозам, в относительно недалеком будущем на протяжении трудовой жизни "синим воротничкам" придется менять место работы не менее 10 раз, а "белым" - не менее 4. Качественная, своевременно полученная подготовка по востребованной профессии делает человека конкурентоспособным на рынке труда, позволяя ему рассчитывать на трудоустройство с достойным уровнем оплаты. Здесь требуются совместные усилия работодателей (формулирующих требования к уровню профессионально-социальной компетентности претендентов на вакансии), образовательных учреждений, (подготавливающих учебные программы в соответствии с их запросами), службы занятости. Чрезвычайно важным является систематическое составление прогнозов востребованности профессий и специальностей (прежде всего долгосрочных). Как известно, рынок труда очень изменчив: закончив обучение, выпускник зачастую сталкивается с тем, что профессия, еще недавно востребованная, которую он приобрел, сегодня таковой не является. Общество не может эффективно развиваться, не совершенствуя свое производство, не имея высококвалифицированной рабочей силы, компетентных и энергичных руководителей производства. Для подготовки таких специалистов необходима хорошо организованная, строящая свою работу на научной основе система начальной профессиональной подготовки кадров.

2 Методическая часть
2.1 Цели профессионального образования в современных условиях. После изменения социально-экономической ситуации неэффективность сложившейся системы профессионального образования (СПО) стала очевидной. Потребовалась выработка новой стратегии и тактики образовательной политики. Вся система профессионального образования должна быть саморегулирующейся структурной системой, которая способна непрерывно перестраиваться во времени и трансформироваться в конкретных социально -экономических условиях. Проектирование новой системы профессионального образования возможно лишь на основе формирования ее новых целей. Цель системы профессионального образования формируется вне системы образования, обусловлена потребностями общества и личности, представляет собой "социальный заказ" на подготовку специалистов. При этом профессиональное образование должно отражать не только сегодняшние требования науки, техники, производства, общественных отношений, но и перспективы их развития. Формирование целей профессионального образования начинается с определения методов установления общественных запросов и их трансформации в педагогические цели. Генеральные общественные запросы в области подготовки квалифицированных рабочих кадров вытекают из общих экономических и общественных целей государства, которые оказывают влияние на формирование специальностей, функции отдельных групп работников, на область и структуру труда. Комплексная работа по формированию целей включает в себя следующие этапы: - анализ требований общества (производства) к образованию; - педагогическая интерпретация социального заказа и выделение на этой
основе общих целей профессиональной подготовки учащихся, переход от этих общих целей к более частным (общенаучной, общеспециальной подготовке); - отбор содержания согласно выделенным целям; - определение адекватной методической системы его реализации. 2.2. Функции системы профессионального образования Принципиальное отличие такой системы от ранее функционировавшей состоит в том, что активным началом является сам обучающийся. Ему предоставлена возможность добровольного самоопределения в выборе уровня и профиля обучения, в выборе характера, содержания и условий профессиональной деятельности, что, в свою очередь, предполагает и его персональную ответственность перед собой и обществом за сделанный им выбор. Система должна быть открытой, включать в себя различные существующие и вновь создаваемые образовательные структуры. Система и ее элементы должны быть гибкими, отражать специфику реальной ситуации в региональном, отраслевом, производственном аспектах, адаптивно, оперативно и адекватно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка труда, учитывать его особенности на завершающей стадии профессиональной подготовки. Система профессионального образования должна выполнять следующие функции: -обеспечение общего среднего и начального профессионального образования в соответствии с потребностями личности; - осуществление завершенной дифференцированной, поэтапной подготовки специалистов различного уровня квалификации; - максимально полное развитие способностей, склонностей, интересов учащихся; - формирование профессиональной мобильности в условиях высокотехнологического производства; - формирование активной профессиональной и социальной адаптации
личности. 2.3 Создание стимулирующих условий, вызывающих у субъекта стремление действовать в соответствии с намеченной программой, наиболее адекватной поставленным целям. Сложностью задач, стоящих перед системой профессионального образования, и обусловлена актуальность вопроса об эффективности управления. Причем технократическое понимание управления должно уступить место гуманистическому подходу, в соответствии с которым социальное управление можно определить как создание стимулирующих условий, вызывающих у субъекта стремление действовать в соответствии с намеченной программой, наиболее адекватной поставленным целям. Мотивирование (стимулирование) является центральной функцией социального управления в СПО и составляет основную его сущностную характеристику. Для реализации управленческих функций необходимо использование особого механизма, заключающегося в выполнении действий в определенной последовательности: - сбор информации об объекте управления; - анализ полученной информации; - принятие решения; - управляющее воздействие; - контроль. - создание стимулирующих условий, вызывающих у субъекта стремление действовать в соответствии с намеченной программой, наиболее адекватной поставленным целям. 2.4 Мониторинг системы профессионального образования (СПО) Первые два этапа, относящиеся к сбору и анализу информации, составляют основу понятия, определяемую термином "мониторинг", впервые введенным в научный оборот в Великобритании с целью получения информации о функционировании учебных заведений. В настоящее время под мониторингом понимается постоянное наблюдение
за каким-либо процессом (или системой) с целью выявления его соответствия ожидаемому результату.
