Автор: Борлакова Медия Ханапиевна Должность: магистрант исторического факультета Учебное заведение: Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева Населённый пункт: г. Карачаевск, КЧР Наименование материала: статья Тема: "Междисциплинарный подход в обучении истории" Раздел: полное образование
Междисциплинарный подход в обучении истории
По
утверждению
историка
Л.П.
Репиной,
уже
несколько
десятилетий
«междисциплинарность
представляет
собой
неотъемлемую
характеристику
состояния социально-гуманитарного знания и научного знания как такового»[3, с.
26].
В
педагогической
деятельности
также
все
большее
внимание
уделяется
вопросам эффективности преподавания через взаимную интеграцию различных
предметов. В частности, история, как дисциплина из школьной программы, теперь
воспринимается через призму междисциплинарного подхода с ориентацией на
обществознание,
правоведение,
социологию.
Также
обращается
внимание
на
взаимосвязь таких предметов, как история и география. Именно в интегративном
подходе
в
обучении
истории
видится
возможное
решение
проблемы
низкой
мотивации школьников к предмету, а также отсутствием заинтересованности в
развитии
познавательных
интересов
в
области
исторического
знания.
Междисциплинарный метод вырабатывает разносторонний подход к предмету у
учащихся,
более
того
формирует
причинно-следственную
связь
исторических
событий, что дает учащимся возможность объективно оценивать современную
историю [2, с. 175].
Наиболее
полное
психолого-педагогическое
обоснование
дидактической
значимости межпредметных связей дал еще К.Д. Ушинский. Он доказывал, что
знания
и
идеи
черпаются
из
различных
учебных
предметов
и
обобщаются
учениками.
Межпредметные
связи
играют
мировоззренческую
роль,
они
способствуют созданию у учащихся взаимосвязанных представлений о реальном
мире. Только в этом случае знания учащихся образуют стройную развивающуюся
систему.
Но для того, чтобы результаты учебного процесса соответствовали целям и
задачам которые ставит учитель, необходимо чтобы занятия были для учеников
интересными
и
привлекательными.
Кроме
того,
преподавателю
необходимо
помнить, что каждый ученик уникальная, единственная в своём роде личность, со
своими способностями, навыками и качествами, а также то, что не вызывает у
одних трудностей, для других может стать серьёзной преградой на пути усвоения
материала
урока.
Также
нельзя
допускать
перегрузки
дополнительной
междисциплинарной информацией во избежание потери интереса и понимания
взаимосвязи предметов у школьников.
И
здесь
возникает
проблема
выработки
методов,
приемов
и
форм
организации познавательной деятельности школьников. Интеграция предметов
должна
производиться
на
основе
межнаучных,
обобщенных
категорий,
позволяющих
описывать
различные
аспекты
деятельности.
Так,
рождается
проблемный подход к формированию развивающей методики обучения истории,
ведь занятия должны носить для школьников не абстрактный, а вполне реальный,
понятный характер, позволяя не только развивать интерес, но и формировать
навыки,
необходимые
для
активной
социальной,
гражданской
и
правовой
деятельности человека [1, с. 151].
Такой подход интегрированного взаимодействия различных дисциплин в
ходе
преподавания
истории
предполагает,
что
школьники
смогут
проще
воспринимать достаточно сложные исторические понятия, а также видеть за ними
множество процессов и событий, ведущих к конечному результату. В рамках
реализации
интегрированных
уроков
рекомендуется
уходить
от
практики
трансляции знаний и монологовой формы повествования. В единстве содержания,
целей,
форм
и
средств
организации
учебной
деятельности
состоит
практика
формирования
нравственных
ориентиров
и
гражданско-патриотического
мышления школьников.
Таким образом, междисциплинарный подход в обучении истории в рамках
школьного
образования
позволяет
выявить
многофакторность
исторических
процессов в их тесной взаимосвязи с формами и содержанием познавательной
части других дисциплин, с которыми имеет дело обучающийся – география,
политика, культура, социология, философия, психология и др.
Библиографический список
1.
Корнеева А.О.
Урок по истории России в 6-ом классе «Быт и нравы
Древней Руси» на примере женского костюма племени вятичей XI–XIII
вв. // Концепт. 2015. №5 С.151-155.
2.
Петракова
Л.И.
Пути
формирования
патриотических
ценностей
у
старших подростков в процессе преподавания истории родного края //
Русин. 2013. №3 (33) С.174-179.
3.
Репина Л. П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные
теории и историографическая практика. М.: Кругъ, 2011.