Напоминание

Урок биологии в 5 классе "Среды жизни"


Автор: Будникова Ирина Михайловна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "ООШ с. Березовка"
Населённый пункт: с. Березовка, Базарно-Карабулакский район Саратовская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Урок биологии в 5 классе "Среды жизни"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок биологии в 5 классе УМК И.Н.Пономаревой Тема урока: Среды жизни. разработала Будникова Ирина Михайловна, учитель биологии МБОУ « Основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.Д.Павлова Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»
Цель урока:
конкретизировать знания обучающихся об основных средах жизни ,выявить приспособленность организмов к той или иной среде
Предметные результаты:
– сформировать умение характеризовать среды жизни ; – сформировать умение по внешнему виду организма определять среду жизни – сформировать умение понимать смысл биологических терминов:
водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная среды

жизни
.
Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД
1. Сформировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу 2. Сформировать мотивацию учения 3. Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности
Познавательные УУД
1. Сформировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию (работа с текстом по технологии продуктивного чтения). 2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 3. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (рисунок в текст и пр.). 5. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
Коммуникативные УУД
1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей. 2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. 3.Сформировать умение работать в группе
Регулятивные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
(формулировка вопроса урока). 2. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. Сформировать умение проводить контроль в форме сличения результата с заданным эталоном Тип урока: урок открытия новых знаний Ход урока: Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Оборудова ние Формируемые УУД 1.Этап мотивации к учебной деятельности – Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень большая работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится… Для этого мне понадобиться ваша помощь. Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Я уверена в ваших знаниях! Тема не трудная и я уверена, что вы с легкостью с ней справитесь. Эпиграф урока: У природы живые краски, Миллионы лучистых соцветий. Для чего чудеса из сказки, Дети настраиваются на работу Личностные УУД: мотивация учения
Если в жизни их можно встретить? 2. Актуализация и пробное учебное действие . -Ребята, посмотрите на слайд, что здесь лишнее? (на слайде растения, грибы, бактерии, животные, камни) -А почему камни? -По каким признакам вы определили, что это неживые объекты? Назовите признаки живого. (корректирует ответы) Молодцы! Вы справились с заданием, живые организмы обладают следующими свойствами ( демонстрация ЭОР) -А могут ли живые организмы в природе жить изолированно друг от друга? Посмотрите внимательно на доску и скажите: возможно ли в естественной природе « встретить» этих живых существ вместе? (на слайде представители разных сред жизни) - Как вы думаете почему? Предположите тему урока? (учитель выслушивает и корректирует) Дают ответ: камни Это неживые тела Дают ответы (дыхание, размножение, обмен веществ и т.д.) Высказывают свое мнение Дают ответы Называют тему урока: «Среды жизни» Слайд 2 ЭОР « Свойства живого» Слайд 3 Слайд 4
Личностные

УУД
Сформировать учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу
3. Целеполагание и построение выхода из затруднения Как вы думаете, какие цели мы должны поставить сегодня на уроке? Что нам предстоит изучить? Учитель корректирует ответы обучающихся. В течение урока мы будем работать в группах. У каждого из вас имеется изображение представителя одного из царств природы. Ваша задача найти свою группу по названию царства. (на столах стоят таблички с названием царств природы). Верно, ребята, не все организмы могут встретиться в природе, так как Учитель определяет для каждой группы с какой из сред они будут работать 1.группа. Наземно-воздушная среда 2 группа. Почвенная среда 3 группа. Водная среда 4 группа Организменная среда Ответы учащихся (изучить среды обитания) Распределяются по группам
Регулятивные

УУД
1.Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). 4.Реализация построенного проекта (На столах лежат информационные листы, опорный конспект и оценочный лист .
1 задание
Каждая группа получает задание
заполнить характеристику

одной из сред)
Работают в группах Раздаточ- ный материал
Коммуникативн

ые УУД
1.Сформировать умение слушать и понимать речь других людей. 2.Сформировать умение самостоятельно организовывать
Характерис тика Наземно- воздушная Водная Почвенная Организмен ная 1.Количест- во кислорода 2.Количест- во света 3.Количест- во воды 4 Изменение температу- ры 5.Обитатели 6.Приспосо бленность к среде Учитель выслушивает защиту работ каждой из групп Представители каждой из групп дают характеристику одной сред. Остальные группы заполняют по ходу отчета оставшиеся колонки Выставляют баллы в оценочный лист Слайд 6 учебное взаимодействие п ри ра бот е в группе .
Познавательны

е УУД
1.Сформировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию (работа с текстом по технологии продуктивного чтения). 2.Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
Регулятивные

УУД
1.Сформировать
Учитель корректирует ответу учеников и оценивает работу группы (6 баллов максимально, 1 балл за каждую строку) Физминутка Слайд 7 умение, работая п о п л а н у , с в е р я т ь с в о и д е й с т в и я с ц е л ь ю и п р и необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Для каждой из групп предлагается по одному заданию, за выполнение получают 3 балла, за каждую ошибку снимается 1 балл) Задание №1 ( пункт 2 и 3 ) Задание №2 ( группы распределяют животных по средам) Представитель от группы работает у доски с ЭОР Слайд 8
Познавательны

е УУД
1.Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
2.Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (рисунок в текст и пр.). 6.Самостоятельна я работа с взаимопроверкой по эталону (работа по карточкам )
Вариант 1.

Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».
1. Различают 2 среды обитания: наземно-воздушную и водную. 2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела. 3. Крупные кенгуру совершают прыжки в длину до нескольких метров. 4. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде. 5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и снова ныряют. 6. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания. (-, +, +, -, +, + )
Вариант2

Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».
1Воздушная среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению. 2.Воздушная среда-это дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда. 3.В водную среду проникает мало света, а на большую глубину свет совсем не проникает. Работают в карточках
Регулятивные

УУД
1.Сформировать умение проводить контроль в форме сличения результата с заданным эталоном
4.Ноги животных в водной среде приспособлены к бегу, прыжкам. 5.Организменная среда –это среда жизни животных –паразитов 6. У обитателей почвы плохо развито зрение (-,+,+,-,+,+) Предлагается обменяться с соседом слева , проверить работу по эталону, оценить работу в баллах, за каждый правильный ответ по 1 баллу (максимально 6 баллов) Проверяют по эталону. Заполняют оценочный лист Слайд 9 7.Включение в систему знаний и повторение А сейчас предлагаю вам поиграть:
1. Игра «Эстафета»
Определить среды жизни тех или иных организмов ( каждая группа по очереди называют среду жизни животного, за правильный ответ 1балл)
2. Игра «Третий лишний».(
задание для каждой группы, за ответ 1 балл) 1. Дождевой червь, пиявка, слепыш. (обитают в почвенной среде). 2. Бабочка, колибри, щука. (наземно-воздушная среда). 3. Окунь, шмель, акула. (водная среда). 4. Олень, крот, кролик. (наземно-воздушная среда) Выставление оценок. А сейчас обратите внимание в «Оценочной карте» на критерии оценки, после критериев оценки нарисован прямоугольник, Группа поднимает карточки с названием среды Заполняют оценочный лист Выставляют оценки Слайды 10- 12 Слайд 13
Коммуникативн

ые УУД
1.Сформировать умение слушать и понимать речь других людей. 2. Сформировать умение работать в группе
в него вы должны поставить себе оценку. Посчитайте, если у вас: 26-28 правильных ответов – это оценка «5»; 25– 21 правильных ответов – это оценка «4»; 20 – 15 правильных ответов – это оценка «3»; 14 и менее правильных ответов – это оценка «2». Поднимите руки, кто получил «5»; – кто получил «4»; – кто получил «3»; – кто получил, к большому сожалению, «2».Я думаю, что таких нет. Учитель задаёт домашнее задание учащимся Параграф 17; вопросы 1-5 стр. 77-78 Выбери одно или несколько из творческих заданий: 1. Составить кроссворд по теме « Среды жизни». 2. Сочинить стихотворение на тему «Среды жизни». 3. Изобразить среду жизни с её обитателями Записывают в дневник домашнее задание 8.Рефлексия учебной деятельности на уроке У каждого живого организма есть свой дом. Т.е. среда жизни. Среда жизни-это его стихия. Организму там уютно, комфортно. Всем известно, что человек имеет свою стихию (на слайде представлены 4 стихии). Такие стихии встречаются в гороскопах, а мы сегодня изложим их в новом виде. Слайд 14
На доске начерчена схема Воздух Земля Вода Огонь Каждый поставит свой знак, который он выбрал на соответствующую секцию. Воздух ( фигурка птицы) – мне на уроке было легко. Я повысил свои знания и доволен своей работой на уроке. Огонь ( фигурка дракона)– заинтересовался материалом. «загорелся» узнать побольше нового. Прикрепляют фигурки на доску Личностные УУД Го т о в н о с т ь к личностному самоопределени ю, самооценке н а о с н о в е критерия успешной учебной деятельности.
Вода( фигурка рыбы)– «Утонул» в теме урока. Ничего не понял. Земля( фигурка лошади)– твердо знаю материал. Уходя с урока, какую вы бы для себя выбрали стихию? Спасибо за урок!
Приложение 1 Информационная карта. Наземно-воздушная среда Ее освоили паукообразные, насекомые, рептилии, птицы, звери. Организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, называют аэробионтами.
Наземно-воздушная среда характеризуется:
а) много света б) высокое содержание кислорода; в) недостаток воды; г)незначительное сопротивление воздуха при движении; е) значительные колебания температуры. Здесь встречаются животные быстро бегающие по открытым пространствам ( степям, лугам, пустыням); обитающие в лесу и лазающие по ветвям деревьев и кустарников; живущие под пологом леса. По экологическим условиям наземно-воздушная среда - самая сложная и разнообразная по условиям обитания. Приспособление к наземно –воздушной среде животных: активно передвигаются ,разные виды конечностей ( в зависимости от способа передвижения) , покровы тела (перья, шерсть ), экономия влаги ( имеют различные приспособления для экономного расходования влаги ) Водная среда Условия жизни животных, обитающих в водной среде , сильно отличаются от условий наземно-воздушной среды.
.Водная среда характеризуется следующими чертами:
а) большая плотность; б)неравномерное распределение света; в) низкое содержание кислорода; г) сглаженные перепады температуры д) избыток воды; наличие растворенных солей и газов. В водной среде обитают рыбы , ракообразные, кишечнополостные. Одни животные «парят» в толще воды , их называют планктон. (зоопланктон, фитопланктон). Другие - активно плавают и способны преодолевать значительные расстояния (рыбы, черепахи и др.) – это нектон. Некоторые обитают на дне или в грунте водоемов – это бентос (кораллы, губки, плоские и круглые черви, ракообразные, иглокожие, скаты, камбала). Организмы, живущие в водной среде, называются гидробионтами. Приспособления к водной среде обитания: обтекаемая форма тела, наличие слизи на теле, плавники, ласты, подкожный слой жира Почвенная среда Почва имеет очень плотную структуру, в нее не проникает свет.
.Для почвы, как среды жизни, характерны

