Автор: Юркова Елена Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ центр развития ребенка-детский сад №80 Населённый пункт: г. Одинцово Наименование материала: конспект НОД Тема: Образовательная область: речевое развитие. "Приметы матушки-зимы" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад
№
80
143000, Московская область, г. Одинцово, ул.Ново-Спортивная, д.12
Конспект НОД.
Образовательная область «Речевое развитие»
Тема. «Приметы матушки-зимы»
Воспитатель 1 квалификационной категории
Юркова Елена Александровна
Одинцово 2016г.
Конспект НОД
Образовательная область « Речевое развитие »
Тема: Приметы матушки -зимы
.
Воспитатель: Юркова Е.А.
1 квалиф. категория
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения,
подбирать однокоренные слова.
Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные
прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового
анализа слов.
Развивающие задачи:
Развивать языковое чутье путём образования родственных слов
Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, память,
тонкую и общую моторику, дыхание и правильный речевой выдох, координацию речи с движением,
умение слушать и давать анализ музыкальному произведению.
Воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности,
инициативности, ответственности , воспитывать любовь к природе.
Оборудование НОД: интерактивная доска, мольберт, картинки с изображением зимы, мяч,
сигнальные карточки, стаканчики с крошками пенопласта и соломинки для коктейля, репродукции
зимних пейзажей , снежинки, снежки,
запись музыкальных фрагментов о зиме, музыкальные отрывки из известных произведений,
магнитофон.
Персонажи НОД: Зимушка-зима
Ход НОД.
1. Организационный момент
2. Введение в тему.
Отгадывание загадок:
Воспитатель:
- Отгадайте загадку, догадайтесь о чем мы сегодня будем говорить и обратите внимание, какие
образные, красивые слова здесь присутствуют:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белой,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром!
Вопросы :
• Как вы думаете, о какой царице идёт речь в загадке?
• Почему зиму называют царицей?
Под музыку «Три белых коня...» появляется Зима, веселая, красивая, нарядная.
· Зима кланяется в пояс, касаясь рукой пола, под песню обходит всех ребят, всех гостей, а
сама любуется на себя в Зеркальце. Под конец песни выходит на середину , смотрится на себя
и прихорашивается .
· Зима:
· - Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, Я ль на свете всех милее, всех румяней и
белее.
· Дети отвечают.
За каждую загадку Зима дарит снежинку.
·
· 1. Летят балерины, как пух из перины
· 2. На все садится, никого не боится
· 3. Прихожу – все рады, ухожу – все рады
· 4. В огне не горит, в воде – не тонет
· 5. На дворе – горой, а в избе – водой
· 6. Лежал, лежал, да в речку побежал
· 7. Идет – живет, ляжет – замрет
· Зима (любуется на себя в зеркало):
· -Зеркальце мое миленькое, светлое, хрустальное, скажи, да всю правду доложи, чем же я
так хороша, интересна чем зима ?
· ( дети называют приметы зимы)
•
Если в начале зимы идет сильный снег, то в начале лета будет сильный дождь.
•
Если декабрь выдался снежный и холодный, то и урожай будет хорошим.
•
Если в декабре снег намело вплотную к заборам, то лето будет плохим, а если же остался
промежуток – то ждать большого урожая.
•
Если зимой гремит гром – скоро ждать крепких морозов.
•
Если дым из трубы идет столбом – похолодает.
•
Если в первый день февраля небо усеяно множеством звезд, то холода еще долго
продержатся.
•
Если в первый день февраля небо ясное, то весна будет ранней.
•
Если зима бесснежная и суровая, то лето будет засушливым и жарким.
•
Если зима теплая, то лето будет холодным.
•
Чем больше снега на полях, тем больше будет урожай
-Какие вы молодцы все правильно мне ответили…Ну а мне пора проведать других ребят и
узнать у них, знают ли они обо мне, любят ли меня…Но я еще к вам загляну..( зима уходит)
• Воспитатель:
На интерактивной доске появляются картины зимы.
- Говорят, что зимой природа как будто отдыхает, спит, но остаётся очень красивой и
завораживающей. Зиму очень часто изображали на своих полотнах живописцы: Шишкин,
Грабарь, Рерих; о ней любили писать стихи русские поэты: С.Есенин, А.Пушкин. Для того,
чтобы передать красоту русской зимы, поэты используют образные выражения, которые
помогают более полно и наглядно её представить. Образные выражения позволяют более точно
выразить мысль, украсить нашу речь. Они часто используются в сказках, стихах, рассказах,
загадках.
• Что означает определение “белолица”, “светлокожа”?
Воспитатель:
- Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина:
Заметает пурга
Белый путь.
