Напоминание

"Звук С"


Автор: Белякова Ирина Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ ЦРР д/с №51 "Солнышко"
Населённый пункт: г.о. Подольск
Наименование материала: Конспект
Тема: "Звук С"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Комитет по образованию Администрации Г. о. Подольск Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка д/с №51 «Солнышко»
Конспект совместного логопедического занятия для детей

и их родителей в старшей группе

На тему: «Звук [С]»

Подготовила и провела

учитель-логопед

Белякова И.И.

2017 г.


Конспект совместного логопедического занятия для детей и их родителей

в старшей группе.

Тема: «Звук [С]»

Цель: Знакомство детей со звуком [С].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Уточнить произношение звука [С]; учить определять место звука в слове
(
начало, середина, конец
)
; продолжать формировать понятие «согласный звук».

Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слова.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.

Упражнять в подборе антонимов;

Упражнять в словообразовании сложных слов;

Учить составлять предложения с опорой на предметную картинку.

Коррекционно-воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества;

Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы: массажу

биологически активных зон, массажу кистей и пальцев рук, артикуляционной

гимнастике;

Познакомить родителей с видами работ при коррекции речевых нарушений;

Повысить компетентность родителей в вопросах развития речи, пробудить в них

интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;

Создать эмоциональный контакт между родителями и детьми.

Технологии:

Использование игровых методов;

Здоровьесберегающие технологии: массаж биологически активных зон,

артикуляционная гимнастика;

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковый массаж.


Оборудование: зеркала, раздаточные наборы – квадраты синие и красные для

звукового анализа и синтеза, звуковые домики; демонстрационные: синий дом для

звуков, звуковой домик, квадраты синие и красные для звукового анализа; предметные

разрезные картинки из 6 частей в конвертах со звуком [С] и демонстрационные

предметные картинки, мяч, раздаточные «Солнышки» и «тучки», салфетки, CD

«Пальчиковые игры от 1 до 5».

