Напоминание

"Формирование навыков коммуникации у обучающихся с расстройствами аутистического спектра"


Автор: Соколова Наталья Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКОУ "Специальная (коррекционная) школа VIII вида"
Населённый пункт: г Сатка Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование навыков коммуникации у обучающихся с расстройствами аутистического спектра"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа VIII вида с наличием интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Формирование навыков коммуникации

у обучающихся с расстройствами аутистического спектра»
Соколова Наталья Владимировна учитель-логопед г. Сатка 2016

Речь и альтернативная коммуникация.
Обучающиеся, имеющие расстройства аутистического спектра, для которых устная речь, как средство коммуникации слишком сложна постоянно или в течение длительного времени нуждаются в подходящей для них альтернативе. Во втором варианте введённого стандарта введена новая предметная область «Речь и альтернативная коммуникация», т.е. дети имеют возможность выбрать соответствующую их речевому развитию систему коммуникации и освоить выбранный способ передачи информации. В выборе средств коммуникации активно участвуют родители. Очень важно, что к средствам дополнительной коммуникации мы относимся, как к инструменту запускающему и стимулирующему весь процесс речевой деятельности, но для отдельных учащихся это единственный возможный способ общения. В своей работе мы применяем специальные методы обучения: - визуализация учебного материала; -чёткое структурирование занятий; - и с п о л ь з о в а н и е д о п о л н и т е л ь н ы х с р е д с т в ко м м у н и к а ц и и (коммуникативные альбомы, коммуникативные таблицы, коммуникативные тетради); - использование сочетания элементов методики обучения чтению целыми словами, и элементов технологии ПЕКС; - также на уроках нам помогает тьютор. Изучая уровень речевого развития наших обучающихся, были разработаны коммуникативные альбомы и коммуникативные таблицы и работа с ними была приведена в систему. Перед тем как работать со схемами и словами мы соотносим их с изображениями и натуральными предметами и действиями.
Сочетание

элементов глобального чтения и элементов технологии

обучения коммуникативной системе PECS при работе с коммуникативным

альбомом
1 этап – фраза + предметная картинка = предложение 2 этап – фраза = предметная картинка + карточка со словом = предложение 3этап – фраза + сюжетная картинка + словосочетание = предложение (связное высказывание)
4 этап – фраза + карточки с обозначением цвета и предмета + карточки со словами, обозначающими признак предмета и предмет
Использование в сочетании элементов глобального чтения и элементов

технологии обучения коммуникативной системе PECS при работе с

коммуникативными таблицами
Цель: формирование способа передачи информации вербальными и невербальными средствами информации. Задачи: 1)формирование понимания речевых инструкций, закрепление понятия слово, предложение; 2)коррекция мелкой моторики, развитие зрительного и слухового восприятия; 3)укрепление уверенности в ситуации общения. Таблица№1 (работа с предметными картинками и схемами) Неговорящий и нечитающий ребёнок. Цель: обучение способу передачи информации с помощью предметных карточек Таблица №2 (соотнесение предмета и слова, составление словосочетания) Говорящий ребёнок, но речь грамматически неправильно оформлена, чтение целыми словами Цель: формирование грамматически правильной фразовой речи с помощью предметных карточек и карточек со словами Таблица№3 (соотнесение предмета и слова, составление предложения) Неговорящий, но читающий ребёнок Цель: передача информации с помощью карточек со словами Говорящий и читающий, но фраза грамматически неправильно оформлена и неадекватна ситуации Цель: формирование грамматически правильно оформленной фразовой речи и адекватной ситуации Т а б л и ц а № 4 № 4 (составление фразы) Неговорящий, но читающий ребёнок
Цель работы: обучение способу передачи информации с помощью схем и карточек со словами, ведение диалога Т а б л и ц а № 5 № 5 (составление предложения) Речь представлена в виде отдельных слов, но фраза отсутствует, чтение целыми словами Цель работы: формирование грамматически правильной фразы


В раздел образования