Напоминание

Формирование ууд на уроках истории и обществознания в 5 классе.


Автор: Завацкая Раиса Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Погарская СОШ №1
Населённый пункт: Брянская область, п.г.т. Погар
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование ууд на уроках истории и обществознания в 5 классе.
Раздел: среднее образование





Назад




«ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 5 КЛАССЕ» Учитель истории и обществознания Завацкая Раиса Александровна 1
Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих
умение

учиться
,
способность

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию
. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Поэтому обеспечение развития универсальных учебных действий, в соответствии с требованиями Стандарта, становится актуальной и новой задачей.
Универсальные учебные действия

Познавательные

работа с информацией
 работа с учебными моделями  использование знако-символических средств, общих схем решения  выполнение логических операций  сравнения,  анализа,  обобщения,  классификации,  установления аналогий  подведения под понятие •
Личностные

самоопределение
(внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) 
смыслообразование
(мотивация, границы собственного знания и «незнания») 
морально-этическая

ориентация
(ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих •
Регулятивные
 управление своей деятельностью  контроль и коррекция  инициативность и самостоятельность •
Коммуникативные
 речевая деятельность  навыки сотрудничества Какие УУД можно формировать по средством предметов «история» и «обществознание»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД. Главная проблема – как сформировать эти умения? В ходе подготовки к данному выступлению, я попыталась систематизировать приемы и методы формирования УУД, используемые мной в ходе уроков истории и обществознания.
Регулятивным универсальным учебным действиям
относятся: 2



целеполагание
как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;


планирование
– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;


прогнозирование
– предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль
в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция
– внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка
- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция
как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
К общеучебным универсальным действиям относятся:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; • структурирование знаний; • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
Логическими универсальными действиями являются:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; • подведение под понятие, выведение следствий; • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; • доказательство; • выдвижение гипотез и их обоснование.
В


УУД
постановки и решения проблем
входят следующие: • формулирование проблемы; • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 3
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД)

УУД

Приемы и методы формирования УУД

Регулятивные
– метод проектов – приемы целеполагания - приемы работы с текстом: создание алгоритмов действий - Постановка вопросов по теме и выход на задачи
Познавательные
проблемная ситуация, дидактические игры
Приемы технологии РКМ (развития критического мышления)
 Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете»  Кластеры, логические цепочки  Таблицы. Работа в группах. Приемы проведения рефлексии
Коммуникативные
Диалоговое взаимодействие Дискуссии Дебаты Конференция Круглый стол Ролевые игры Деловая игра Технология сотрудничества
Приемы технологии РКМ
развития критического мышления): Синквейн, мозговой штурм, «ПОПС – формула и др.) Содержание подготовки школьников на ступени основного общего образования о п р ед е л я е т с я с учётом деятельностного и компетентностного подходов, в о взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность 4
применять их для решения практических, в том числе новых задач. Поэтому основные способы получения знаний – это самостоятельная работа с информацией и решение учебно-практических и учебно-познавательных задач. ФГОС вводят новое понятие –
учебная ситуация,
под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично запоминают. Учебной ситуацией может стать задание составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или практическая работа и т.д. Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД, так как разнообразие методов и приемов позволяют использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач .
Приемы и методы:
• Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ • Театрализация (разыгрывание сценок на учебную тему). • Составление рассказов, например «Школа моей мечты», рекламного плаката «Мое хобби», памяток • Подбор и иллюстрация пословиц и поговорок на заданную тему (например, о труде) • Подготовка и защита проектов • Деловая и ролевая игра На своих уроках я использую различные приемы по формированию регулятивных учебных действий:
Приемы целеполагания:

1. Прием «Домысливание».
Предлагаю тему урока и слова "помощники». - С помощью слов "помощников" сформулируйте цели урока: • Выясним… • Узнаем… • Научимся… • Проверим…
2. Прием «Тема-вопрос»
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта» План действий: 1 . В с п о м н и т ь к т о т а к и е з е м л е д е л ь ц ы и р е м е с л е н н и к и . 2. Определить, чем занимались земледельцы и реме сленники Е г и п т а . 3.Выяснить условия жизни: где жили, чем питались, как од е ва л и с ь . 4. Сделать вывод.
3. Прием «Работа над понятием»
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 5 классе « Ассирийская держава". Необходимо объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока. 5