Ход занятия:
1. Организационный момент. Логопед: Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли в гости ваши родители. И сегодня они будут не просто на вас смотреть, а вместе с вами заниматься и помогать вам. Дети и родители встают в большой круг, берутся за руки. Л: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим мамам и папам. Дети вместе с родителями произносят хором правило (психологический настрой): «Говорим всегда красиво, чисто и неторопливо» Игра с мячом «Скажи наоборот» Л: А сейчас мы поиграем. Я кидаю ребенку мяч и говорю слово, он возвращает мяч и называет слово с противоположным значением. Родители при затруднении помогают детям. Л: Большой… Дети: маленький и т.д. Большой – маленький полный - пустой Длинный – короткий светлый - темный Высокий – низкий толстый - тонкий Широкий – узкий кислый - сладкий Чистый – грязный тяжелый - легкий Старый – новый мокрый – сухой Дети и родители проходят за столы. Л: Чтобы настроиться на занятие мы сделаем «Минутку здоровья» ( Родители и дети делают массаж каждый себе ) Массаж биологически активных зон Руки растираем и разогреваем, И лицо теплом своим мы обогреваем. Грабельки сгребают все плохие мысли, Ушки растираем вверх и вниз мы быстро, Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки, И теперь погладим пальцами мы щечки. Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губки пожуем мы, чтобы улыбались. 2. Сообщение темы занятия. Л: Чтобы узнать тему нашего занятия, вам нужно взять конверты на столах и собрать разрезные картинки. Предметные разрезные картинки: слон, собака, самолет, сова, автобус, свинья, ананас, бусы, аист. По цепочке дети называют свои картинки. Д: Слон, сова, автобус и т.д. Л: Подумайте, какой звук чаще встречается? Д: Звук [С]. Л: Правильно звук [С]. Мы уже учились его произносить на индивидуальных занятиях и сегодня продолжим над ним работу все вместе. Л: А сначала мы сделаем артикуляционную гимнастику. 3. Артикуляционная гимнастика Л
:
Мы расселись по порядку Дружно делаем зарядку, Не ногами, не руками А своими …. язычками. Л: Возьмем в руки зеркала. Раз – мы ротик открываем Будто кошечки зеваем, Два – подуем в дудочки, Губки словно трубочки. Три – на губки посмотри, Улыбаемся на «три». На четыре – ротик шире Барабаним – на «четыре» Пять – откроем рот опять Нужно губку облизать. Шесть – почистим наше нёбо, Нёбо чистым стало чтобы. Семь мы звонко будем цокать Так стучит копытцем лошадь. Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счете «восемь». Девять – сделай-ка гармошку, Поиграй на ней немножко. Десять – можно поболтать Поболтать и не устать. 4 .Повторение артикуляции и характеристики звука [ С]. Л: Звук [С] – улыбался
С горочки катался Ветерок, дуй холодней, Выдувай звук [С] скорей! С – с – с – с…. Л: Давайте и произнесем этот звук все вместе. Л: Что происходит с губками? Д: Губки в улыбке. Л: Что происходит с зубками? Д: Зубки сближены. Л: Где находится язычок? Д: Широкий кончик находится за нижними зубками. Л: Холодный воздух идет по центру языка. Л: Подумайте, какой это звук? Д: Согласный, твердый. Л: Как его обозначим? Д: Возьмем синий квадрат. Л: В каком доме будет жить наш звук? Д: В синем доме. Логопед закрепляет обозначение звука на доске. Выставляется синий дом. 5.Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук» Л: Хлопните в ладошки как услышите звук [С]. С, П , М, С, Т, Н, С АС, УП, УС, АН, СА, МА, КУ, СЫ, ТО СЫР, ДОМ, КОСА, МОЛОКО, КОЛЕСО, КАКТУС Л: В начале занятия мы делали гимнастику для язычков, а теперь сделаем массаж пальчиков. 6. Массаж пальчиков. ( Родители делают массаж детям сначала на правой, потом на левой руке ) Мышка мылом мыла лапку, Каждый пальчик по порядку: Вот намылила большой, Сполоснув его водой. Не забыла и указку, Смыв с него и грязь и краску. Средний мылила усердно – Самый грязный был, наверно. Безымянный терла пастой,- Кожа сразу стала красной. А мизинчик быстро мыла – Очень он боялся мыла. 7. Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец). Л: Сегодня на занятии мы говорим о звуке [С]. Мы знаем, что звук в слове может находиться в разных позициях. Л: Подумайте, где спрятался звук [С] в словах: в начале, середине или в конце.
Логопед на доске показывает предметные картинки, дети называют их и на столах кладут синий квадрат в соответствующее окошко в звуковом домике (начало, середина, конец). Родители помогают. После каждого ответа детей логопед демонстрирует это задание на доске. Слова: САНКИ, КОКОС, НОСКИ, САМОКАТ, МАСКА, ГЛОБУС. 8.Физминутка под музыку «Помощники»(дети вместе с родителями выполняют имитирующие движения в соответствии с текстом). 9. Звуковой анализ и синтез слова СОМ. Л: Отгадайте загадку: На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. Д: Сом. Логопед выставляет предметную картинку СОМ. Л: Приготовьте свои ладошки. Я сейчас разбросаю звуки, а вы их соберите вместе: С, О, М. Л: Какое слово получилось? Д: СОМ. Дети вместе с родителями составляют звуковую схему слова из раздаточного материала. Логопед демонстрирует это задание на доске. Л: Назовите первый звук в слове СОМ. Какой он? Д: Звук [С], согласный, твердый. Берем синий квадрат. Л: Послушайте второй звук: СО – О – ОМ. Он какой? Д: Звук [О], гласный. Берем красный квадрат. Л: Если после согласного звука следует гласный, то они сливаются. Прочитаем на выдохе СО. Л: Послушайте третий звук: СОМ. Какой он? Д: Звук [М], согласный, твердый. Берем синий квадрат. Л: Сколько всего звуков в этом слове? Д: Три. Л: Ведем медленно пальчиком и «читаем» - СОМ 10. Упражнение в словообразовании. Игра «Назови одним словом» Л: А сейчас мы еще поиграем. Я вам назову два слова, а вы мне одно.
Л: Сам летает – Д: Самолет и т.д. Сам катит – самокат Снег падает – снегопад Листья падают – листопад Пыль сосет – пылесос Сад водит – садовод Лес рубит – лесоруб 11.Составление предложений с опорой на картинку. Л: А сейчас вспомните свою разрезную картинку. Составьте с этим словом предложение. САМОЛЕТ Д: Высоко в небе летит самолет. СОВА Д: В дупле спит сова. И т.д. 12.Итог занятия Л: Над каким звуком мы сегодня работали? Д: Над звуком [С]. Л: Это какой звук? Д: Согласный, твердый. Л: Какие задания вам понравились больше всего? Л: А теперь, возьмите в правую руку – «солнышко», а в левую - «тучку». Если вам понравилось занятие, поднимите «солнышко». Если нет – «тучку». Л: Сегодня у нас было необычное занятие. Вам помогали и с вами вместе занимались ваши родители. Л: Давайте поблагодарим и обнимем их!


В раздел образования