"Проблемы преподавания информатики в начальной школе"
Автор: Кара-Оол Светлана Салчаковна Должность: учитель информатики начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №8 Населённый пункт: г. Кызыл, Республика Тыва Наименование материала: статья Тема: "Проблемы преподавания информатики в начальной школе" Раздел: начальное образование
Проблемы преподавания информатики в начальной школе.
Школьная информатика – самая молодая из всех школьных дисциплин
и, пожалуй, самая проблемная.
В информатике есть разработки в области методики моделирования и
проектирования в развитии мышления, что развивает логическое мышление,
но нет методики преподавания конкретным информационным технологиям,
на которую можно опереться.
Мы
используем
разработанные
методики
по
другим
предметам
и
переносим
их
на
наш
предмет,
но
постоянно
осознаём,
что
надо
их
корректировать,
менять,
так
как
они
не
работают
на
разрешение
наших
специфических проблем и сложностей:
-обучению информатике присущи специфические проблемы, связанные
с
тем,
что
компьютер
является
одновременно
и
объектом
изучения,
и
средством обучения.
-
в
силу
различия
материального
и
культурного
уровня
семей
школьники имеют разную возможность использования ПК для выполнения
домашних заданий, для удовлетворения своих интересов, что надо учитывать
при организации учебного процесса. Знания и умения по информатике, как и
по любому школьному предмету, учащиеся приобретают не только на уроках,
но особо ощутимо это именно в школьной информатике, поэтому на первый
план выходит проблема обучения информатике в условиях разного уровня
знаний и умений по информатике;
-к
специфическим
проблемам
необходимо
отнести
объективно
существующие
социально-психологические
проблемы,
в
частности,
выявленный
современными
исследованиями
психологов
феномен
компьютерной
тревожности:
боязнь
испортить
или
сломать
что-нибудь,
ощущение
незнания
и
неумения,
боязнь
нового
и
незнакомого.
Наличие
компьютерной тревожности значительно снижает эффективность обучения
информатике.
В первый же год работы учителем информатики в начальной школе
возник вопрос: как при малом количестве часов (1 часа в неделю), довольно
обширной программе (все, но "по верхам") и огромном интересе школьников
сделать преподавание пропедевтического курса информатики интересным,
наглядным, изучаемый материал - запоминающимся надолго, а не на один
урок.
В
пропедевтическом
курсе
информатики
кроме
обязательного
теоретического
материала
(развитие
логического
мышления,
умения
анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий
и др.) много внимания уделяется начальному освоению информационных
технологий
-
текстового,
графического
редактора,
электронных
вычислительных таблиц, баз данных, интернет-технологий.
При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд
приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и
вновь познавать новое.
Каждый
педагог
вправе
выбирать
те
педагогические
технологии,
которые
комфортны
для
него
и
соответствуют
индивидуальным
особенностям обучаемых[8]:
(а) авторские (человек, группа людей);
б) авторизованные (Шаталов, Пастухов);
в) новаторские (исследователи, экспериментаторы);
г) традиционные (делай как я);
д) нетрадиционные уроки..
Я
в
своей
деятельности
выбрала
нетрадиционный
урок
-
это
импровизированное учебное занятие, нетрадиционную (не установленную)
структуру.
Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока,
и
физминутка.
Это
зависит
от
профессионализма
творческого
таланта
учителя.
Основные признаки нетрадиционного урока[9]:
несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места
проведения;
используется внепрограммный материал, организуется коллективная
деятельность в сочетании с индивидуальной;
привлекаются для организации урока люди разных профессий;
эмоционального подъема учащихся через оформление кабинета,
доски, музыки, использование видео;
организация и выполнение творческих заданий;
обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и
после его проведения;
обязательно создается временная инициативная группа из учащихся
для подготовки урока;
обязательное планирование урока заранее
Они должны четко определять 3-и дидактические задачи.
Творчество учащихся должны быть направлены на их развитие.
Проведенный
мною
анализ
педагогической
литературы
позволил
выделить
несколько
десятков
типов
нестандартных
уроков
из
которых
я
выбрала
несколько
нетрадиционных
форм
обучения
и
применяю
для
проведения
уроков
информатики
в
начальных
классах,
в
силу
психологических
и
возрастных
особенностей
младших
школьников.
Их
названия
дают
некоторое
представление
о
целях,
задачах,
методике
проведения таких занятий. Например, такие как уроки-соревнования, уроки
типа КВН, уроки-консультации, компьютерные уроки, уроки с групповыми
формами
работы,
уроки
творчества,
уроки-конкурсы,
уроки-обобщения,
уроки-фантазии,
уроки-игры,
уроки
поиска
истины,
уроки
–
«круговая
тренировка», межпредметные уроки, уроки-экскурсии.
Предусматриваю ход занятий с учетом уровня и особенностей как
класса в целом, так и отдельных школьников, характера и способностей
учеников, получивших конкретное задание, последовательность операций.
Проведение
предметных
недель
является
одной
из
важных
форм
урочной
и
внеклассной
работ
по
предмету.
Она
решает
вопросы
систематизации, обобщения знаний, способствует развитию познавательной
активности
обучающихся.
В
школе
предметная
неделя
по
информатике
провелась в первый раз в прошлом учебном году, и мы планируем вести
неделю
информатики
традиционно
каждый
год,
чтобы
пробудить
в
обучающихся
мотивацию
к
изучению
предмета
с
целью
развития
познавательного интереса и повышения качества обучения.
Систематически
применяю
на
уроках
цифровые
образовательные
программы «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия 1-2 год обучения и 3-
4 год обучения и пакет программных средств «Страна Фантазия», которые
предлагаются в системе компьютерно-игрового комплекса, представляющего
собой
особый
метод
и
систему
условий,
позволяющие
сочетать
компьютерные
игры
тренажеры
с
традиционными
играми
и
занятиями
школьников.
Удалось достичь повышения интереса к предмету, просматриваются
межпредметные
связи.
Учащиеся
с
удовольствием
усваивают
учебный
материал, выполняют проекты, участвуют в конкурсах. При окончании курса
информатики начальной школы практически все учащиеся владеют всеми
навыками и знаниями, оговоренными в программе информатики начальной
общеобразовательной школы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в
учебном процессе // Начальная школа..- М., 1998.
2.
Бахир
В.К.
Макаровская
А.П.
Степанов
В.М.
Эксперимент
в
начальных классах // Начальная школа.-М., 1997.
3.
Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на
уроках // Начальная школа.-М., 1997.
4.
Бешенков С.А. Моделирование и формализация. Методическое
пособие, М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
5.
Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей):
Книга для учителей и родителей. М.: Знание, 1993.
6.
Игры и развлечения. Кн.3/ Сост. Л.М. Фирсова, М.: Молодая
гвардия, 1991
7.
Информатика
в
младших
классах.
Серия
«Информатика
в
школе».М.: Информатика и образование №1, 2. 3, 4. 2001
8.
Методическая копилка для учителей начальных классов: Учебное
пособие/ Автор – составитель В.П. Шульгина. Изд. 2-е, Ростов Н.Дону:
издательство «Феникс», 2002
9.
Модылевская Г.И. Нестандартные формы уроков внеклассного
чтения // Начальная школа.- М.,1997.
10.
Субботин М.М. Новая информационная технология: Создание и
обработка гипертекстов. М.: Наука 1992
11.
Ускова
Н.Н.
Конспекты
уроков
для
учителя
информатики,
Начальная школа, М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004 г.