Автор: Гуцу Надежда Викторовна Должность: учитель Учебное заведение: МОУ Билитуйская СОШ Населённый пункт: п.с.т. Билитуй, Забайкальский край, Забайкальский район Наименование материала: конспект Тема: Урок русского языка Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Школа: МОУ Билитуйская СОШ Забайкальского края Забайкальского района
Ф.И.О. учителя: Гуцу Надежда Викторовна
Класс: 3 «Б» УМК «Гармония»
Дата: 8.12.2016.
Предмет: Русский язык
№ урока по расписанию: первый
Тема урока: Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени; обучение выбору
родовых окончаний
Место и роль урока в изучаемой теме: 2-ой урок по теме «Размышляем о прошедшем
времени» (Всего 4 урока)
Цель урока: Закрепить и углубить знания о глаголе; попытаться органично сочетать
грамматическую, орфографическую и речевую работу.
Задачи: Акцентировать внимание учеников на родовых окончаниях. Особое внимание
уделить окончаниям глаголов среднего рода. Вести наблюдения за грамматическими
связями подлежащего и сказуемого (пока без синтаксических терминов),учить ребят
устанавливать эти связи. Продолжить работу, помогающую школьникам осознать, почему
окончания глаголов в прошедшем времени не называют личными, развивать логическое
мышление и речь, уметь точно употреблять глаголы в устной и письменной речи;
развивать память, внимание, воспитывать любовь к языку.
Дидактическ
ая структура
урока
Деятельност
ь учителя
Деятельность
учеников
Задания
для
учащихся,
выполнени
е которых
приведет к
достижени
ю
планируем
ых
результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Организацио
нный
момент
У нас на
парте всё в
порядке:
учебник,
ручки и
тетрадки.
Готовы мы
начать
Выделять
глаголы
среди других
частей речи,
определять
морфологиче
ские
признаки,
Представлен
ие о богатых
возможностя
х русского
языка, о
способах
повышения
точности и
урок,
звенит не
зря для нас
звонок!
изменять
форму слова,
выявлять
различия по
смыслу и по
форме;
осознавать
значение,
передаваемо
е родовыми
и личными
окончаниями
понимать
смысл
соответствую
щих
терминов.
Сравнивать,
классифицир
овать,
преобразовы
вать слова по
указанным
признакам.
Наблюдать
за
особенностя
ми значений,
передаваем
ых разными
формами.
Выявлять
роль
временных
форм
глаголов в
речи;
замечать в
художествен
ном тексте
языковые
средства,
создающие
его
выразительн
ость.
Использоват
ь формы
глагола в
своей речи,
стремиться к
повышению
её точности и
выразительн
ости речи.
Элементы
коммуникати
вного мотива
изучения
предмета
«Русский
язык»,
осознанного
отношения к
качеству
своей речи.
Элементы
способности
оценивать
свои
достижения
и трудности.
(Л.) -
Коллективно
ставить,
понимать и
сохранять
учебную
задачу,
сознательно
выполнять
действия для
её решения.
Планировать
общий
способ
действия для
решения
конкретных
задач,
последовател
ьно
выполнять
все
операции,
использовать
речь для
регуляции
своих
действий.
Осуществлят
ь действия
контроля и
самоконтрол
я, оценки и
самооценки.
Проверка
домашнего
задания
-Над
словами
предложения
укажи части
речи.
-У глаголов
укажи
форму:
время,
число, род.
У доски 2
ученика
работают
самостоятельно.
Коллективно
ставим слова в
начальную
форму:
Не был,
мальчишкой, не
играл, в футбол,
девочек, за
косички, не
дёргал, читал
На доске:
Я не играл
в футбол,
не дрался.
Не играл-
…вр.,…ч,
…р.
Не дрался-
…вр.,…ч,
…р.
Словарный
диктант
-Запишите
словосочета
ния,
подчеркните
признак
прошедшего
времени
глаголов,выд
елите
суффикс
Запись под
диктовку, у
доски работает
один ученик
Словосочет
ания:
Веял ветер,
готовил
завтрак,
обидел
девочку,
увидел
дорогу
Изучение
нового
материала
-Выполните
задания
устно.
-Почему
окончания
глаголов в
прошедшем
времени не
называют
личными?
-Знаем ли
мы как их
называют?
-Что сегодня
узнаем?
- Будем
учиться
писать
окончания
глаголов в
прошедшем
времени.
-Я спал, ты спал,
Дед Мороз
нарисовал.
Вывод: От
смены лица
форма глагола
не изменяется.
Поэтому
окончания
глаголов в
прошедшем
времени не
называют
личными.
Узнаем как
называются
окончания
глаголов в
прошедшем
времени.
Упр.295
Физминутка
-Прочитайте
стихотворен
ие Юты
Мориц.
-Значение
какого слова
уточним в
словаре?
-По каким
словам
узнаем
форму
глаголов?
-Какие
окончания
впишем? Как
называются
такие
окончания?
-Спишите
стихотворен
ие.
Прочитайте
задания,
выполните
самостоятел
ьно.
-Что узнали
о
незнакомой
части слова
-сь или – ся ?
-В толковом
словаре уточним
значение слова
лукошко .
