Комитет по образованию Администрации Г. о. Подольск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка
д/с №51 «Солнышко»
Конспект совместного логопедического занятия для детей
и их родителей в старшей группе
На тему: «Звук [С]»
Подготовила и провела
учитель-логопед
Белякова И.И.
2017 г.
Конспект совместного логопедического занятия для детей и их родителей
в старшей группе.
Тема: «Звук [С]»
Цель: Знакомство детей со звуком [С].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Уточнить произношение звука [С]; учить определять место звука в слове
( начало, середина, конец ) ; продолжать формировать понятие «согласный звук».
Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слова.
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;
Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
Упражнять в подборе антонимов;
Упражнять в словообразовании сложных слов;
Учить составлять предложения с опорой на предметную картинку.
биологически активных зон, массажу кистей и пальцев рук, артикуляционной
гимнастике;
Познакомить родителей с видами работ при коррекции речевых нарушений;
Повысить компетентность родителей в вопросах развития речи, пробудить в них
интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;
Создать эмоциональный контакт между родителями и детьми.
артикуляционная гимнастика;
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковый массаж.
Оборудование: зеркала, раздаточные наборы – квадраты синие и красные для
звукового анализа и синтеза, звуковые домики; демонстрационные: синий дом для
звуков, звуковой домик, квадраты синие и красные для звукового анализа; предметные
разрезные картинки из 6 частей в конвертах со звуком [С] и демонстрационные
предметные картинки, мяч, раздаточные «Солнышки» и «тучки», салфетки, CD
«Пальчиковые игры от 1 до 5».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли в гости ваши родители. И сегодня они
будут не просто на вас смотреть, а вместе с вами заниматься и помогать вам.
Дети и родители встают в большой круг, берутся за руки.
Л: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим мамам и папам.
Дети вместе с родителями произносят хором правило (психологический настрой):
«Говорим всегда красиво, чисто и неторопливо»
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Л: А сейчас мы поиграем. Я кидаю ребенку мяч и говорю слово, он возвращает мяч и называет
слово с противоположным значением. Родители при затруднении помогают детям.
Л: Большой…
Дети: маленький и т.д.
Большой – маленький полный - пустой
Длинный – короткий светлый - темный
Высокий – низкий толстый - тонкий
Широкий – узкий кислый - сладкий
Чистый – грязный тяжелый - легкий
Старый – новый мокрый – сухой
Дети и родители проходят за столы.
Л: Чтобы настроиться на занятие мы сделаем «Минутку здоровья»
(
Родители и дети делают
массаж каждый себе
)
Массаж биологически активных зон
Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
И теперь погладим пальцами мы щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губки пожуем мы, чтобы улыбались.
2. Сообщение темы занятия.
Л: Чтобы узнать тему нашего занятия, вам нужно взять конверты на столах и собрать разрезные
картинки.
Предметные разрезные картинки: слон, собака, самолет, сова, автобус, свинья, ананас, бусы,
аист.
По цепочке дети называют свои картинки.
Д: Слон, сова, автобус и т.д.
Л: Подумайте, какой звук чаще встречается?
Д: Звук [С].
Л: Правильно звук [С]. Мы уже учились его произносить на индивидуальных занятиях и сегодня
продолжим над ним работу все вместе.
Л: А сначала мы сделаем артикуляционную гимнастику.
3. Артикуляционная гимнастика
Л : Мы расселись по порядку
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками
А своими …. язычками.
Л:
Возьмем в руки зеркала.
Раз – мы ротик открываем
Будто кошечки зеваем,
Два – подуем в дудочки,
Губки словно трубочки.
Три – на губки посмотри,
Улыбаемся на «три».
На четыре – ротик шире
Барабаним – на «четыре»
Пять – откроем рот опять
Нужно губку облизать.
Шесть – почистим наше нёбо,
Нёбо чистым стало чтобы.
Семь мы звонко будем цокать
Так стучит копытцем лошадь.
Восемь – к нам приходит осень.
Вырос гриб на счете «восемь».
Девять – сделай-ка гармошку,
Поиграй на ней немножко.
Десять – можно поболтать
Поболтать и не устать.
4 .Повторение артикуляции и характеристики звука [ С].
Л: Звук [С] – улыбался
С горочки катался
Ветерок, дуй холодней,
Выдувай звук [С] скорей! С – с – с – с….
Л: Давайте и произнесем этот звук все вместе.
