"Активизация познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством применения игровых технологий на занятиях по экологии"
Автор: Сдобнова Елена Александровна Должность: заведующий отделом, педагог дополнительного образования Учебное заведение: ГБУ СОДО "ОЦЭКИТ" Населённый пункт: город Саратов Наименование материала: статья Тема: "Активизация познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством применения игровых технологий на занятиях по экологии" Раздел: дополнительное образование
«Активизация познавательной деятельности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья посредством применения
игровых технологий на занятиях по экологии»
Содержание
Введение
1.
Проблема
формирования
познавательной
деятельности
у
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья.
2.
Игра
на
занятиях
по
экологическому
воспитанию
как
эффективное
средство
формирования
познавательной
деятельности
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья.
Заключение
Использованная литература
Введение
В
настоящее
время
перед
образованием
встаёт
задача
воспитать
не
только
творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно
меняющейся
действительности,
готового
осваивать
принципиально
новые
области
и
сферы деятельности. В связи с этим, особое место занимает проблема изучения и развития
познавательной деятельности, ведь именно познавательная активность, познавательная
деятельность является залогом успешного обучения детей. Она способствует развитию
самостоятельных
действий,
направленных
на
поиски
адекватных
способов
решения,
подбора материалов и средств для осуществления предстоящих задач. Познавательная
активность формируется еще в дошкольном детстве и тесно взаимосвязана с развитием
познавательных процессов.
Познавательная деятельность-деятельность обучающегося, которая проявляется в
его
отношении
к
содержанию
и
процессу
учения,
в
стремлении
к
эффективному
овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации
нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.
Исследования ведущих специалистов доказывают, сколь важно учитывать в ходе
учебно-воспитательного
процесса
познавательную
деятельность
ребенка.
Детям
с
ограниченными возможностями это важно вдвойне, потому что им свойственна низкая
познавательная
активность,
так
как
у
них
слабо
формируются,
или
формируются
с
опозданием все познавательные процессы. Без специального педагогического воздействия
у
таких
детей
не
развиваются
такие
качества
как:
самостоятельность,
способность
переноса
усвоенных
знаний
и
навыков
из
одной
ситуации
в
другую
при
решении
аналогичных задач, а познавательные процессы обеспечивают формирование всех высших
психических функций.
1. Проблема формирования познавательной деятельности у обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Следует отметить, что познавательная деятельность в наше время недостаточно
изучена. Однако изучение этой темы началось давно. Еще Ян Амос Каменский начал
заниматься этой проблемой. К.Д. Ушинский в познавательных интересах видел основной
внутренний механизм успешного учения. Интерес к процессу познания формируется у
ребенка с малых лет. Он основан на любопытстве и любознательности. Познавательный
интерес – это стремление к знанию, возникающие из активного отношения к предметам и
явлениям действительности в процессе деятельности. Истоки познавательного интереса
заложены в окружающей действительности, но решающим в его формировании является
процесс воспитания и обучения. Он проявляется у ребенка в стремлении узнавать новое,
выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в
желании понять их сущность, найти имеющиеся между ними отношения и связи.
Интерес создаёт благоприятные условия для развития познавательной деятельности и
самостоятельности
детей,
нейтрализуя
равнодушие
и
инертность.
Познавательная
деятельность является одним из компонентов умственного развития школьника. Она тесно
связана
с
развитием
психических
познавательных
процессов.
Психические
познавательные
процессы
–
это
психические
явления,
в
своей
совокупности,
непосредственно обеспечивающие как процесс, так и результат. К их числу относятся
ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление.
Большую
роль
в
формировании
познавательной
деятельности
играет
взрослый.
Он
обучает
детей
наблюдательности
и
самостоятельной
постановке
проблемы,
а
также
способам
получения
информации.
Дети
учатся
задавать
вопросы.
Эти
умения
приобретаются детьми в процессе упражнений, наблюдений, которые ставят ребенка в
ситуацию их решения с помощью сравнения. Дети любят задавать вопросы. В этом
проявляется их любознательность, что свидетельство хорошей организации ума. Дети
познают мир, задавая множество вопросов. На протяжении школьного возраста вопросы
меняются по форме и содержанию. Ребенка интересует название действия, предмета, его
качества, свойства. Вопросы возникают при непосредственном восприятии предметов и
явлений.
