Напоминание

"Нравственное воспитание детей как способ формирования основ культуры общения и построения межличностных отношений"


Автор: Михалакий Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ "Урайская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: г. Урай
Наименование материала: Воспитательная программа
Тема: "Нравственное воспитание детей как способ формирования основ культуры общения и построения межличностных отношений"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Воспитательная

программа

«Нравственное воспитание детей как способ формирования основ

культуры общения и построения межличностных отношений»
В рамках внедрения ФГОС пред школой ставится задача сформировать духовно-нравственную основу развития личности в поликультурной среде мегаполиса на основе толерантного подхода, создать пространство для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Формировать понятие ценностей семьи и общества, сориентировать в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развивать этические чувства как регуляторы морального поведения. Учитывая стратегию развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года», где одним из приоритетных направлений в области воспитания было определено духовно - нравственное воспитание учащихся, и, опираясь на

Концепцию развития воспитания в системе образования округа, которая должна получить практическое воплощение в различных перспективных направлениях, одним из которых является «совершенствование духовно-нравственного, патриотического и правового воспитания обучающихся», считаю актуальным и необходимым разработку данной программы. В настоящее время в России идет становление новой системы образования и воспитания. Это сопровождается существенными изменениями в практике учебно-воспитательного процесса. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное воспитание, при котором происходит развитие и саморазвитие личностных качеств учащихся, становление воспитанников как личности с учетом индивидуальных особенностей. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности.
С целью
формирования теоретической основы и практических навыков социального поведения, необходимых для эффективного решения задачи социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья, была разработана данная программа.
Задачи:
1. Формирование у детей на доступном уровне системы элементарных знаний умений и навыков социального общения и поведения в различных ситуациях.
2. Формирование культуры речевого общения. 3. Построение моделей межличностных взаимоотношений с окружающими людьми. В процессе обучения также необходимо решать и
коррекционные задачи:
1. Коррекция основных недостатков психического р а з в ит ия (мыслительных операций, восприятия, внимания). 2. Коррекция поведенческих нарушений у учащихся. 3. Формирование коммуникативных умений и навыков.
Принципы реализации программы:
1. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса; 2. принцип гуманизма, предполагающий личностно-ориентированный подход; 3. принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности; 4. принцип мотивации деятельности обучающихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность; 5. принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого воспитанника, предоставляет каждому ребенку возможность для самораскрытия и самореализации 6. принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи . В рамках реализации программы предусматривается расширение социальных связей: сотрудничество с центральной библиотекой, центром социального обслуживания населения «Импульс».
Выбор

методов
осуществляется с учетом индивидуальных возможностей и особенностей психофизического развития детей. Сообщение теоретического материала в виде бесед, рассказов, разъяснений, просмотра видеосюжета, анализа иллюстративного материала, чтение и обсуждение текстов должно закрепляться практическими упражнениями в реальных жизненных ситуациях, занятиями – практикумами. Широко используется метод драматизации, т.е. инсценирования разнообразных ситуаций. В данной программе предполагается выделение следующих
разделов
:  Элементарные теоретические представления о нравственных категориях: культура, мораль, этикет.  Морально – этические нормы и правила поведения и общения (тренинг).  Элементы правовой культуры. Важнейшими
требованиями
к морально - этическому и правовому образованию учащихся, являются:  доступность содержания предлагаемых сведений;
 увлекательность, эмоциональность изучаемого материала;  обеспечение условий включения в деятельность каждого ребенка с учетом его психофизических особенностей и реальных возможностей;  систематичность и разнообразие повторения усвоенных норм поведения. Данная программа рассчитана на 3 года обучения (7- 9 классы).
Примерное содержание программы для 7 класса.

Элементарные

теоретические

представления

о

нравственных

категориях:
Культура. Общение и поведение. Речевой этикет. Этикетная формула. Вежливость как необходимое проявление общей культуры человека.
Морально-этические

нормы

и

правила

общения

и

поведения:
Правила поведения в обществе. Правила поведения в школе. Правила перемещения по школе. Использование речевых этикетных формул и ритуалов приветствия, благодарности, извинения. Правила поведения в общественных местах.
Элементы правовой культуры:
Государственная символика России. Права детей.
Примерное содержание программы для 8 класса.

Элементарные

теоретические

представления

о

нравственных

ка те г о р и я х :
мораль как нравственная категория, отражающая взаимоотношения между людьми. Этические нормы жизни как регулятор поведения людей. Ответственность человека перед обществом за нарушение установленных норм поведения.
Морально-этические нормы и правила общения и поведения:
Общение, этика говорящего и слушающего. Ролевые позиции мальчик – девочка. Особенности мужского и женского стиля поведения. Правила поведения в общественных местах. Элементы семейного этикета.
Элементы

правовой

культуры:
Общество и государство. Человек в правовом обществе.
Примерное содержание программы для 9 класса.