Л: Что происходит с губками?
Д: Губки в улыбке.
Л: Что происходит с зубками?
Д: Зубки сближены.
Л: Где находится язычок?
Д: Широкий кончик находится за нижними зубками.
Л: Холодный воздух идет по центру языка.
Л: Подумайте, какой это звук?
Д: Согласный, твердый.
Л: Как его обозначим?
Д: Возьмем синий квадрат.
Л: В каком доме будет жить наш звук?
Д: В синем доме.
Логопед закрепляет обозначение звука на доске. Выставляется синий дом.
5.Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук»
Л: Хлопните в ладошки как услышите звук [С].
С, П , М, С, Т, Н, С
АС, УП, УС, АН, СА, МА, КУ, СЫ, ТО
СЫР, ДОМ, КОСА, МОЛОКО, КОЛЕСО, КАКТУС
Л: В начале занятия мы делали гимнастику для язычков, а теперь сделаем массаж пальчиков.
6. Массаж пальчиков.
(
Родители делают массаж детям сначала на правой, потом на левой руке
)
Мышка мылом мыла лапку,
Каждый пальчик по порядку:
Вот намылила большой,
Сполоснув его водой.
Не забыла и указку,
Смыв с него и грязь и краску.
Средний мылила усердно –
Самый грязный был, наверно.
Безымянный терла пастой,-
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла –
Очень он боялся мыла.
7. Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец).
Л: Сегодня на занятии мы говорим о звуке [С]. Мы знаем, что звук в слове может находиться в
разных позициях.
Л: Подумайте, где спрятался звук [С] в словах: в начале, середине или в конце.
Логопед на доске показывает предметные картинки, дети называют их и на столах кладут
синий квадрат в соответствующее окошко в звуковом домике (начало, середина, конец).
Родители помогают.
После каждого ответа детей логопед демонстрирует это задание на доске.
Слова: САНКИ, КОКОС, НОСКИ, САМОКАТ, МАСКА, ГЛОБУС.
8.Физминутка под музыку «Помощники»(дети вместе с родителями выполняют
имитирующие движения в соответствии с текстом).
9. Звуковой анализ и синтез слова СОМ.
Л: Отгадайте загадку:
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
Д: Сом.
Логопед выставляет предметную картинку СОМ.
Л: Приготовьте свои ладошки. Я сейчас разбросаю звуки, а вы их соберите вместе: С, О, М.
Л: Какое слово получилось?
Д: СОМ.
Дети вместе с родителями составляют звуковую схему слова из раздаточного материала.
Логопед демонстрирует это задание на доске.
Л: Назовите первый звук в слове СОМ. Какой он?
Д: Звук [С], согласный, твердый. Берем синий квадрат.
Л: Послушайте второй звук: СО – О – ОМ. Он какой?
Д: Звук [О], гласный. Берем красный квадрат.
Л: Если после согласного звука следует гласный, то они сливаются. Прочитаем на выдохе СО.
Л: Послушайте третий звук: СОМ. Какой он?
Д: Звук [М], согласный, твердый. Берем синий квадрат.
Л: Сколько всего звуков в этом слове?
Д: Три.
Л: Ведем медленно пальчиком и «читаем» - СОМ
10. Упражнение в словообразовании. Игра «Назови одним словом»
Л: А сейчас мы еще поиграем. Я вам назову два слова, а вы мне одно.
Л: Сам летает –
Д: Самолет и т.д.
Сам катит – самокат
Снег падает – снегопад
Листья падают – листопад
Пыль сосет – пылесос
Сад водит – садовод
Лес рубит – лесоруб
11.Составление предложений с опорой на картинку.
Л: А сейчас вспомните свою разрезную картинку. Составьте с этим словом предложение.
САМОЛЕТ
Д: Высоко в небе летит самолет.
СОВА
Д: В дупле спит сова. И т.д.
12.Итог занятия
Л: Над каким звуком мы сегодня работали?
Д: Над звуком [С].
Л: Это какой звук?
Д: Согласный, твердый.
Л: Какие задания вам понравились больше всего?
Л: А теперь, возьмите в правую руку – «солнышко», а в левую - «тучку». Если вам понравилось
занятие, поднимите «солнышко». Если нет – «тучку».
Л: Сегодня у нас было необычное занятие. Вам помогали и с вами вместе занимались ваши
родители.
Л: Давайте поблагодарим и обнимем их!