Хочет в мягких снегах
Потонуть.
Ветер резвый уснул
На пути;
Ни проехать в лесу,
Ни пройти.
Вопросы :
• Какие приметы зимы мы представляем, слушая это стихотворение? (Заметает пурга; ни проехать в
лесу, ни пройти).
• Что означают слова “белый путь”, выражение “в мягких снегах потонуть”? (глубокий снег, путь по
снегу)
Воспитатель предлагает каждому взять по одной предметной картинке.
- Рассмотрите картинки и назовите.
(Снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок)
Чтение наизусть стихотворения К. Бальмонта « Снежинка»
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальная,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
- Подумайте, от какого слова образованы слова снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка.
- Подумайте и назовите еще несколько слов, которые образованы от слова снег.
Воспитатель убирает предметные картинки и, если детям трудно выполнить задание, оказывает
им помощь.
- Как называются цветы, первыми появляются из-под снега?
- Какую бабу слепили из снега?
- Когда идет сильный снег , он падает, как мы это называем?
- Какое время года наступило?
- Итак, сегодня мы говорим с вами о зиме!
3. Рассматривание картины «В зимнем парке»
Воспитатель помещает на мольберт картину.
- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
- Верно. Расскажите о земле. Как она выглядит?
- Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Начните ответ со слова «снег».
- Опишите небо. Какое оно?
- Деревья какие?
- Что еще есть на картине?
- Что делают дети?
- Как они одеты? Почему?
- Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке?
Воспитатель просит детей отвечать на вопросы полными предложениями.
- Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.
4. Упражнение «Снеговик» (деление слова на слоги и составление предложений)
Воспитатель убирает картину.
- Скажите мне, кого дети слепили на прогулке в парке?
- Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем это слово.
- А теперь произнесите это слово по очереди, прохлопывая его.
Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этом слове.
- Попробуйте придумать предложение со словом снеговик.
5. Работа на развитие фонематического слуха + составление слоговой схемы слова:
- А сейчас следующее задание:
- Если вы услышите звук «с» в тех словах, которые я буду произносить, то вы поднимаете карточку.
(воспитатель называет слова)
-Где в слове «снежинка» стоит зкук «с»?
-Какой этот звук ( согласный, глухой)
-Каким цветом на схеме вы бы его обозначили?
-Какой буквой на письме обозначается этот звук?
-Давайте в воздухе нарисуем образ этой буквы..
6. Игра «Снеговик»
- Пойдемте поиграем.
Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят
Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком.
Он превратится в снежный ком, «Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков
Его улыбка так светла! Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза. Прикрывают голову
Ладошкой, дотрагиваются до носа.
Но солнце припечет слегка – Медленно приседают.
Увы! – и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.
7. Игра «Какое слово лишнее?»( в кругу)
- Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны.
Дружно, вместе со мной изображаем то, о чем говорим:
Каток, платок, каток, каток.
Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.
Снежок, снежинка, нежный, снеговик.
8. Упражнение «Назови действие» (со «снежком»)
Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное
мной словечко.
Зимой метель... (метёт).
Ночью ветер в трубах... (воет, завывает).
Из снеговой тучи снежинки... (падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк... (воет).
На зиму медведь в берлоге... (засыпает).
Мороз щёки и нос... (щиплет).
Зимой вода в реке... (замерзает).
Иней на ветках деревьев... (блестит).
Зимой снег всё вокруг... (накрывает).
Деревья зимой... (спят).
Под снегом травка зимой... (греется).
Зимой насекомые... (прячутся).
8. Дыхательное упражнение «Вьюга»
- Послушайте загадку.
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает?
Все дорожки заметает?
Наметает на крыльцо?
(вьюга) –
- Хотите устроить вьюгу?
- Каждому из вас я раздаю стаканчики с маленькими крупинками-снежинками. Снег там волшебный
и не тает
- Встаньте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте
глубокий вдох, а потом долго дуйте в стаканчик, не надувая щек. Вот так.
Воспитатель показывает, как правильно выполнять упражнение.
Дети выполняют упражнение 3-4 раза.
Садятся на стулья.
9. Беседа по картинам на интерактивной доске:
Воспитатель:
Посмотрите на репродукции картин известных художников.
-Что на них изображено?
- Какой образ зимы передал в своём пейзаже художник Иван Иванович Шишкин? (Зима снежная,
пуховая, пушистая, лес утонул в снегу, деревья как будто спят);
-Какой образ зимы передал в своём пейзаже художник Николай Константинович Рерих? (холодная,
ледяная, синяя, голубая, туманная, холодное солнце)
-Какой образ зимы передал в пейзаже “Февральская лазурь” художник Игорь Эммануилович
Грабарь? (солнечная, морозная, хрустальная, прозрачная, звенящая, лазоревая) С помощью
воспитателя дети уточняют образ зимы в картинах.