Для
старшего
возраста
характерна
интенсивная
умственная
переработка
впечатлений. Вопросы ребенка этого возраста направлены на усвоение связей, отношений
между предметами и явлениями действительности, на систематизацию представлений,
нахождению в них аналогии, общего и различность.
Основой
познавательной
деятельности
является
активная
мыслительная
деятельность. Поэтому важно, чтобы ребёнок размышлял и высказывал свое мнение.
Педагоги
определили
условия,
способствующие
эффективности
воспитания
познавательной деятельности детей:
высокий научный и методический уровень деятельности педагога;
высокая организация учебно-познавательной деятельности детей, опирающаяся
на научные основы построения деятельности, на ее существенные стороны;
благоприятная
атмосфера
отношений
в
деятельности
и
общении
педагога
с
детьми, определяющая высокую познавательную активность через социальный фактор
обучения, которое определяется в значительной мере позицией педагога.
Таким
образом,
для
формирования
познавательной
деятельности
необходимо
создание специальных ситуаций, с большим количеством возможных способов действия.
Познавательная деятельность является основой познавательной активности, так как дети
познают
всё
в
деятельности.
А
деятельность
не
возникает
без
познавательных
потребностей.
Для
проявления
обучающимися
познавательной
активности
нужен
познавательный
интерес.
Только
при
наличии
всех
этих
компонентов
возможно
формирование у них познавательной деятельности.
2. Игра на занятиях по экологическому воспитанию как эффективное средство
формирования познавательной деятельности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
Занятия являются основной формой организации воспитательного процесса при
обучении
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Именно
на
занятиях
создаются условия для усвоения детьми достаточно сложных знаний, умений и навыков
для формирования разных способностей детей. Оно даёт возможность создавать ситуации
с большим количеством способов действия, стимулируют проявление познавательной
деятельности.
Занятия,
организованные
определённым
образом,
позволяют
повысить
уровень познавательной активности. Каждое занятие должно способствовать коррекции
дефектов
познавательной
деятельности
и
адаптации
воспитанников
к
жизни.
Только
творческий
подход
к
построению
занятий,
его
неповторимость,
насыщенность
многообразием
примеров,
методов
и
форм
могут
обеспечить
эффективность.
Использование
средств
информационных
технологий
позволяет
повысить
степень
активности школьников и привлечь их внимание, усилить мотивацию к обучению.
На наш взгляд, при проведении занятий по экологическому воспитанию важна
эмоциональность педагога, интригующая интонация голоса при вопросе, использование
шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей к заданиям,
вследствие чего повышается познавательная активность и познавательная деятельность.
На таких занятиях педагог учит детей любить природу, познавать окружающий мир,
разбираться в сложных вопросах отношений человека и природы. Формирование у детей
ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом
должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а и развитие
эмоциональной
отзывчивости,
умение
и
желание
активно
защищать,
улучшать,
облагораживать природную среду.
Проводимые нами занятия по экологии показали, что дети очень заинтересованы в том,
что их окружает. На занятиях речь идет не просто о любви к природе, а педагог старается
побуждать их к наблюдениям за явлениями природы, учит сравнивать и делать выводы.
При
подготовке
занятия
обязательно
подбираются
стихотворения.
Стихи
помогают
ребятам дать поэтическое описание природы.
Познавательная активность повышается при проведении дидактических игр, например,
«Игра-парочки», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Мы с вами где-то встречались,
или кто есть, кто?», «Кто как разговаривает?». Во время этих игр ребята воспроизводят в
памяти то, что было изучено ранее. Так же происходит знакомство ребят с животным и
растительным миром. Ребята начинают бережнее относиться к растениям и животным.
Например, что птицами надо не только любоваться, но и помогать им выжить, переносить
трудное для них время. У детей формируется привычка подкармливать птиц.
На каждом занятии решаются общие дидактические задачи: под руководством педагога
формируется
способность
обучаться,
развивается
творческая
и
интеллектуальная
активность.
Значительное
место
на
занятиях
отводится
тренировочным
игровым
упражнениям,
играм
на
внимание,
на
отработку
быстроты
зрительной,
слуховой
и
двигательной
реакции.
Различные
игровые
упражнения
на
повышение
интереса,
эмоционального тонуса, активизирующие работоспособность должны присутствовать на
разных этапах занятия.
При построении занятий мы используем методы по способу действия.
1.Игровые методы.