Мониторинг системы профессионального образования необходим в ситуации перехода системы от неизменного стабильного состояния к режиму развития, поскольку возникает потребность в сознательном воздействии на ситуацию, что, естественно, требует отслеживания текущего состояния. Особенностью мониторингового наблюдения (сбор информации), а также требованием к нему являются объективность и независимость получаемых данных и защита складывающейся картины от субъективной интерпретации собирающего или предоставляющего информацию, что достигается четкостью, определенностью параметров, фиксируемых количественно. Анализ информации и определение степени соответствия системы профессионального образования требуемому качеству выполняют высококвалифицированные специалисты аналитической группы, участвующие в подготовке управленческих решений. 2.5 Некоторые подходы к проведению мониторинга системы профессионального образования Первый подход. - предполагает просто отслеживание состояния СПО по совокупности присущих ей сущностных параметров. Этот подход возможен при отсутствии жесткой стратегии преобразования СПО и направлен на то, чтобы оберегать ее от срывов. В качестве параметров отслеживания текущего состояния СПО могут быть предложены три группы параметров: Входные параметры, характеризующие потребность населения в данных образовательных услугах: - конкурс по профессиям; его колебания по годам. Выходные параметры, определяющие спрос на выпускников профессионального учебного заведения (ПУЗ) в регионе: - показатели трудоустройства выпускников по профессиям; - колебания показателей трудоустройства по годам. Параметры, характеризующие саму СПО: - штат педагогов по направлениям с учетом педагогической категории; - количество подготовок (по отраслям и количеству учащихся); - количество учащихся по профессиям; - занимаемые площади;
- открытие (закрытие) новых профессий и специальностей; - отсев учащихся по годам. Второй подход. - заключается в определении соответствия состояния СПО некоторым ожидаемым стадиям перехода ее к рыночному варианту или режиму развития. Реализация этого подхода базируется на предположении, что СПО будет и должна проходить ряд качественно отличных состояний на пути перехода от режима функционирования к режиму развития. Необходимо иметь качественное описание сущностных характеристик этих состояний. Использование количественных параметров, адекватно представляющих эти состояния, затруднено, поэтому речь должна идти о мониторинговых исследованиях. 2.6 Аспекты в управлении системы профессионального образования Необходимо учитывать, что управление образованием является многоаспектным процессом, поэтому, кроме педагогического и экономического, необходимо учитывать политический и культурный аспекты. Главные критерии учета этих аспектов в управлении СПО. Экономический аспект - эффективность использования финансовых и материальных ресурсов и технических средств в соответствии с экономическими законами. Педагогический аспект - уровень учебных достижений учащихся, соответствующий целям системы профессионального образования, при учете получения его наиболее эффективным образом. Политический аспект - степень удовлетворенности социальных требований к системе профессионального образования ведущих социальных слоев общества. Культурный аспект - степень включенности субъектов образовательного процесса в жизнь разнообразных групп общества, что, в свою очередь, проявляется в степени участия их в управлении. При составлении перечня параметров отслеживания состояния СПО необходимо, чтобы они отражали все аспекты процесса. Параметры должны представлять интересы разных заказчиков: - учащегося, - производства, - региона и государства, через которые могли бы отслеживаться их интересы.

3. Практическая часть.
