Научно - техническое творчество студентов, важная составляющая при формировании общих и профессиональных компетенций выпускника по специальности "Техническое обслуживание автомобильного транспорта".
Автор: Исаков Равиль Загидович Должность: преподаватель специальных дисциплин Учебное заведение: КОГПОБУ ВПМТ Населённый пункт: Кировская область г. Вятские Поляны Наименование материала: статья Тема: Научно - техническое творчество студентов, важная составляющая при формировании общих и профессиональных компетенций выпускника по специальности "Техническое обслуживание автомобильного транспорта". Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Вятско-Полянский механический техникум»
(КОГПОБУ ВПМТ)
Тема:
Научно
-
техническое
творчество
студентов,
важная
составляющая
при
формировании
общих
и
профессиональных
компетенций
выпускника по
специальности
23.02.03 «Техническое
обслуживание автомобильного транспорта».
Преподаватель специальных дисциплин Исаков РЗ.
г. Вятские Поляны
2016г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
с
1 . Формирование общих компетенций выпускника через систему научно-
исследовательской работы и технического творчества
студентов…………………………………………………………………………………3
2.Формирование
профессиональных
компетенций
выпускника
через систему
научно-
исследовательской
работы
и
технического
творчества
студентов
по
с п е ц и а л ь н о с т и
2 3 . 0 2 . 0 3 «Техническое
обслуживание
автомобильного
транспорта»………………………………………………………………………………6
3.Заключение……………………………………………………………………………..9
4.Список используемых источников………………………………………………….10
2
1.Формирование общих компетенций выпускника через систему научно-
исследовательской работы и технического творчества студентов
Система научно- исследовательской работы и технического творчества
студентов
в
Вятско
Полянском
механическом
техникуме,
является
неотъемлемой
составной
частью
подготовки
квалифицированных
специалистов, способных творческими методами индивидуально и коллективно
решать
профессиональные
научные,
технические
и
социальные
задачи,
применять
в
практической
деятельности
достижения
научно-технического
прогресса, быстро ориентироваться в экономической ситуации.
Системанаучно - техническое творчество студентов ( НТТС ) позволяет полнее
реализовать
индивидуальный
подход
в
обучении
и
воспитании
студентов,
дифференцированность при подготовке специалистов. Обучение в техникуме с
систематическим методически обеспеченным целенаправленным участием в
научной и научно-технической деятельности – эффективный способ и средство
формирования и развития у студентов творческой мотивации, ответственности,
активной жизненной позиции.
Принятую в нашем техникуме систему научно- исследовательской работы и
технического творчества студентов можно классифицировать по трем формам.
Форма№1 «Учебно - исследовательская работа, встроенная в учебный
процесс».
Обязательная для всех (выполнение практических, лабораторных, курсовых и
дипломных работ, написание рефератов и т.д.) Но следует отметить, что это все
выполняется
по
образцу,
по
методическим
указаниям,
под
непрерывным
контролем и руководством преподавателя т.е по шаблону – творчества здесь как
бы и нет.
При этой форме слабо реализуются общие компетенции (ОК) ФГОС СПО, в
частности такие как:
ОК-1 .
Понимание
сущности
и
социальной
значимости
своей
будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
3
ОК-2.
Организация
собственной
деятельности,
производить
выбор
типовых
методов
и
способов
выполнения
профессиональных
задач,
производить оценку их эффективности и качества.
ОК-3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК-4.
Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
Форма№2 «Научно-исследовательская работа, дополняющая учебный
процесс».
Эта форма предполагает выход за рамки учебной программы, углубление
изученного
материала
через
участие
студентов
в
работе
творческих
лабораториях, в олимпиадах, областного и всероссийского уровня.
При
этой
форме
реализуются
более
полно
и
добавляются
следующие
компетенции:
. ОК-6.
Работать
в
коллективе
и
команде,
эффективно
общаться
с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК-8.
Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать повышение квалификации.
Но,
это
неполный
перечень
компетенций,
которыми
должен
обладать
выпускник
по
специально сти
23.02.03 «Техническое
обслуживание
автомобильного транспорта ». Полный перечень компетенций формируется при
третьей форме.