Здесь
использование
дидактических
игр,
способствует
созданию
у
ребенка
положительного
эмоционального
настроя,
повышает
работоспособность,
дает
возможность
многократно
повторять
один
и
тот
же
материал,
обогащают
словарь
и
активизировать познавательную деятельность. Они могут проводиться на любом этапе
занятия.
1. Игра – парочки . Ребята получают карточки с названиями растений и животных. Они
должны образовать пары (растение – животное) и объяснить причину выбора (одним,
двумя словами). Время выполнения задания 1 мин.
(Ответ. Еж – сосна (имеются иголки); крапива – пчела (жалят); мать-и-мачеха – крот
(мягкие покровы); росянка – паук (едят насекомых); репейник – пиявка (цепляются);
осина – заяц («трусишки»)).
2. Кто в лесу живет, что в лесу растет? - дети знаком + отмечают кто в лесу живет, что в
лесу растет, знаком – других животных и растения.
№
вопрос
а
Вариант 1
Вариант 2
1
Клюква
Черника
2
Земляника
Осина
3
Малина
Голубика
4
Смородина
Ясень
5
Дуб
Ежевика
6
Вишня
Астра
7
Корова
Колокольчик
8
Олень
Гладиолус
№
вопрос
а
Вариант 3
Вариант 4
1
Кролик
Сосна
2
Медведь
Клен
3
Тюльпан
Заяц
4
Береза
Овца
5
Сирень
Георгин
6
Волк
Ландыш
7
Подснежник
Незабудка
8
Флоксы
Белка
№
вопрос
а
Ответ
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
1
+
+
-
+
2
+
+
+
+
3
+
+
-
+
4
+
+
+
-
5
+
+
+
-
6
-
-
+
+
7
-
+
+
+
8
+
-
-
+
«Кто как разговаривает?»
Увеличьте до нужного размера и скопируйте игровые карточки на бумагу разного цвета,
размножьте в зависимости от количества участников или команд и разрежьте.
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Лиса:
4. Перепелка:
А) лает
А) квохчет
Б) воет
Б) токует
В) пищит
В) поет
2. Олень:
5. Косуля:
А) мычит
А) пыхтит
Б) трубит
Б) вопит
В) урчит
В) косит
3. Филин:
6. Кабан:
А) охает
А) хрюкает
Б) ахает
Б) ревет
В) ухает
В) скрежещет зубами
Ответы: 1 — А; 2 — Б; 3 — В.; 4 — Б; 5 — А; 6 — В.
2.Словесные методы.
К этим методам можно отнести загадки, которые являются важным средством
развития
речи
и
познавательной
деятельности.
Загадки
расширяют
кругозор
детей,
знакомят их с окружающим миром. Они способствуют формированию мыслительных
операций,
побуждают
к
активной
деятельности.
Использование
загадок
не
только
оживляет
работу
на
занятиях,
но
и
повышает
интерес
детей.
Любая
загадка-
это
логическое
упражнение,
в
котором
требуется
узнать
предмет
по
его
характерным
признакам.
Для
того,
чтобы
доказать
правильность
отгадки,
необходимо
подробное
последовательное логическое рассуждение. Чтобы побудить ребенка к доказательству,
следует побудить его рассказать, как он думал, отгадывая загадку.
Заключение
Теоретический
анализ
проблемы
позволил
установить,
что
познавательная
деятельность у детей с ограниченными возможностями сформирована недостаточно.
На занятиях по экологии у детей расширяются знания об окружающем, активизируется
речь и обогащается словарь, стимулируется желание самостоятельно делать выводы, тем
самым у детей развиваются все познавательные процессы, вследствие чего формируется
познавательная деятельность.
Таким образом, занятия по экологическому воспитанию являются эффективным
средством для формирования познавательной деятельности у детей с ограниченными
возможностями.
Библиография
1.
Власова
Т.А.,
Певзнер
О
детях
с
отклонениями
в
развитии.-2-е
изд.
–
М.:
Просвещение,1973.-175с.
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать.
Москва: «Эксмо-Пресс». 2002
3. Колосова С. Л. Основы психодиагностики. Учебное пособие.- Сыктывкар, 2000
4. Основы специальной психологии. / Под ред. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003.
5. Подласый А. П. Педагогика: Новый курс. Учеб. Для студентов ВУЗов: В 2 кн.- М.:
Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.
– М.: Просвещение, 1979.