-Какую картину вы бы нарисовали о зиме, если бы были художником?
10. Игра «Третий лишний»
- Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его,
объяснив своё решение .
1. Январь, февраль, зима.
2. Снежки, санки, коньки.
3. Метель, лыжи, мороз.
4. Снежок, снеговик, снегирь
11. Упражнение «Закончи предложение»
- Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.
Мы решили слепить …(снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику).
Мы показали соседям нашего…(снеговика).
Мы играли с нашим …(снеговиком).
Мы рассказали бабушке о …(снеговике).
11. Пальчиковое упражнение «Лыжники»
- Вы все верно ответили, и сейчас я превращу вас всех в лыжников. Кто такие лыжники?
Мы будем выполнять упражнение для наших пальчиков.
Сначала правой рукой, а затем левой.
По сугробам ноги ходят.
Спор с сугробами заводят:
- Не увязнем мы в снегу, -
Говорили на бегу,
- И пройдем там, где нам нужно.
Лыжи нас поддержат дружно,
Им сугробы не помеха.
Снег для них - одна утеха
12. Упражнение «Один много» (с мячом)
- Лыжники из вас получились отличные. Дома потренируйтесь делать это упражнение.
- Сейчас поиграем в мяч в игру «Один – много»
Сосулька снежок льдинка
след снежинка снеговик
сугроб мороз метель
13. Упражнение «Снежный ком»
Воспитатель:
-Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Зимой всё по-другому. Всё
живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те,
что остались, не поют и летают зябко и неторопливо. Говорят, что зимой природа как будто
отдыхает, спит, но остаётся очень красивой и завораживающей
-Каждый из вас сейчас должен назвать красочный эпитет, который описывает это время года и
передать волшебную снежинку соседу после произнесения признаков зимушки-зимы.
- А после мы вместе скатаем наш «снежный ком» из тех признаков, которые вы назовете.
-Итак, зима какая?(снежная)
( дети называют эпитеты по одному, запоминают их, а затем все вместе повторяют
все
произнесенные признаки)
14. Игра «Кто быстрее отгадает слово?»
Я предлагаю вам по первым звукам в
названиях картинок отгадать слова:
(дети называют первый звук, воспитатель
ставит соответствующую букву на
мольберт)
-Зяблик, игла, машина, автобус –
получилось слово»ЗИМА.»
-Санки, туча, утюг, жаба, арбуз – СТУЖА.
-Сахар, небо, ель, жук, обруч, клубок –
СНЕЖОК
15.Игра «Назови ласково»
-А сейчас я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег – снежок Холод - холодок
Мороз – морозец Снежинка - снежиночка
Зима - зимушка горка – горочка
Лед – ледок, льдинка санки – саночки
Воспитатель:
-Я уже поняла, что вам нравится зима. А сейчас я предлагаю вам показать , что же вам нравится
зимой.
16.Игра «Что нам нравится зимой?» ( под музыку песни «Что нам нравится зимой?»)
Что нам нравится зимой?
(Хлопки)
Белые полянки.
(Развести руки в стороны)
И на горке снеговой
(Поднять руки вверх, показать «горку»)
Лыжи или санки (2 р.)
(Ходьба лыжника)
Что нам нравится зимой?
(Хлопки)
Мягкие сугробы,
(Показать сугробы)
Чтоб копаться день–деньской
(Имитировать копание снега лопатой)
Крепость делать чтобы (2 р.)
(Лепить снежки)
Что нам нравится зимой?
(Хлопки)
Потеплей одеться,
(Имитировать одевание одежды)
В шубке тёплой меховой,
(Похлопать ладошками по одежде)
На морозе греться (2 р.)
(Прыжки)
17. Прослушивание музыкального фрагмента П.И.Чайковского «Зима» из цикла Времена года
или А.Вивальди «Зима» (сидя на ковре, затем выполнение движений под музыку).
В это время появляется Зима, проходит, выполняет движения с детьми.
18. Итог НОД
- Вспомните, о чём мы сегодня говорили ?
- Что мы делали ?
- Что вам понравилось и запомнилось
-Мы сегодня веселились и играли, и резвились.
А сейчас уже пора, отдохнуть нам, детвора
Игра в снежки с гостями :
-А сейчас неотъемлемая часть зимних забав- игра в снежки!!
(детям раздаются снежки и дети с гостями перекидываются снежками под веселую музыку)
16. Угощение гостей.
Зима:
Поздравляет с наступающим праздником и угощает гостей.