"Формирование навыков коммуникации у обучающихся с расстройствами аутистического спектра"
Автор: Соколова Наталья Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МКОУ "Специальная (коррекционная) школа VIII вида" Населённый пункт: г Сатка Челябинской области Наименование материала: методическая разработка Тема: "Формирование навыков коммуникации у обучающихся с расстройствами аутистического спектра" Раздел: среднее профессиональное
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа VIII вида с наличием интерната для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Формирование навыков коммуникации
у обучающихся с расстройствами аутистического спектра»
Соколова Наталья Владимировна
учитель-логопед
г. Сатка 2016
Речь и альтернативная коммуникация.
Обучающиеся,
имеющие
расстройства
аутистического
спектра,
для
которых устная речь, как средство коммуникации слишком сложна постоянно или
в течение длительного времени нуждаются в подходящей для них альтернативе.
Во
втором
варианте
введённого
стандарта
введена
новая
предметная
область «Речь и альтернативная коммуникация», т.е. дети имеют возможность
выбрать
соответствующую
их
речевому
развитию
систему
коммуникации
и
освоить выбранный способ передачи информации.
В
выборе
средств
коммуникации
активно
участвуют
родители.
Очень
важно, что к средствам дополнительной коммуникации мы относимся, как к
инструменту
запускающему
и
стимулирующему
весь
процесс
речевой
деятельности, но для отдельных учащихся это единственный возможный способ
общения.
В своей работе мы применяем специальные методы обучения:
- визуализация учебного материала;
-чёткое структурирование занятий;
-
и с п о л ь з о в а н и е
д о п о л н и т е л ь н ы х
с р е д с т в
ко м м у н и к а ц и и
(коммуникативные
альбомы,
коммуникативные
таблицы,
коммуникативные
тетради);
- использование сочетания элементов методики обучения чтению целыми
словами, и элементов технологии ПЕКС;
- также на уроках нам помогает тьютор.
Изучая уровень речевого развития наших обучающихся, были разработаны
коммуникативные альбомы и коммуникативные таблицы и работа с ними была
приведена в систему.
Перед
тем
как
работать
со
схемами
и
словами
мы
соотносим
их
с
изображениями и натуральными предметами и действиями.
Сочетание
элементов глобального чтения и элементов технологии
обучения коммуникативной системе PECS при работе с коммуникативным
альбомом
1 этап – фраза + предметная картинка = предложение
2 этап – фраза = предметная картинка + карточка со словом = предложение
3этап – фраза + сюжетная картинка + словосочетание = предложение
(связное высказывание)
4 этап – фраза + карточки с обозначением цвета и предмета + карточки со
словами, обозначающими признак предмета и предмет
Использование в сочетании элементов глобального чтения и элементов
технологии обучения коммуникативной системе PECS при работе с
коммуникативными таблицами
Цель:
формирование
способа
передачи
информации
вербальными
и
невербальными средствами информации.
Задачи:
1)формирование
понимания
речевых
инструкций,
закрепление
понятия
слово,
предложение;
2)коррекция мелкой моторики, развитие зрительного и слухового восприятия;
3)укрепление уверенности в ситуации общения.
Таблица№1
(работа с предметными картинками и схемами)
Неговорящий и нечитающий ребёнок.
Цель: обучение способу передачи информации с помощью предметных карточек
Таблица №2
(соотнесение предмета и слова, составление словосочетания)
Говорящий
ребёнок,
но
речь
грамматически
неправильно
оформлена,
чтение
целыми словами
Цель:
формирование
грамматически
правильной
фразовой
речи
с
помощью
предметных карточек и карточек со словами
Таблица№3
(соотнесение предмета и слова, составление предложения)
Неговорящий, но читающий ребёнок
Цель: передача информации с помощью карточек со словами
Говорящий
и
читающий,
но
фраза
грамматически
неправильно
оформлена
и
неадекватна ситуации
Цель: формирование грамматически правильно оформленной фразовой речи и
адекватной ситуации
Т а б л и ц а № 4
№ 4
(составление фразы)
Неговорящий, но читающий ребёнок
Цель работы: обучение способу передачи информации с помощью схем и карточек
со словами, ведение диалога
Т а б л и ц а № 5
№ 5
(составление предложения)
Речь представлена в виде отдельных слов, но фраза отсутствует, чтение целыми
словами
Цель работы: формирование грамматически правильной фразы