Формы глаголов
узнаем по
словам:
лукошко-ед.ч.,
ср.р.-окончание
-о и кошка-
ед.ч.,ж.р.-
окончание - а
-Окончания
глаголов в
прошедшем
времени зависят
от формы (рода
и числа)
сущ.или
местоимения, и,
наверное,
называются
родовыми .
У доски двое
учащихся
выполняют
разбор слов по
составу:
подскочило
вцепилось .
Упр.296
Упр. 297
выразительн
ости.
Выявлять
слова,
требующие
уточнения
лексического
значения;
пользоваться
словарём
для его
выяснения.
Соблюдать
литературны
е нормы в
употреблени
и отдельных
глаголов.
Применять
весь
комплекс
орфографиче
ских умений,
правильно
писать слова
с
освоенными
непроверяем
ыми
орфограмма
ми
Оценивать
свои
достижения,
трудности,
соотносить
свою оценку
с оценкой
учителя,
адекватно
воспринимат
ь её. (Р.) -
Коллективно
вести
целенаправл
енные
наблюдения,
извлекать из
них
определённу
ю
информацию
; читать
учебник и
слушать
учителя для
приобретени
я, уточнения
и
перепроверк
и сведений;
пользоваться
для тех же
целей
словарями
учебника.
Понимать
информацию
,
представлен
ную в
изобразитель
ной форме
переводить
её в
словесную.
Применять
общий
способ
действия для
решения
конкретных
практических
задач. (П-1.)
«Кошка»
Вот окошко
распахнулось , (Р
азводят руки в
стороны.)
Кошка вышла на
мух. (Взглядом
проводят «муху»
от левого плеча к
правому.)
Потянулась,
улыбнулась
И уселась на
карниз . (Дети
приседают.)
Проводить
целенаправл
енные
наблюдения,
выполнять
анализ,
сравнение,
преобразова
ние,
конструирова
ние;
находить
примеры
указанных
фактов языка
в тексте;
делать
умозаключен
ия, выводы,
обобщения.
(П-2.) -
Участвовать в
совместной
деятельности
, в
коллективно
м
обсуждении
вопросов,
соблюдать
правила
речевого
поведения.
Высказывать
своё мнение,
стремиться к
пониманию
других точек
зрения.
Строить
небольшие
устные и
письменные
высказывани
я стараться
выбирать
средства
языка с
учётом
конкретной
речевой
ситуации. (К.)
Закрепление
нового
материала
-Выполните
задание
самостоятел
ьно.
Проверьте в
парах.
Самостоятельна
я работа
Работа в парах.
Упр. 298
Контроль
-Чему
учились на
уроке?
-Учились писать
родовые
окончания
глаголов.
Рефлексия
-Ребята, у
вас на
партах
силуэт
кошки из
какого-то
лукошка.
На доске
три
лукошка.
На них
надписи:
-легко;
-ещё не
Посадите её
в то
лукошко, на
котором
написано
продолжение
предложения
: На уроке
мне работать
было… .
разобрался;
-трудно.
Самоанализ урока
Тема урока: Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени; обучение выбору
родовых окончаний
Место и роль урока в изучаемой теме: 2-ой урок по теме «Размышляем о прошедшем
времени» (Всего 4 урока)
Цель урока: Закрепить и углубить знания о глаголе; попытаться органично сочетать
грамматическую, орфографическую и речевую работу.
Задачи: Акцентировать внимание учеников на родовых окончаниях. Особое внимание
уделить окончаниям глаголов среднего рода. Вести наблюдения за грамматическими
связями подлежащего и сказуемого (пока без синтаксических терминов),учить ребят
устанавливать эти связи. Продолжить работу, помогающую школьникам осознать, почему
окончания глаголов в прошедшем времени не называют личными, развивать логическое
мышление и речь, уметь точно употреблять глаголы в устной и письменной речи;
развивать память, внимание, воспитывать любовь к языку.
Организация начала урока направлена на проверку рабочих мест, на умение слушать и
слышать учителя, на плодотворную работу. Для этого использовано четверостишие для
хорового произношения.
Проверка домашнего задания и словарный диктант были нацелены на закрепление
пройденного материала (повторялись темы: части речи,начальная форма глагола,
определение форм глаголов), и на подготовку к освоению нового материала (прошедшее
время глагола). Домашнее задание проверялось как дифференцированно - у доски, так и
фронтально.
Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового происходила в форме
сравнения личных и родовых окончаний глаголов. Мотивация необходимости знаний
сформулирована самими учащимися на примере предложений, где глагол прошедшего
времени подчиняется в роде и числе существительному и местоимению, и имеет
безударное окончание.(«Нам надо научиться правильно писать безударные окончания
глаголов»)
Способы изучения нового материала:
-наблюдение над языковым материалом;
-самостоятельная работа с книгой.
Целесообразность выбранного учителем способа освоения нового объясняется тем, что
тема не является сложной для понимания детей. Активность учащихся на этом этапе была
достаточно высокой.
Закрепление материала и применение новых знаний на практике происходило на основе
упражнения из учебника , и проводилась в форме работы в парах.
Содержание домашнего задания соответствовало целям и задачам урока, соответствует
возможностям учащихся.
Итоги урока и рефлексия были проведены в виде игры – «Лесенка» («Ничего не понял»,
«Было не совсем понятно», «Было понятно и легко работать»)
Цели и задачи урока были достигнуты, все этапы урока были соблюдены .