Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№6 «Василёк»
Конспект занятия
во второй младшей группе «Ягодка»
образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Тема: «Дымковская уточка»
Подготовила: Гуляева М.В.
Цель : Приобщение детей к народным промыслам.
Знакомство с дымковской игрушкой «Уточка».
Задачи
:
1 . Учить лепить дымковскую уточку, работать с глиной. Знакомить со свойствами
глины: серая, липкая, мягкая, вязкая, без запаха.
2 . Использовать знакомые приемы лепки: вытягивание, загибание, расплющивание,
раскатывание между ладонями, использование приёма «капелька», разглаживание
пальцами, использовать воду при работе с глиной. Передавать характерные
особенности внешнего вида птицы, туловище, вытянутая шея, сплющенный клюв,
маленький вытянутый хвост.
3. Закреплять умение отщипывать от большого куска глины столько, сколько
понадобится. Соединять части плотно прижимая, друг к другу, пользоваться водой.
4. Развивать интерес в работе с глиной. Воспитывать трудолюбие, доводить начатое
дело до конца.
Предварительная работа: беседа и рассматривание иллюстраций о дымковских
игрушках; Рассматривание дымковских игрушек сделанных из глины: барыня,
лошадка; Знакомство с элементами дымковских узоров; НОД Тема: «Раскрасим
уточку дымковскими узорами». Посещения музея дымковских игрушек.
Д/игра «Найди детёнышей», «Большие и маленькие».
Материал для работы: глина для творчества, дощечки, салфетки, вода, иллюстрация
«Дымковская уточка», подставка для детских работ.
Области развития:
«социально-коммуникативное развитие»,
«познавательное развитие», « речевое развитие», «физическое развитие».
Нод
Воспитатель:
Есть на Вятке слобода
Зовется Дымково она.
Уточки и Поросята
Барыни и мужики,
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
Любит их и стар и млад,
Каждый тем игрушкам рад!
Воспитатель: Что изображено на картине?
Дети: Уточка.
Воспитатель: А из чего она сделана?
Дети: Из глины.
Воспитатель: А глина какая? Назовите свойства?
Дети: Мягкая, липкая, вязкая, серая, без запаха.
Воспитатель: Это дымковская уточка.
Воспитатель: Когда мастера обжигали игрушки из трубы шёл дымок, так и назвали
Дымковская слобода, где жили мастера, а игрушки дымковские.
Воспитатель: А какими элементами узора украшена наша уточка?
Дети: Волнистые линии, точки, шарики, круги.
Воспитатель: Сегодня мы будем с Вами мастерами, будем лепить Дымковскую
игрушку - уточка.
Разминка перед работой:
(Воспитатель вместе с детьми выполняет игровые движения с кистями рук)
На волнах качаясь
Уточка плывёт
То нырнёт, то вынырнет
Лапками гребёт.
Воспитатель: А из каких частей состоит наша уточка?
Дети: вытянутая шея, голова и клюв, маленькие глазки туловище и хвост.
А вы хотите потрудиться?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: (показ и объяснение)
Чтобы вылепить уточку надо взять кусок глины и разделить на две равные части.
Отщипываем от большого куска одну часть – это будет туловище, шея, голова, а
вторую часть делим пополам – это будут крылья и подставка для уточки. Все наши
части отложим на дощечку и будем выполнять.
1 .
Чтобы
сделать
туловище,
создаём
форму
морковки.
Одна
часть
потолще-это
туловище, а вторая часть поменьше – это шея у уточки.
2. Туловище придерживаем руками, а шею уточки вытягиваем вверх, а затем вперёд и
сплющиваем двумя пальцами (указательным и большим) - получилась
голова и
клюв.
3 . Хвост у туловища делаем небольшим, немного вытягиваем
и разглаживаем,
используем
воду
для
выравнивания
поверхности.
Чтобы
хвост
и
туловище
получилось гладким и ровным, обмакиваем пальцы в воду и приглаживаем водой.
4 . А чтобы утка могла летать, лепим крылья. Скатываем два шарика из глины,
а затем лепим форму «капелька», сплющиваем двумя пальцами (указательным и
большим), получилось крыло птицы.Закрепляем утке крылья на туловище.
5.
Чтобы наша уточка стояла прочно, лепим подставку. Раскатываем шар между
ладонями (круговыми движениями кисти рук), сплющиваем ладонями - получилась
форма круга, теперь нашу подставку укрепляем под низ уточки, пользуемся водой для
выравнивания поверхности.
6. Наша уточка готова!
Воспитатель:
Дети, а теперь вы попробуйте самостоятельно слепить.
Воспитатель: А что мы делаем в начале работы?
Дети
повторяют
последовательность
выполнения,
а
затем
выполняют
работу
самостоятельно.
Воспитатель: Вот наши уточки готовы!
Воспитатель: А как вы думаете, похожи ли наши уточки на дымковскую уточку?
Всё ли мы сделали, чтобы игрушки были весёлыми, озорными, красочными.
Дети:
Надо игрушки раскрасить.
Воспитатель:
Правильно,
дети!
Вначале
мы
уточки
подсушим,
а
потом
будем
раскрашивать, дымковскими узорами.
Поставим наши уточки на подставку, а потом будем раскрашивать.
Воспитатель: Вот какие наши мастера ловкие, умелые! Какие красивые получились
дымковские уточки.
Длительность 15 минут.