Формирование ууд на уроках истории и обществознания в 5 классе.
Автор: Завацкая Раиса Александровна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ Погарская СОШ №1 Населённый пункт: Брянская область, п.г.т. Погар Наименование материала: Статья Тема: Формирование ууд на уроках истории и обществознания в 5 классе. Раздел: среднее образование
«ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА
УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
В 5 КЛАССЕ»
Учитель истории и обществознания
Завацкая Раиса Александровна
1
Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных
действий,
обеспечивающих умение
учиться ,
способность
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию . Это достигается путём сознательного, активного присвоения
учащимися
социального
опыта.
Качество
усвоения
определяется
многообразием
и
характером видов универсальных действий.
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил
на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные
и метапредметные – универсальные учебные действия. Поэтому обеспечение развития
универсальных учебных действий, в соответствии с требованиями Стандарта, становится
актуальной и новой задачей.
Универсальные учебные действия
•
Познавательные
работа с информацией
работа с учебными моделями
использование знако-символических средств, общих схем решения
выполнение логических операций
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации,
установления аналогий
подведения под понятие
•
Личностные
самоопределение (внутренняя
позиция
школьника,
самоиндификация,
самоуважение и самооценка)
смыслообразование (мотивация,
границы
собственного
знания
и
«незнания»)
морально-этическая
ориентация (ориентация на выполнение моральных
норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации,
оценка своих
•
Регулятивные
управление своей деятельностью
контроль и коррекция
инициативность и самостоятельность
•
Коммуникативные
речевая деятельность
навыки сотрудничества
Какие
УУД
можно
формировать
по
средством
предметов
«история»
и
«обществознание»?
Исходя
из
содержания
каждого
блока,
можно
сделать
вывод
о
возможности формирования всех 4-х видов УУД. Главная проблема – как сформировать
эти умения?
В ходе подготовки к данному выступлению, я попыталась систематизировать приемы
и
методы
формирования
УУД,
используемые
мной
в
ходе
уроков
истории
и
обществознания.
Регулятивным универсальным учебным действиям относятся:
2
•
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
•
планирование –
определение
последовательности
промежуточных
целей
с
учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
•
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в
случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к
выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
К общеучебным универсальным действиям относятся:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
•
определение
основной
и
второстепенной
информации;
свободная
ориентация
и
восприятие
текстов
художественного,
научного,
публицистического
и
официально
-
делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
•
постановка
и
формулирование
проблемы,
самостоятельное
создание
алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов
учебной деятельности.
Логическими универсальными действиями являются:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
•
установление
причинно-следственных
связей,
представление
цепочек
объектов
и
явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
В
УУД
постановки и решения проблем
входят следующие:
• формулирование проблемы;
•
самостоятельное
создание
способов
решения
проблем
творческого
и
поискового
характера.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели,
функций участников, способов взаимодействия;
3
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
•
разрешение
конфликтов
—
выявление,
идентификация
проблемы,
поиск
и
оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами
и
условиями
коммуникации;
владение
монологической
и
диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка, современных средств коммуникации.
Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД)
УУД
Приемы и методы формирования УУД
Регулятивные
– метод проектов
– приемы целеполагания
- приемы работы с текстом: создание алгоритмов действий
- Постановка вопросов по теме и выход на задачи
Познавательные
проблемная ситуация, дидактические игры
Приемы технологии РКМ (развития критического мышления)
Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»),
ключевые слова, «Как вы думаете»
Кластеры, логические цепочки
Таблицы. Работа в группах.
Приемы проведения рефлексии
Коммуникативные
Диалоговое взаимодействие
Дискуссии
Дебаты
Конференция
Круглый стол
Ролевые игры
Деловая игра
Технология сотрудничества
Приемы технологии РКМ
развития критического мышления):
Синквейн, мозговой штурм,
«ПОПС – формула и др.)
Содержание подготовки школьников на ступени основного общего образования
о п р ед е л я е т с я
с учётом
деятельностного
и
компетентностного
подходов,
в о
взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается
как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность
4
применять их для решения практических, в том числе новых задач. Поэтому основные
способы
получения
знаний
–
это самостоятельная работа с информацией и решение
учебно-практических и учебно-познавательных задач.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая
особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают
предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,
частично запоминают.
Учебной ситуацией может стать задание составить таблицу, график или диаграмму по
содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или практическая
работа и т.д.
Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД, так
как
разнообразие
методов
и
приемов
позволяют
использовать
«теорию»
в
качестве
средства решения реальных жизненных задач .
Приемы и методы:
•
Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ
•
Театрализация (разыгрывание сценок на учебную тему).
•
Составление рассказов, например «Школа моей мечты», рекламного плаката «Мое
хобби», памяток
•
Подбор и иллюстрация пословиц и поговорок на заданную тему (например,
о
труде)
•
Подготовка и защита проектов
•
Деловая и ролевая игра
На своих уроках я использую различные
приемы
по формированию регулятивных
учебных действий:
Приемы целеполагания:
1. Прием «Домысливание».
Предлагаю тему урока и слова "помощники».