Форма№3 «Научно-исследовательская работа (техническое творчество),
параллельная учебному процессу».
Основная
задача
–
профессионализация
студентов
(подготовка
студентов
к
конкретным областям профессиональной деятельности).
При
этой
форме
предполагается
участие
студентов
в
научно
технических
выставках,
выполнение
курсовых
и
дипломных
проектов
практического
направления, участие в разработке и создание технических средств обучения,
4
действующих макетов, стендов, видеофильмов и т.п. При этом наиболее полно
реализуются все выше перечисленные общие компетенции, которыми можно
добавить недостающие такие как:
ОК-5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК-9.
Ориентироваться
в
условиях
частой
смены
технологий
в
профессиональной деятельности.
Чтобы не быть голословным приведу несколько примеров.
В
рамках
дипломного
проектирования
обучающимся
были
предложены
исследовательские проекты экологического и экономического направления по
автотранспортным
средствам
в
итоге
были
определены
темы
следующих
проектов:
-« Разработка универсального стенда для ремонта ДВС»;
-«Исследование цикла Червякова» - позволяющее в корне изменить принцип
работы
ДВС
с
целью
повышения
его
мощности,
экономичности
и
экологичности;
- «Усовершенствование пневмоподвески на легковых автомобилях» -с целью
улучшения эксплуатационных свойств.
Данные работы были представлены на региональных олимпиадах и
после
бубличной защиты заняли призовые места. Результаты итоговой аттестации
показали,
что
в
ходе
проведения
научно-исследовательских
работ,
у
обучающихся сформировались следующие профессиональные компетенции :
Умение
самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать повышение квалификации.
Умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
. Умение брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения заданий.
5
Умение
осуществлять
поиск
и
использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач, профессионального и личностного развития.)
Таким
образом,
формируются
как
общие
так
и
профессиональные
компетенции.
2.Формирование профессиональных компетенций выпускника через
систему
научно-
исследовательской
работы
и
технического
творчества
студентов
по
специальности
23.02.03 «Техническое
обслуживание
автомобильного транспорта».
С
целью
овладения
профессиональной
деятельностью
по
специальности
23.02.03
«Техническое
обслуживание
автомобильного
транспорта»
в
части
освоения
профессиональной
деятельности
по
организации и проведения работ, связанных с техническим обслуживанием
и
ремонтом
автомобильного
транспорта,
обучающийся
должен
овладеть
определенными профессиональными компетенциями, такими как:
- Организация и проведение работ по техническому обслуживанию и
ремонту автотранспортных средств
-
Осуществлять
технический
контроль
при
хранении,
эксплуатации,
техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств
- Разрабатывать технологические процессы по ремонту узлов и деталей.
Для реализации профессиональной компетенции обучающийся должен
знать:
- устройство, классификацию автотранспортных средств;
- свойства и показатели автомобильных и эксплуатационных материалов;
-
виды
и
методы
техниче ского
обслуживания
и
р е м о н т а
автотранспортных средств;
- основы организационной деятельности;
-
классификацию,
основные
характеристики
технологического
оборудования и оснастки
уметь:
6
- осуществлять контроль производственной деятельности;
- выполнять демонтажно- монтажные операции по агрегатам и узлам;
- разрабатывать и осуществлять технологические процессы технического
обслуживания и ремонта автотранспортных средств;
-
применять
технологическое
оборудование
для
достижения
производственных целей.
Выполнение ряда изложенных требований невозможно без обучения научно-
техническому творчеству студентов, при котором они овладевают не только
теоретическим
знаниями
по
проектированию
производственной
и
технологической оснастки, но и
приобретают соответствующие умения и
навыки по их изготовлению.
Одним из объектов профессиональной деятельности выпускника по данной
специальности
является
технологическое
оборудование
и
оснастка,
применяемые
для
проведения
операций
по
техническому
обслуживанию
и
ремонту
автотранспортных
средств.
Поэтому
при
обучении
студентов,
необходимо развивать способности к умению разрабатывать различные модели,
связанные с будущей профессиональной деятельность.