следующие черты:
а)низкое содержание кислорода б) отсутствие света; в) неравномерное распределение воды г)сглаженные перепады температуры д) значительное сопротивление при движении; В почве живут дождевые черви, клещи, личинки насекомых, муравьи, медведки. Многие млекопитающие роют норы в почве, а крот и слепыш всю жизнь проводят под землей. организмы, населяющие почву, называют эдафобионтами. Приспособления животных к почвенной среде: роющие конечности (плоские с большими когтями, мощные передние зубы (для рытья и перекусывания корней),слаборазвитые глаза и ушные раковины, компактное тело (овальное с короткой шеей и коротким хвостом - для удобного передвижения по подземным ходам), короткий мех (для меньшего трения с почвой). выделение слизи (способствует передвижению в почве ) Организменная среда .Эту среду освоили животные-паразиты, например круглый червь аскарида, печеночный сосальщик, бычий цепень, малярийный плазмодий и др. У паразитов нет недостатка в пище, и они защищены от воздействия внешней среды; внутренняя среда в которой обитает паразит обладает постоянством солевого состава и осмотического давления; отсутствует угроза высыхания..
Организменная среда жизни характеризуется

следующими чертами:
а) недостаток кислорода; б)отсутствие света; в) достаточное количество воды г) постоянство температуры д) практически неограниченные пищевые ресурсы; е) защищенность от внешних факторов; ж) ограниченность жизненного пространства Организмы, использующие другие организмы в качестве среды обитания называют эндобионты. Приспособление паразитов к среде :сложные жизненные циклы со сменой хозяев, большая плодовитость, упрощение органов и систем (дегенерация) , развиты органы прикрепления (:крючьями, присоски)
Приложение 2 Тема : Среды жизни Характерист ика Наземно-воздушная Водная Почвенная Организменная Количество кислорода Количество света Количество воды Изменения температуры Обитатели Приспособ- ленность к среде
Приложение 3 Выбери правильные утверждения
Вариант 1.

Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».
1. Различают 2 среды обитания: наземно-воздушную и водную. 2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела. 3. Крупные кенгуру совершают прыжки в длину до нескольких метров. 4. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде. 5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и снова ныряют. 6. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания. Выбери правильные утверждения
Вариант2

Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».
1Воздушная среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению. 2.Воздушная среда-это дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда. 3.В водную среду проникает мало света, а на большую глубину свет совсем не проникает. 4.Ноги животных в водной среде приспособлены к бегу, прыжкам. 5.Организменная среда –это среда жизни животных –паразитов 6. У обитателей почвы плохо развито зрение
Приложение 4 Оценочный лист Ф.И._____________________________ Вид работы Баллы 1. Заполнение таблицы в группе 2.Проверь себя 3. Выбери правильные утверждения( задание в карточках) 4.Эстафета 5.Задание «Третий лишний» Итого: Посчитайте, если у вас: 26-28 правильных ответов – это оценка «5»; 25– 21 правильных ответов – это оценка «4»; 20 – 15 правильных ответов – это оценка «3»; 14 и менее правильных ответов – это оценка «2». ВАШ ОЦЕНКА: Оценочный лист Ф.И._____________________________ Вид работы Баллы 1. Заполнение таблицы в группе 2.Проверь себя 3. Выбери правильные утверждения( задание в карточках) 4.Эстафета 5.Задание «Третий лишний» Итого: Посчитайте, если у вас: 26-28 правильных ответов – это оценка «5»; 25– 21 правильных ответов – это оценка «4»; 20 – 15 правильных ответов – это оценка «3»;
14 и менее правильных ответов – это оценка «2». ВАШ ОЦЕНКА:


В раздел образования