3.1 Использования "ситуационного" мониторинга На практике достаточно широкое применение нашли различные виды мониторинга: - социологический, социально-психологический, - педагогический, психологический. Решаемая нами задача повышения эффективности управляющих воздействий на достаточно сложную систему профессионального образования требует использования "ситуационного" мониторинга с разработкой его механизма. Поскольку функционирование СПО представляет собой непрерывный сложный и противоречивый процесс, то для проведения мониторинговых исследований необходимо: - проанализировать динамическую модель функционирования СПО в реальных социально-экономических условиях; - выделить этапы ("качественные сдвиги") функционального перехода к новым экономическим условиям; - определить критерии, по которым можно судить об успешной деятельности СПО; - разработать программу мониторинга, функционирования СПО как адекватного диагностического инструментария; - провести экспериментальную апробацию программы мониторинга Эти группы критериев достаточно полно и адекватно отражают все сущностные стороны СПО как на стадии стабильного функционирования, так и на стадии динамического развития: Результативные - воспитание личностных качеств, необходимых выпускникам для жизни в быстро меняющемся социальном мире, в демократическом обществе: - готовности к саморазвитию; социальной и индивидуальной экономической ответственности; готовности к самостоятельному выбору, гуманистической ориентации. Процессуальные - достижение результатов через социально приемлемые способы, приемы, технологии. Нормативные - соответствие сущностных сторон функционирования СПО государственным образовательным стандартам. Конкурентоспособности -достижение
оптимальных результатов в минимальные сроки. Прогностические - определение зон развития и перспектив роста СПО или ее отдельных элементов. 3. 2 Цели и задачи самообразования мастера производственного обучения для повышения эффективности профессиональной подготовки студентов. Мной проводилась самообразовательная работа по теме: «Информационные технологии в работе мастера производственного обучения». ЦЕЛИ: -повышение эффективностипроизводственного обучения студентов; -модернизация процесса подготовки студентов к производственно -технологической практике ; -разработка формы отчёта студентов на электронном носителе; -подведение студентов к активной работе с информацией в средствах коммуникации Интернет; -Перевод планирующей документации на электронный носитель. ЗАДАЧИ: - систематическая работа с информацией в средствах коммуникации Интернет; -овладение навыками работы с компьютерной программой Open Office; -овладение навыками связи со студентами по электронной почте. Этапы работы Сроки выполнения Разработка электронной презентации «Вводный инструктаж при подготовке студентов к производственно - технологической практике» Сентябрь — октябрь Разработка формы отчёта студентов по производственно - технологической практике в электронном виде. ноябрь Подготовка и проведение открытого занятия. декабрь Перевод планирующей документации на электронный носитель. январь – июнь Мониторинг работы студентов с информацией в средствах коммуникации Интернет; апрель-июнь Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой № этапа Мероприятия Способ демонстрации результатов работы 1 Знакомство с методиками разработки Просмотр презентации электронных презентации Просмотр презентации 2 овладение навыками работы с компьютерной Электронный бланк формы
программой OpenOffice; компьютерной программой отчёта 3 Работа с планирующей документацией; -работа с технологической, технической, конструкторской документацией; -разработка сценария электронной презентации. Проведение открытого занятия 4 овладение навыками работы с компьютерной программой OpenOffice; Документация в электронном виде 5 Обеспечение связи со студентами по электронной почте Альманах научно- производственной информации
ПЛАН Вводного инструктажа Тема: Подготовка «Станочников (металлообработка). Дидактические цели: - познакомить студентов с программой и планом производственного обучения; - разъяснить задачи, стоящие перед ними при прохождении производственно — технологической практики; - рассмотреть содержание задания по производственно — технологической практике; - выдать бланк задания и объяснить, в какой форме должен быть выполнен отчёт по окончании практики; - провести электронную презентацию. Развивающие цели: - развитие профессионально-важных качеств - развитие навыков работы с различного вида документации; - развитие внимания; - развитие ответственности, умения самостоятельно принимать решения и других качеств руководителя. Воспитательные цели: - творческое отношение к труду; -любовь к профессии. №п/ п Этап инструктажа Время, мин Деятельность педагога Деятельность учащихся 1 Сообщение темы, целей занятия 2 Мотивация учебной деятельности 3 Программа и план производственного обучения Проводит беседу Участвуют в беседе 4 Квалификационная характеристика Проводит беседу Участвуют в беседе 5 Задачи, стоящие перед студентами при прохождении производственно — Разъясняет Записывают
технологической практики; 6 Содержание задания по производственно-технологической технологической практике; Разъясняет, показывает, отвечает на вопросы Слушают, задают вопросы 7 Выдача бланков Комментирует Уточняют задания 8 Выдача бланков отчётов Комментирует Уточняют 9 Обобщение информации Обобщает Слушают выданную информацию 10 Просмотр электронной презентации Демонстрирует электронную презентацию на компьютерной технике Смотрят, задают вопросы
Литература 1.Елена Трофимова Кандидат педагогических наук , Copyright © Журнал "Человек и Труд" № 9, 2007 г. 2.«Информационная педагогика»Хуторская Лариса Николаевна, канд. пед. наук, доцент ГрГУ, г.Гродно . 3. Материалы курсовых занятий по повышеню квалификации , институт последипломного образовантя инженерно-педагогических работников, г.Донецк, 2006г., 2008г. 4. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютера. - М. : Издательство Московского психолого-социального института. 2002г. 5. Е.С.Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.М.: «Академия», 2006г.


В раздел образования