Для
реализации
данного
вопроса
может
быть
привлечение
студентов
к
изготовлению
изделий
согласно
темам
курсового
и
д ипломного
проектирования.
Так
студентами
по
данной
специальности
ежегодно
выполняются проекты с изготовлением различных моделей, применяемых как
для учебных целей при выполнении лабораторно-практических занятий, так и с
возможным
внедрением
их
на
производстве,
для
выполнения
демотажно-
монтажных работ, технического обслуживания, диагностики чтобы обеспечить
низкую трудоемкость работ и технику безопасности. Причем ряд изделий были
предложены ремонтным службам местным АТП где они прошли практическую
проверку
и
были
востребованы
в
производственных
условиях
в
период
технологических практик. Условно все изделия, модели. можно разделить на 4 –
группы:
1-ая группа: обучающие-контролирующие электрифицированные стенды.
7
Для проведения теоретических и контролирующих занятий по устройству и
принципам работы систем и механизмов. Стенды в целях электробезопасности
электрифицированы от понижающего трансформатора с напряжением12В. от
общей электросети. Детали стенда и металлическая указка, имеют разную
полярность, при правильном контакте наименования детали вспыхивает
сигнальная лампа. Каждый стенд имеет отдельный разъем, что позволяет их
быструю смену. Крепление может быть разнообразное: настенное, планшетное
в зависимости от веса и габаритов. Таким образом, данные стенды дают
возможность наглядно изучить устройство и конструкцию узла, провести
обучающие и контролирующие занятия, возможность самоподготовки и
самоконтроля.
2- ая группа: разрезы узлов и агрегатов автомобилей .
Для
проведения
теоретических,
практических
и
лабораторных
занятий
по
изучению конструкции деталей и узлов, физических процессов автомобильной
техники
при
изучении
соответствующих
дисциплин.
Представляют
возможность
подетально
рассмотреть
кинематику
работы
механизма,
возможные дефекты и способы их устранения, демонстрацию регулировочных,
дефектовочных операций.
3-ья группа: оборудование, оснастка для выполнения демонтажных и
монтажных операций при выполнении практических и лабораторных
работ.
Данное оборудование может быть успешно применено как
при проведении
лабораторных работ для разборочно-сборочных, регулировочных операций, с
целью повышения производительности и безопасности проводимых работ, так и
теоретических при изучении соответствующих тем. Рекомендовано в качестве
технологической оснастки для внедрения на производство.
4- ая группа: диагностическое оборудование.
Позволяет точно определить причины неисправностей узлов и механизмов,
способы их устранения, остаточный ресурс. Особо можно отметить последнюю
разработку
выполненную
студентом
прошлого
выпуска
-«Универсальный
беспроводной
адаптер
по
диагностики
инжекторных
двигателей»,
с
применением которого появилась возможность выполнять новые лабораторные
занятия
на
современном
оборудовании
с
применением
ПК.
Данный
стенд
8
уникален тем, что позволяет проводить диагностику бортовых систем всех
автомобилей снабженных разъемами ЕВРО-2 и ЕВРО-3- имеющих электронное
управление, системами обеспечивающих работу ДВС. Таким образом данная
разработка может быть применена в условиях производства на СТО, и при
проведении ежегодного техосмотра транспортных средств, так как позволяет
определить
не
только
исправность
отдельных
элементов
двигателя
но
и
считывать персональные данные по автомобилю.
3.Заключение
В ходе выполнения творческих разработок студенты могут в полном объеме
реализовать
общие
и
профессиональные
компетенции
установленные
стандартом ФГОС СПО. Следовательно предложенная система НТТС – одно
из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов со средним
профессиональным
образованием,
через
освоение
студентами
в
процессе
обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой
деятельности,
методов,
приемов
и
навыков
выполнения
научно-
исследовательских, проектных и конструкторских работ, развитие способностей
к научному и техническому творчеству, самостоятельности, инициативы в учебе
и будущей жизнедеятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Богомолова Н.И. Современные проблемы науки и образования. – 2014. –
№ 6.;
9
2.
АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, редакция журнала «Международный
журнал прикладных и фундаментальных исследований». г. Москва.
3.
Журнала “Среднее профессиональное образование» №24 г. Москва
10