Элементарные

теоретические

представления

о

нравственных

категориях:
Повторение материала 8 класса. Закрепление представлений о нравственных категориях: культура, мораль, этикет, толерантность. Комплимент и шутка как элемент общения. Своевременность употребления шуток и комплиментов в процессе общения. Взаимоотношения детей и родителей.
Морально-этические нормы и правила общения и поведения:
Общение между людьми. Лидер – как образец для подражания. Люди и различия
между ними. Конфликт как столкновение интересов или жизненных позиций. Причины конфликтов. Особенности поведения в конфликтной ситуации. Способы разрешения конфликтной ситуации. Компромисс как рациональный способ разрешения конфликтных ситуаций. Культура речи как одно из условий предупреждения конфликтных ситуаций.
Элементы

правовой

культуры:
Правовая норма и закон. Документы, содержащие правовые нормы. Ответственность за преступление и правонарушение.
Ожидаемые результаты:
 Осознание своих ролевых позиций родитель – ребенок, ученик – учитель и соответственно им построение своего поведения с использованием необходимых этикетных формул.  Соблюдение правил поведения в общественных местах.  Воспитание социально – адаптированной личности, адекватно ориентирующейся в выборе поведения, соответствующего жизненным реалиям.  Приобретение навыков правовой культуры.
7 класс

№ п/п

Тема занятия

Сроки проведения

Элементарные теоретические представления о нравственных

категориях
1. «Умеем ли мы общаться?» сентябрь 2. «Вежливый человек – какой он?» 3. «Ежели вы вежливы»… 4. «Как не прослыть неприятным человеком» 5. « Т у р н и р з а б о т л и в ы х , в е ж л и в ы х , внимательных» октябрь 6. «Волшебные» слова 7. «Слово - не воробей»… 8. «Если добрый ты»… 9. «Вежливое слово – всей жизни основа» ноябрь 10. «Прикоснись ко мне добротой» 11. Правила общения со старшими 12. «Для чего нужна улыбка?» 13. «Эмоции и поведение» декабрь 14. «Что такое зло?» 15. «Расскажи мне обо мне»… 16. Обобщающее занятие в форме викторины.
Итого: 16 часов
Морально-этические нормы и правила общения и поведения
1. Правила поведения в школе: урок, перемена. январь 2. Правила поведения на улице. 3. Правила поведения в магазине. 4. Правила поведения в транспорте. февраль 5. Правила поведения в больнице. 6. Правила поведения в столовой, за столом. 7. Правила пользования столовыми приборами. Использование салфетки. март 8. Способы сервировки стола. 9. Правила поведения в гостях. 10. «Умеешь ли ты выбирать и дарить подарки?» 11. Культура привет ствия, обращения и знакомства. апрель 12. Научись смотреть на себя со стороны. 13. Научимся быть благодарными. 14. Обобщающее занятие. Конкурсная программа «Культура поведения» Итого: 14 часов
Элементы правовой культуры
1. Государственная символика России. Гимн. май 2. Овеянные славой герб наш и флаг. 3. Ваши права, дети. 4. Правовая игра «Сказка ложь, да в ней намек…» Обобщающее занятие. Итого: 4 часа Всего: 34 часа
8 класс

№ п/п

Тема занятия

Сроки проведения

Элементарные теоретические представления о нравственных

категориях
1. И н ф о р м - д а й д ж е с т « В р о ж д е н н о е и воспитанное. Воспитание и культура» сентябрь 2. «Добро и зло. Милосердие» 3. «Как быть современным человеком?»
4. «Что такое справедливость?» 5. «Вежливость и скромность октябрь 6. «Уважение, взаимопомощь, дружба» 7. «День матери. Нежность, изящество, мягкость… 8. «Что лучше, горькая правда или сладкая ложь» 9. «С чего начинается личность» ноябрь 10. «Уметь жить… Это что? Это как?» 11. «В гостях у Маркиза Этикета» 12. «Кто такой патриот? А я – патриот?» 13. «Мальчик с девочкой дружил…» (о проблемах взаимоотношений мальчиков и девочек) декабрь 14. «Культура общения в семье» 15. «Мораль и этика в жизни человека» 16. «Здравствуйте и до свидания!» Круглый стол. Итоговое занятие. Итого: 16 часов
Морально-этические нормы и правила общения и поведения
1. Диалог «Роскошь человеческого общения» январь 2. Беседа с элементами игры «Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!» 3. Практикум по культуре общения. «Конфликты нашей жизни» 4. Как стать честным? Справедливое отношение к себе и другим. Правило доверия» февраль 5. Интересный человек – кто он? Каков он? Как им стать?» 6. Качества настоящего мужчины 7. Девочка. Девушка. Женщина… март 8. Этот сильный слабый пол (час общения для девочек на тему женственности) 9. Собеседник или слушатель? 10. Разговор с юношами «Вступая в мир взрослых отношений» 11. Правила поведения в поликлинике, больнице апрель 12. Правила поведения в магазине 13. Правила поведения в музее, библиотеке
14. Практическое занятие по теме «Культура поведения в моей жизни» Итого: 14 часов
Элементы правовой культуры
1. Устный правовой журнал «Право и жизнь» май 2. «Государственные традиции. Государственные праздники» 3. «Народные традиции. Для чего народам традиции? Религиозные праздники» 4. Обобщающее занятие «Традиции в моей семье» (в форме сочинения, презентации, фоторассказа) Итого: 4 часа Всего: 34 часа
9
класс
№ п/п