- С помощью слов "помощников" сформулируйте цели урока:
•
Выясним…
•
Узнаем…
•
Научимся…
•
Проверим…
2. Прием «Тема-вопрос»
Тема
урока
формулируется
в
виде
вопроса.
Учащимся
необходимо
построить
план
действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.
Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта»
План действий:
1 .
В с п о м н и т ь
к т о
т а к и е
з е м л е д е л ь ц ы
и
р е м е с л е н н и к и .
2.
Определить,
чем
занимались
земледельцы
и
реме сленники
Е г и п т а .
3.Выяснить
условия
жизни:
где
жили,
чем
питались,
как
од е ва л и с ь .
4. Сделать вывод.
3. Прием «Работа над понятием»
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например,
тема урока в 5 классе « Ассирийская держава". Необходимо объяснить значение каждого
слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.
5
4. Прием «Группировка»
Понятия на доске: Евфрат, Тигр, Двуречье, Междуречье, шумеры, Ур, Урук, клинопись
Задания:
•
В течение 5 секунд прочитайте внимательно и запомните слова, записанные на
доске;
•
Запишите понятия в тетрадь по памяти;
•
Сосчитайте ваши слова, сколько слов вам удалось запомнить;
•
Выберите среди понятий такие, которые каким-то образом между собой связаны;
•
Проведите классификацию и подберите к каждой группе обобщающее слово.
Постановка вопросов по теме и выход на задачи по теме «Природа и люди Древней
Индии».
Задание: В названии темы выделите ключевые слова и составьте к ним вопросы.
Модельный ответ:
•
Какие животные водились в Древней Индии?
•
Какие растения росли в Древней Индии?
•
Чем занимались люди Древней Индии?
•
Во что верили индийцы?
•
Как добывали пищу?
•
Где жили?
Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию (познавательные
УУД) поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и
методы:
- Составление вопросов к тексту, ответы на них
- Составление простого и сложного плана
- Составление сравнительных, хронологических таблиц
- Составление кластера
- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу
-
Составление логической схемы, цепочки
-
Составление определения к термину
- Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы
думаете?», «Понятийное колесо», «Рокировка» и др.
- Работа с картой
Выбрать слова, которые характеризуют природные условия Древнего Египта:
•
Тепло.
•
Дожди.
•
Солнце.
•
Река.
•
Лес.
•
Пустыня.
•
Оазисы.
•
Плодородная почва
Прием «Что рассказала карта?»
Вставь пропущенные слова:
•
Китайцы расселились по всей Великой Китайской _________.
•
На севере протекает крупная река _______( Желтая река), а на юге – ______
(Голубая река).
•
Древнейшее китайское государство возникло во ___ тысячелетии до н.э.
6
•
На севере
китайского государства была сооружена Великая Китайская _____,
которая защищала от ________.
Умение аргументировать свою точку зрения является важным коммуникативным УД.
Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре
момента ПОПС – формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
«Я считаю, что…».
«Потому что …».
«Я могу доказать это на примере …».
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Рефлексия
содержания
учебного
материала используется
для
выявления
уровня
осознания содержания пройденного. Чаще всего на уроках использую прием рефлексии
«Незаконченное предложение», рефлексия достижения цели с использованием «дерева
целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… -
Теперь я знаю).
На своих уроках я использую различные приемы рефлексии:
- Рефлексивный экран
•
Выберите
начало фразы
из
рефлексивного
экрана на
доске
и
закончите
предложение:
•
сегодня я узнал…
•
было интересно…
•
было трудно…
•
я научился…
•
у меня получилось …
•
меня удивило…
•
мне захотелось…
- Прием рефлексии «Утверждение»
•
Я узнал(а) много нового
•
Мне это пригодится в жизни
•
На уроке было над чем подумать
•
На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы
•
На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
- Прием рефлексии «Оцени себя на уроке»
Учащимся
дается
индивидуальная
карточка,
в
которой
нужно
подчеркнуть
фразы,
характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок
Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал
1. понял материал
2. скучно
2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3. безразлично 3.помогал другим 3. не понял
7
Таким образом, предполагается, что результатом изучения истории и обществознания
является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной
(гражданственной),
когнитивной
(познавательной),
информационно-технологической,
коммуникативной. Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями,
способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том
числе новых задач.
История
может
научить
жизни
лишь
в
том
случае,
если
достаточное
количество
полученных
знаний
перейдет
в
качество,
позволяющее
делать
обобщения
и
выводы,
анализировать, строить прогнозы.
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания
дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно учиться,
переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать функциональные,
деятельностные
качества
на
практике,
успешно
овладевшего
новыми
знаниями,
умениями и компетенциями.
8
Список использованной литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
2. Г.К. Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006.
3. Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, Спб.
2007.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов-М., Просвещение 1996.
5. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность: Эксперимент,1999.
6. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра/ под ред. А.А.Леонтьева
М.,2006.
7. Г.К.Селевко Современные образовательные технологии: Учебное пособие/Г.К. Селевко.
– М.: Народное образование. 1998. – 256 с.
8. Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании// Педагогика. № 10. – 2005.
С. 27-33.
9. Власова А. Утром – практика, вечером – теория// Российская газета. – 2006. № 286. –
С.11.
9