Напоминание

"Междисциплинарный подход в обучении истории"


Автор: Борлакова Медия Ханапиевна
Должность: магистрант исторического факультета
Учебное заведение: Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева
Населённый пункт: г. Карачаевск, КЧР
Наименование материала: статья
Тема: "Междисциплинарный подход в обучении истории"
Раздел: полное образование





Назад





Борлакова Медия Ханапиевна

Междисциплинарный подход в обучении истории
По утверждению историка Л.П. Репиной, уже несколько десятилетий «междисциплинарность представляет собой неотъемлемую характеристику состояния социально-гуманитарного знания и научного знания как такового»[3, с. 26]. В педагогической деятельности также все большее внимание уделяется вопросам эффективности преподавания через взаимную интеграцию различных предметов. В частности, история, как дисциплина из школьной программы, теперь воспринимается через призму междисциплинарного подхода с ориентацией на обществознание, правоведение, социологию. Также обращается внимание на взаимосвязь таких предметов, как история и география. Именно в интегративном подходе в обучении истории видится возможное решение проблемы низкой мотивации школьников к предмету, а также отсутствием заинтересованности в развитии познавательных интересов в области исторического знания. Междисциплинарный метод вырабатывает разносторонний подход к предмету у учащихся, более того формирует причинно-следственную связь исторических событий, что дает учащимся возможность объективно оценивать современную историю [2, с. 175]. Наиболее полное психолого-педагогическое обоснование дидактической значимости межпредметных связей дал еще К.Д. Ушинский. Он доказывал, что знания и идеи черпаются из различных учебных предметов и обобщаются учениками. Межпредметные связи играют мировоззренческую роль, они способствуют созданию у учащихся взаимосвязанных представлений о реальном мире. Только в этом случае знания учащихся образуют стройную развивающуюся систему. Но для того, чтобы результаты учебного процесса соответствовали целям и задачам которые ставит учитель, необходимо чтобы занятия были для учеников интересными и привлекательными. Кроме того, преподавателю необходимо помнить, что каждый ученик уникальная, единственная в своём роде личность, со
своими способностями, навыками и качествами, а также то, что не вызывает у одних трудностей, для других может стать серьёзной преградой на пути усвоения материала урока. Также нельзя допускать перегрузки дополнительной междисциплинарной информацией во избежание потери интереса и понимания взаимосвязи предметов у школьников. И здесь возникает проблема выработки методов, приемов и форм организации познавательной деятельности школьников. Интеграция предметов должна производиться на основе межнаучных, обобщенных категорий, позволяющих описывать различные аспекты деятельности. Так, рождается проблемный подход к формированию развивающей методики обучения истории, ведь занятия должны носить для школьников не абстрактный, а вполне реальный, понятный характер, позволяя не только развивать интерес, но и формировать навыки, необходимые для активной социальной, гражданской и правовой деятельности человека [1, с. 151]. Такой подход интегрированного взаимодействия различных дисциплин в ходе преподавания истории предполагает, что школьники смогут проще воспринимать достаточно сложные исторические понятия, а также видеть за ними множество процессов и событий, ведущих к конечному результату. В рамках реализации интегрированных уроков рекомендуется уходить от практики трансляции знаний и монологовой формы повествования. В единстве содержания, целей, форм и средств организации учебной деятельности состоит практика формирования нравственных ориентиров и гражданско-патриотического мышления школьников. Таким образом, междисциплинарный подход в обучении истории в рамках школьного образования позволяет выявить многофакторность исторических процессов в их тесной взаимосвязи с формами и содержанием познавательной части других дисциплин, с которыми имеет дело обучающийся – география, политика, культура, социология, философия, психология и др.
Библиографический список 1. Корнеева А.О. Урок по истории России в 6-ом классе «Быт и нравы Древней Руси» на примере женского костюма племени вятичей XI–XIII вв. // Концепт. 2015. №5 С.151-155. 2. Петракова Л.И. Пути формирования патриотических ценностей у старших подростков в процессе преподавания истории родного края // Русин. 2013. №3 (33) С.174-179. 3. Репина Л. П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М.: Кругъ, 2011.


В раздел образования