4. Прием «Группировка»
Понятия на доске: Евфрат, Тигр, Двуречье, Междуречье, шумеры, Ур, Урук, клинопись
Задания:
• В течение 5 секунд прочитайте внимательно и запомните слова, записанные на доске; • Запишите понятия в тетрадь по памяти; • Сосчитайте ваши слова, сколько слов вам удалось запомнить; • Выберите среди понятий такие, которые каким-то образом между собой связаны; • Проведите классификацию и подберите к каждой группе обобщающее слово.
Постановка вопросов по теме и выход на задачи
по теме «Природа и люди Древней Индии». Задание: В названии темы выделите ключевые слова и составьте к ним вопросы. Модельный ответ: • Какие животные водились в Древней Индии? • Какие растения росли в Древней Индии? • Чем занимались люди Древней Индии? • Во что верили индийцы? • Как добывали пищу? • Где жили? Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию (познавательные УУД) поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы: - Составление вопросов к тексту, ответы на них - Составление простого и сложного плана - Составление сравнительных, хронологических таблиц - Составление кластера - Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу - Составление логической схемы, цепочки - Составление определения к термину - Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете?», «Понятийное колесо», «Рокировка» и др. - Работа с картой Выбрать слова, которые характеризуют природные условия Древнего Египта: • Тепло. • Дожди. • Солнце. • Река. • Лес. • Пустыня. • Оазисы. • Плодородная почва Прием «Что рассказала карта?»
Вставь пропущенные слова:
• Китайцы расселились по всей Великой Китайской _________. • На севере протекает крупная река _______( Желтая река), а на юге – ______ (Голубая река). • Древнейшее китайское государство возникло во ___ тысячелетии до н.э. 6
• На севере китайского государства была сооружена Великая Китайская _____, которая защищала от ________. Умение аргументировать свою точку зрения является важным коммуникативным УД. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы: П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение) «Я считаю, что…». «Потому что …». «Я могу доказать это на примере …». «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Рефлексия

содержания

учебного

материала
используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Чаще всего на уроках использую прием рефлексии «Незаконченное предложение», рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю). На своих уроках я использую различные приемы рефлексии: - Рефлексивный экран • Выберите начало
фразы

из

рефлексивного

экрана
на доске и закончите предложение: • сегодня я узнал… • было интересно… • было трудно… • я научился… • у меня получилось … • меня удивило… • мне захотелось… - Прием рефлексии «Утверждение» • Я узнал(а) много нового • Мне это пригодится в жизни • На уроке было над чем подумать • На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы • На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла). - Прием рефлексии «Оцени себя на уроке» Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. Урок Я на уроке Итог 1. интересно 1. работал 1. понял материал 2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3. безразлично 3.помогал другим 3. не понял 7
Таким образом, предполагается, что результатом изучения истории и обществознания является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач. История может научить жизни лишь в том случае, если достаточное количество полученных знаний перейдет в качество, позволяющее делать обобщения и выводы, анализировать, строить прогнозы. Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать функциональные, деятельностные качества на практике, успешно овладевшего новыми знаниями, умениями и компетенциями. 8

Список использованной литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. 2. Г.К. Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006. 3. Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, Спб. 2007. 4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов-М., Просвещение 1996. 5. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность: Эксперимент,1999. 6. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра/ под ред. А.А.Леонтьева М.,2006. 7. Г.К.Селевко Современные образовательные технологии: Учебное пособие/Г.К. Селевко. – М.: Народное образование. 1998. – 256 с. 8. Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании// Педагогика. № 10. – 2005. С. 27-33. 9. Власова А. Утром – практика, вечером – теория// Российская газета. – 2006. № 286. – С.11. 9


В раздел образования