Тема занятия

Сроки проведения

Элементарные теоретические представления о нравственных

категориях
1. «Клуб этикета «Факультет забытых истин» сентябрь 2. «Давайте говорить друг другу комплименты…» 3. «Шутка шутке рознь»… 4. «Глубоко ранит острый меч, но много глубже – злая речь» 5. «Берегите русский язык» октябрь 6. «Поговорим о толерантности» 7. Час общения «Я и МЫ». 8. «Один раз обманешь – другой раз не поверят» 9. «Незнакомый человек» - правила общения ноябрь 10. «Старший - младший» - этикетные формулы 11. «Учитель – ученик». Требования к речи ученика. 12. Взаимоотношения детей и родителей. 13. Забота о близких людях. декабрь 14. «Этот сложный взрослый мир»…
15. «Нужно ли уважать себя?» 16. Обобщающее занятие. Проигрывание ситуаций. Итого: 16 часов
Морально-этические нормы и правила общения и поведения
1. «Берегите русский язык» январь 2. «Культура спора» 3. «Лидер. Его качества» 4. «Причины конфликтов» февраль 5. «Что такое конфликтная ситуация. Предупреждение конфликтов» 6.
Психологический

тренинг
« К а к выходить из конфликтных ситуаций» 7. Необходимые качества личности для разрешения конфликтной ситуации март 8. «Культура речи как одно из условий предупреждения конфликтных ситуаций». 9. Межнациональные конфликты. 10. «Компромисс – рациональный способ разрешения конфликтных ситуаций». 11. Вредные привычки и асоциальный образ жизни, его влияние на взаимоотношения между людьми. апрель 12. «Искусство милосердия. Человеческая порядочность». 13. «Семейные отношения. Взаимоотношения с родителями. Потребление и творчество в семейной жизни. Основные проблемы семейных отношений» 14. Практическое занятие по теме «Значение поведения человека для предупреждения возникновения конфликтной ситуации» Итого: 14 часов
Элементы правовой культуры
1. «От безответственности до преступления один шаг» май 2. «От тюрьмы и сумы не зарекайся». Виды правонарушений: хулиганство, оскорбление, клевета.
3. Документы, содержащие правовые нормы. 4. Итоговое занятие « Решение судьи» Итого: 4 часа Всего: 34 часа
С целью отслеживания результатов усвоения программы проводится

мониторинг по следующим критериям:
1. Культура общения со сверстниками 2. Культура общения со взрослыми 3. Поведение в школе 4. Поведение в общественных местах 5. Культура речи 6. Основы правовой культуры. Ф.И. уч-ся Культура общения со сверст. Культура общения со взросл. Повед. в школе Повед. в обществ. местах Культура речи Основы правовой культуры Кол-во баллов
н

с

к
Кол-во баллов н с к
1.

Культура

общения

со

сверстниками:
уважительное отношение, взаимопомощь, доброжелательность.
2.

Культура общения со взрослыми:
уважительное отношение младшего к старшему; применение этикетных формул взаимоотношений между старшим и младшим.
3.

Поведение в школе:
знание и применение правил поведения на уроке, перемене, использование соответствующих ситуации этикетных формул (приветствие, прощание, обращение друг к другу, извинение).
4.

Поведение в общественных местах:
знание и соблюдение правил поведения.
5.

Речевая

культура:
обдуманное владение словом, понимание и использование в общении невербальных компонентов коммуникации (мимики, жестов и др.)

6.

Основы

правовой

культуры
: уважение к закону, ч у в с т в о ответственности за свои поступки.
Оценка критериев производится по следующей шкале:
5 баллов - оптимальный уровень 4 балла – хороший уровень 3 балла – допустимый уровень 2 балла – тревожный уровень 1 балл – критический уровень
Нормативно – правовые документы
1. Государственная программа ХМАО – Югры «Развитие образования в ХМАО – Югре 2014- 2020г.». 2.Государственная программа РФ «Развитие образования до 2020г.».
Список использованной литературы:
1. Баженова Г.В. Проблемно – ценностное общение. – Волгоград: Учитель, 2013. – 167с. 2. Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 199с. 3.Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 224с. 3. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате. – М.:АРКТИ, 2005. – 312с. 5.Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 256с.


В раздел образования